Формирование ключевых компетентностей учащихся через оптимизацию образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС нового поколения
статья (4 класс)

Балдаева Оксана Алексеевна

Формирование ключевых компетентностей учащихся через оптимизацию оразовательного процесса в условиях перехода на ФГОС нового поколения 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_klyuch_komp.docx28.95 КБ

Предварительный просмотр:

                                                             

Формирование ключевых компетентностей учащихся через оптимизацию образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС нового поколения

            Учитель начальных классов:      Балдаева Оксана Алексеевна

Формирование ключевых компетентностей учащихся через оптимизацию образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС нового поколения

          Одним из приоритетов школьного образования сегодня становится овладение знаниями о современном обществе и умение применять их в конкретных жизненных ситуациях. Получение достоверной социальной информации, умение ее осмысливать и использовать являются настоятельной необходимостью для современного человека.
Выполняя задачу - формирование личности гражданина, учителю приходится проявлять свое педагогическое мастерство. Учитель должен использовать такие формы работы, которые будут способствовать успешной социализации обучающихся. Ключевые компетенции- что же это такое? Это различные  универсальные средства, инструменты(способы, методы, приемы) достижения человеком значимых для него целей (результатов).

1.Ключевыми компетенциями в той или иной степени должен овладеть каждый член общества.

2.Ключевые компетенции позволяют человеку достигать результатов в неопределенных, проблемных ситуациях. Они позволяют самостоятельно и в сотрудничестве с другими решать проблемы, то есть справляться с ситуациями, для разрешения которых никогда нет полного комплекса наработанных средств.

3. Определение и отбор ключевых компетенций осуществляется основными потребителями образовательных результатов на основе социологических исследований и общественного обсуждения и зависит от того, какие способности и качества человека являются ценными в данное время в данном обществе.

4. Компетенции проявляются и приобретаются человеком в деятельности, имеющей для него ценность.

. Естественно возникает вопрос: можно ли научить компетенциям? Таким образом, проблематика компетенций попала в образование и со временем заняла ведущее в нем место. Причина такого интереса к компетенциям в современном  российском образовании связана с системными изменениями, произошедшими в сфере труда и управления. Развитие информационных технологий привело не только к увеличению в десятки раз объема потребляемой информации, но к ее быстрому старению, постоянному обновлению. Что приводит к принципиальным  изменениям в повседневной жизни. Список профессий обновляется более чем на 50% каждые семь лет, и чтобы быть успешным, человеку приходится не только менять место работы, но и переквалифицироваться в среднем 3-5 раз в жизни.                         Поэтому выполняя задачу - формирование личности гражданина, учителю приходится проявлять свое педагогическое мастерство. Учитель должен использовать такие формы работы, которые будут способствовать успешной социализации обучающихся. В педагогической практике многие педагоги применяют технологии «критического мышления» и метод проектов. Самое простое (и я уверена, что это использует каждый педагог) – попросить учащихся высказать свое мнение по конкретному социальному вопросу. Получается интересно и эффективно, т.к. кроме детской радости, от первого публичного выступления, взрослый получает возможность продиагностировать общий эмоциональный настрой каждого ученика. Для этого я использую: творческие методы (проблемно-сообщающие, частично-поисковые и исследовательские) и активные формы работы (групповые, индивидуальные).
Данные  формы работы требует нормального психологического климата в коллективе, что позволяет ученикам оценивать самого себя, и каждого участника.  Следовательно, становится возможным выработка каждым учеником на уровне развития его интеллектуальных и прочих
способностей определенных компетенций:

1.Самостоятельно выбирать темы  своих проектов, способов и форм работы.

2. Самостоятельная учебная работа (подготовка выступлений, групповых занятий, представлений по экипажам, разработка заданий для музыкальной викторины)

3. Умение решать проблемы.

4. Умение работать в группах (самостоятельно распределяют обязанности, планируют свою деятельность, оценивают деятельность и рефлексивное обсуждение результатов).

5. Использование системы оценивания – портфолио, дневников достижений, перспективное планирование своей деятельности.
Результаты моей педагогической деятельности позволяют сделать вывод, применение активных форм помогает формировать необходимые компетенции обучающихся, способствуют их успешной социализации.

В последние годы по-новому формулируются цели образования и воспитания: школа должна  и создавать условия для формирования из каждого свободной, творческой, критически мыслящей личности, способной осознать и развивать свои задатки склонности, находить своё место в жизни.

Для успешной социальной адаптации человека в современном обществе ему нужны не только глубокие научные знания, но и умения творчески применять их на практике, в повседневной жизни. 

