Статья (пути повышения качества образования в начальной школе)
статья

Елена Анатольевна Петрова

 Данная статья раскрывает возможные пути повышения качества образования в начальной школе: эффективные образовательные технологии и методики, позволяющие добиться динамики в обучении. А также в статье обозначены задачи учителя начальной школы по повышению качества образования. Единственный путь, ведущий к знанию - деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puti_povysheniya_kachestva.docx20.64 КБ

Предварительный просмотр:

   Жерихова Лариса Семёновна,                                                                                

   Ляшкова Людмила Тимофеевна,

   Петрова Елена Анатольевна

  учителя начальных классов

  МБОУ «СОШ № 50», г. Абаза,

  республика Хакасия.

«Пути повышения качества образования в начальной школе»

               Данная статья раскрывает возможные пути повышения качества образования в начальной школе: эффективные образовательные технологии и методики, позволяющие добиться динамики в обучении. А также в статье обозначены задачи учителя начальной школы по повышению качества образования. Единственный путь, ведущий к знанию - деятельность. Бернард Шоу. Современная общеобразовательная школа многообразна и сложна, она непрерывно изменяется. В условиях модернизации Российского образования перед любой школой, любым учителем встает проблема обеспечения своих учащихся качественным образованием. Повышение качества образования – одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования. Качество образования, которое включает в себя обучение и воспитание школьников, представляет собой систему показателей знаний, умений и навыков, а также норм ценностно-эмоционального отношения к миру и друг другу. Такой подход ориентирует на оценку деятельности школы по конечным результатам, среди которых следует выделить основные показатели эффективности деятельности школы: уровень обученности учащихся; готовность их к продолжению образования; уровень воспитанности учащихся; состояние здоровья детей; уровень социальной адаптации выпускников к жизни в обществе; уровень выполнения стандартов образования.                                                                      Все перечисленные параметры взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга. Но на сегодняшний день показатель качества обученности учащихся был и остается первым и основным при оценке эффективности деятельности школы. В России проблемы результативности обучения активно разрабатываются на основе использования последних достижений психологии, информатики и теории управления познавательной деятельностью. Под качеством образования понимается совокупность существенных свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворить потребности школьников, общества и заказчиков образования. Из чего оно складывается? Из высокого уровня профессионализма педагогов. Из создания комфортности в обучении школьников Прочности знаний учащихся Соблюдение санитарно-гигиенических норм Из материально-технического обеспечения школы. Основная цель обучения в начальной школе - научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные объёмы информации. Признавая урок в качестве основной формы обучения, мы постоянно ищем пути его дальнейшего совершенствования. Составляющие качества образования: качество обученности школьников по образовательным областям; качество сформированности общеучебных умений школьников (умение работать с учебником, текстом, составить план, умение анализировать, делать вывод и т. п.); качество воспитанности школьников (отслеживается по специальным методикам); качество развития личности школьников (эмоциональность, воля, познавательный интерес, мотивация и т. д.);  Жерихова Л.С. Пути повышения качества образования в начальной школе "Педагогический альманах" №06-2023 18 качество социальной адаптации (способность найти свою «нишу» в обществе). Конфуций сказал: «Три пути ведут к знанию: путь размышлений – это самый благородный; путь поражения – это путь самый легкий; и путь опыта – это путь самый трудный» Нам надо идти по всем трем дорогам сразу. Это жесткое требование нашей профессии. Специфичность нашей педагогической деятельности заключается в том, что она является неотъемлемой частью процесса обучения, который состоит из преподавания и учения. Понимая, из каких составляющих складывается учебная деятельность, для повышения качества образования, учитель должен управлять: • целеполаганием учащихся; • мотивацией их деятельности; • формированием умений учащихся; • созданием обратных связей «учитель – ученик»; • созданием проблемных ситуаций; • комфортным самочувствием всех участников образовательного процесса. Для профессионально работающего учителя, очевидно, что все это должно находиться в поле его зрения, под его управленческим воздействием. Задача учителя – создать благоприятные условия в классе для коллективной работы и умело управлять этим процессом. Технологии и методики, применяемые в начальной школе: технология личностно-ориентированного образования; технология уровневой дифференциации; технология игрового обучения; технология системно-деятельностного подхода (проблемное обучение); проектная деятельность; здоровьесберегающие технологии; информационно-коммуникационные технологии. Пути повышения качества образования в начальной школе 1) Важным средством повышения эффективности урока является многообразие видов деятельности на уроке. К. Д. Ушинский отмечал, что ребенок требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием, односторонностью. Младшие школьники усваивают знания лучше, если на уроке чередуются разнообразные и непродолжительные виды работы. Однако следует учитывать, что разнообразие видов деятельности учащихся само по себе не обеспечивает их активности, если оно не обусловлено целью урока, не является ее выражением. 2) В учебных занятиях с младшими школьниками необходимы элементы игры. Игра, являясь основным видом деятельности дошкольника, продолжает занимать важное место в жизни младших школьников, она рассматривается в качестве важного компонента основной деятельности младших школьников — учения. Игровые элементы активизируют учебную деятельность учащихся, способствуют развитию самостоятельности и инициативы, товарищества и взаимопомощи в труде. Игра — важное средство повышения у учащихся интереса к учению. В начальном обучении широко распространены дидактические, или обучающие игры. Они имеют познавательное содержание и направлены на умственное развитие учащихся. Также игра – одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей; это средство, снимающее неприятные или запретные для личности школьника переживания. Какое же значение имеет игра? В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. Из всего существующего многообразия различных видов игр именно дидактические игры самым тесным образом связаны с учебно-воспитательным процессом. 3) Уже в начальной школе большинство обучающихся занимают в учебном процессе пассивную роль и начинают терять интерес к учебе. Поэтому важно развивать способности и поддерживать стремление ученика, не учить его, а помогать ему учиться и развиваться. Способность к саморазвитию должна стать результатом познавательной деятельности. Наиболее конструктивным решением проблемы является создание таких условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию и в полной мере выразить себя, свою индивидуальность. Заслуживает внимания коллективная форма познавательной деятельности. Что же собой она представляет? Это такая форма, при которой коллектив обучает каждого своего члена, и в то же время каждый член коллектива принимает активное участие в обучении всех других его членов. – работа в парах, группах. 4) Учебный проект «Использование современного оборудования и технологий в построении образовательной среды на основе деятельностного метода». 5) Проект «Развитие памяти» на уроках русского языка. 6) Предметные декады в начальной школе. 7) Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами. Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения: совершенствование содержания, методов и организационных форм. При активном использовании ИКТ уже в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и самостоятельно принимать решения. Одним из способов повышения качества знаний обучающихся является организация учебного процесса. К современному уроку предъявляются высокие требования. Но мы не сможем добиться их выполнения, если будем относиться к уроку как к фрагменту жизни и превратим его в стихийный процесс. Вовремя начатый урок, организация пространства класса, чёткая организация этапов урока, взаимодействие между учителем и обучающимися, реакция учителя на те или иные поступки обучающихся, подбор учебного материала и способы его подачи, использование современных методик и технологий обучения, использование наглядности и ТСО – всё это влияет на образовательный результат деятельности обучающихся. Задача учителя – всегда, в любом учебном материале и в самой организации учебного процесса находить новое, неизвестное детям. Жизнь нередко ставит человека в тупик, а познание помогает найти из него выход. Педагог должен помнить, что интересней полезное и актуальное, и с этой точки зрения готовить материал для уроков. Для того чтобы успешно решать вопросы управления качеством образования, необходимо помнить, что образование – это процесс целостного развития растущего человека. Таким образом, для повышения качества образования необходимо: использовать на уроках и во внеурочное время современные инновационные методики, новые формы организации и проведения учебных занятий; вести индивидуальную работу с учащимися, имеющими проблемы в обучении; проводить работу с одаренными детьми активнее и шире использовать на уроках современные педагогические технологии, возможности информационно-коммуникационных технологий, сети Интернет.

