Формирование познавательных и личностных УУД обучающихся начальных классов посредством активных методов обучения в урочной и внеурочной деятельности (далее-АМО)
учебно-методический материал

           

        Использование АМО в организации образовательного и воспитательного процессов обеспечивает устойчивый положительный результат на уроках и во внеурочной деятельности, способствует формированию познавательных учебных действий, развивает коммуникативные навыки и интерес к предмету. «Учение без размышления бесполезно» -говорит китайская мудрость. АМО способствуют воспитанию и развитию качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества. Они развивают личность на основе УУД, тем самым ориентируя её на результат образования. Дети учатся применять знания в реальных жизненных ситуациях. Урок проходит, а жизнь на этом не заканчивается.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx22.25 КБ

Предварительный просмотр:

1.Тема инновационного педагогического опыта          

Формирование познавательных и личностных УУД обучающихся начальных классов посредством активных методов обучения в урочной и внеурочной деятельности (далее-АМО)

2. Источник изменений         

         В основе любого вида деятельности лежит мотивация. Если ученик добывает знание сам, у него проявляется интерес, знание становится личным достоянием ребёнка. Это и есть развитие личности, к которому стремится каждый педагог. Сформировано умение добывать знания, применять, и использовать опыт. Введение новых технологий было обусловлено низким уровнем мотивации к обучению современных детей, низкий уровень формирования познавательных учебных действий, нежеланием самостоятельно добывать знания, гаджет-зависимостью школьников, и как результат –дефицитом общения. Поиск решения этих проблем привёл меня к АМО, обеспечивающих активность мыслительной  и практической деятельности в процессе освоения учебного материала. Ученик движется не от знаний к проблеме, а от проблемы к знаниям. АМО делятся на неимитационные (проблемные занятия, дискуссия, работа в группах, самостоятельная работа с информацией и т. д.) и имитационные( игровые: деловые игры, моделирование ситуации и т. д. и неигровые: кейс-метод, мозговая атака и т. д.).

3. Идея изменений          

        Использование АМО в организации образовательного и воспитательного процессов обеспечивает устойчивый положительный результат на уроках и во внеурочной деятельности, способствует формированию познавательных учебных действий, развивает коммуникативные навыки и интерес к предмету. «Учение без размышления бесполезно» -говорит китайская мудрость. АМО способствуют воспитанию и развитию качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества. Они развивают личность на основе УУД, тем самым ориентируя её на результат образования. Дети учатся применять знания в реальных жизненных ситуациях. Урок проходит, а жизнь на этом не заканчивается.

4. Концепция изменений:

           В основе опыта лежит концепция развивающего обучения Д.Б. Эльконина и Л.С. Выготского и др. психологов, основы которой уходят далеко в прошлое. В основе моего опыта лежат педагогические действия, которые мотивируют учащихся к творческому и самостоятельному изучению материала, повышают их познавательную активность от класса к классу.                                                                              

5. Актуальность          

        В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования  новое качество определяется новой целью-овладением учащимися УУД в ходе ОП. Изменение педагогических технологий ведёт учителя к получению новых образовательных результатов учащихся(компетентностей). Фундаментом для освоения планируемых результатов ООП НОО считаются познавательные УУД. АМО не просто инновации, это требование времени. Это активный обмен мнениями всех участников образовательного процесса, творческое решение многих вопросов. Вместо передачи суммы знаний мы развиваем личность учащегося на основе освоения способов деятельности. На традиционном уроке скрытый потенциал некоторых учеников мы не раскрываем. В коллективном поиске дети приходят к открытию знания и испытывают радость от преодоления трудностей.

6. Новизна        

       Изучив теорию этой педагогической технологии, я применяю её в системе не только на уроках, но и во внеурочной деятельности, на классных часах, на родительских собраниях. Методы используем постепенно, вводя их на разных этапах урока, внеурочной деятельности или классного часа. Ученики должны освоить новый метод, который я включаю в урок, научиться использовать его для получения знаний. Также, изучив опыт педагогов-практиков, я составила для себя каталог активных методов обучения, наиболее интересных и понятных детям начальных классов, так как методов очень много. Распределила их по этапам урока или внеурочного занятия. Представлю его ниже, в описании опыта.

