«Пути повышения качества образования в начальной школе»
статья

Мистрюкова Елена Владимировна

Учебная зрелость как показатель результата обучения включает в себя обученность, мотивацию, устойчивость к обучению, коммуникабельность, социальный статус ученика в классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Пути повышения качества образования в начальной школе»

Учебная зрелость как показатель результата обучения включает в себя обученность, мотивацию, устойчивость к обучению, коммуникабельность, социальный статус ученика в классе

Предполагаемые причины в снижении показателей по основным предметам могут быть следующие:

-в усложнении учебного материала, в связи с этим многие обучающиеся испытали значительные затруднения в его усвоении

- в психологических особенностях возраста обучающихся

- проблема состоит не только в том, чтобы вооружить учеников знаниями, но и в том, чтобы сформировать у них приемы, способы, умения учебно-познавательной деятельности, без которых усвоение новых знаний невозможно

- низкий уровень подготовленности к обучению младших школьников, несформированность учебных умений и навыков не всегда позволяют добиваться высоких результатов и нужного качества знаний.

Задачи:

1. Повышать качество обучения и преподавания.

2. Обеспечить усвоение учащимися обязательного минимума содержания начального образования на уровне требований ФГОС

3. В качестве основного образовательного результата школы рассматривать не только предметные знания, но и ключевые компетентности и способности учащихся.

4. Гарантировать преемственность образовательных программ всех уровней.

5. Формировать позитивную мотивацию учащихся к учебной деятельности.

6. Обеспечить социально-педагогические отношения, сохраняющие физическое, психическое и социальное здоровье учащихся.

7. Совершенствовать работу с мотивированными и одаренными детьми;

8. Внести коррективы в систему планирования и методики преподавания с целью реализации принципа формирования прочных УУД учащихся.

Понимая, из каких составляющих складывается учебная деятельность, для повышения качества образования, учитель должен управлять:

• целеполаганием учащихся;

• мотивацией их деятельности;

• формированием умений учащихся;

• созданием обратных связей «учитель – ученик»;

• созданием проблемных ситуаций;

• комфортным самочувствием всех участников образовательного процесса.

Общие рекомендации:

1. Продолжить работу по эффективной организации методической части уроков с целью развития интереса к получению знаний и повышения уровня мотивации к обучению у большинства учащихся начальной школы;

2. Концентрировать усилия школы, учащихся и их родителей на получение прочных знаний по усвоению программы, а не оценок.

3. Повышать качество преподавания, стремясь к преобладанию деятельностных методов и активных технологий обучения, использовать ИКТ технологии, информационное пространство учителей и мыследеятельностные технологии.

4. Создавать условия на уроках и во внеурочной деятельности для обучения учащихся начальной школы самопознанию, самооценке своей деятельности через рефлексию и самоанализ на всех этапах учебных занятий.

5. Создавать условия в организации обучения учащихся самостоятельности деятельности в привычных и новых условиях деятельности.

6. Планировать организацию учебной деятельности с целью формирования способностей и умений учащихся ставить себе цели и задачи учебной деятельности, анализировать результаты своей деятельности.

7. Осуществлять связь с родителями для развития высокого уровня заинтересованности родителей в уровне знаний учащихся и способах их применения в ходе выполнения контрольных и срезовых работ.

8. Использовать новые технологии обучения, ИКТ- технологии, ТСО.

9.Проводить регулярно мониторинг сохранения психического здоровья учащихся;

10. Проводить научно-методическую работу педагогов на более высоком уровне через участие всех педагогов начальной школы в транслировании своего профессионального опыта.

11. Продолжить создавать условия для успешного введения ФГОС НОО с целью обеспечения прочных знаний и развития способностей учащихся.

12. Продолжить работу во всех классах по реализации идеи создания и накопления ученического портфолио.

Все вышеназванные рекомендации определяют основные направления деятельности начальной школы в учебном году.

Общие показатели успешного обучения:

1.Качество успеваемости – качество знаний, умений, навыков.

2.Интерес к обучению, мотив ответственности, высокая мотивация достижения успеха, социально- нравственные ориентации.

3.Бесстрессовое обучение, особенно в кризисные периоды развития.

4.Стабильность здоровья обучающихся.

