ОХ УЖ ЭТИ ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ!
статья

Бяшарова Наталья Николаевна

Часто задаваясь вопросом одарённости ребёнка – не нахожу ответа. Затем сама жизнь указывает – вот он. Настолько это сложно! Для любого учителя его дети талантливы, по-своему особенные и одарённые. И всё же последнее время этот вопрос встаёт перед педагогами чаще и чаще. Как понять, что один ребёнок одарён, а другой обычный, если так можно сказать. И главное – как работать с одарёнными детьми? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oh_uzh_eti_odaryonnye_deti.docx28.83 КБ

Предварительный просмотр:

ОХ УЖ ЭТИ ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ!

Наталья Николаевна Бяшарова

Учитель начальных классов ГБОУ СОШ с. Утёвка

Часто задаваясь вопросом одарённости ребёнка – не нахожу ответа. Затем сама жизнь указывает – вот он. Настолько это сложно! Для любого учителя его дети талантливы, по-своему особенные и одарённые. И всё же последнее время этот вопрос встаёт перед педагогами чаще и чаще. Как понять, что один ребёнок одарён, а другой обычный, если так можно сказать. И главное – как работать с одарёнными детьми?

В современной психолого-педагогической науке принято рассматривать одарённость как динамическое явление. Психика человека – это результат взаимодействия процессов биологического созревания и научения. С момента рождения эти процессы сливаются в единую линию развития, поэтому детская одарённость реально представляет перед нами как сложный итог трудно прогнозируемого взаимодействия средовых и генотипических факторов.   Специалисты выделяют несколько категорий детей, называемых обычно одарёнными:

а) с высокими показателями по специальным тестам интеллекта;

б) с высоким уровнем творческих способностей;

в) достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (эту категорию детей  чаще называют талантливыми);

г) хорошо обучающиеся в школе.

Каждая из этих категорий отражает определённое отношение к пониманию одарённости как психического явления.

Выявление одаренных детей должно осуществляться на всех ступенях обучения. Стратегия работы с одаренными детьми заключается в необходимости создания условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся или не выявленной, а также просто способных детей, в отношении которых есть надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.

Работа с одаренными детьми в школе должна строиться на следующих принципах:

  • принцип дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка);
  • принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей;
  • принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам, работу в НОУ;
  • принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся и учителя.

Материал, предлагаемый на занятии, должен быть понятен каждому ученику. Только при условии установления связи  нового со старым возможно проявление сообразительности и догадки. Поэтому при выполнении каждого задания необходимо предусматривать оптимальное соотношение между новыми и старыми знаниями и умениями.

Устойчивый интерес к заданиям повышенной трудности поддерживается и тем, что эта работа проводится систематически.

Занятия можно начать с разминки, на которой предлагаем несложные задания в виде загадок, задач в стихах, содержащие элементы математики.

Портрет одаренного ребенка может быть таким:

  • имеет широкий кругозор, владеет большим объемом информации;
  • способен устанавливать причинно-следственные связи;
  • умеет самостоятельно делать выводы;
  • имеет богатый словарный запас;
  • способен обобщать информацию;
  • способен к самообучению, самообразованию;
  • чувствителен к тонким противоречиям в учебном и ином материале;
  • имеет пытливый ум и умеет формулировать вопросы;
  • умеет прогнозировать последствия своих и чужих действий;
  • умеет рассуждать и строить гипотезы;
  • имеет критический ум и высокую любознательность, гибкое мышление;
  • обладает богатым творческим воображением;
  • обладает развитой интуицией;
  • постоянно работает над познанием самого себя;
  • обладает хорошей памятью. В межличностных связях одаренный ребенок должен иметь:
  • адекватную или слегка завышенную самооценку;
  • способности коммуникации;
  • способность к эмпатии, терпимость к другим;
  • развитию потребности в достижении успехов;
  • независимое мышление и поведение;
  • уверенность в своих силах и способностях;
  • склонность к самоанализу;
  • склонность к риску, не бояться решения и нести за него ответственность.

