Комбинированный урок чтения и письма в период обучения грамоте
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

Предлагаю вам конспект урока- путешествия по теме: "Согласные буквы [ф], [ф’], буквы Ф,ф. Написание строчной буквы ф.Чтение и письмо с изученной буквой."

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тип урока: Комбинированный урок чтения и письма в период обучения грамоте.

Форма урока: Урок- путешествие.

Тема:  Согласные буквы [ф], [ф’], буквы Ф,ф. Написание строчной буквы ф.

            Чтение и письмо с изученной буквой.

Цели урока:    Познакомить учащихся с новыми звуками [ф], [ф’], буквами Ф,ф;

                         научить писать строчную букву ф; формировать навыки чтения,

                         умение ставить логическое ударение, следить за культурой речи

                         учащихся, учить работать с текстом; обогащать словарный запас

                          учащихся.

                         Закреплять навык правильной посадки при письме.

                          Продолжить работу по составлению парных звонких и глухих со-

                          гласных звуков, развивать орфографическую зоркость при чтении

                          текстов.

                          Воспитывать у детей чувство гордости за Родину, патриотизм,

                          стремление быть полезным своей стране.  

Ход урока:       I. Организационный момент.

                                                Мы сюда пришли учиться,

                                                Не лениться, а трудиться.

                                                Работаем старательно,

                                                Слушаем внимательно.

 Урок наш будет необычным. Мы отправимся в путешествие. Вот карта нашего пути.          (учитель на доске открывает карту)

Во время нашего путешествия мы будем делать небольшие остановки и выполнять различные задания.

Итак, наше путешествие начинается!

II. Повторение пройденного.

А вот на каком виде транспорта мы отправимся в путь, нам предстоит узнать. Для этого прочитаем отрывок из произведения А.С.Пушкина на стр. 194 (Азбука)

а). Чтение отрывка хорошо читающим учеником.

-Так на чём мы отправимся в путешествие? (на корабле).

б). Вторичное восприятие текста.

-Из какой сказки А.С.Пушкина взят отрывок? ( «Сказка о царе Салтане…)

Наше путешествие мы совершим на корабле.

-А как называется наш корабль, мы узнаем, прочитав рассказ на листочках («Каравелла»).

а). Образец чтения хорошо читающим учеником.

б). Работа по содержанию:

–Прочитайте 1-ый абзац и подумайте, какая погода стояла на море. (Выслушать ответы детей).

- С кем автор сравнивает ветер? Почему?

в). Выборочное чтение.

- Прочитайте рассказ про себя и найдите отрывок в котором автор описывает море.

Проверка: ( чтение отрывка).

-С кем автор сравнивает море?

( Когда на море сильный ветер, он поднимает высокие волны с белой пеной, которая похожа на кудрявые гривы лошадей. Кто был на море, тот наверняка видел такие волны).

(Показать рисунок).

- А как же называется корабль, на котором мы будем совершать морское путешествие?

Итак, мы отправляемся в морское плавание на каравелле.

Рассмотрите изображение каравеллы.

                               (На доске вывешивается рисунок с изображением Каравеллы)

-Может кто-то догадался, какой корабль называют каравеллой?

- Каравелла – морское парусное судно с одной палубой и высокими бортами. Имеет 3-4 мачты.

(на доске появляется надпись-каравелла).

-Для того, чтобы отправиться в путь, нам нужен капитан корабля.. Но чтобы с ним познакомиться, необходимо выполнить следующие задания:

1.Загадка.         

                                        На странице букваря

                                        Тридцать три богатыря.

                                        Мудрецов-богатырей

                                        Знает каждый грамотей.

                                                                                           (буквы)

2. Повторение пройденного о буквах.

-Посмотрите  на ленту букв. Как много букв русского алфавита мы уже знаем! Обратите внимание на цвет нашей ленты и ответьте на вопрос:

-На какие 2 группы мы можем разделить эти буквы? (гласные и согласные)

-Какие буквы называются согласными? А гласными?

-Назовите гласные буквы.

-Что вы можете о них рассказать? (Гласные буквы обозначают звуки, которые произносятся без преград, с голосом. Гласные верхнего ряда указывают на твёрдость согласного звука, гласные нижнего ряда – на мягкость)

-Чтобы открыть портрет нашего капитана, назовите гласные, которые могут обозначать 2 звука (я,ё ю е)

-Когда они обозначают два звука?