5.Удовлетворённость учителя своей работой.

Для того чтобы успешно решать вопросы управления качеством образования, необходимо помнить, что образование – это процесс целостного развития растущего человека. При этом необходимо учитыватьфакторы, влияющие на развитие личности:

1.Генетические факторы. Генетическая природа человека, как наиболее древняя и консервативная, в наименьшей степени поддаётся изменениям и, как правило, играет доминирующую роль.

2.Социально-экономические факторы.

3.Психолого-педагогические факторы, которые создают или не создают среду развития человека (престижность высоких результатов).

4.Личностно-деятельностные факторы, которые влияют на социально-психологические новообразования в личности школьника, в формировании личностной и духовной зрелости растущего человека.

5.Результаты, которые характеризуют все виды зрелости растущего человека на каждой ступени обучения: обученность, мотивация, творческие способности, здоровье, духовно- нравственное развитие (потенциал личности).

Методическая работа в начальной школе:

следование традициям и внедрение новации;

повышение компетентности учителя;

освоение и внедрение в работу новейших информационных технологий;

определение причин типичных затруднений школьников и их коррекция;

выявление уровня сформированности системы качества знаний учащихся;

накопление и фиксирование индивидуальных достижений школьников путём оформления портфолио;

организация проектной деятельности, позволяющей развивать творческие способности учащихся.

Целевые направления:

совершенствование организации учебного процесса и повышение результатов обучения;

создание условий для повышения мотивации к обучению, саморазвитию, самостоятельности в принятии решений;

обеспечение учебно-воспитательного процесса на современном уровне;

создание условий для удовлетворения образовательных потребностей ребенка;

совершенствование системы воспитательной работы как средства повышения качества образования;

обеспечение физического развития учащихся, использование здоровьесберегающих технологий;

совершенствование материально-технической базы школы.

Задачи:

обобщение и внедрение в практику достижений передового педагогического опыта;

формирование установок на освоение современных педагогических технологий, подходов, обеспечивающих подготовку качественно нового младшего школьника;

создание единой системы урочной и внеурочной деятельности учителей и учеников, направленной на разностороннее развитие образовательного процесса;

организация взаимодействия учителей начальных классов, психолога, логопеда и родителей с целью изучения и развития индивидуальных способностей обучающихся.

Задача учителя – создать благоприятные условия в классе для коллективной работы и умело управлять этим процессом.

Технологии и методики, применяемые в начальной школе:

технология личностно-ориентированного образования;

технология уровневой дифференциации;

технология игрового обучения;

технология системно-деятельностного подхода (проблемное обучение);

проектная деятельность;

исследовательская деятельность;

технология сотрудничества;

здоровьесберегающие технологии;

информационно-коммуникационные технологии.

При оценке знаний мы учитываем следующие качественные показатели:

глубина - соответствие изученным теоретическим обобщениям;

осознанность - соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию;

полнота – соответствие объёму программы и информации учебника.

Повышение учебной мотивации – это учить детей так, чтобы им захотелось учиться


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути повышения качества образования в начальной школе

Данная статья раскрывает возможные пути повышения качества образования в начальной школе: эффективные образовательные технологии и методики, позволяющие добиться динамики в обучении. А также в статье ...

Пути повышения качества образования в начальной школе

Методические рекомендации для повышения качества образования в начальной школе...

Пути повышения качества образования в начальной школе.

Статья для учителей начальных классов на тему: «Пути повышения качества образования в начальной школе»....

ОППРЕДЕЛЕНИЕ НАИБОЛЕЕ РАЦИОНАЛЬНЫХ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В данной статье рассматривается одна из наиболее актуаль-ных проблем начальной школы в системе современного образования, а именно, проблема качества образования, которая вызвана чрезмерным увеличением...

Пути повышения качества образования в начальной школе

Выступление на педагогическом совете....

Пути повышения качества образования в начальной школе

В данной статье раскрывается проблема качества образования и даются рекомендации о том, как повысить уровень образования...

Статья (пути повышения качества образования в начальной школе)

Данная статья раскрывает возможные пути повышения качества образования в начальной школе: эффективные образовательные технологии и методики, позволяющие добиться динамики в обучении. А также в с...