Формирование гражданской идентичности и духовно-нравственной самореализации личности в условиях перехода на ФГОС второго поколения.
статья

 Наталья Николаевна Макарова

Формирование гражданской идентичности и духовно-нравственной самореализации личности в условиях перехода на  ФГОС второго поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klyuevoy.docx19.13 КБ

Предварительный просмотр:

Н.Н. Макарова

МБОУ "Красносельская СШ"

Формирование гражданской идентичности и духовно-нравственной самореализации личности в условиях перехода на  ФГОС второго поколения.

Сегодня в основе разработки стандарта общего образования лежит представление об образовании именно как ключевом институте социализации личности, обеспечивающем приобщение нового поколения детей, подростков и молодежи к базовым ценностям отечественной и мировой культуры, формирование гражданской идентичности и солидарности общества, духовно-нравственной самореализации; овладение универсальными способами принятия решений в различных социальных и жизненных ситуациях на разных этапах возрастного развития личности; снижение вероятности рисков социальной дезадаптации и нарушений здоровья подрастающих поколений.

Содержание системы воспитания гражданской идентичности учащихся включает следующие направления реализации воспитательных задач:

1. Духовно-нравственное ценностно-смысловое воспитание учащихся– формирование как приоритетных ценностей гражданственности, надклассовости, надпартийности, надкорпоративности; общенациональности; приоритета общественно-государственных интересов над личными; лояльности к основам государственного и общественного строя, к существующей политической системе; патриотизма, преданности своему Отечеству; гуманизма и нравственности, чувства собственного достоинства; социальной активности, ответственности, нетерпимости к нарушениям норм морали и права.

 2. Историческое воспитание– изучение истории Отечества в его неповторимой судьбе, формирование чувства гордости и сопричастности к героическим событиям прошлого и осознание исторической ответственности за события в обществе и государстве. Условиями развития патриотической позиции личности выступает изучение истории Отечества, ее героического прошлого, места и роли России в мировом историческом процессе, понимание особенностей традиций и культуры наших народов.

3. Политико-правовое воспитание – предполагает осведомленность и ориентацию учащихся в политических событиях в обществе и государстве, понимание гражданской и военной политики в контексте основных положений концепции безопасности страны и ее военной доктрины; роли и значения Вооруженных сил в обеспечении безопасности и обороноспособности страны; ориентацию и понимание правовых основ выполнения воинского долга.

4. Патриотическое воспитание – направлено на организацию усвоения ценностей гражданственности и любви к Родине, культурно-исторических ценностей нашего общества и государства, формирование национального самосознания; развитие чувства любви к Отечеству и гордости за принадлежность к своему народу, уважение национальных символов и святынь, готовность к достойному служению обществу и государству.

5. Профессионально-деятельностное воспитание – формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству, готовность к профессиональному саморазвитию и самореализации; способность планировать и реализовывать профессиональные планы.

6. Подготовка к выполнению конституционного воинского долга – основывается на воспитательном потенциале таких воинских традиций как верность военной присяге, боевому Знамени и Военно-Морскому флагу, служение интересам народа, а не отдельным политическим партиям и их лидерам; массовый героизм и мужество в период борьбы за свободу и независимости Отечества; воинская доблесть, гуманное отношение к поверженному врагу, населению зарубежных стран и пленным.

Гражданская идентичность выступает как осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющее для индивида значимый смысл, основанное на признаке (качестве) гражданской общности, характеризующем ее как коллективного субъекта. Гражданская идентичность является компонентом социальной идентичности, то есть индивидуального знания о том, что «персона» принадлежит некоторой социальной группе вместе с эмоциональным и ценностным персональным смыслом группового членства (Г. Тэджфел).

Функциями гражданской идентичности являются интеграция в единую общность; самореализация и самоактуализация личности в социально значимых и социально оцениваемых видах деятельности; функция, реализующая аффилиативную потребность в принадлежности к группе. Чувство «Мы», объединяющее человека с общностью, позволяет преодолеть страх и тревогу и обеспечивает уверенность и стабильность личности в изменяющихся социальных условиях, фиксирует единство интересов индивида с данной социальной общностью, позволяет оказывать влияние на гражданское сообщество, которое проявляется в политической и гражданской активности личности. Таким образом, гражданская идентичность выполняет защитную функцию и функцию самореализации и самоактуализации.

Модель структуры гражданской идентичности личности  включает  следующие компоненты:

-когнитивный (познавательный) – знания о власти, правовой основе организации общества, государственной символике, общественно-политических событиях, о выборах, политических лидерах, партиях и их программах, ориентация в их функциях и целях;

-эмоционально-оценочный (коннотативный) – рефлексивность знаний и представлений, наличие собственного отношения к общественно-политическим событиям, способность четко выражать и аргументировать свою точку зрения и суждения;

-ценностно-ориентировочный (аксиологический) – уважение прав других людей, толерантность, самоуважение, признание права на свободный и ответственный выбор каждого человека, умение определять влияние общественной жизни на свою собственную, готовность к принятию и анализу явлений общественной жизни; принятие и уважение правовых основ государства и общества;

-деятельностный (поведенческий) – участие в общественной жизни образовательного учреждения; желание и готовность участвовать в общественно-политической жизни страны; самостоятельность в выборе решений, способность противостоять асоциальным и противоправным поступкам и действиям; ответственность за принятые решения, действия и их последствия.

