Технология проектного обучения в начальной школе
статья

Матафонова Наталья Николаевна

Представлены содержание и этапы проектного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnoe_obuchenie.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «Гимназия №5»

Технология проектного обучения в начальной школе

 

Подготовила: Н.Н. Матафонова

Северобайкальск  2021


Содержание и этапы проектного обучения

Этапы деятельности

Содержание деятельности

1.

Выбор темы проекта (наличие проблемности), определение общей проблемы (что хотим решить).

Ученики: обсуждение, поиск информации.

Учитель: заявление замысла, мотивация, помощь в постановке задач.

2.

Исследование проблемы в полном объеме.

Планирование - определение источников, способов сбора, анализа информации, а также способов представления результатов.

Ученики: формулируют задачи и вырабатывают план действий.

Учитель: корректирует, предлагает идеи, высказывает предположения.

3.

Организация самостоятельной деятельности учащихся.

Сбор информации (наблюдения, работа с литературой, анкетирование, интервью, эксперимент и т.д.).

Ученики: собирают информацию.

Учитель: наблюдает, косвенно руководит деятельностью.

4.

Анализ информации, формулирование выводов.

Ученики: анализируют информацию.

Учитель: корректирует, наблюдает, советует.

5.

Представление и оценка (устный или письменный отчет и оценка результатов и процесса исследования по заранее установленным критериям)

Учитель и ученики участвуют в коллективном обсуждении, оценивают усилия, использованные и неиспользованные возможности, творческий подход, возможности для продолжения, качества отчета и пр.

      Темы проектных работ в начальной школе лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Для проекта требуется личностно и социально значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу.

      Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком (может быть, сдвоенными уроками) или одной - двумя неделями в режиме урочно-внеурочных занятий.

      Кроме того, важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по овладению приемами проектирования как общеучебными умениями. Например, можно задать ученикам такие вопросы: «Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения? Где еще вы сможете впоследствии применять такие умения?»

      Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом потребуется особы и такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск, например: «Всё ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам необходимо получить? К каким источникам информации следует обратиться (Интернет, справочники, художественная литература, учебники)?»

      Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. В этом контексте предоставляют интерес опросы, интервьюирование учениками отдельных лиц, для которых предназначен детский проект. Например, ветеранов войны, учителей и родственников при выполнении таких проектов, как «Сувенир в подарок», «Концерт в подарок», «Путешествие в семьи народов нашей страны», «Великая Отечественная война в историях наших семей» и др. Если выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий, то целесообразно привлечь родителей. Однако при этом важно, чтобы родители не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей — важный фактор поддержки мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. В некоторых школах с этой целью проводятся специальные родительские собрания-лекции, на которых родителям разъясняется суть метода проектов и его значимость для развития личности детей; рассказывается об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия родителей в ней. Нередко лекция сопровождается показом любительских фильмов по теме. В некоторых школах разрабатываются, тиражируются и распространяются «Памятки для родителей, чьи дети выполняют проект». (Между прочим, ознакомление родителей с сутью метода проектов и определение их роли в проекте тоже может стать темой проекта.)  

Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности — презентация (защита) проекта. "Позволим себе дать несколько практических советов по ее организации.

   Во-первых, помогите ученикам произвести самооценку проекта. Для этого предложите им ответить на следующие вопросы:

  1. Обращаясь к определенной потребности: почему вы начали разрабатывать этот проект?
  2. Обращаясь к критериям: соответствует ли выбранная вами идея первоначально выдвинутым требованиям?
  3. Обращаясь к оценке: каковы комментарии посторонних людей и тех, кто будет использовать ваш проект?
  4. Обращаясь к полученным результатам: как улучшить проект и (или каковы направления для дальнейшего следования?

Во-вторых, помогите учащимся оценить процесс проектирования. Для этого можно задать им следующие вопросы, которые могут быть упрощены в зависимости от ситуации:

«Правильно ли вы сформулировали задачу? »

Соответствовало ли ваше исследование поставленным целям?

  1. Обосновали ли вы каждый из критериев?
  2. Разнообразны ли были идеи? Учитывали  ли они местные условия?  Обосновали ли вы свое решение при выборе одной идеи?
  3. Была ли достаточно полной проработка выбранной идеи?
  4. Предусматривает ли реализация проекта решение экономических и экологических проблем?
  5. Что могло бы быть сделано по-другому, если бы вы снова начали разрабатывать этот проект?

 В-третьих, помогите ученикам подготовить проект к презентации. Презентация (защита) проекта — завершающий этап его выполнения, когда учащиеся докладывают о проделанной ими работе. Как правило, защита проектов осуществляется в форме выставки тех изделий, которые они создали. Кроме того, иногда целесообразно попросить детей подготовить небольшое выступление с рассказом о своем проекте. План выступления школьника, например, может быть таким.

  1. Почему ты начал разрабатывать именно этот проект? Кому он предназначен?
  2. Было ли проведено предварительно маркетинговое исследование, интервьюирование потенциальных пользователей? Если да, то что было выявлено?
  3. Какова основная идея твоего проекта? Какие еще идеи были у тебя? Почему ты их отверг?
  4. Какими требованиями к проекту ты руководствовался? Соответствует ли им выбранная идея?
  5. Какие использовались материалы? Достаточными ли знаниями и умениями ты обладал или пришлось чему-то учиться? Сколько времени тебе потребовалось? Какое оборудование ты использовал? Кто тебе помогал? (Краткая характеристика процесса выполнения проекта.)
  6. По каким этапам выполнялся проект? В чем они заключались? (Краткая характеристика производственных этапов.)
  7. Какие комментарии ты получил относительно изготовленного изделия от пользователей или посторонних людей?
  8. Как улучшить проект и (или) каковы направления для дальнейшего исследования?

