Мастер-класс по теме «Использование технологии проблемного обучения в начальных классах».
учебно-методический материал (4 класс)

Шевчук Наталья Владимировна

Цели проблемного обучения:

- Дать прочные знания

- Стимулировать интеллектуальное развитие

- Воспитывать активную личность

Образовательные результаты:

- Умение решать проблемы

- Вести диалог

- Извлекать информацию, делать логические выводы

- Оценивать проблемную ситуацию с точки зрения нравственного выбора

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс по теме «Использование технологии проблемного обучения в начальных классах»

«Человек глубоко постигает лишь то, до чего додумывается сам» Сократ.Слайд 1

1. Вступление:Хочу сегодня вам напомнить о технологии  которая, на мой взгляд, соответствует всем требованиям Федеральных Государственных Общеобразовательных  Стандартов.

От современного учителя требуется формирование у учащихся целого комплекса предметных и метапредметных умений. В таких условиях перед педагогом встает сразу несколько вопросов. 
- Какие образовательные технологии позволяют учителю эффективно формировать у младших школьников весь комплекс УУД? 
- На каких уроках дети больше проявляют самостоятельность, думают, рассуждают и, следовательно, у них активнее будет формироваться  мышление и речь? 
- На каких уроках дети имеют возможность пробовать свои творческие способности, отстаивать собственную позицию, не боясь говорить, проявлять инициативу? Ответ на эти вопросы появился после знакомства и освоения
технологии проблемного – диалогового обучения,автором которой является Елена Леонидовна Мельникова.        Слайд 2. (обложка)

2. Проблемное обучение обеспечивает, по словам Е.Л. Мельниковой, творческое усвоение знаний. «Это значит, что ученик проходит четыре звена научного творчества: постановку проблемы, поиск ее решения - на этапе введения знаний; выражении решения и реализацию продукта на практике - на этапе воспроизведения  знаний. При этом, ученик сам формулирует учебную проблему, открывает новое знание и выражает его в простых формах».Слайд 3

В настоящее время технология проблемного обучения нашла многочисленных сторонников среди учителей-практиков и ученых-методистов, которые разрабатывают и успешно реализуют  в своей практике  данную технологию.

3. Сущность технологии проблемного обучения заключается в следующем: учитель создаёт проблемную ситуацию, направляет учащихся на её решение, организует поиск решения. Таким образом, ребёнок становится в позицию субъекта своего обучения, и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Основное звено технологии– проблемная ситуация – спланированный, специально задуманный приём, направленный на пробуждение интереса у учащихся. Проблемные ситуации основаны на активной познавательной деятельности, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами закономерность.

Цели проблемного обучения:Слайд 4

- Дать прочные знания

- Стимулировать интеллектуальное развитие

- Воспитывать активную личность

Образовательные результаты:

- Умение решать проблемы

- Вести диалог

- Извлекать информацию, делать логические выводы

- Оценивать проблемную ситуацию с точки зрения нравственного выбора

4. Структура проблемного урока     Слайд 5

Важными этапами урока по данной технологии будут:

Цель урока

Этапы новых знаний

Творческие звенья деятельности

Блоки технол

з

н

а

н

и

я

введение

1. Постановка учебной проблемы - формулирование вопроса или темы урока

2. Поиск решения – открытие нового знания

1 блок

воспроизведение

3. Выражение решения – выражение нового знания в доступной форме

4. Реализация продукта – представлениепродукта учителю и классу

2 блок

5. Типы  и приёмы создания проблемных ситуаций:        

Наверно, самым сложным для педагога, в процессе составления урока по технологии проблемного обучения будет придумывание самой проблемной ситуации. Существует несколько типов проблемных ситуаций и приёмов, по их составлению:    Слайд 6

Типы проблемных ситуаций:

- с удивлением:

Приём создания:

1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения

2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием

3. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку»

4. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью

- с затруднением:

Приём создания:

1. Дать практическое задание, не выполнимое вообще.

2. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими

3. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими

4. Доказать, что задание учениками не выполнено.

Приёмы создания проблемных ситуаций: Слайд 7:

Чаще на уроке используютсяприёмы в виде диалогов: побуждающего к рассуждению и подводящего к теме. Но, также можно увлечь детей и заранее сформулированной темой.  Для этого существуют специальные приёмы, условно называемые «яркое пятно» и «актуальность», «задания с удивлением, с затруднением». В качестве яркого пятна могут быть использованы сказки, загадки, фрагменты из художественной литературы, видеоролики, любой материал, способный захватить внимание учеников, но всё-таки связанный с темой урока.

