РАЗВИТИЕ РЕЧИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
статья (1 класс)

В учебной программе – это 41 урок букварного (основного) периода.

При проведении урока использовала элементы следующих технологий:

  • формирование навыков звукобуквенного анализа слова шло с применением личностно-ориентированного подхода;
  • игровые технологии на этапе закрепления при проведении творческой работы;
  • здоровьесберегающие – в ходе урока провела две физкультминутки;
  • информационно-коммуникативные способствовали продемонстрировать наглядный материал с помощью презентации, сэкономить время;
  • упражнения содержали компоненты развивающего обучения, способствовали развитию внимания, памяти, воображения, речи, мыслительных операций.

При подведении итогов урока дети самостоятельно сделали вывод, оценили свою работу.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

фронтальная, парная, индивидуальная.

Для достижения своих целей использовала следующие методы и приемы:

  • метод стимулирования и мотивации учащихся: создание ситуации успеха, поощрение;
  • метод передачи информации с помощью практической деятельности: практическая работа, работа с книгой, использование дидактического материала;
  • познавательный: частично-поисковый метод, самостоятельная работа;
  • метод контроля и самоконтроля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3._statya.odt25.67 КБ

Предварительный просмотр:

Трегубова Ирина Евгеньевна,  

учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 253

Приморского района Санкт — Петербурга

имени капитана 1 — го ранга П.И.Державина

 РАЗВИТИЕ РЕЧИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 Аннотация: в данной статье рассматривается вопрос основных приемов развития устной и письменной речи на уроках литературного чтения. Обладание развитой речью способствует успешному переходу младших школьников в среднее звено.

Одним из показателей уровня культуры человека является его речь. Ведь недаром считается, что речь – это канал развития интеллекта. Чем раньше будет освоен язык, чем богаче будет словарный запас ученика, чем богаче будет его речь, тем полнее им будут усваиваться новые знания. Обучение младших школьников умению выражать свое собственное отношение к прочитанному является одной из составных задач в процессе формирования полноценного восприятия художественного произведения, читательской самостоятельности и речевого развития. Поэтому начинать работу по развитию речи младших школьников необходимо именно с увеличения их словарного запаса. Для этого на своих уроках я использую различные виды словарной работы:

  • комментированный разбор непонятных слов во время чтения текста;
  •  подбор синонимов или описательных оборотов к слову; составление словосочетаний и предложений с трудными словами;
  • объяснение и прочтение трудных слов до первичного чтения; поиск непонятных слов учащимися в толковых словарях, в сети Интернет;
  • нахождение трудных, непонятных слов учащимися во время первичного чтения учителем и подчеркивание их в тексте, а в дальнейшем их коллективный разбор.
  • Большое место в работе по развитию речи младших школьников занимают различные виды пересказа. Воспроизведение прочитанного текста является одной из основных форм работы учащихся над произведением. На своих уроках я использую следующие виды пересказа: полный и сжатый пересказы;
  • пересказ по плану;
  • творческий пересказ от лица литературного персонажа; пересказ с элементами сочинения, додумывания своей концовки произведения;
  • выборочный пересказ;
  • также пересказ по ролям с инсценированием, который очень нравится моим ученикам.

 Одним из эффективных приемов развития устной речи на уроках литературного чтения является сочинение небольших произведений самими учащимися, а также высказывание собственного мнения по прочитанному.

Виды заданий могут быть различными:

  1. Создай книжку-малышку с собственными загадками, небылицами, сказкой. Выскажи собственное отношение к прочитанному.
  2.  Придумай похожую историю.
  3.  Напиши краткий отзыв о прочитанном произведении.
  4.  Расскажи историю по картинкам.
  5.  Придумай продолжение истории.
  6.  Придумай иную концовку произведения.
  7.  Придумай рекламу к произведению.
  8.  Придумай монолог-оправдание какого-либо поступка от лица героя, его совершившего.
  9.  Придумай монолог-порицание литературного героя, совершившего отрицательный поступок.

Применяя различные виды работ по развитию речи и обогащению словаря можно добиться более ощутимых результатов, чем, если пользоваться однотипными заданиями. Младшим школьникам, в силу их возрастных особенностей, интересна частая смена деятельности и поэтому процесс освоения знаний будет протекать более интересно, живо и без скорого утомления. Обладая развитой речью, ученик начальной школы, лучше будет готов к переходу в среднее звено.

Легче будут восприниматься знания, передаваемые ему учителем, меньше будет проблем при общении со сверстниками, учителями, родителями, увереннее будут устные ответы учащихся у доски. Развитие монологической речи и словарного запаса будет способствовать более успешному написанию сочинений в старшем звене.

Список литературы

  1. Бузова Б.И. Лексическая работа на уроках литературного чтения [Текст] // Начальная школа. – 1992. – №1.
  2.  Липкина А.И. Работа над устной речью учащихся на уроках чтения [Текст] / А.И. Липкина, М.И. Оморокова. – М.: Просвещение, 1985. – 81 с.
  3.  Хлыбова Н.С. Развитие речи на уроках литературного чтения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/ 2012/11/27/razvitie-rechi-na-urokakh-literaturnogo-chteniya-v-nachalnoy

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над развитием выразительности речи на уроках литературного чтения в начальной школе

На уроках чтения важным моментом связи предметов и развития речи считаю работу с пословицами . поговорками, фразеологизмами .Детям нравиться находить взаимосвязи ,а также раскрывать истинный смысл пос...

Развитие речи на уроках литературного чтения в начальной школе

От успешности развития речи во многом зависит качество дальнейшего воспитания и обучения школьников. Главные требования к речи: содержательность, логичность, ясность, точность. И условия речевой деяте...

Развитие речи на уроках литературного чтения в начальной школе.

Известно, что ребенок, будучи по своей природе существом социальным, не может жить вне связи с другими людьми: он должен советоваться, делиться чувствами, мыслями, а каналом связи служит общение. Осно...

Развитие речи на уроках литературного чтения в начальной школе

В данной статье рассмотрены основные приемы развития устной и письменной речи на уроках литературного чтения....

Развитие речи на уроках литературного чтения в начальной школе

Одним из показателей уровня культуры человека является его речь. Считается, что речь – это канал развития интеллекта. Чем раньше будет освоен язык, тем полнее будут усваиваться знания. Как увлеч...

Развитие речи на уроках литературного чтения в начальной школе

Одним из показателей уровня культуры человека является его речь. речевое развитие определяется результативностью усвоения других школьных дисциплин, создаёт предпосылки для активного и осмысленного уч...

Развитие речи на уроках литературного чтения в начальной школе.

Развитие речи - это последовательная, постоянная учебная работа. Развитие речи имеет свой арсенал методов, собственные виды упражнений, свою программу умений, которые обеспечиваются соответствующей ме...