«Формирование навыка осознанного чтения у учащихся начального уровня образования через приёмы развития критического мышления»
статья

Гребенкина Наталия Геннадиевна

                                      

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx36.91 КБ

Предварительный просмотр:

слайд

Добрый день, уважаемые коллеги и члены жюри. Меня зовут Гребенкина Н.Г.- я учитель начальных классов МАОУ «СОШ№40».

И сегодня я представляю вам свою тему самообразования«Формирование навыка осознанного чтения у учащихся начального уровня образования через приёмы развития критического мышления».

 Чтобы наши представления на эту тему были ярче и максимально визуальными я  предлагаю пройтись по  страницам своей книги.

Первая страница  книги «Введение»

Слайд-Введение

Мой опыт работы учителем начальных классов совсем небольшой, однако,  наблюдая  за детьми,  я заметила, что   они  сталкиваются с проблемой  понимания прочитанного ими текста, что как, правило, является следствием недостаточности сформированности навыка осознанного чтения. Для глубокого анализа проблемы мною были изучены научно-теоретические обоснования, которые  широко представлены у разных авторов.

Слайд- осознанное чтение это..

Чтение, по словам многих выдающихся отечественных педагогов играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека.

Слайд- высказывания

Как отмечал Сухомлинский Василий Александрович: «Чтение, - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя»

Поэтому ценность данного умения, безусловно, очевидна.

Для выявления уровня сформированности навыка осознанного чтения мною была использована  методика Т.Фотекова и Т.Ахутина

Слайд-диаграмма

Результаты диагностики во 2 классе показали, что:

  •  48%  учащихся имеют низкий показатель  навыка  осознанного чтения.  
  • 20% учащихся- понимают смысл прочитанного фрагментарно.

Для решения этой  проблемы, мы  перелистываем  следующуюстраницу книги, которая называется - Как научить?

Слайд- как научить?

Данный вопрос требует комплексного решения, поскольку речь идёт о реализации всех функций русского языка в реальной жизни.

На всех школьныхпредметах без исключения проводится работа с текстом, будь это предмет гуманитарного или технического цикла. На своих уроках я опираюсь на   технологию развития критического мышления, которая формирует у учащихся умение ставить  конкретную цель, планировать и прогнозировать возможные ситуации.

Слайд

Технология богата разнообразными методами и приёмами работы с информацией, например:

На уроках русского языка (из раздела «Развитие речи») анализируем предложенный текст, пишем изложения, для этого я  использую приёмы:«Кластер»,таблица «Знаю-хочу узнать-узнал», «Корзина идей»

На уроках математики: проводим анализ задачи, устанавливаем связь между данным и искомым- в этом помогают приёмы:  «Слова- ключики», «Да/нет-ка»

На уроках окружающего мира: выделяем и классифицируем информацию, фиксируем результаты наблюдений. Здесь работают приёмы«Наблюдашки и фиксашки», «Insert/чтение с пометками»:

На уроках изобразительного искусства:рассматриванием и сравнением иллюстрации разных художников к одному и тому же тексту;для этого применяю приём «Шляпа- ассоциаций»

На уроках технологии: работаем с энциклопедическим материалом– мы используем приём: «Дерево предсказаний».

Но основным уроком для формирования осознанного чтения был и остаётся урок литературного чтения, в ходе которого закладывается фундамент всего последующего осознанного понимания текста. Работа с текстом, чтение его вслух, по цепочке или индивидуально является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный метапредметный характер.

Перечисленные мною приёмы я собрала в копилку «Помогашек», которая занимает почетное место на классном стенде и регулярно обновляется. О наиболее полюбившихся моим ученикам  приёмах я расскажу подробнее на следующей странице книги, под названием: Какие приёмы применять?

Слайд-Какие приёмы применять?

Один из  приемов работы с текстом- модифицированный вариант  «ромашки Блума».

Слайд- «Цветик-семицветик» (переименуем)

 Цель приёма: с помощью вопросов выйти на понимание содержащейся в тексте информации, на осмысление авторской позиции.

