Связь чтения и письма в период обучения грамоте в начальной школе
статья

Придворева Валерия Игоревна

Статья поможет учителю и родителям лучше понять связь чтения и письма в период обучения ребёнка грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svyaz_chteniya_i_pisma_v_period_obucheniya_gramote.docx14.79 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ ГБПОУ ВО «ГУБЕРНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Сообщение

на тему: “Связь чтения и письма в период обучения грамоте”

Выполнила: студентка 4 курса группы 44Н

Придворева Валерия Игоревна

Воронеж, 2021г.


Урок, являясь основной формой обучения, вбирает в себя все богатство методических средств и приемов. Разнообразие уроков в период обучения грамоте велико. В пределах общих и конкретно-методических требований, которые были рассмотрены выше, осуществляется творчество учителя в организации активной познавательной деятельности учащихся, в формировании навыков чтения и письма, в развитии мышления и речи детей, их интересов и склонностей.

Для тех, кто отработал в школе ни один год, проблема обучения первоклассника чтению и письму до боли знакома. Сегодня только незначительная часть детей не имеет проблем при овладении чтением и письмом, у большинства же наблюдаются нарушения, которые логопедами обозначаются как «дислексия» и «дисграфия», описанные в научной литературе ещё более 100 лет назад. За это время учёными было проведено огромное количество исследований и накоплен теоретический и практический материал о данных нарушениях, но, несмотря на это, проблема по-прежнему остаётся одной из наиболее актуальных, сложнейших и недостаточно решённых современной наукой. Повышенный интерес исследователей к данной проблеме не случаен. Он объясняется тем, что дисграфия и дислексия у детей является весьма распространённым явлением. Данные нарушения серьёзно препятствуют освоению школьных знаний и не могут быть компенсированы ребёнком самостоятельно без посторонней помощи. Учитель начальных классов должен понимать, что именно от него, от его знаний, от его умения правильно организовать процесс обучения первоклассника чтению и письму зависит, насколько успешно будет обучаться ребёнок в дальнейшем. Учителю не единожды приходится сталкиваться с проблемами в овладении письмом и чтением у первоклассников, а также со стойкой неграмотностью, отсутствием элементарных навыков каллиграфии и низким темпом чтения у учеников во 2–4 классах. Как это объяснить? На первый взгляд, каждый из учителей делает всё правильно, следуя рекомендациям авторов учебно- методических комплектов (Горецкого, Бунеева, Занкова), но результат оказывается не всегда положительным. Значит, учителя делают что-то не так или не совсем так. Желая решить возникшую проблему, было перечитано много книг по логопедии и психологии, не раз проводились консультации со школьным психологом. В итоге был сделан вывод: без чётких представлений о психологических механизмах обучения грамоте и чтению эту проблему не решить. Среди многообразия предложений, как решить эту проблему, наиболее интересными и технологичными нам показались работы А. Корнева (Психология усвоения чтения), Е. Бугрименко (Чтение без принуждения), педагогов Марии Монтессори и Е. Потаповой. Результатом изучения книг и собственных размышлений стало неожиданное открытие: организуя обучение первоклассника одновременно по трём каналам (знакомство со звуками и буквами, обучение чтению и письму), мы делаем серьёзную ошибку — ученики с проблемами в развитии (а таких приходит в первый класс с каждым годом всё больше) не могут одновременно нормально усваивать предлагаемую им информацию. Необходимо отметить и то, что в школьных программах не учтён факт того, что ребёнку трудно одновременно выполнять 2 вида работы: чтение и письмо. У ребёнка сначала должно сформироваться понятие о том, какой смысл несёт графический знак, и лишь после того, как ребёнок научится читать, он сможет, услышав слово, преобразовать его в графическую форму, сложить из букв и записать. Только после этого его можно учить писать. Не читающий или плохо читающий ребёнок не сможет писать безошибочно. Это аксиома, не требующая доказательств. Именно отсюда многие возникающие проблемы. Учитель должен уяснить раз и навсегда: при обучении чтению и письму пристальное внимание необходимо уделять звуко-буквенному анализу, именно его учёные обозначают как «узловое образование», связывающее разные формы речевой деятельности – звукопроизношение, чтение, письмо — это база успешного обучения чтению и письму.

Для успешного обучения чтению и письму нужно соблюдать три условия: осваивать материал по принципу от общего к частному (сначала звуковая структура слова, а затем названия букв), соблюдать закон системной дифференциации (различение крупных категорий звуков, потом — различение и обозначение буквами отдельных звуков), соблюдать принцип «природосообразности» (копирование последовательности освоения языкового материала в детстве). А это всё соответствует методике обучения чтению по Эльконину. Поэтому всё достаточно просто: сначала научи хорошо читать, а потом уж учи красиво и быстро писать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комбинированный урок чтения и письма в период обучения грамоте

НА ДАННОМ УРОКЕ ФОРМИРУЕТСЯ УМЕНИЕ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА, РАЗВИВАЕТСЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ; ИСПОЛЬЗУЮТСЯ МЕТОДЫ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ, ОБЪЕДЕНИВ ТАКИЕ ПРЕДМЕТЫ КАК ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ, ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ...

Комбинированный урок чтения и письма в период обучения грамоте

Предлагаю вам конспект урока- путешествия по теме: "Согласные буквы [ф], [ф’], буквы Ф,ф. Написание строчной буквы ф.Чтение и письмо с изученной буквой."...

Формирование навыка чтения и письма в период обучения грамоте

В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:дети приходят в школу с разным уровнем подготовки;в учебниках недостаточно тренировочных упражнений, что не обеспечивает науч...

Конспект интегрированного урока чтения и письма в период обучения грамоте.

Конспект интегрированного урока чтения и письма по теме "Культура общения.Этика письма" пригодиться учителям 1 класса в период обучения грамоте. Развивать коммуникативные способности и информационную ...

Связь чтения и письма в период обучения грамоте

Сообщение на тему:"Связь чтения и письма в период обучения грамоте"...

"Связь чтения и письма в период обучения грамоте"

Статья поможет учителю и родителям лучше понять связь чтения и письма в период обучения ребёнка грамоте....