Методическая разработка «Формирование метапредметных компетенций через проектно-творческую деятельность младших школьников»
методическая разработка

Плешивцева Алёна Николаевна

В статье раскрывается понятие Метода учебного проекта. Цельюработы является: создание условий для формирования метапредметных компетенций младших школьников через проектно-творческую деятельность.

Задачи:

  1. Использование разнообразных форм и видов проектной деятельности.
  2. Применение активных методов и приёмов в обучении проектированию.
  3. Диагностика и анализ результатов.

Ожидаемым результатом проектной деятельности является интеллектуальное развитие и личностный рост ребёнка.

В методической разработке приводятся примеры учебных проектов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическое объединение «Формирование метапредметных компетенций через проектно-творческую деятельность младших школьников»

«Формирование метапредметных компетенций через

проектно-творческую деятельность младших школьников»

        Среди многих боковых тропинок, сокращающих дорогу к знанию, нам нужнее всего одна – одна, которая бы научила нас искусству приобретать знания с затруднениями.

Ж.-Ж. Руссо

Введение

В последнее время в нормативных документах, методических и психолого-педагогических рекомендациях говорится о том, что «школа должна учить ребенка учиться», и что процесс обучения этому необходимо начинать в начальной школе.

Важнейшей задачей ФГОС является формирование универсальных (метапредметных) учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к самостоятельной работе, следовательно, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Учебные действия  действия, с помощью которых учащиеся решают учебные задачи: постановка проблемы, общие или конкретные способы разрешения проблемы, контроль, оценка, коррекция…

Компетенции – это те способности и умения, которые позволяют эффективно действовать и добиваться требуемого результата.

Я всё чаще задаю себе вопрос о том, каким образом построить учебный процесс, чтобы вооружить ребенка не столько знаниями, сколько умениями их приобретать, то есть умением учиться. В учебном процессе я стараюсь выявлять имеющиеся у ученика знания, актуализировать их, а потом добавлять то, чего не хватает, обобщать и структурировать учебный материал, учить не просто запоминать и воспроизводить знания, а применять их на практике, мыслить и развиваться творчески.

Актуальность 

ФГОС направлен на обеспечение перехода в образовании к стратегии социального проектирования и конструирования, от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей обучающихся, раскрытию своих возможностей, подготовке к жизни в современных условиях на основе системно - деятельностного подхода и придания образовательному процессу воспитательной функции.

Мне необходимо такое интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволит вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно учить:

  • проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задачи, вытекающей из этой проблемы);
  • целеполаганию и планированию деятельности;
  •  самоанализу и рефлексии (самоанализу успешности и результативности решения проблемы проекта);
  •  презентации (самопредъявлению) хода своей деятельности и результатов;
  •  поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля;
  •  практическому применению знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
  •  выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования;
  •  проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

Всем этим требованиям соответствует метод учебного проекта.

Цель моей работы: создать условия для формирования метапредметных компетенций младших школьников через проектно-творческую деятельность.

Задачи:

  1. Использование разнообразных форм и видов проектной деятельности.
  2. Применение активных методов и приёмов в обучении проектированию.
  3. Диагностика и анализ результатов.

Ожидаемым результатом проектной деятельности является интеллектуальное развитие и личностный рост ребёнка.

Изучая педагогическую литературу, я составила для себя краткое изложение основных положений данной технологии.

Метод учебного проекта — это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики. (Н.Ю. Пахомова)

Основываюсь на определении Н.Ю.Пахомовой, которая считает, что учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Считаю, что учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

Цель проектной деятельности: создание условий для формирования и развития исследовательских умений учащихся, вовлечение их в активную проектно-исследовательскую деятельность.

Задачами проектной деятельности являются:

1) развитие критического мышления (аналитическое; ассоциативное; логическое; системное);

2) развитие творческого мышления (пространственное воображение; самостоятельный перенос знаний; комбинаторные умения; прогностические умения);

3) развитие умения работать с информацией (отбирать нужную; анализировать; систематизировать и обобщать; выявлять проблемы; выдвигать обоснованные гипотезы, их решения; ставить эксперименты; статистически обрабатывать данные);

4) развитие умения работать в коллективе.

Для выполнения проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.

  • .