Что же такое компетенция? Компетенция  – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности).

Формирование ключевых компетенций учителя и учащихся – основа успешного обучения.  Какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – школьном учителе. Именно педагог является основной фигурой при внедрении в практику различных инноваций.  Для успешной реализации, поставленных перед ним задач, педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной  компетентности  и профессионализма. 

Рассмотрим основные компетенции современного учителя.

Учитель должен уметь:

  •  Учиться вместе с учениками, самостоятельно закрывая свои «образовательные дыры».
  •   Планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся.  
  •   Мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности.  
  •   «Сценировать» учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая разных учащихся в разные виды работы и деятельности, с учетом их склонностей, индивидуальных особенностей и интересов.
  •   Занимать позицию эксперта в отношении демонстрируемых учащимся компетенций в разных видах деятельности и оценивать их при помощи соответствующих критериев.
  •   Подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними определять наиболее подходящий для него учебный материал или деятельность.
  • Владеть проектным мышлением и уметь организовать групповую проектную деятельность учащихся и руководить ею.
  • Владеть исследовательским мышлением, умея организовать исследовательскую работу учащихся и руководить ею.
  • Использовать систему оценивания, позволяющую учащимся адекватно оценивать свои достижения и совершенствовать их.
  •  Осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения и уметь организовать ее у учащихся в процессе учебных занятий.
  •   Организовать понятийную работу учащихся.
  •   Вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу, в которой учащиеся хотели бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет, дискутируя не только между собой, но и с учителем, принимая то, что собственная точка зрения может быть также подвергнута сомнению и критике.
  • Владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе.

 Школа не должна научить на всю жизнь – школа должна научить учиться всю жизнь и эффективно использовать полученные знания на практике, т.е.  развивать необходимые в дальнейшем ключевые компетенции, уровень сформированности которых, конечно же, зависит от компетентности учителя.

 Что такое ключевые компетенции?  Это умения и навыки в любой области деятельности. Это заказ общества к подготовке его граждан в современных условиях жизни

 Как вы думаете, чего ждет ребенок, переступивший порог школы? Конечно же, успеха! Ситуация успеха – необходимое условие для перерастания положительного отношения к учёбе в активное, творческое.

Успех связан с чувством эмоционального подъёма, создаёт ощущение внутреннего благополучия. Один раз, пережив успех, ребёнок будет вновь и вновь стремиться к нему. Для того чтобы обучение стало успешным, необходимо формировать ключевые компетенции и учителя и учащихся. 

Итак, перед нами стоит вопрос: каким образом, через какие технологии формировать ключевые компетенции? Необходимо искать и осваивать новые пути передачи информации. Отсюда прямой выход на применение мультимедийных технологий обучения, дающих возможность моделирования ситуаций.  Особую значимость приобретает  проектная технология, проблемно – модульная, развивающего обучения, технология формирования критического мышления, игровое (имитационное планирование), ролевые игры.  

Изменение технологии преподавания влечет за собой и переход роли учителя – информатора, контролера, в роль консультанта, собеседника, так как самый лучший продуктивный результат обучения дает создание ситуации, в которой учащиеся самостоятельно находят решение.

  Что даёт компетентностный подход?

Учителю: согласованность поставленных им целей обучения и собственных целей ученика; облегчение труда за счёт постепенного повышения степени самостоятельности и ответственности ученика. Ученику: повышение степени мотивации учения.  

 Какие компетенции  формирую я у учащихся на своих уроках?

Ценностно – смысловые, которые связаны с ценностными ориентирами ученика. На кружке "Традиции и обычаи бурятского народа" воспитываю любовь к Родине, близким. Уважение и знание своих корней, знакомство с произведениями бурятской культуры. Их развиваю посредством слушания музыки и художественно-творческой деятельности. Через музыку и изобразительное искусство ученик приобретает способность видеть и понимать окружающий мир.  

Общекультурные компетенции  развиваю через знакомство и исполнение песен своего народа и других народов мира, изучение искусствоведческого материала, знакомство с жизнью и творчеством выдающихся мастеров живописи, с русским народным творчеством.

Учебно – познавательные компетенции формирую  через самостоятельную познавательную деятельность.  Учащиеся  овладевают приемами действий в нестандартных ситуациях. (Использую технологию сотрудничества.  

Через инфомационные компетенции  формирую умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию.

С помощью коммуникативных компетенций  учащиеся приобретают   способность средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями и задачами.  

 Компетенции личностного самосовершенствования направляю на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития.  