Например вот так может выглядеть «мой семицветик»:

Он имеет- 7 лепестков, за каждым цветом скрывается вопрос. Вопросы классифицирую по цвету. Чем ярче цвет, тем выше уровень сложности вопроса. Например: голубой лепесток- творческий вопрос …

  • Голубой - творческие вопросы.  В них всегда есть частица БЫ или будущее время, а формулировка содержит элемент прогноза, фантазии или предположения. Что бы произошло, если... Что бы изменилось, если бы у человека было 4 руки? Это любимый тип вопроса моих учащихся.
  • оранжевый - объясняющие вопросы. Направлены на выявление причинно-следственных связей. Начинаются со слова "Почему". Оранжевый цвет говорит о том, что на этот тип вопроса часто учащиеся затрудняются ответить и выстроить развернутое высказывание.
  • В свой семицветик я добавила сиреневый цвет – который дает возможность учащемуся самостоятельно придумать тот вопрос, который он бы задал своему однокласснику по содержанию текста.

Еще один полюбившийся прием - «слова- ключики».

Слайд-«слова-ключики»

Особенность работы над ключевыми словами состоит в вычитывании подтекстовой и концептуальной информации.

Перед  прочтением текста учащимся даётся установка: найти в нём ключевые слова.

Например, в  тексте стихотворения П.Сапгира спрятана важная информация, отыскать которую помогут слова-ключики.

Слайд- приём

«Слова-ключики» здесь такие: фи, фу, ну, во.  С их помощью автор показал разное отношение людей к футболу.  У женщин эта игра вызывает презрение, пренебрежение, разочарование,   у мальчика – восторг.

Следующий Приём: Чтение с пометками /insert…

Слайд-

Приём нацелен на  формирование умения читать вдумчиво,   оценивать    информацию,  формулировать мысли автора своими словами.

Ученикам  раздаётся задание: текст, который они должны проработать:написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:

V

Знакомая информация

+

Новая информация

--

Я думал (думала) иначе

?

Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше

Этот приём дает мне возможность создать комфортный психологический климат, который активизирует образовательную      деятельность.

Обозначенные выше  приёмы учат находить важную информацию в тексте, формируют коммуникативные навыки, что очень важно на этапе развития учащегося начального уровня образования - не бояться  высказать своё мнение, принять или определить чужую точку зрения.

За год использования приемов технологии критического мышления на своих уроках мне удалось добиться положительной динамики по отслеживаемым показателям.

Слайд- диаграмма

На сегодняшний день количество учащихся с низким уровнем  уровнем навыка осознанного чтения снизилось до 23%.  Я считаю, что это хороший результат, который  доказывает  эффективность применения приёмов  технологии критического мышления. Безусловно работа по формированию уровня осознанного чтения у учащихся младшего школьного возраста будет продолжена, в связи с чем я  перелистну еще одну страницу книги: Куда двигаться дальше?

слайд:Куда двигаться дальше?

Интернет- форумы активно обсуждают вопрос: почему дети не любят читать? Мнения комментаторов схожи. Дети растут в слабой читательской среде,  в окружении нечитающих взрослых и в отсутствии качественных фондов детской литературы в домашних и школьных библиотеках.

Проблема на поверхности: если в семье не прививается эта любовь, то откуда она проявится у ребёнка?

С целью решения данной проблемы мои учащиеся вместе с родителями приняли участие во всероссийском проекте «Читающая мама-читающая семья - читающая страна».

Слайд-Читающая мама

Данный проект был инициирован Ассоциацией школьных библиотекарей русского мира и корпорацией «Российский учебник» (ДРОФА-ВЕНТАНА) — при поддержке Министерства образования и науки  и Союза женщин России.

Слайд-цели

Проект призван поддержать многовековую традицию материнских и семейных чтений, способствующих развитию эмоциональной близости матери и ребенка на материале книги, и создать в обществе позитивный имидж читающей мамы.