Проект- это совокупность «шести П»:

Три кита метода проекта:

  • свобода ребенка;
  • взаимодействие его с группой детей;
  • гибкое распределение учебного времени

Отбор учебного материала для проектирования в начальной школе связан с концентрическим принципом построения учебных программ. При концентрическом способе построения программы один и тот же учебный материал может быть представлен в ней несколько раз, но при этом повторное изучение предполагает усложнение и расширение содержания образования, углубление и конкретизацию отдельных его элементов. Я учитываю возраст детей и сложность учебного материала, в соответствии с принципом «От простого к сложному».

Содержание проектной деятельности:

1. Руководителем проекта является учитель, координирующий проект.

2. Темы проектов могут предлагаться как учителем, так и учениками.

3. Проект может быть индивидуальным или групповым.

Девизом для участников проектной деятельности являются слова: «Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить».

Выделю несколько видов проектов, которые использую в работе:

  1. Информационный проект – направлен на сбор информации об объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Структура подобного проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, его актуальность, источники информации, проведение «мозговой атаки», обработка информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы), результат (статья, реферат, доклад, видео и прочее). Презентация. Такие проекты часто интегрируются с исследовательскими проектами и становятся их органичной частью, модулем.

Пример информационного проекта «Красная книга», «Удивительная природа Земли», «Природа и безопасность»

  1. Исследовательский проект – проект, в котором дети проходят все этапы исследований (формулировка проблемы, обзор источников информации по теме исследования, выдвижение гипотез, постановка эксперимента, формулировка выводов, защита). Цель проекта – ответ на поставленный вопрос исследования.

Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. Этот тип проектов предполагает аргументацию актуальности взятой для исследования тему, формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем для дальнейшего развития исследования.

Примеры исследовательских проектов, представлены на школьной,  районной, региональной НПК

Название проекта

ФИО

Уровень

Результат

1

«Какие бывают вулканы?»

Быков Максим

школьный

2 место

2

«Нетрадиционные техники рисования»

Пригода Алина

школьный

районный

1 место

участник

3

«Эти непростые простые числа»

Горбунов Александр

школьный

районный

1 место

лауреат

4

«Гроза и молния. Что это?»

Тюлюмбаев Николай

школьный

районный

региональный

1 место

1 место

3 место

  1. Творческий проект – проект, похожий на исследовательский, но носит более творческий и изобретательский характер. Цель проекта – конкретные предложения по решению поставленной проблемы и (если возможно) их реализация. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, вначале она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата. Таким результатом могут быть: совместная газета, сочинение, видеофильм, спектакль, игра, праздник, экспедиция и т.п. Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма или спектакля, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и прочего.

Примеры творческих проектов

Название проекта

Содержание проекта

Класс

Результат

1

Итальянская сказка «Весёлый сапожник»

Театрализованная постановка. Составление сценария сказки, совместно с родителями. Пошив костюмов, актёрское мастерство.

2 В

Гран-при школьного этнического фестиваля «Мы – разные, мы – дружим!». Участник районного фестиваля «Времён связующая нить», диплом «Лучшая актёрская игра».

2

Инсценирование песни «Через две зимы…»

Литературно-музыкальная композиция.

Победитель школьного конкурса «Поём о славе России» «Самый сплочённый коллектив»

3

Инсценирование сказок А.С. Пушкина

Самостоятельный отбор материала, пошив костюмов,

3 В

1 место в школьном конкурсе чтецов

4

Агитбригада «Спор овощей»

Пошив костюмов, актёрское мастерство.

3 В

Диплом активного участника проекта «Будь здоров!»

3

Музыкальная композиция «Бравые солдаты»

Литературно-музыкальная композиция.

3 В

Победитель в номинации «За гражданский дух!» школьного конкурса «Поём о славе России»

4

Инсценирование песни «Умывает красно солнышко

Литературно-музыкальная композиция.

Пошив костюмов, актёрское мастерство.

4 В

Победитель школьного этнического фестиваля «Образ женщины в мировой культуре», участник регионального фестиваля «Школа, творчество, успех»

 

5

Инсценирование  «Российской армии мы шлём большой привет»

Музыкально-строевая композиция

4 В

Победитель школьного конкурса «Поём о славе России» в номинации «Самое патриотичное исполнение»

6

Сочинение «Моя любимая 160-я»

Литературное творчество.

4 В

Победитель школьного конкурса сочинений к юбилею школы.

