Использование технологий диалогового взаимодействия при самостоятельной работе с текстом в начальной школе.
методическая разработка (1 класс)

Угрюмова  Елена  Борисовна

     Материал включает в себя пример использования технологии диалогового взаимодействия на примере урока литературного чтения в первом классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование технологий диалогового взаимодействия при самостоятельной работе с  текстом в начальной школе.

     Наступление 21 века изменило не только современную жизнь со всем её разнообразием, но и различные стороны жизнедеятельности человека. Конечно, это коснулось и образования.

     В педагогических сообществах стали появляться новые тенденции и направления деятельности. Ориентация на механическое освоение готовых знаний сменилась вектором, направленным на развитие личности через сохранение индивидуальной природы ученика. Для этого в педагогике всё чаще используют инновации, в том числе новые педагогические технологии.

     Интерактивные формы и методы обучения сегодня очень популярны, так как показывают новые возможности, связанные прежде всего, с налаживанием межличностного взаимодействия путём внешнего диалога в процессе учёбы.

     Урок сегодня – это не заведомо знаковая схема, он у каждого учителя свой. Ведь сколько детей, столько мнений, столько представлений, столько различных фантазий, столько неповторимых образов. В каждом уроке есть поиск нового, встречи со старыми знаниями, совместное и индивидуальное осмысление, парная и групповая работа по освоению новой информации.

     Когда ребёнок активен, он учится высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения, а может принимать точку зрения товарища. Учитель же, становится соучастником важного процесса познания. Вместе с детьми он слушает, удивляется, пишет, рисует, творит.

     Современному учителю важны не только собственные разработки, но и находки коллег. Тем ценнее постоянно искать новые формы в совместной творческой деятельности.

     В результате получаются интегрированные уроки. Чтобы их сконструировать, часто объединяются учитель – предметник и воспитатель класса.

     «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать – и я пойму» - , эта китайская притча взята в основу нашей деятельности.

     Итак, например, перед нами в разработке урока литературного чтения, стояли следующие задачи:

  1. Изучение многообразия умений для самостоятельной деятельности учеников.
  2. Конструирование текстов для порционного их прочтения.
  3. 3.Создание системы приёмов чтения текстов, развивающих самостоятельное понимание содержание ребёнком.
  4. Акцент на эмоциональное понимание текстов в процессе урока.

Для осуществления этих задач должна активно применяться технология диалогового взаимо-

действия (при проверке домашних заданий, при введении новой темы, при закреплении знаний, а также при самостоятельной работы с текстом.

     Примером может служить урок литературного чтения в 1-ом классе. Тема урока:  К.И.Чуковский «Путаница». Цели урока:

- эффективная работа с литературным текстом;

- развитие навыков выразительного чтения;

- приобретение умений структуировать содержание;

- воспитание любви к братьям меньшим.

     Исходя из целей, определились и задачи:

- проструктуировать текст для порционного чтения;

- использовать приёмы ритмического хорового чтения;

- организовать диалоговое взаимодействие для совместного чтения всего текста;

- акцентировать внимание детей в процессе урока на эмоциональное восприятие текста.

     К уроку было подготовлено необходимое оборудование, в том числе мягкие игрушки и цветные карточки со строками из стихотворения.

     На этапе проверки домашнего задания, использовалась технология-  чтение по ролям. При появлении игрушек, дети очень живо отреагировали и тут же вспомнили героев прочитанного дома произведения.

     Чтобы плавно перейти к чтению нового произведения, использовалось чтение скороговорки в парах и хором, изменяя темп чтения (тихо, быстро, громче). После этого этапа использовалась следующая технология – чтение под ритм слов и словосочетаний хором. Чтение громко, тихо, с чувством страха, шёпотом, с чувством жалости, с любовью.

     Затем переходим к чтению стихов по частям. Учащиеся получают карточки со стихами, с целью отработки выразительности чтения в парах друг другу и в парах сменного состава. Учителю необходимом чётко дать установку: прочитав в паре постоянного состава свою карточку, поменяться со своим соседом, каждый теперь читает карточку своего соседа. Затем дети, взяв своё стихотворение, садятся на свободное место в классе. Работа повторяется, и в конечном итоге – круговое чтение всего стихотворения.

     В качестве подведения итога и выявление понимания текста проводится игра «Восстанови текст». Идёт работа в группах. Детям раздаются карточки со строчкой из стихотворения (разных цветов: красный, жёлтый, синий и т.д.). Задание – разбиться по цветам в группы. Прикрепить полоски к доске, чтобы получился отрывок из стихотворения. Одна группа читает – другие проверяют по учебнику.

     В конце урока проводится рефлексия. Передаются по кругу игрушки, после высказывания своего отношения к данному герою.

     При чтении стихов по частям каждый ребёнок прочитал и отработал всё стихотворение. И как итог – хоровое чтение, где каждый является участником действа – прочитать всему классу и учителю всё произведение и услышать его полностью!

     На этапе рефлексии дети рассказывали за каких героев они переживали, какие им полюбились, кто вызвал антипатию… Рассказывали о некоторых трудностях, возникших во время восстановления текста, и как они выходили из сложившейся ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая тема” Развитие самостоятельных умений в работе с текстом в начальной школе с использованием технологий диалогового взаимодействия”.

Моя методическая тема очень актуальна. Нетрадиционные формы урока являются здоровьесберегающими. Это так важно в современном уроке! Ребёнок на уроке не только получает знания, но и сам добывает их; уч...

ИНСТРУКЦИЯ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ТЕКСТОМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность...

«Развитие читательской культуры младших школьников через систему внеклассной работы. Приём «Фишбон» как одна из форм работы с текстом в начальной школе» - мастер-класс для педагогов.

Мастер-класс для педагогов  на секции «Развитие читательской культуры младших школьников через систему внеклассной работы. Приём «Фишбон» как одна из форм работы с текстом в начальной школе» ...

Роль самостоятельной работы на уроках в начальной школе

Статья на тему : Роль самостоятельной работы на уроках в начальной школе....

Доля самостоятельной работы на уроках в начальной школе в рамках реализации новых ФГОС.

Из опыта работы учителя. В помощь учителям, работающим по новым ФГОС....

Выступление в межрегиональном марафоне педагогического опыта по теме: «Работа с текстом в начальной школе как одно из направлений формирования читательской компетенции школьника на уроках технологии".

Выступление в межрегиональном марафоне педагогического опыта «Организация образовательной деятельности по приобщению детей к чтению, формированию и развитию читательской компетенции» по те...