Формирующее оценивание в начальной школе по ФГОС
статья

Матафонова Наталья Николаевна

Формирующее оценивание принято выделять наряду с итоговым как второй обязательный элемент полноценной системы оценивания. Если итоговое оценивание происходит по завершению того или иного учебного этапа и решает задачи контроля и фиксации результата, то формирующее оценивание происходит в ходе обучения и является его частью. Его можно рассматривать как текущее, диагностическое, но наиболее точное название – «оценивание для обучения».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formiruyushchee_otsenivanie.docx212.99 КБ

Предварительный просмотр:

Технология формирующего оценивания

Процесс оценивания результатов деятельности учащихся является важной составляющей всего образовательного процесса. Новые образовательные стандарты задают новые ориентиры в понимании учебных результатов и соответствующих им подходов к оцениванию. 

ФГОС предъявляют к процессу оценивания следующие требования:

  • оценивание достигаемых образовательных результатов;
  • оценивание процесса их формирования;
  • оценивание осознанности каждым обучающимся особенностей его развития.
  • собственного процесса обучения.

Всем вышеперечисленным требованиям удовлетворяет  формирующее оценивание. 

Цель данного оценивания – улучшать качество учения, а не обеспечивать основание для выставления отметок. Оно почти никогда не является балльным и часто анонимно.

Формирующее оценивание понимается как процесс поиска и интерпретации данных, которые ученики и их учителя используют для того, чтобы решить, как далеко ученики уже продвинулись в своей учёбе, куда им необходимо продвинуться и как сделать это наилучшим образом.

Формирующее оценивание принято выделять наряду с итоговым как второй обязательный элемент полноценной системы оценивания. Если итоговое оценивание происходит по завершению того или иного учебного этапа и решает задачи контроля и фиксации результата, то формирующее оценивание происходит в ходе обучения и является его частью. Его можно рассматривать как текущее, диагностическое, но наиболее точное название – «оценивание для обучения».

Этапы технологии формирующего оценивания

Шаг 1. Планирование достижения образовательных результатов обучающихся по темам.

Шаг 2. Формулировка цели урока как условия достижения образовательных результатов деятельности обучающихся.

Шаг 3. Формулировка задач урока как последовательности шагов деятельности учащихся.

Шаг 4. Определение конкретных критериев оценивания деятельности обучающихся на уроке.

Шаг 5. Оценивание деятельности обучающихся в соответствии с критериями.

Шаг 6. Осуществление обратной связи (от учителя к ученику, от ученика к ученику, от ученика к ученику).

Шаг 7. Сравнение результатов обучающихся с предыдущим уровнем их достижений.

Шаг 8. Определение места обучающегося на пути достижения поставленной цели.

Шаг 9. Корректировка образовательного маршрута обучающегося.

Приемы технологии формирующего оценивания, которые я использую в своей работе

Сигналы.

«Светофор», «Смайлики» - подача обучающимися различных сигналов, свидетельствующих об уровне понимания изучаемого материала.

«Волшебные линеечки» Г.А. Цукерман.

На полях тетради черчу шкалу. Дети в конце задания отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке, если я согласна с оценкой ученика, обвожу поставленный им крестик, если нет, то рисую свой крестик выше или ниже.

Листы самооценки.

 

Лист самооценки работы в паре (группе)

Оцени свою работу в паре. Отметь значком  + , в какой мере ты согласен (а) со следующими утверждениями.

Утверждение

Полностью согласен(а)

Частично согласен(а)

 

Не согласен

(а)

 

Затрудняюсь ответить

Я в полной мере участвовала в выполнении всех заданий

 

 

 

 

Мы всегда приходили к общему мнению

 

 

 

 

Мы много спорили

 

 

 

 

Я все делала так так, как предлагал сосед (соседка)

 

 

 

 

Работать в паре(группе) легче, чем одному (одной)

 

 

 

 

Наша работа получилась интересной и полезной

 

 

 

 

Мы успешно выполнили задание

 

 

 

 

Лист самооценки «Верные-неверные утверждения» Тема________________

 

Ответ

Понимаю суть каждого вопроса

Знаю произведение

 

Могу рассказать/ привести пример из текста для аргументации

Могу самостоятельно составить верные-неверные утверждения   к тексту

ДА          

 

 

 

 

НЕТ

 

 

 

 

Затрудняюсь

 

 

 

 

 

Листы индивидуальных достижений.

ЛИСТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

учени___     1 ___ класса школы №___

____________________________________________________________

(фамилия, имя)

 

Умения

1 четверть

2

четверть

3 четверть

4 четверть

Метапредметные образовательные результаты

Регулятивные УУД

Умение определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно

 

 

 

 

Умение соотносить выполненное задание  с образцом, предложенным учителем

 

 

 

 

Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Степень развития произвольного внимания

 

 

 

 

Познавательные УУД

Ориентироваться в учебнике

 

 

 

 

Отвечать на простые вопросы учителя

 

 

 

 

Находить нужную информацию в учебнике

 

 

 

 

Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное

 

 

 

 

Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие

 

 

 

 

Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков

 

 

 

 

Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела

 

 

 

 

Коммуникативные УУД

Отвечать на вопросы учителя, одноклассников

 

 

 

 

Участвовать в диалоге на уроке и во внеурочное время

 

 

 

 

Работать в паре

 

 

 

 

Соблюдать нормы простейшего этикета: здороваться, прощаться, благодарить

 

 

 

 

Понимать речевое обращение другого человека

 

 

 

 

Слушать и понимать речь других

 

 

 

Рейтинг-контроль.

 Это успехи каждого ученика, складывающиеся из трех составляющих:

“учебный рейтинг” (текущие учебные баллы);

“олимпийский рейтинг” (баллы за участие в олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах, соревнованиях любого уровня);

“лидерский рейтинг”  (участие в общественной деятельности школы).    

Продолжи предложение.

«Сегодня на уроке мне удалось:

- узнать…

- понять…

- научиться…

- применять…

- использовать…

- я чувствую…

- я хочу для себя…

- могу помочь сделать другим….

Комплимент- учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок.

Яблоня. Происходит возврат приема используемого на этапе постановки цели, необходимо собрать яблоки в корзину развешанные в начале урока (писали на яблочках красного цвета, что вы знаете и умеете, на зеленых что вызывает у вас затруднения и развесили яблоки на дерево). Выяснить оправдались ли опасения и ожидания. Дети собирают яблоки и разъясняют надписи на них. Отвечая на вопросы. Что получилось? Чему научились?

Ладошки. Учащиеся обводят свою ладошку. Каждый палец имеет свое значение… на большом пальце, что было важным и интересным; на указательном – что я научился делать; на среднем – с чем надо разобраться; на безымянном – что я вообще не понял; на мизинце, как самом маленьком, - чего мне не хватило…).

Таким образом, формирующее оценивание помогает мне наиболее эффективным способом повысить образовательные достижения каждого ученика и сократить разрыв между наиболее успевающими учащимися и теми, кто испытывает серьёзные затруднения в обучении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оценивание обучающихся в начальной школе по ФГОС

В работе дано описание уровней успешности ученика.Итоговая оценка за начальную школу (решение о переводе на следующую ступень образования) теперь будет приниматься не только на основе годовых предметн...

Положение о системе оценивания в начальной школе по ФГОС

Данный материал содержит 10-ти балльную  систему оценивания в начальных классах нашей школы...

Критерии оценивания в начальной школе по ФГОС.

В данной теме вы найдёте нормы оценок в начальной школе в соответствии с ФГОС....

ОСОБЕННОСТИ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНИВАНИЯ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПО ФГОС

Данная презентация поможет учителю начальных классов более точно и граммотно оценивать не только письменные работы, но и устные ответы учащихся....

Система оценивания в начальной школе по ФГОС и диагностические карты формирования УУД в 1-4 классах.

Материал разработан ШМО учителей начальных классов МОУ Кременкульская СОШ....

«Формирующее оценивание в условиях реализации ФГОС.

Как научить детей самостоятельно оценивать результаты своей учебной  работы, каким образом привлечь детей к контрольно – оценочной деятельности.Наиболее соответствующим требованиям современ...

Формирующее оценивание как средство реализации ФГОС 3 поколения

Процесс оценивания результатов деятельности учащихся является важной составляющей всего образовательного процесса. Новые образовательные стандарты задают новые ориентиры в понимании учебных результато...