        Мамы, бабушки  могут выбрать книжку на любой вкус  — главное, чтобы она вместе с ребёнком получили удовольствие от прочтения.

Слайд-читаем библиотеке

По согласованию с руководством школы, 1 раз в неделю, по пятницам в читальном зале  у нашего класса проходит урок чтения.

Мы решили читать совместно не только дома, но и устраиваем «День моей мамы», в который приглашаем одну из родительниц посетить  занятие и почитать всему классу фрагмент или целое произведение вслух с последующим обсуждением.

Ребята с большим удовольствием слушают чтение мам, отвечают на поставленные вопросы о прочитанном, воспроизводят отрывки из произведений, делают выводы, даже говорят о том, как бы они закончили рассказ.

Интересным стал тот факт, что учащиеся моего класса очень полюбили бывать в школьной библиотеке: выбирают себе книги и для внеклассного чтения и просто для удовольствия.

Слайд-проекты

Ребята читают не только художественную литературу, но и создают проекты на разные темы: «Зачем мы ходим в библиотеку», «Моя любимая книга», «Сочиняем  сказку вместе», «Красная книга России» и другие.

Слайд-участие в конкурсах

В рамках проекта «Читающая мама- читающая семья-читающая  страна» проходят фотоконкурсы,  конкурсы художественногочтения, в которых учащиеся вместе с мамами принимают участие и занимают призовые места

Слайд- результативность

Не смотря на то, что мой стаж работы  всего 1 год и 4 месяца я диссеминирую свой опыт, принимая участие в научно-практических конференциях и конкурсах профессионального мастерства.

Слайд-диссеминация опыта

Закончить своё выступление мне бы хотелось высказыванием Максима Горького:Слайд-финал

«Из всех чудес  созданных человеком, наиболее сложным и великим является книга».

Книга, которую я презентовала сегодня, является так же «чудом», поскольку создаётся она общими усилиями:

моими- как педагога,

усилиями родителей  детей,

иконечно, усилиями моих замечательных учеников.

Понятие «осознанное чтение» из опыта: педагог-психолог :Тихон ГеоргиевичЕгоров,

Советский психолог и педагог, доктор педагогических наук, профессор. Известный специалист в области чтения. Работы Егорова оставили заметный вклад в развитие детской советской психологии.

  • Чем известен: учёный, подробно разработавший психологию обучения детей чтению

 (А. Н. Корнева,  А. Р.  Лурия,  Л. С. Цветкова,  Д.  Б.  Эльконин)

Современные исследователи в области методов развития критического мышления, в России :М.В.Кларин, С.И.Заир-Бек, И.О.Загашев, И.В.Муштавинская и др.)

Итоги конкурса
«Читающая мама — читающая страна.»
октябрь 2018 года – февраль 2019 года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы развития критического мышления на уроках чтения в начальных классах

Сегодня жизнь диктует нам новые, более жесткие требования к организации учебного процесса в школе, к умению работать с информацией. Необходимо, чтобы у школьника формировалось аналитическое мышление, ...

Развитие логического мышления у учащихся начальных классов с использованием технологии развития критического мышления

Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ  «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»...

Описание опыта работы по теме "Применение технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения для формирования навыка осознанного чтения"

Описание опыта работы по теме "Применение технологии  развития критического мышления на уроках литературного чтения для  формирования навыка  осознанного чтения" (описание и презе...

Приёмы развития критического мышления на уроках чтения в начальных классах

Приёмы развития критического мышления на уроках чтения в начальных классах...

Использование методов и приёмов развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка в начальной школе

Использование методов и приёмов развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихсяна уроках русского языка в начальной школе...

Выступление на ГМО учителей начальных классов. ТЕМА: «Реализация технологии развития критического мышления через чтение и письмо в начальной школе».

Основная цель применения ТРКМ - научить ученика осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, а затем и с другими источниками информации. Перефразируя известное высказывание ...