-А когда они обозначают один звук?

(учитель открывает портрет )

Итак, нашим капитаном будет мальчик. Его имя тоже содержит 4 буквы. А как его зовут, вы узнаете, прослушав небольшой рассказ, который напечатан на ваших листочках.                        (рассказ «Адмирал Федя»).

а). Образец чтения учителем.

-Как зовут нашего капитана?

б). Прослушайте ещё раз рассказ и скажите, что вёл Федя на верёвочке? (катер, линкор, лодку, флот)

-Что такое флот?

Флот- (из французск.; буквально –« то, что плавает»). Совокупность всех военных или торговых судов государства или судов какого-либо водного бассейна. (Военно-морской флот. Торговый флот. Балтийский флот).

III. Новый материал.

Наш корабль заходит в первый порт «Новознайкино».

-Как вы думаете, почему он так называется?

Сообщение темы и цели урока:

-Сегодня мы познакомимся с новыми звуками и буквами, которые их обозначают; научимся писать строчную букву; будем писать слова, предложения и читать тексты; узнаем много нового и интересного про нашу Родину. Так что будьте внимательны и активны!

1.Знакомство с новыми звуками.

-С какого звука начинается слово флот?

Произнесите его.

-Что вы можете о нём сказать? (согласный, твёрдый, глухой)

-Назовите «цепочкой» каждый последующий звук.

Выложите звуковую модель слова (один ученик выкладывает звуковую схему слова у доски, остальные работают на местах).

Проверка:

-С какого звука начинается слово Федя?

Произнесите его.

-Что вы можете рассказать об этом звуке? (далее работа ведётся аналогично предыдущей).

Вывод: -С какими звуками мы познакомились?(согласный, глухой, может быть твёрдым или мягким).

2. Игра «Где звук?» + физминутка.

Учитель: Когда услышите новые звуки [ф], [ф’], будете вставать, если таких звуков нет – сидите.

Слушайте внимательно, т.к. надо будет объяснить, где в слове находятся данные звуки ( в начале, в середине, в конце слова) и объяснить какой он, твёрдый или мягкий.

фартук

ваза                     винт                      волны                   жираф

фокусник            ширма                  конфета                туфли

фикус                  фонтан                 ковры                    голова      

3.Знакомство с буквами Ф.ф

Два звука [ф], [ф’] обозначает буква «эф». (показ букв)

-Почему здесь напечатаны 2 буквы? (заглавная и маленькая)    

Работа с кассой букв. Найдите буквы Ф,ф.

-На что похожа буква? (выслушиваются все ответы учеников).

Послушайте, что пишут авторы:

                                                                     Вызвать ученика- «Живая буква»  

Филин, в книжку залетев,                           Федя ходит руки в боки

Притворился буквой Ф.                              Значит, выучил уроки.

                         (А.Шибаев)                                                          (Г.Виеру)                            

                                                                                                                                 

Выложите слова: флот,Федя.(один ученик- у доски, другие – на партах)                              

Проверка: –Почему в слове Федя вы использовали заглавную букву?

-Когда ещё необходимо писать заглавные буквы?

Закрепление:

-Ребята, так как же зовут нашего капитана? (на доске открывается имя капитана).

- С какой буквы начинается его имя?

- Какие звуки она обозначает?

4.Закрепление оптического восприятия буквы.

Прочитайте ещё раз текст «Адмирал Федя» и подчеркните слова с буквой Ф.

IV. Письмо строчной буквы ф.

II порт который мы посетим – порт «Написалкино».

- Как вы думаете, чем мы буде здесь заниматься?

Орг. момент:       

                                                 Я тетрадочку открою

                                                 И как надо положу.

Я, друзья мои, не скрою,

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь,

                                                  За работу я возьмусь.

1). Работа в прописях. Письмо строчной буквы ф.

Показ строчной буквы ф.

Из каких элементов состоит буква? ( прямой наклонной линии и двух овалов).

Объяснение написания буквы учителем.

Письмо буквы « в воздухе».

Письмо в прописях.

2). Чтение слогов  с доски (таблицы)

3). Работа в прописях. Письмо слогов с буквой ф.

Итог: -С какими звуками вы познакомились? Какой буквой они обозначаются?