7. Ожидания

       Благодаря использованию в образовательном процессе АМО, повысится:

1). Мотивация к обучению;

2). Сформируются познавательные и личностные качества;

3). Активизируется самостоятельная деятельность;

4). Будет развиваться мыслительная деятельность и творческий потенциал;

8. Затруднения в реализации, риски

           Объёмная подготовка к таким урокам и занятиям. Приходится планировать новые деловые игры, различные исследования, правильно построить урок, на нужном этапе урока продумать, нужны ли здесь АМО. Для учащихся тоже есть свои риски. Не все ученики сразу включаются в деятельность. У некоторых низкая мотивация, познавательная активность, мыслительная деятельность и т.д.

9. Условия реализации изменений

        При включении в урок или внеурочную деятельность АМО, используя их сначала на 1-2 этапах урока, чтобы видеть, насколько выбранный мной метод стимулирует познавательную активность учащихся. Идёт ли диалог, обмен мнениями о путях решения той или иной проблемы.

10. Результат изменений

         Благодаря применению АМО, учащиеся стали активны, энергичны, мотивированы на успех, учатся самостоятельно добывать знания, творчески подходят к домашнему заданию и, как результат, -  повысился уровень качества знаний, активизировалась познавательная активность учащихся. Использование этой технологии развивает творческие способности младших школьников. Исследования, которые проводят сами дети, развивают мотивацию к обучению, самостоятельность, для некоторых радость открытия нового. Учащиеся с желанием участвуют в олимпиадах, творческих конкурсах. Повысилась самооценка. Всё это закладывает основу для дальнейшего успешного обучения. Школьники учатся общаться, выслушивать мнения других одноклассников. Повысился уровень воспитанности.

        АМО оказались эффективны для обучения и воспитания современных детей. На учащихся направлен огромный поток информации, а, значит, новые знания учителю надо преподносить так, чтобы они сфокусировали внимание ребёнка на изучаемой теме. Использую для этого в работе метод презентации учебного материала (информационные технологии, электронные приложения к учебникам).

. Описание инновационного опыта учителя

      В процессе обучения мы формируем у обучающихся УУД. Особое место мы уделяем познавательным УУД. Они являются главными при достижении планируемых результатов ООП НОО. Поэтому для меня было важным найти более эффективное решение учебно-воспитательных задач, методических приёмов, методов и форм педагогической деятельности.

      АМО- это система методов, которая обеспечивает активность мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе обучения и воспитания. Цель применения АМО - это развитие мотивации, интереса к предмету изучения, организационных умений, личностных УУД, коммуникативных УУД.

     Для развития мотивации использую создание ситуации успеха или поднятия настроения. В начале рассказываю притчу, хвалю детей за предыдущий урок, включить музыку и т.д. Начало урока можно начать и с метода «Поздоровайся глазами», или «Подари улыбку», или спросить, «что хорошего вы ждёте от сегодняшнего дня»? На этапе открытия нового знания использую «мозговой штурм» или дискуссию.

      Методы самостоятельной работы тоже отличаются от традиционных. Работа ведётся в группах. При использовании метода «Ульи» (работа в группе) лидеры проявляют свои качества и учатся управлять коллективом; одарённые дети предпочитают проявить себя в методе «На линии огня», когда каждая команда защищает свой проект, сократив его до 3-4 предложений.

      Метод «Творческая мастерская» применяю на обобщении тем. Учащимся нравятся нетрадиционные уроки и внеурочные занятия (экскурсии, уроки-исследования, проектная деятельность, конференции). У детей начальной школы свои особенности, поэтому бывает рабочий шум при обсуждении проблем, а, значит, задача учителя воспитывать культуру общения во время дискуссии или исследования.

      На уроке литературы при знакомстве с писателем, использую метод «Ромашка». Даю текст биографии писателя и вопросы к нему. Группы должны сократить текст до самого важного. На доске ромашка из бумаги. Ученики по очереди отрывают лепестки, отвечают на вопросы, относящиеся к теме. Такой метод развивает умение искать в биографии самое важное и запоминать, а также работать с учебной литературой.

