Развитие функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе
статья

Доржиева Жаргалма Сырен-Доржеевна

Предварительный просмотр:

Развитие функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе.

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Введение в российских школах Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) определяет актуальность понятия «функциональная грамотность», основу которой составляет умение ставить и изменять цели и задачи своей деятельности, планировать, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействие педагога со сверстниками в учебном процессе, действовать в ситуации неопределенности.

Согласно «Концепции федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования» на первый план наряду с общей грамотностью (в это понятие входит усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося) выступает «формирование умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями; включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач», а также личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие, что обусловлено изменением общей парадигмы образования.

     Что же такое «функциональная грамотность»?В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность есть атомарный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде. 

Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.

Одной из оставляющей функциональной грамотности – это математическая грамотность учащихся. Математическая грамотность – это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, высказывать обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Учащиеся, овладевшие математической грамотностью, способны:

  • распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики;
  • формулировать эти проблемы на языке математики;
  • решать проблемы, используя математические факты и методы;
  • анализировать использованные методы решения;
  • интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
  • формулировать и записывать результаты решения.

   Предмет «Математика» играет важную роль в развитии функционально грамотной личности в начальной школе. Его содержание направлено на формирование функциональной грамотности и основных компетенций. Математика является для младших школьников основой всего учебного процесса, средством развития логического мышления обучающихся, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

Компетентностные задачи по математике.

Традиционный подход в образовании стремится к тому, чтобы ученик получил как можно больше знаний. Однако уровень образованности, а тем более в современных условиях, нельзя определить через объем знаний. Компетентностный подход в образовании требует от учеников умения решать проблемы разной сложности, основываясь на имеющихся знаниях. Этот подход ценит не сами знания, а способность использовать их. Компетентностный подход в школе помогает научиться ученикам самостоятельно действовать в ситуациях неопределенности в решении актуальных проблем.

      Для реализации компетентностного подхода в обучении необходимо:

-регулярно задавать ученикам вопросы: «Где в жизни вам пригодятся эти знания и умения?»;

- систематически включать в урок компетентностные задачи или задания на применение предметных знаний для решения практической задачи, а также задачи на ориентацию в жизненной ситуации.

Практические задачи или задачи, связанные с повседневной жизнью.

  1. Настя пришла в школьную столовую пообедать, у неё с собой есть 90 рублей. В столовой висит меню:

Первые блюда

Свекольник

25 рублей

Суп куриный

32 рублей

Вторые блюда

Котлета куриная с макаронами

55 рублей

Овощное рагу

40 рублей

Плов

58 рублей

Напитки

Компот

12 рублей

Морс

15 рублей

Выбери обед из трёх блюд (первое, второе и напиток), который может купить Настя. В ответе укажи названия блюд и стоимость обеда.

  1. Врачи рекомендуют в первый день отдыха на море незагоревшему человеку проводить на солнце 20 мин, а потом каждый день можно увеличивать время пребывания на солнце на 5 мин. Лена начала загорать в понедельник. Сколько времени она может находиться на солнце в ближайшее воскресенье?

Решение:

  1. 5*6=30(мин)- на столько можно увеличить время пребывания на солнце за 6 дней.
  2. 20+30=50 (мин)- может находиться на солнце в ближайшее воскресенье.

Ответ: 50 минут.

Нестандартные задачи.

          Наибольшие затруднения у школьников, как правило, вызывают решения нестандартных задач, т.е. задач, алгоритм решения которых им неизвестен. Однако одна и та же задача может быть стандартной или нестандартной в зависимости от того, обучал ли учитель решению аналогичных задач учащихся, или нет.

           Одна из важных задач начального обучения – развитие у детей логического мышления. Такое мышление проявляется в том, что при решении задач ребенок соотносит суждения о предметах, отвлекаясь от особенностей их наглядных образов, рассуждает, делает выводы.

           Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения по определенным правилам- необходимое условие усвоения учебного материала на уроках математики в начальных классах.