      После защиты проекта изготовленные изделия можно подарить людям, чьи потребности изучали дети, членам семей учащихся, можно передать в детский сад. Важно, чтобы дети ощутили потребность в тех изделиях, которые они изготовили, и почувствовали атмосферу праздника оттого, что они доставили радость людям.

      Весьма важный вопрос — оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться сделать так, чтобы каждый проект «победил» в «какой-либо» номинации. Например, могут быть следующие номинации: «Познавательный проект», «Красочный проект», «Веселый проект», «Оригинальный проект», «Дружный проект» и др.

Помимо личных призов можно приготовить общий приз всему классу за успешное завершение проектов. Это может быть чаепитие, поход в театр (на выставку, в музей), пикник, экскурсия по изучению местного хозяйства и достопримечательностей родного края и т.п.

Ниже перечислим примерные темы проектов и возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников.

Примерные темы проектов в начальной школе

      Задачник по математике; знаменитые люди нашего района; история Великой Отечественной войны в историях наших семей; история создания памятников в нашем районе; кто такой Петрушка; личные коллекции учителей нашей школы; Москва деревянная; мусор нашего города; наш дом;

наш школьный двор; наша безопасность; наши выпускники; наши имена; необычная обычная деревня (на английском языке); озвучивание мультфильма; организация помощи одинокой пожилой женщине; откуда пришли комнатные растения; почему так названы улицы нашего города; план классного уголка; планирование детского парка; праздники в России (США, Великобритании, Франции); проблема труда и взаимопомощи в русских народных сказках; путешествие в семьи народов нашей страны; страны Европы; сувенир в подарок; сценарий новогоднего праздника; учебное пособие «Страны Западной Европы»; школа будущего; школьные традиции.

     Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников

      Альбом; газета; гербарий; журнал; книжка-раскладушка; коллаж; коллекция; костюм; макет; модель; музыкальная подборка;

наглядные пособия; паспарту; плакат; план;

реферат; серия иллюстраций; сказка; справочник; стенгазета; сувенир-поделка; сценарий праздника; учебное пособие; фотоателье; чертеж; экскурсия.

Например, проектное задание «Береги природу Сибири!»

      Изготовить рекламный проспект (журнал для детей и их родителей «Мир живой природы Иркутской области», эскиз рекламного щита). Учитель предлагает несколько вариантов:

- Приглашаем в путешествие;

- Растения и животные нашей области (учащиеся выступают лесничими и экологами).

      Цель задания: при подготовке  журнала использовать знания, полученные при изучении «Окружающего мира», «литературного чтения», ИЗО, «информатики».

       Метод проектов использует множество дидактических подходов: обучение в деле, совместное учение, мозговой штурм, применение исследовательских методов (определение задач исследования, гипотез, отбор методов исследований).

Этапы работы над проектом

І. Подготовка: определить темы и цели проекта.

ІІ. Планирование: определить источники информации, способы ее сбора и анализа, формы представления результатов.

ІІІ. Исследование: собрать информацию.

ІV. Результаты: проанализировать информацию. Сформулировать выводы.

V. Отчет: представить проект.

VІ. Оценка результатов.

      В процессе работы учитель консультирует учеников.

Работа над заданием      

На первом этапе учитель проводит беседу, результатов которой является решение учащихся выпустить свой журнал и рассказать всем о красоте природы Иркутской области и той опасности, которая ей грозит. Дети выделяют рубрики и делятся на группы по 4-5 человек.

      Давая варианты проектов, учитель не ограничивает учащихся. Поэтому в ходе работы у учащихся появятся свои варианты журналов, рекламных щитов, буклетов и др. Если это первый проект, то нельзя ждать, что учащиеся будут активны. Интерес их нужно поддерживать ежедневно различными приемами. Появляется большая возможность для формирования информационных, коммуникативных умений.

Итоговый урок. Защита проектов

       Учащиеся представляют свой проект, давая необходимые комментарии.

Цель защиты проекта: убедить присутствующих, что именно их журнал, рекламный щит, буклет являются интересными и убедительными. В ходе защиты проекта возникает дискуссия, т.к. учащиеся могут принять или не принять проект. Учитель принимает позицию рядового участника. В ходе защиты учащиеся оценивают проекты путем коллективного обсуждения и самооценок.

      Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о ее конечном продукте и как следствие этого об этапах проектирования и реализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе

Цель данной работы - определить особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе. В статье рассматриваются типы учебных проектов, педагогические условия организации проектной...

«Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе».

Проектная задача отличается большим объемом и неоднородностью материала. ...

ДОКЛАД – ВЫСТУПЛЕНИЕ К педагогическому совету на тему: «Использования современных образовательных технологий в образовательном процессе» «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»

Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования. ...

"Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе"

Цель работы: определить особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе. Исходя из данной цели, были определены следующие задачи:Раскрыть сущность и историю технологии проек...

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА «Особенности  использования технологии проектного обучения в начальной школе» Классификационные параметры технологии. Цели и задачи,типология,этапы работы над пр...