  1. Практико-прикладной. Результат деятельности ориентирован на социальные интересы и творческий потенциал участников. Такой проект требует тщательно продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четких выводов, то есть оформления результатов проектной деятельности и участия каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также систематической внешней оценки проекта.

Пример прикладного проекта «Живая азбука»

При осуществлении проекта можно выделить следующие этапы:

  1. погружение в проект;
  2. организация деятельности;
  3. осуществление деятельности;
  4. презентация результатов.

Очень важным является первый этап — этап погружения в проект. Начиная работу над проектом, я пробуждаю в учащихся интерес к теме проекта. Можно рассказать сказку, притчу, разыграть инсценировку или просмотреть видеосюжет. А может быть, достаточно сослаться на уже виденное, услышанное, узнанное учениками, используя когда-то возникший у них к этому интерес. Интерес к теме выстраивается, конечно, с учетом имеющегося у детей учебного и житейского опыта, их возрастных особенностей и предпочтений. Тема должна быть не только близка и интересна, но и доступна, т.е. находиться в зоне ближайшего развития.

Готовлюсь эмоционально сформулировать проблему проекта, применяя интригу. При этом обязательно показываю, что проблема меня  волнует, и что я готова участвовать в ее обсуждении. Таким образом, предъявляется один из главных атрибутов учебного проекта — проблема, но не просто как информация, а как реалия жизни вместе с личностным отношением к ней учителя, с его пониманием, что проблема важна, требует внимания, рассмотрения и поиска ее разрешения. Чтобы решить ее, учащимся могут понадобиться дополнительные теоретические сведения, поиск нужной информации в справочном материале. Для того чтобы данную проблему сделать привлекательной, она должна «дополнять, развивать или противоречить старому» — словом, быть интересной (по определению К.Д. Ушинского).

Из проблемы проекта, полученной в результате проблематизации, вытекают цель проекта и задачи проекта. Задачи проекта — организация и проведение определенной работы для поиска способа или способов решения проблемы проекта. Стараюсь формулировать задачу так, чтобы она обязательно нуждалась в конкретизации, которую должны сделать учащиеся. Тогда происходит личностное «присвоение» задачи, включается самостоятельное мышление по поиску способов ее решения.

Применяя проектную деятельность на уроках, стремлюсь повысить практическую направленность содержания, разнообразить формы организации учебной деятельности учащихся. При этом приоритет отдается активным, интерактивным, игровым методам, исследовательской деятельности, методам творческого самовыражения.

Тема проекта

Форма организации/ вид проекта

Методы

Деятельность

1

«Живая азбука»

Коллективная/

прикладной

«Я работаю волшебником»

Учащиеся придумывают, как оживить буквы и рисуют эскизы.

2

Инсценирование сказок А.С. Пушкина

Групповая/ творческий

 «Вместе мы построим дом»

Участники описывают свои ожидания на листиках–брёвнышках, которые наклеиваются в форме забора около нарисованного дома

3

«Нетрадиционные техники рисования»

Индивидуальная/ исследовательский

«Составление кластера»

Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, таким образом систематизирует имеющиеся знания по той или иной проблеме.

Следующий этап проекта — организация деятельности детей. Ученики самоорганизуются в группы, распределяют роли, выбирают руководителя или эксперта, самостоятельно планируют свою деятельность, рождаются замысел и способ решения его. Но все равно детям нужна уверенность учителя в их силах, готовность прийти на помощь, если возникнут трудности, помочь в подборе необходимой литературы, привлечь к работе школьного библиотекаря, научить пользоваться информационно-справочным материалом (словарем), чтобы извлечь нужную информацию. Процесс взаимодействия между учеником и учителем строится на основе сотрудничества и педагогической поддержки развития.

Организуя проектную деятельность, я предлагаю «Правила успешной проектной деятельности», которые должны выполняться участниками проекта.

Правила успешной проектной деятельности (для учащихся)

  1. Все члены группы должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.
  2. Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
  3. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.
  4. Ответственность за конечный результат несут все члены группы, выполняющие проектное задание.

Каждая группа, участвующая в проекте, получает «План действий учащихся в проекте».

План действий учащихся в проекте

  • Выбор темы проекта (исследования).
  • Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь?).
  • Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение – гипотезу. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему?).
  • Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат? Составляем план своих действий, время выполнения каждого шага).
  • Собираем данные. (Ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага).
  • Получаем результаты. (Если что-то не удалось – это тоже результат).
  • Анализируем результаты. (Сравниваем полученные данные с гипотезой).
  • Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе.
  • Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.