Чтобы более чётко и методически верно выстроить работу с одарёнными детьми, нужно придерживаться следующих методов и форм работы с детьми в начальной школе.      

В учебной деятельности работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Поэтому  работа с одарёнными детьми, должна  состоять как из урочной, так и из внеурочной деятельности.

Урочная деятельность

К ней  относятся следующие виды деятельности:

  • проблемно-развивающее обучение;
  • проектно-исследовательская деятельность;
  • игровые технологии (деловые игры и путешествия);
  • информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры);
  • творческие и нестандартные задания.

Внеурочная деятельность

К ней  относятся следующие виды деятельности:

  • факультативы;
  • предметные недели;
  • олимпиады и конкурсы по предметам.

Системность в  работе с одарёнными детьми

Работу с одарённым ребёнком нужно начинать с выявления этого ребёнка в детском коллективе. Основной формой диагностики в начальных классах является наблюдение. После выявления  обязательно согласуйте свои дальнейшие действия с родителями ученика, администрацией.

В работе с одарёнными учащимися обращаем внимание на их достижения, так как оценки взрослых для них – одновременно и награда, и мерило их самовосприятия и самооценки. Создаём у них мотивацию к достижению, готовность идти на творческий риск, поощряем самостоятельное мышление.

Поэтому главная педагогическая задача должна смещаться с развития общих способностей к поиску адекватного способа реализации личности в определённых видах деятельности. Если взрослые смогли разглядеть талант, то их главная задача – формировать у ребёнка высокую мотивацию.

 Для успешной работы с одаренным ребенком педагоги пытаются  найти его сильную сторону и дать ему возможность  проявить ее, почувствовать вкус успеха и поверить в свои возможности. Проявить сильную сторону означает возможность отступать от школьной программы, не ограничиваться ее рамками. Следование данному принципу  выявило проблему: часто точка роста лежит вне школьной программы.

Будущее гораздо ближе к нам, чем принято думать, оно совсем рядом: плачет, смеется, ставит вопросы, заставляет страдать, радоваться, искать ответы. Это будущее — дети. А талантлив по-своему каждый ребенок. Поиск и воспитание одаренных, талантливых детей — очень важный вопрос. Талантливые люди — главное богатство общества.  

Список использованных источников

  1. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. – М., 1990.
  2. Лемешевская М.А. Проблема выявления одаренных детей в школе // Одаренный ребенок. 2011. № 1.
  3. "Одаренный ребенок". 2013 . № 4.
  4. Савенков А.И. Одаренные дети в школе и дома. М., 2000.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Одарённые дети".

По работе с одарёнными и талантливыми детьми накоплен большой опыт. Буду рада если пригодится мой материал.Программа "Одарённые дети"Диагностика. (Диагностика личностных особенностей детей в возрасте ...

Программа "Одарённые дети"

Программа предназначена для работы с уч-ся 1 класса...

Методические модели сопровождения одарённых детей

Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают сло­вари и специальную литературу, ищут от...

Педагогическое сопровождение одарённых детей (приложение)

презентация к выступлению на секции классных руководителей...

Мастер - класс для родителей одарённых учащихся на тему: "Повышение педагогической компетентности родителей одарённых детей".

14 октября 2015 года на базе ГБОУ школа 879 педагогом - психологом был проведён мастер класс на тему:«Повышение педагогической компетентности родителей одарённых детей». Участники: Ведущий мастер –...

Программа внеурочной деятельности педагога, направленной на формирование творческой одарённости детей с ОВЗ младшего школьного возраста. Курс по развитию поэтической одарённости «Проба пера».

Программа внеурочной деятельности педагога,направленной на формирование творческой одарённости детей с ОВЗмладшего школьного возраста.Курс по развитию поэтической одарённости «Проба пера»....

Статья "Умственная одарённость,её психологические проявления. Воспитание и обучение одарённых детей.

Основная трудность выявления в пору детства признаков одаренности состоит в том, что в них непросто выделить собственно индивидуальное, относительно не зависимое от возрастного. Так, наблюдаемая у реб...