    Также использую «Попс-формулу». Это интерактивный приём, созданный профессором права Дейвидом Маккойд-Мэйсоном из ЮАР. Он позволяет учащимся высказывать своё мнение и выразить собственную позицию. Позиция – я считаю, что проблема данного текста актуальна(не актуальна…) Объяснения (..потому, что… Пример – (могу доказать на примере) Следствие – (исходя из сказанного, делаю вывод, что…)

     «Суд»-один из АМ. Дети делятся на судей, адвокатов и прокуроров. Пример: классный час о пищевых добавках. Прокуроры обвиняют пищевые добавки и доказывают их вред. Адвокаты должны защитить их, объяснив, что без некоторых добавок продукты будут быстро портиться. А судьи придут к решению, что нельзя употреблять часто продукты, в которых большое содержание этих добавок.

      Активные методы выяснения целей, ожиданий и опасений помогают ученику не бояться высказать свои опасения, определить, что они ожидают от урока, какие цели ставят («Фруктовый сад», «Дерево ожиданий», «Солнышко и туча» и другие). А учителю помогают лучше понять каждого ученика.

       Физкультминутки лучше проводить музыкальные. Они снимают умственное напряжение, вызывают положительные эмоции и возможность подвигаться, потанцевать.

       На этапе осмысления я использую кластер. Дети любят создавать модели по изученным темам. Это графический приём, с помощью которого мы систематизируем материал. Он приемлем для любого урока и внеурочного занятия. В конце изучения темы использую синквейн. На литературном чтении можно взять двух противоположных героев и составить синквейн. Это одна из технологий критического мышления, которая активизирует мыслительную деятельность через чтение и письмо. Это свободное творчество. Учащиеся выделяют в изученной теме существенные элементы, анализируют их и делают выводы, но основываясь на принципах написания стихотворения.

      АМО- это успех педагога, так как благодаря им, каждый ученик в классе успешен, даже самый слабый, находясь в команде, заинтересовывается общей работой.

      Часто использую дидактическую игру. Провожу её  на любом уроке или занятии. Это АМО, содержащий определённые правила. Дети коллективно решают поставленную задачу. На русском языке могут в процессе игры сами составить правило, алгоритм разбора. На уроке окружающего мира можно найти всех участников природного сообщества или составить памятку поведения при пожаре, показав в игре все действия. Можно использовать АМО «Слепая таблица» на этапе повторения тем по русскому языку, математике. Говорите детям, что из таблицы сбежали слова, нужно восстановить её первоначальный вид. Метод «Творческая мастерская» использую на литературе (сочинить сказку, стихи, составить картинный план, диафильм, книжку-малышку, буклет, инсценировать сказку по группам); на уроке окружающего мира(проект, плакат, экологическая сказка, экскурсия). Учащиеся показывают работу, рассказывают о ней и получают коллективную оценку одноклассников.

     В 3-4 классе использую деловую игру. Особенно хорошо она проходит на обобщающих уроках или на внеурочных занятиях. Во внеурочной деятельности использую АМО в форме сказки, викторины, ролевой игры, публичного выступления и т. д. В процессе использования данных методов, развиваются, в первую очередь, личностные УУД, познавательные и коммуникативные. Что приводит к успеху. Повышается качество знаний, одарённые дети проявляют творческую активность, стремятся совершать свои открытия.

     Стимулирую учеников за активную работу оценкой, похвалой, грамотой за лучший проект или выступление.

      Я составила для работы каталог активных методов обучения, наиболее интересных и понятных детям начальных классов, так как методов очень много. Перечисленные методы действительно составляют систему, поскольку приводят ученика к полноценному освоению учебного материала и качественному овладению новыми знаниями и умениями. В 1 классе ввожу АМО только в начале урока. Добавляю новые методы по мере взросления учеников и развития их мыслительной деятельности.

Этап урока

Активные методы

Цель

Деятельность учащихся

Мотивация к деятельности

АМ начала урока:

«Поздоровайся глазами»;

«Улыбка», «Рифмовка»,

«Летающие имена»,

«Поздоровайся ладошками».

«Видеофрагмент», «Эпиграф»

Задать нужный ритм на уроке, обеспечить доброжелательную атмосферу в классе

Должны улыбнуться, коснуться друг друга, назвать имена друзей в классе, произнести рифмовку за учителем

Актуализация знаний

«Инфо-угадай-ка»

Развивать интерес к предмету, учебно-организационные умения

Рассматривают ряд картинок и отгадывают из какого произведения, или о каком природном сообществе идёт речь и т. д.