          - Чему ещё научились на уроке? Что нового узнали?

Урок 2.

Орг. момент.

                                                                         На уроке я сижу,

                                           Не шумлю и не кричу,

                                           Руку тихо поднимаю,

                                           Если спросят, отвечаю.

Повторение пройденного на 1-ом уроке.

-Покажите букву с которой познакомились на предыдущем уроке. (работа с разрезной кассой букв)

Дайте ей характеристику.

Мы приплыли в порт «Игралкино».

1). Загадка:   Этот глаз – особый глаз,

                          Быстро взглянет он на вас,

                          И появится на свет

                          Самый точный ваш портрет.

                                                                 (фотоаппарат)

2). Игра.  Глаз – «фотограф».

Оборудование: наборное полотно и карточки букв (ь  т  ф  р  о ).

Описание игры. На наборном полотне устанавливаются буквы. Учитель на протяжении 2-3 секунд показывает детям наборное полотно с буквами и поворачивает его тыльной стороной. Вызываемому ученику предлагается назвать буквы, которые запомнил за время рассматривания, желательно в том же порядке.

3). Кто запомнит больше слов с буквой Ф:

Фотограф Федя фотографировал филина, фокусника, факира, фазана, фиалку, футболиста, фрегат, фрукты…фокстерьера! Фу!

Знакомство с парными по звонкости-глухости согл. буквами В – Ф.

Мы подплываем к порту «Соединялкино».

1.Возьмите карточки с буквами.

-Какие буквы изображены? (согласные)

-Что вы можете рассказать о согласных буквах? ( обозначают звуки, которые произносятся с преградами; могут быть твёрдыми и мягкими, звонкими и глухими).

Произнесите звук [ф]. Какой он? Почему? Как работает речевой аппарат?

-Подумайте, есть ли ещё согласный звук при произнесении которого речевой аппарат работает так же? (звук [в]).

Послушайте, как я произнесу  звуки [ф], [в].

-Чем отличаются эти звуки? ([ф] произносится без голоса – глухой, [в] произносится с голосом – звонкий).

Так что вы можете сказать о звуках [в] и [ф] ? (парные по звонкости – глухости).

2. Чтение слоговой таблицы на стр.196.

3. Вспомните, какие ещё парные согласные вы знаете и соедините их .(работа на листочках).

Проверка. Прочитайте получившиеся у вас пары букв.

Работа с «Русской Азбукой». (стр. 195).

Чтение слов из учебника («цепочкой).

Чтение слов с доски ( таблица:     шарф

                            кофта

                            форма )

Работа в прописях. Письмо слов с буквой ф.

Физминутка:

                          Мы читали и писали

                           И немножечко устали

Физкультминутку проведём

И все вместе отдохнём.

Руки в стороны возьмите

И на пояс опустите,

Шаг на месте – раз, два, три,

Плечи шире разверни.

Проведём одну игру:

Все присядем, скажем «У»,

Быстро встанем, скажем «А».

Нам пора уж за дела.

                       

Закрепление пройденного.

Последний порт который мы сегодня посетим – порт «Закреплялкино».                                       Беседа по иллюстрации на стр. 194-195.

-Что изображено?

- Какой это транспорт?

2. Беседа учителя + чтение текста.

-Кто помнит при правлении какого царя в России началось кораблестроение?

Воронеж – колыбель российского флота. Пётр I – первый русский флотоводец.

Великий русский поэт А.С.Пушкин, чьё имя знают не только в каждом уголке русской земли, но и во всём мире, написал такие строки о создании русского флота и о завоевании земель , выходящих к Финскому заливу и Балтийскому флоту.

а). Образец чтения учителем. (стр.195).

б). Чтение хорошо читающим ребёнком.

в). Чтение слов, встречающихся в стихотворении:

таблица:  прорубить

                 простор

                 суждено

г). Чтение текста про себя и разбор содержания:

- Как понимаете слово «суждено»?

-Как вы понимаете выражение «Прорубить окно в Европу»?

 До правления ПетраI в России не было своего флота и не было выхода в море. Именно при царствовании Петра I, в результате Северной войны, были завоёваны земли, которые открыли нам выход в Балтийское море. Это и было названо «окном в Европу», т.к. теперь и российские корабли могли вести торговлю с другими странами по водному пути).