6. Этап решения проблемы:

Поставив  учебную  проблему, переходим к организации поиска решения. Здесь начинается второй этап в структуре проблемного урока.Учитель,  выстраивая логическую цепочку, организует поиск выхода к решению учебной проблемы через гипотезы на основе деятельности.  Здесь тоже применяются побуждающий иподводящий диалоги. При этом достигается подлинное понимание материала учениками, потому что нельзя не понимать то, до чего додумался сам лично.

7. Этап вывода:  Слайд 8

Обеспечив «открытие» знания, переходим к следующим этапам учебного процесса - воспроизведению знаний,  выполнению упражнений.

Этап воспроизведения (выражения) знаний должен углубить понимание нового материала. Необходимо стимулировать детей пройти здесь два творческих этапа: выражение  собственного решения (вывода)  и реализацию продукта. Иными словами, выполняя какое либо продуктивное задание, ученик должен самостоятельно выразить полученное на уроке знание и представить свой результат классу в виде формулировки, опорного сигнала или художественного образа.

Практическая часть:

1. - Педагоги проблемы не только в урочной деятельности.

- Ежедневно в жизни мы постоянно сталкиваемся с проблемными ситуациями. И успешно их решаем. Предлагаю вам убедиться в том, что педагоги справляются с любой проблемой.

Послушайте стихотворение:

 «И хочется подумать о вселенной.  О смысле жизни, о тоскующей душе.
Так хочется заняться чем-то важным.Все что угодно, чтоб не браться за д/з.»

- На какие мысли наводит вас этот отрывок? (о выполнении д.з. с ребёнком)

- Какие вопросы возникают у современных родителей по поводу д.з.? (нужно ли делать или нет?)

- А у вас как у учителей?

- Определите тему занятия («Нужно ли делать уроки вместе с ребёнком?»)Слайд 9:

Этап: «Постановка учебной проблемы». Тип проблемной ситуации: «с удивлением». Приёмы: яркое пятно, побуждающий диалог, предъявление противоречивых фактов, точек зрения.

2.- Предлагаю вам прочитать статью «Нужно ли делать уроки вместе с ребёнком» и выбрать необходимую информацию для подтверждения своей точки зрения (групповая работа). Отбирать информацию можно текстовыделителем, затем, самые главные факты рек.зан. в табл. (3-4 факта)

1 группа – будет искать фаты подтверждающие, что делать д.з. не нужно (3 фр),

2 – что нужно (4 фр).(5 мин)Этап: «Поиск решения». Приёмы: исследование, изучение, отбор информации.Слайд 9

3. – Озвучьте, пожалуйста, факты «за» и «против». Выступают группы. Оформление столбиков таблицы на доске. Но, понимая, что родители и педагоги должны работать сообща, нам необходимо сформулироватькомпромиссноемнение, общее мнение, которое будет устраивать обе стОроны!  

Этап: «Выражение решения». Приём: составление опорного сигнала – таблицы.Слайд    Выполняю сама ниже на листе.

4. – Где и кому могут пригодиться эти факты? – Как мы можем сохранить и передать информацию? В виде какого продукта? Создаём памятку для родителей.

Этап: «Реализации продукта». Приём: подводящий диалог, составление опорного продукта – памятки.Слайд

Итак, мы закончили работать, имея разные точки зрения на проблему, пришли к компромиссу, создали памятку для родителей первоклассников.

- Оцените свою вовлечённость в деятельность по 3 бальной шкале.Слайд 10

8. Рефлексия:

Итак, что нужно учителю для осознанного усвоения технологии проблемного обучения? Всего две вещи: знания и желание их применять. Сегодня мы являемся свидетелями закономерного процесса. Постепенно уходит в прошлое традиционная школа – школа объяснения знаний. Всё активнее набирает силу школа развития. Её важнейшей характеристикой является проблемное обучение. Что и даёт основание утверждать: проблемное обучение – сегодняшний и завтрашний день нашего образования.Большое спасибо за внимание!Слайд 11.

Приложение:

Статья психолога Ирины Чесновой: «НУЖНО ЛИ ДЕЛАТЬ УРОКИ ВМЕСТЕ С РЕБЕНКОМ?»