Для работы в группе обязательно предлагаю детям «Правила работы в группе»:

  • В группе должен быть ответственный
  • Работать должен каждый на общий результат.
  • Один говорит, другие слушают.
  • Своё несогласие высказывай вежливо.
  • Если не понял – переспроси.

Эти памятки помогают учащимся успешно двигаться к достижению цели – созданию проекта.

Диагностика метапредметных результатов

Диагностику универсальных учебных действий провожу 3 раза в год: в ноябре, феврале и апреле. Использую методики «Корректурная проба» (регулятивные УУД), «Исследование словесно-логического мышления младших школьников» (по Э.Ф. Замбацявичене) (познавательные УУД), методику «Рукавички» (Коммуникативные УУД). Считаю, что данные методики не только проверяют уровень достижения УУД, но и формируют метапредметные компетенции (Приложение 1).

Выводы

Анализируя свой опыт организации проектной деятельности в начальной школе, я остановлюсь на следующих результатах:

  • обеспечение качества знаний учащихся не ниже – 65%, успеваемости – 100%;
  • успешное участие обучающихся в олимпиадах и творческих конкурсах различного уровня;
  • обучающиеся не испытывают трудностей адаптационного периода при переходе в школу второй ступени;
  • работа над проектами повышает активность и самостоятельность разных по уровню развития и способностям учащихся: немотивированные на учебу дети, заинтересовавшись какой-нибудь проблемой и выполнив проект, пусть даже на вторых ролях в группе, приобретают уверенность в своих силах, таким образом для них создается реальная ситуация успеха в обучении; для одаренных детей участие в проекте еще одна возможность проявления творчества, развития в совместной деятельности с учителем, родителями и одноклассниками творческого потенциала, накопление опыта самостоятельной работы.

Анализ

Совмещая деятельность учителя и заместителя директора, представляя свой опыт на школьном методическом объединении, я поинтересовалась у коллег: “Используете ли Вы метод проектов в своей работе?” Только 30% респондентов дали положительный ответ. На вопрос: “Что мешает Вам использовать метод проектов?” 20 % респондентов ответили, что они слышали о методе проектов, но не знают о нем ничего. 50% респондентов ответили, что им мешает недостаток времени и на подготовку, и на проведение проектной деятельности на уроке. Я считаю, что недостаток времени на уроке - главная трудность в работе над проектом. На аналитическую работу (рефлексивный этап) не всегда остаются силы. Поэтому планирую в каждом классе не более 5 проектов в год.

Перспективные планы

В перспективе планирую разработать рефлексивные карты для разных видов проектов.

Список использованной литературы

  1. Бренчугина-Романова А.Н. Использование метода проектов. Бренчугина-Романова А.Н. // Образование в современной школе, 2006, №5, с.15
  2. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. –  М., 2005.http://refdb.ru/look/1610583-pall.html
  3. Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности // Учитель. – 2000. – №4
  4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность младших школьников

В данной  статье описан опыт работы по  формированию ключевых компетениций  младших школьников  МБОУ СОШ №1 г. Горбатова через проектную деятельность...

Доклад "Формирование ключевых компетенций через внеурочную деятельность младших школьников"

Формирование ключевых компетенций необходимо начинать в начальных классах, так как в этот период дети восприимчивы ко всему новому, у них высокий познавательный интерес, стремление к общению....

Методические рекомендации "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через организацию проектной деятельности"

Методические рекомендации по данной теме составлены с учетом требований Академии повышения квалификации на курсах по высшей категории. В работе дано теоретическое и практическое обоснование, актуально...

Методическая разработка "Формирование и развитие контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников в системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова"

В своей работе я:·         рассматриваю развивающее образование как целостную исторически сложившуюся и развивающуюся педагогическую систему обучения;·...

Формирование метапредметных компетенций во внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность направлена на достижение результатов освоения основной общеобразовательной программы школы. Основное внимание акцентируется  на достижении личностных и метапредметных резу...

Методическая разработка Формирование ИКТ компетенций младшего школьника в рамках ФГОС путём вовлечения в проектную деятельность с использованием сетевого общения

Современный мир развивается очень быстро.  Практически каждый день совершаются новые открытия и  даются новые технологии, которые сразу же берут на вооружение коммерческие и некоммерческие о...