Мои действия,  направленные на  формирование ключевых компетенций:

  • Поощрять за попытки что-то сделать самостоятельно.
  • Демонстрировать заинтересованность в успехе учащихся, связанном с достижением поставленных целей.
  • Побуждать к постановке трудных, но реалистичных целей.
  • Побуждать к выражению своей точки зрения, отличной от точки зрения окружающих.
  • Побуждать к опробованию других способов мышления и поведения.
  • Включать учащихся в разные виды деятельности, развивающие у них различные способности.
  • Создавать, разные формы мотивации, позволяющие включать в мотивированную деятельность разных учащихся и поддерживать их активность.
  • Позволять строить картину мира на основе своего понимания и культурных образцов.
  • Создавать условия для проявления инициативы на основе собственных представлений.
  • Учить не бояться высказывать свое понимание проблемы. Особенно в тех случаях, когда оно расходится с пониманием большинства.
  • Учить задавать вопросы и высказывать предложения.
  • Учить выслушивать и стараться понять мнение других, но соблюдать право не соглашаться с ним.
  • Учить понимать других людей, имеющих иные ценности, интересы и способности.
  • Учить определять свою позицию относительно обсуждаемой проблемы и свою роль в групповой работе.
  • Доводить до полного понимания учащимися критериев оценки результатов их работы.
  • Учить осуществлять самооценку своей деятельности и ее результатов по известным критериям.
  • Учить работать в группе, понимая, в чем состоит конечный результат, при выполнении своей части работы.
  • Показывать, что лежит в основе эффективной работы группы.
  • Позволять учащимся брать на себя ответственность за конечный результат.
  • Позволять учащимся находить место в коллективной деятельности сообразно своим интересам и способностям.
  • Делиться с учениками своими мыслями, чувствами, ожиданиями относительно обсуждаемой проблемы, темы или конкретной ситуации их деятельности.
  • Показывать ученикам, как можно самостоятельно учиться и придумывать что-то новое.
  • Поддерживать учащихся, когда они делают ошибки, и помогать справляться с ними.
  • Показывать относительность любого знания и его связь с ценностями, целями и способами мышления тех, кто их породил.
  • Демонстрировать учащимся, что осознание того, что я чего-то «не знаю», «не умею» или «не понимаю», не только не стыдно, но является первым шагом к «знаю», «умею» и «понимаю».

Итак, сделаем вывод: успешным может стать то обучение, в котором будет четко прослеживаться такая цепочка: От компетентного учителя к компетентному ученику.

И, если учитель будет обладать научными знаниями, будет инициативной и творческой личностью, стремиться накапливать свой жизненный опыт, - он выработает в себе достаточно высокую компетентностность и передаст эти  знания учащимся, которые в свою очередь научатся применять эти знания в жизни.

Используемая литература:

1. А.А.Леонтьев Сборник «Школа 2000…, М.1997 статья «Педагогика здравого смысла», - с. 2-3.

2. В.И. Байденко «Компетенции: к освоению компетентностного подхода».

3. И.В. Ирхина «Современные ориентиры развития школьного образования в России».

4. А.В. Хуторской «Ключевые компетенции и образовательные стандарты».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Современный урок - одно из условий перехода на ФГОС нового поколения"

Выступление на заседании методического объединения учителей начальных классов....

Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса в условиях перехода на новые ФГОС

Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса. Определение. Основной результат....

Использование здоровье сберегающих технологий в образовательном процессе в условиях перехода на ФГОС

Наша школа третий год является муниципальной экспериментальной площадкой по реализации программы  « Здоровье сберегающее сопровождение образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС»Цель п...

«Развитие критического мышления через чтение и письмо в формировании ключевых компетентностей учащихся»

Использование элементов в технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка, чтения, окружающего мира, как средства для развития мыслительной деятельности учащих...

Формирование гражданской идентичности и духовно-нравственной самореализации личности в условиях перехода на ФГОС второго поколения.

Формирование гражданской идентичности и духовно-нравственной самореализации личности в условиях перехода на  ФГОС второго поколения....

Доклад-презентация «Создание образовательной среды, обеспечивающей формирование ключевых компетентностей школьников и повышение качества обучения в условиях реализации ФГОС»

Доклад-презентация«Создание   образовательной среды, обеспечивающей формирование ключевых компетентностей  школьников и повышение качества обучения в условиях реализации...

Доклад «Современный урок – одно из условий перехода на ФГОС нового поколения»

Основной формой организации учебных занятий на протяжении многих лет является урок. Современный урок есть не только динамичная и вариативная форма организациипроцесса целенаправленного взаимодействия ...