       Литература. 1. Материалы для организации и проведения мониторинга эксперимента “Дрофа”, Москва 2001г. 2. Вахрушев А.А. Как готовить учителей к введению ФГОС / А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - №5. - С.3-17. Жерихова Л.С. Пути повышения качества образования в начальной школе "Педагогический альманах" №06-2023 21 3. Методические рекомендации по проведению эксперимента по совершенствованию структуры и содержания образования (1 класс четырехлетней начальной школы) Коллегия авторов под руководством О.Е. Лебедевой.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути повышения качества образования в начальной школе

Данная статья раскрывает возможные пути повышения качества образования в начальной школе: эффективные образовательные технологии и методики, позволяющие добиться динамики в обучении. А также в статье ...

Пути повышения качества образования в начальной школе

Методические рекомендации для повышения качества образования в начальной школе...

Пути повышения качества образования в начальной школе.

Статья для учителей начальных классов на тему: «Пути повышения качества образования в начальной школе»....

ОППРЕДЕЛЕНИЕ НАИБОЛЕЕ РАЦИОНАЛЬНЫХ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В данной статье рассматривается одна из наиболее актуаль-ных проблем начальной школы в системе современного образования, а именно, проблема качества образования, которая вызвана чрезмерным увеличением...

«Пути повышения качества образования в начальной школе»

Учебная зрелость как показатель результата обучения включает в себя обученность, мотивацию, устойчивость к обучению, коммуникабельность, социальный статус ученика в классе...

Пути повышения качества образования в начальной школе

Выступление на педагогическом совете....

Пути повышения качества образования в начальной школе

В данной статье раскрывается проблема качества образования и даются рекомендации о том, как повысить уровень образования...