            В начальной школе закладываются основы доказательного мышления. Здесь главная цель работы по развитию логического, отвлеченного мышления состоит в том, чтобы дети научились делать выводы из тех суждений, которые предлагаются им в качестве исходных, чтобы они смогли ограничиться содержанием этих суждений, не привлекая других знаний.

             Задачи, которые мы будем рассматривать, являются нестандартными, решение которых связано с умением правильно делать выводы. На материале рассматриваемых задач ребенок должен понять смысл рассуждения, когда происходит совмещение признаков, указанных в разных суждениях, на одном предмете. Как правило, после успешного решения подобных задач дети уверенно справляются с подобными задачами.

1.У него есть четыре, но если их все отрезать, то у него станет целых восемь. О чем идет речь?

2.Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли ожидать, что через 72 часа будет солнечная погода?

3.В парке 8 скамеек. Три покрасили. Сколько скамеек стало в парке?

4. Термометр показывает плюс 15 градусов. Сколько градусов покажут два таких термометра?

5.Батон разрезали на три части. Сколько сделали разрезов?

6. В 9-этажном доме есть лифт. На первом этаже живет 2 человека, на втором 4 человека, на третьем 8 человек, на четвертом 16, на пятом 32 и так далее. Какая кнопка в лифте этого дома нажимается чаще других?

7. К тебе пришли гости, а в холодильнике бутылка лимонада, пакет с яблочным соком и бутылка минеральной воды. Что ты откроешь в первую очередь?

8.Сколько концов у трех палок? У четырех с половиной? у двух с четвертью?

9. Как число 66 увеличить в полтора раза, не производя над ним никаких арифметических действий?

10.В пруду растет один лист лилии. Каждый день число листьев удваивается. На какой день пруд будет покрыт листьями лилии наполовину, если известно, что полностью он будет покрыт ими через 100 дней?

Комбинаторные задачи

(задачи связанные с выбором и расположением элементов некоторого множества в соответствии с заданными правилами.

Включение комбинаторных задач в начальный курс математики оказывает положительное влияние на развитие младших школьников.

Решение таких задач дает возможность расширять знания учащихся о самой задаче, например, о количестве и характере результата (задача может иметь не только одно, но и несколько решений – ответов или не иметь решения), о процессе решения (чтобы решить задачу, не обязательно выполнять какие – либо действия).

Учащиеся также знакомятся с новым методом решения задач. На комбинаторных задачах идет обучение методу перебора, решение задач с помощью таблиц, графов, схемы-дерева.

Кроме того, целенаправленное обучение решению комбинаторных задач способствует развитию такого качества мышления, как вариативность. Под ней понимается направленность мыслительной деятельности ученика на поиск различных решений задачи в случае, когда нет специальных указаний на это».

Сложность комбинаторных задач заключается в том, что при их решении должна быть выбрана такая система конструированного перебора, которая давала бы полную уверенность в том, что рассмотрены все возможные случаи (без повтора комбинаций).

Перебор всегда осуществляется по какому-либо признаку объектов и напрямую связан с операцией классификацией объектов. Поэтому важным элементом готовности ребенка к овладению способами решения комбинаторных задач является его умение выделять различные признаки предметов, классифицировать множества одних и тех же объектов по различным основаниям.Комбинаторные задачи, составленные на жизненном материале, помогают младшим школьникам лучше ориентироваться в окружающем мире, учат рассматривать все имеющиеся возможности и делать оптимальный выбор.

Комбинаторные задачи направлены на формирование умения использовать разные виды графовых  схем, требуют сочетания эвристического и алгоритмического стиля мышления.

I этап. Подготовительный.

        Цель: Совершенствовать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение) учащихся.

1.На каждой парте по три кубика: красный жёлтый и синий. Дети работают в парах. Необходимо составить из трех одинаковых по размеру кубиков красного, желтого и синего цвета несколько отличающихся друг от друга построек.