-А как вы понимаете выражение «все флаги в гости будут к нам»?

Мы с вами уже говорили о том, что каждое государство имеет свой государственный флаг.

Государственный флаг, как и герб, является символом государства.

Государственные флаги поднимаются над правительственными зданиями, венчают дипломатические представительства, автомобили послов.

-Обратите внимание на лодку с солдатами.

На корме лодки мы видим белый флаг с голубым крестом. Это Андреевский флаг –кормовой флаг русского флота. Белый с диагонально голубым крестом. Учреждён Петром I- 306 лет назад.

Бело-сине-красный флаг появился в России тоже как морской флаг. В январе 1705 года Пётр I издал указ о даровании бело- сине- красного флага коммерческим торговым судам. А в 1724 году это решение было подтверждено морским уставом: «Корабли торговые Российские повинны иметь флаг полосатый трёх колеров: белый, синий, красный».Этот флаг в течении полутора веков верой и правдой служил торговле России.

( на доске появляются слов: Пётр I, Андреевский флаг)

в). Чтение отрывка про себя.

г). Выразительное чтение отрывка вслух.

VI. Чтение и запись предложений.

Прочитайте предложения, записанные на доске.

Пётр I – первый русский флотоводец. На каждом корабле есть свой флаг.

(-Как вы понимаете слово флотоводец?)

Итог урока.

Мы проделали длинный путь. И пока мы плыли от одного порта к другому, то проплывали многие страны и города.

Давайте прочитаем названия некоторых из них ( чтение текста №3, напечатанного на листочках).

-Почему слова Феодосия, Флоренция, Франция напечатаны с заглавной буквы?

-Как называется эта буква?

-Что вы о ней знаете?

-Что ещё нового и интересного узнали на уроке?

В память о наше уроке, я раздам рисунки с изображением каравеллы. Вы можете заштриховать или разукрасить её.

 Домашнее задание:  стр. 194-196 читать.

Дополнительно:

Игра с буквами (на индивидуальных карточках).

-Расставив правильно буквы вы сможете прочитать название парусной рыбацкой лодки. (шаланда)

Оборудование: Кассы букв, слоговые таблицы + таблицы со словами, модели- схемы звуков, листочки с текстами.

Литература:  « Русская Азбука» В.Г Горецкий   Москва «просвещение» 2000

                         « Букварь»  В.В.Репкин      Томск «Пелинг»1995

                         « Моя любимая Азбука» Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева

                                                        Москва, 2000г.

                          Н.Н.Максимук «Игры по обучению грамоте и      

                           чтению»     Москва  «ВАКО» 2004г.

                           Н.В.Новоторцева «Развитие речи детей 2»

             Ярославль «Академия развития» 1997г.

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комбинированный урок чтения и письма в период обучения грамоте

НА ДАННОМ УРОКЕ ФОРМИРУЕТСЯ УМЕНИЕ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА, РАЗВИВАЕТСЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ; ИСПОЛЬЗУЮТСЯ МЕТОДЫ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ, ОБЪЕДЕНИВ ТАКИЕ ПРЕДМЕТЫ КАК ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ, ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ...

Формирование навыка чтения и письма в период обучения грамоте

В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:дети приходят в школу с разным уровнем подготовки;в учебниках недостаточно тренировочных упражнений, что не обеспечивает науч...

Конспект интегрированного урока чтения и письма в период обучения грамоте.

Конспект интегрированного урока чтения и письма по теме "Культура общения.Этика письма" пригодиться учителям 1 класса в период обучения грамоте. Развивать коммуникативные способности и информационную ...

Урок чтения в 1 классе (период обучения грамоте) Тема: «Звук [ш]. Согласная согласная буква Ш»

Цель:Познакомить детей с новым звуком и буквой, учить отличать новый звук и букву от других звуков и букв;Совершенствовать навыки правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения; работы с ...

Связь чтения и письма в период обучения грамоте в начальной школе

Статья поможет учителю и родителям лучше понять связь чтения и письма в период обучения ребёнка грамоте....

Связь чтения и письма в период обучения грамоте

Сообщение на тему:"Связь чтения и письма в период обучения грамоте"...

"Связь чтения и письма в период обучения грамоте"

Статья поможет учителю и родителям лучше понять связь чтения и письма в период обучения ребёнка грамоте....