Статья «Педагогические ситуации, которые возникают на уроках и как их решить» (из опыта работы)
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Аверьянова Елена Геннадьевна

На протяжении всего педагогического пути ежедневно мы, учителя, сталкиваемся с различными ситуациями, которые необходимо решать сразу. И вот тут возникают  проблемы… С появлением ситуативных подходов при воспитании детей все чаще стало звучать такое  понятие  как «педагогическая ситуация». Педагогическая ситуация – это жизненные обстоятельства, возникшие в процессе профессиональной деятельности учителя или воспитателя,  породившие определенные задачи и психолого-педагогические условия, которые требуют дальнейшего разрешения. Очень важно  выйти  из конфликта  с  достоинством, проявляя при этом  терпение, находчивость, педагогический  талант, принимая  правильные с точки зрения психологии и педагогики решения. Часто такие ситуации возникают на уроке. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pedagogicheskaya_situatsiya.docx13.51 КБ

Предварительный просмотр:

Статья  «Педагогические ситуации, которые возникают на уроках и как их решить» (из  опыта работы)

На протяжении всего педагогического пути ежедневно мы, учителя, сталкиваемся с различными ситуациями, которые необходимо решать сразу. И вот тут возникают  проблемы… С появлением ситуативных подходов при воспитании детей все чаще стало звучать такое  понятие  как «педагогическая ситуация». Педагогическая ситуация – это жизненные обстоятельства, возникшие в процессе профессиональной деятельности учителя или воспитателя,  породившие определенные задачи и психолого-педагогические условия, которые требуют дальнейшего разрешения. Очень важно  выйти  из конфликта  с  достоинством, проявляя при этом  терпение, находчивость, педагогический  талант, принимая  правильные с точки зрения психологии и педагогики решения. Часто такие ситуации возникают на уроке. Приведу несколько примеров:

Педагогическая   ситуация   № 1

Ученик не доволен своей отметкой и в качестве протеста влезает во время урока на парту. В классе раздался звонкий жуткий смех детей, что очевидно, повлекло за собой срыв рабочей обстановки. Урок было невозможно продолжить.                                                                   Как вернуть рабочую обстановку на урок, если всё же такой случай уже произошел?

(В  данной  ситуации ученик привлёк внимание класса, задача учителя – отвлечь это внимание, переключиться на класс и увлечь их за собой;  ученик, когда останется один, увидит, что  одноклассники не реагируют на  его проделки, долго стоять не будет, слезет с парты).

Педагогическая ситуация № 2

В одном из  классов школы был ученик, который уже не первый раз оставался на второй год и был старше остальных. В начале учебного года он решил устроить испытание одной из учительниц. С первой минуты урока подросток начал отбивать такт какой-то мелодии, мешая проводить занятие. Учительница сделала замечание, но это не подействовало. В классе начали смеяться. Как найти выход из сложившейся  ситуации?

(На месте педагога я бы поступила так: прослушала и уловила ритм  мелодии ученика, включилась отбивать её вместе с ним, а потом попросила бы ребят включиться в нашу игру. Получился бы настоящий   флеш-моб, далее попросила бы самого ученика вернуть ребят к уроку).

Я считаю, что успешность выхода из подобных педагогических ситуаций зависит от актёрства, умения  педагога. Нужно войти в роль «ученика», который создал эту ситуацию, только тогда можно добиться положительного результата.

В завершении  хочу пожелать всем педагогам, чтобы в нашей нелёгкой  работе вас никогда не покидало спокойствие – сохраняйте его при общении с учениками, родителями, коллегами. Пусть пламя  веры  в себя, в своих  учеников всегда горит в вашей душе! А огонь  любви  учеников и родителей освещает  вас теплотой взаимоотношений.

Просмотр  притчи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разрешение педагогических ситуаций и конфликтов в работе учителя.

Презентация. Типы педагогических конфликтогенных ситуаций. Схемы анализа педагогических конфликтных ситуаций....

Статья "Трудности,с которыми сталкивается учитель при работе в начальных классах и пути их решения"

Классы у нас разные и в зависимости от подбора детей –мы сталкиваемся с определенными трудностями и ,отталкиваясь от этого,планируем свою учебную деятельность.Я хочу назвать несколько основных труднос...

Статья «Проблемная ситуация на уроках русского языка – одна из особенностей активизации познавательной деятельности младших школьников»

Статья  о том,  что  средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе являются учебные проблемы (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос). Каждая учебная...

ПРОБЛЕМЫ ДИСЦИПЛИНЫ НА УРОКАХ. Практикум по решению педагогических ситуации для молодого педагога.

ШКОЛА МОЛОДОГО педагога            Тема: «Знания и умения учителя – залог творчества и успеха учащихся»Цель:Помочь молодому учителю адаптиро...

Выступление на педагогическом конкурсе. Статья "Создание ситуации успеха как фактор, обеспечивающий психологический комфорт младших школьников"

В данной статье вы найдёте некоторые рекомендации по созданию комфортного психологического климата в классе....

Статья: "Использование методов арт-терапии на уроках в коррекционной школе - залог эффективности работы учителя.

Статья:"Использование методов арт-терапии на уроках в коррекционной школе - залог эффективности работы учителя....

Педагогическая ситуация «Садимся за уроки»

Родительское собрание во 2 классе...