 «Ночью я дописывала очередной текст, легла в четыре. Утром заходит Даша. 
- Мам, я не успела сольфеджио сделать, сделаешь за меня? 
В тот момент я была согласна на что угодно, лишь бы меня не кантовали. 
- Сделаю. Поведу Гришу на трубу, пока буду его ждать, сделаю. 

Тут же встает вопрос, а насколько это педагогично, «психологично» и в принципе правильно делать уроки вместе с ребенком или вообще за него?

1. Учеба в школе и домашние задания как ее существенная часть - это ответственность ребенка.  Это не такая уж простая, но совершенно  посильная для него «работа», поэтому, в идеале, он должен справляться с ней сам (имея, конечно, возможность попросить помощь).  А если не справляется, если не умеет грамотно распределить свои силы и время, пусть идет в школу с невыученными уроками, зарабатывает там свои законные двойки, краснеет, огорчается, делает выводы и исправляет. 

Дети нуждаются и в отрицательном опыте – конечно, при условии, что их жизни и здоровью ничего не угрожает. Для психологического роста и развития им необходимо накапливать опыт преодоления собственных неудач. Нужно позволить им встречаться с последствиями своих действий или бездействия – это помогает взрослеть. Делая за ребенка уроки из боязни, что он получит плохую оценку, мы лишаем его возможности узнать реакцию мира на его поступки.  Смысл тут в том, что обучение в школе - дело ребенка, а не родителей. Это важно.  Чем больше родитель берет на себя здесь ответственности и контроля, тем меньше их остается у ребенка, который утрачивает собственную мотивацию, энергию и самоуважение. И чем больше родители стараются, чтобы их ребенок учился лучше, тем меньше у него на это шансов.  Как и шансов на то, чтобы учиться управлять собой, своей жизнью, отвечать за свои результаты, ставить собственные цели и достигать их. 
2. Однако в жизни, как всегда, не все так прямолинейно и однозначно. Требования современной школьной программы – серьезные. Существует также жизнь вне школы (всевозможные кружки, в которые реально тянет). 
Да и вообще – по-хорошему – еще должно оставаться время на прогулки, игры, книжки, мультики и ничегонеделанье.  В итоге, наш бедный ребенок загружен по самую маковку. Это здорово, если у нашего ребенка высоченная мотивация, тяга к знаниям, внутренняя собранность и нервная система сильная, а если нет? Так нужен ли рядом с ребенком, делающим домашнее задание, взрослый?

Я считаю, да – если речь идет о первых трех годах начальной школы и первом годе школы средней. Дело в том, что без взрослого ребенку на первых порах (!) трудно организовать свою работу, следить за временем и управлять своим расписанием. Ему нужен рядом тот, кто послужит проводником и надежной опорой в этой новой для маленького человека деятельности.  Кто будет замечать достижения, подбадривать и подпитывать веру в его собственные силы. Проще говоря, завтра ребенок САМ будет делать то, что сегодня делал вместе с мамой и именно благодаря тому, что мама ему ПОМОГАЛА. 

3.     Но! Помогающий взрослый присутствует в жизни школьника не для того, чтобы нависать над ним зорким критикующим орлом или решать за него задачки, а чтобы объяснить непонятное, спланировать работу, помочь ее начать, а потом проверить и похвалить.  По мере того, как ребенок осваивает новые навыки, взрослый постепенно отходит, «отпускает вожжи», освобождая ребенку пространство для самостоятельного развития и позволяя испытывать радость и гордость от того, что у него самого многое получается, что он может, способен, успешен.  И вот после всего так красиво написанного, вы спросите меня – как же так получается, что я делаю за свою 10-летнюю дочь задания по сольфеджио? Это вы еще не знаете, что я за нее и математику делаю, когда она по понедельникам 5 часов в художественном лицее натюрморты рисует. 
Жизнь – она же как река. Не всегда у реки есть правильные, четко очерченные берега. Иногда ее разносит, разливает, иногда тесно сжимает между грубыми скалами.  Я что хочу сказать: умение расставлять приоритеты, быть гибким и действовать по обстоятельствам, не создавать себе тюрьму из жестких, раз и навсегда принятых правил, иногда выходить из берегов, а потом вновь в них возвращаться, оставаясь при этом в русле собственных ценностей и установок, – это неплохо и здорово помогает в жизни. 
Я считаю, что ребенка нужно поддерживать. Не брать на себя ответственность за его учебу, не контролировать каждую букву, нет, а подстраховывать там, где у него вот-вот закончатся ресурсы, и он станет заваливаться, как забор – в неуспех.  Неуспех, как и физическая усталость, имеет свойство накапливаться и замечательно отравлять существование. 