Целеполагание. Этап вхождения или погружения в тему

АМ выяснения целей, ожиданий и опасений:

«Выбор двух подарков», «Дискуссия», «Дерево желаний».

Разноцветные листья», «Фруктовый сад»

Лучше понять класс и каждого ученика, повысить мотивацию к познавательной деятельности

Озвучивают свои ожидания и опасения, записывают их на фруктах из бумаги, на листьях, кладут в коробки-подарки или прикрепляют к дереву, изображённому на доске.

Поиск решения проблемы «Открытие» нового знания.

 АМ презентации учебного материала,

АМ постановки целей и задач урока

Использование интерактивной доски, электронных приложений к учебникам,

«Модели и схемы». «Проблема»

Интерактивный метод обучения (ИМО)«Мозговой штурм», (учитель-ученик-ученик)

Представить новый материал, структурировать, ориентировать учащихся в теме, создать проблемную ситуацию, представить основные направления для дальнейшей самостоятельной работы, оживить внимание детей

каждый индивидуально обдумывает тему или читает текст, изучает схему, выделяют ключевые моменты, объясняют значение понятий, приводят свои примеры

Погружение в проблему.

АМ –метод организации самостоятельной работы

«Ульи», «Кластер», «Синквейн», «На линии огня»,

«Суд»,

«Ромашка»,

«Попс-формула»

Систематизировать имеющиеся знания, дополнить их новыми.

Выполняют задание, которое сначала казалось непосильным для выполнения, самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации (из  дополнительного материала, рассказа учителя,   определяют логические связи между предметами;

Релаксация. Динамическая пауза

Игра «Мим» (без слов изобразить кого-нибудь или что-нибудь),

«Музыкальная пауза»

( движения под музыку),

«Отдохни с пользой» (движения с заданиями по вопросам темы)

Восстановить энергию, вызвать положительные эмоции, снять умственное напряжение

Выполняют движения, восстанавливают силы

Самостоятельная работа с использованием полученных знаний

АМ –метод организации самостоятельной «Слепая таблица»,

«Творческая мастерская», «Ребусы», «Нарисуй плакат», «Угалай слово»

Выполнять упражнения по новой теме, проверять по эталону или коллективно, активизировать мыслительную и практическую деятельность учащихся

Выполняют самостоятельно задания, работают по алгоритму, эталону.

Рефлексия.  

АМ-метод релаксации

«синквейн»,

«Телеграмма»,

«Мудрый совет»,

«Итоговый круг»,

«Ромашка»,

«Письмо самому себе»

Эффективно, грамотно закончить работу и подвести итоги, выяснить, что усвоено, а на что обратить внимание ещё раз

Называют тему урока, отвечают, оправдались ли ожидания и сбылись ли опасения, перечисляют виды деятельности, делятся своим мнением о работе на уроке или занятии, задают вопросы одноклассникам, дают советы тем, кто не совсем понял тему о том, как лучше прийти к пониманию.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Повышение мотивации учащихся путем использования активных методов обучения на уроках и внеурочной деятельности по кубановедению»

Краснодарский край Апшеронский районг. Апшеронск          «Повышение мотивации учащихся  путем использования активных методов обучения на уроках ...

Методическое пособие "РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ ПОСРЕДСТВОМ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ"

Пособие  посвящено разработке и применению в учебном процессе активных  методов   обучения (АМО). Приведена классификация АМО, даны конспекты по применению АМО на уроках математики...

Обучающий очный семинар «Применение активных методов обучения (АМО) для активизации познавательной и творческой деятельности учащихся»

Целью проведения семинара являлось: повышение профессиональной компетенции педагогов; внедрение в учебный процесс активных методов обучения; обмен опытом по использованию АМО; развитие интеллектуально...

Формирование познавательных и личностных УУД обучающихся начальных классов посредством активных методов обучения в урочной и внеурочной деятельности (далее-АМО)

Источник изменений          В основе любого вида деятельности лежит мотивация. Если ученик добывает знание сам, у него проявляется интерес, знание становится ли...

Формирование познавательных и личностных УУД обучающихся начальных классов посредством активных методов обучения на уроке литературного чтения

       В основе любого вида деятельности лежит мотивация. Если ученик добывает знание сам, у него проявляется интерес, знание становится личным достоянием ребёнка. Это и ест...