При определении круга общеобразовательных дисциплин, адекватных задаче формирования гражданской идентичности, необходимо учитывать, что решение данной задачи обеспечивается не только содержанием образования (истории, литературы, отечественной и мировой культуры, обществоведения, этики, граждановедения и пр.), но и самой организацией учебно-познавательной деятельности, направленной на формирование социально-активной позиции учащихся, поиск и постижение ими  социального и духовного начала своей Родины и народа.

Значительные ресурсы формирования гражданской идентичности личности кроются во внеклассной и внеучебной работе, которая также требует своей организации.

Гражданская идентичность реализуется также посредством приобретения гражданской компетентности, организации и осуществления гражданских акций. Механизм гражданской идентификации предполагает последовательное освоение и преобразование личностью различных модальностей ее гражданского бытия в современном обществе.

На уровне групповой гражданской идентичности необходимо освоить групповые (социальные) нормы и ценности поведения, определяющие статус гражданина в процессе активного овладения культурным наследием и принятия всей полноты ответственности за состояние дел, т.е. освоить культуру группового гражданского действия. Следующим этапом становления гражданской групповой идентичности должно стать моделирование новых форм гражданского действия.

На уровне нации и национальной культуры – идентичности гражданина страны необходимо сформировать национально-гражданскую идентичность на основе идентификации субъектов гражданского общества. Необходимо сохранять и укреплять национально-культурное единство общества при признании разнообразия и самобытности каждой этнической группы и сохранении этнической идентичности, обеспечить национальное единение людей в рамках гражданского общества. Наличие такой идентичности является действенным средством профилактики и предупреждения национализма, расизма, ксенофобии, экстремизма.

На всемирном или глобальном уровне - как перспективу развития общества - обеспечить формирование идентичность «гражданина мира», реализующего «всемирное гражданское состояние» как объединение национально-государственных форм гражданственности в мировом масштабе (Кант И., Хабермас Ю., Э.Гидденс, Х.Булл). Реализация идентичности «гражданина мира» происходит сегодня через участие в движениях и организациях в защиту окружающей среды, мира, прав человека, создающих единые социальные сети.

Сегодня перед российским обществом стоит задача формирования гражданской идентичности личности с акцентом на участии в общественных делах, освоении прав и свобод гражданина.

Воспитание гражданственности школьников должно опираться на предоставление широких возможностей проявления социальной активности школьников в соответствии с ценностными ориентациями, идеалами, интересами и другими мотивами, присущими разным возрастам.

При организации как учебой, так и внеклассной работы следует широко использовать в образовательно-воспитательном процессе традиции и накопленный опыт гражданского воспитания: обсуждение на уроке и факультативных занятиях проблем, связанных с гражданственностью и патриотизмом; анализ понятий, релевантных гражданской культуре, создание проблемных ситуаций на уроках  и их разрешение; проведение олимпиад, конференций, экскурсий и семинаров во внеурочное время; организация и проведение деловых и ролевых игр; обсуждений статей,  проведение диспутов во время классного часа; проведение конкурсов творческих работ и литературных конкурсов, просмотр фильмов и спектаклей и диспуты по ним, встречи, медиаобразование, включая выпуск литературных альманахов и рукописных литературных журналов в кружковой и клубной работе, создание сайтов в сети Интернет; организация и проведение научно-практических конференций, конкурсов докладов и рефератов в рамках работы ученического научного общества; встречи с ветеранами и участие в поисковых экспедициях в формате деятельности школьного музея; подготовка и участие в походах и туристических слетах, экологическое просвещение в туристических и спортивных секциях, создание циклов передач для школьного радио и печати, организация и участие в конкурсе тематических выпусков газет и многое другое, уже сегодня в образовательно-воспитательном процессе. Необходимо организовать сбор, рефлексию и обобщение такого опыта с целью внедрения в практику работы общеобразовательных школ.

В заключение отметим, что разработка и внедрение комплекса программ формирования гражданской идентичности личности актуальна, социально значима и является отражением изменившейся парадигмы образования – от чисто «знаниевой» к развитию личности учащегося как гражданина России.

Список литературы.

Алейникова И. Тяжело, но интересно: Внедрение новых стандартов.//Управление школой.-2011.-№10.-С.38-40.

Бабинский М.Б.Стратегический анализ идеологии стандарта школьного образования.//Народное образование.-2011.-№6.-С.11-16.

Валамина О.В., Давыдова Н.Н. Реализация модели общественно-активной школы в рамках  социально-образовательного проекта «Гражданин».// Муниципальное образование: инновации и эксперимент.-2010.-№6.-С.30-36.-(От  теории к практике реализации ФГОС второго поколения).

Могилев А.В.Новые образовательные стандарты: давай разберемся!//Народное образование.-2011.-№5.-С.32-39.

Терентьева С.Т.Новые образовательные стандарты как инструмент развития образования.//


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях перехода на ФГОС.

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях перехода на ФГОС....

«Формирование гражданского самосознания средствами духовно – нравственных ценностей».

В данной статье рассказывается о духовно- нравственных ценностях, о гражданском самосознании младших школьников и его формировании....

Особенности духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях перехода на ФГОС.

Особенности духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях перехода на  ФГОС....

Доклад "Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников в свете ФГОС второго поколения"

       «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает»Я.А. Коменский....

ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ...

Особенности духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях перехода на ФГОС

Размышляя о духовно-нравственном воспитании, понимаешь, что ценности  в нашем современном мире сменились новыми духовными ориентирами: добро, истина и красота постепенно отодвигаются на периферию...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях перехода на ФГОС

Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и эк...