(Дети хаотично переставляют кубики, считают, сколько различных вариантов получилось. На первый стол выносят все шесть вариантов, необходимо поставить их так, чтобы рядом были постройки с одинаковыми нижними кубиками.)

II этап.  Обучающий.

        Цель: научить детей находить все возможные варианты в комбинаторных задачах, организуя перебор в определенной системе.

3.Смешарики решили, что у них должен быть свой флаг. Они выбрали три цвета: желтый, синий, красный. Раскрасьте флажки в эти цвета так, чтобы они отличались друг от друга. Сколько флажков получилось?

(В этом задании три полоски и три цвета. Число возможных перестановок цветов шесть. После того как дети выполнят задание, следует обсудить, как они действовали. Возможно, найдутся ученики, которые, раскрашивая полоски, действовали не хаотично, а соблюдали определенный порядок раскрашивания.)

III этап.   Закрепляющий.

Цель: Научить детей производить перенос с одних объектов на другой на примере графов, знакомство с понятием «граф», его элементами.

1.  На уроке физкультуры играли в теннис 4 мальчика: Дима, Ваня, Костя, Сергей. Какие были пары игроков, если все они сыграли друг с другом по одному разу?

Запишите  условия задачи в виде схемы, где игроки обозначаются точками, а отношения «сыграли» - отрезком, соединяющим пару соответствующих точек (Точки лучше расставить по кругу).

        Дима                                Ваня,        

                                        

Костя                                   Сергей.

И, в конце, хочу предложить вам пять практических рекомендаций по формированию математической грамотности

1. Объясняйте математические понятия с помощью предметных действий

Хороший подход – перекладывать базовые математические понятия на осязаемые вещи. Например, дать ребенку деревянные палочки и попросить сложить, допустим, квадрат. Он не выйдет из двух или трех палочек, а вот из четырех получится. В четвертом классе при изучении периметра можно напомнить ребенку про палочки, а не заставлять зубрить формулу.

2. Играйте в математические игры

Время от времени можно устраивать уроки в форме деловой игры, где группы учеников соревнуются между собой в успешности реализации поставленной практической задачи. Задания важно сделать тематически привязанными к применению математики в реальной жизни. Например, выбрать тему «Коммунальные платежи» и предложить командам произвести оплату электроэнергии, телефонной связи, холодной и горячей воды, используя стандартные для региона тарифы. Кстати, ребят можно попросить подготовиться к игре: разузнать, по каким ценам их родители «покупают» киловатт-часы, минуты разговора по телефону, кубометры воды.   

Другая идея – прямо на уроке устроить групповой конкурс на лучший проект школьного двора, параллельно рассчитывая размеры тех сооружений, которые ребята придумают. Можно рассчитать и стоимость такого проекта.

3. Давайте жизненные задания

С какой скоростью движется школьник, если после звонка он выбегает из класса за 5 секунд? На сколько чашек можно разлить пакет сока? На каком этаже находится квартира №125, если в доме всего 5 подъездов и 200 квартир? Мы отправляемся на экскурсию, давайте рассчитаем количество бутербродов и отдельно колбасы, хлеба, салата. А если едем на общественном транспорте, можно заодно посчитать, сколько придется заплатить за билеты для всех. Одним словом, важно заинтересовать учеников повседневными ситуациями и показать, что в них тоже содержатся задачи по математике.

4. Подключайте родителей

Ребятам будет интересно узнать о том, чем полезна математика, не только от учителя, но и от любого другого значимого взрослого. Поэтому можно задействовать родителей: попросить их поделиться своим опытом использования математики в профессии. Особенно интересно было бы пообщаться с представителями инженерных, технических и технологических профессий. 

Не менее актуальной будет и беседа с представителями гуманитарных профессий. Как применяют математику в сферах, где, казалось бы, она не нужна? Кинопродюсеры рассчитывают бюджет фильма исходя из количества актеров, персонала и съемочных дней, журналисты используют статистику, чтобы подтвердить или опровергнуть факты и уловить настроения общества, дизайнеры умело работают с геометрическими понятиями и фигурами.