Так что: смотрите на своего ребенка, его способности и возможности, ни в коем случае не сравнивайте с другими детьми и не упрекайте за промахи, позвольте ему развиваться там, где ему интересно, поддерживайте его самостоятельность, не навязывайте свои представления об успехе, будьте той каменной стеной, на которую всегда можно опереться и если надо – попросить о помощи.  И тогда все будет хорошо!»
                                   Автор: Ирина Чеснова 

Примеры использования приёмов технологии на уроках в начальной школе:

Побуждающий диалог:

Урок русского языка по теме «Местоимение»:  Составьте предложение о предмете. Составьте второе предложение, про тот же предмет, называя его словом, но не именем существительным.

Подводящий к теме диалог:

-Посмотрите на два столбика слов на доске:

мяч   дочь

шалаш   печь

камыш   мышь

-Что заметили общего?

-В каждом столбике имена существительные, которые заканчиваются на шипящий согласный. - В чем различие?

В первом столбике имена существительные пишутся без мягкого знака, а во втором столбике – с мягким знаком на конце слова. – Почему?

-Значит, какая сегодня будет тема урока?

Подводящий к теме диалог: Урок математики в 1 классе по теме «Составная задача». Ученикам даются две простые задачи, с которыми они успешно справляются. Затем предлагается составная задача. Дети в затруднении, т.к. с этим типом задач они ещё не сталкивались.

- Вы решили задачу? (Нет)

- Почему? Побуждение к осознанию противоречия. (Мы таких задач ещё не решали).

-Значит, чему мы будем сегодня учиться? Побуждение к формулированию проблемы. (Решать новые задачи)

Проблемные ситуации с затруднением.

 урок математики, 2 класс, тема «Умножение».

Учащимся предлагается ряд заданий, решение которых сводится к вычислению сумм оди-

наковых слагаемых (например, 2+2+2+2 = 8). Затем дается задача: «На одну рубашку при-

шивают  9 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 135 рубашек?» Составляя выражение 9+9+9+… ученики начинают испытывать затруднение (возникновение проблемной ситуации)

Урок русского языка в 3 классе. Применяю мотивирующий приём «яркое пятно» в форме шуточного стихотворения.

– Сегодня мы познакомимся с падежом, про который Лежебокин, герой стихотворения Г. Граубина, сказал так:

Такой падеж как Дательный

Я с детства не терплю.

Давать, делиться

Чем-нибудь

С друзьями не люблю.

– Кто догадался, о каком падеже идет речь? (О дательном).

– Значит, тема урока?

Приём с «удивлением»:

(2 + 7) ∙ 3 =27                2 + 7 ∙ 3 = 23

Учитель: Вижу, вы удивлены (реакция удивления). Почему? 
Ученики: Примеры одинаковые, а ответы разные!

Учитель: Значит, над каким вопросом подумаем? 
Ученики: Почему же в одинаковых примерах получились разные ответы? 

Учитель: Что надо изменить в левой части, чтобы равенства стали верными?

Ученики: Поставить скобки (2 + 7) ∙ 3 = 27

Учитель: Где вы поставите скобки?

Фрагмент урока «Свойства веществ». Приём «Яркое пятно»

Загадка.

На крыше я висела, стройной я была.

Но солнышко пригрело…

И что же тут случилось?

 Я в воду превратилась!

Прием «С затруднением». Окружающий мир.

Вопрос: Как разделить смесь опилок с гвоздями и снегом

«Актуальность». Окружающий мир.

- Для того, чтобы найти дорогу домой, нам необходимо определить стороны горизонта. Как это сделать без компаса?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии проблемного обучения в начальной школе

Использование технологии проблемного обучения в начальной школе...

Тема: "Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе".

         Технология проблемного обучения привлекла меня новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а ...

Мастер-класс: "Использование технологии проблемного обучения в начальной школе в связи с реализацией ФГОС НОО"

От современного учителя требуется формирование у обучающихся целого комплекса предметных и метапредметных умений. В таких условиях перед учителем встает сразу несколько вопросов. Какие образ...

Презентация по теме "Использование технологии проблемного обучения в начальных классах"

Презентация к мастер-классу по теме " Педагогические технологии в начальной школе"...

Использование технологии проблемного обучения в начальных классах

Научно-методическая статья с примерами проблемного обучения в начальных классах...