5. Используйте цифровые платформы

Приближенные к жизни школьников задачи по математике не просто искать и придумывать, но они есть на некоторых цифровых платформах. Например, в Яндекс.Учебнике, Учи ру, «Российская электронная школа», «Олимпиум», «Урок цифры» и т.д


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Развитие функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе »

Слайд 2

Мои «Мои ученики будут узнавать новое не от меня; Они будут открывать это новое сами. Моя задача- помочь им раскрыться и развить собственные идеи» Иоган Генрих Песталоцци

Слайд 3

1. Компетентностные задачи по математике. Практические задачи или задачи, связанные с повседневной жизнью.

Слайд 5

2. Нестандартные задачи 1.У него есть четыре, но если их все отрезать, то у него станет целых восемь. О чем идет речь? 2.Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли ожидать, что через 72 часа будет солнечная погода? 3.В парке 8 скамеек. Три покрасили. Сколько скамеек стало в парке? 4. Термометр показывает плюс 15 градусов. Сколько градусов покажут два таких термометра? 5.Батон разрезали на три части. Сколько сделали разрезов?

Слайд 6

6. В 9-этажном доме есть лифт. На первом этаже живет 2 человека, на втором 4 человека, на третьем 8 человек, на четвертом 16, на пятом 32 и так далее. Какая кнопка в лифте этого дома нажимается чаще других? 7. К тебе пришли гости, а в холодильнике бутылка лимонада, пакет с яблочным соком и бутылка минеральной воды. Что ты откроешь в первую очередь? 8.Сколько концов у трех палок? У четырех с половиной? у двух с четвертью? 9. Как число 66 увеличить в полтора раза, не производя над ним никаких арифметических действий? 10.В пруду растет один лист лилии. Каждый день число листьев удваивается. На какой день пруд будет покрыт листьями лилии наполовину, если известно, что полностью он будет покрыт ими через 100 дней?

Слайд 7

1 этап – подготовительный: 3. Комбинаторные задачи Цель : Совершенствовать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение) учащихся. 1 .На каждой парте по три кубика: красный жёлтый и синий. Дети работают в парах. Необходимосоставить из трех одинаковых по размеру кубиков красного, желтого и синего цвета несколько отличающихся друг от друга построек.

Слайд 8

II этап. Обучающий. Цель : научить детей находить все возможные варианты в комбинаторных задачах, организуя перебор в определенной системе. 1 .Смешарики решили, что у них должен быть свой флаг. Они выбрали три цвета: желтый, синий, красный. Раскрасьте флажки в эти цвета так, чтобы они отличались друг от друга. Сколько флажков получилось?

Слайд 9

III этап. Закрепляющий. Цель : Научить детей производить перенос с одних объектов на другой на примере графов, знакомство с понятием «граф», его элементами. 1. На уроке физкультуры играли в теннис 4 мальчика: Дима, Ваня, Костя, Сергей. Какие были пары игроков, если все они сыграли друг с другом по одному разу? Запишите условия задачи в виде схемы, где игроки обозначаются точками, а отношения «сыграли» - отрезком, соединяющим пару соответствующих точек (Точки лучше расставить по кругу).

Слайд 10

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе"

Рассматриваются приёмы развития функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе...

Развитие функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе

Данный материал будет полезен учителям начальных классов, так как помогает на практике, а конкретно на уроках математики формировать у обучающихся актуальную сейчас функциональную грамотность....

Развитие функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе.

Упражнения и задания для развития функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе....

«Развитие функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе»

laquo;Развитие функциональной грамотности  в начальной школе»...

«Развитие функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе»

laquo;Развитие функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе»...

Мастер класс Ханбековой Ларисы Константиновны МОУ СШ №11 учителя начальных классов. Тема: «Развитие функциональной грамотности на уроках математике в начальной школе»

Изменения в мире задали новые параметры обучения и воспитания, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достигнутых ре...