Мастер - класс «Приемы развития функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе»
презентация к уроку по математике (3 класс)

Медведева Анна Сергеевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 г. Тайшета

Мастер – класс

Тема: « Приемы развития функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе»

                                                                                                                      Автор:

                                     Медведева Анна Сергеевна, учитель начальных классов

Тайшет 2021 г.

Введение.

Цель:  познакомить с собственным педагогическим опытом применения компетентностно- ориентированных заданий для развития функциональной грамотности на уроках математики.

Задачи:

- способствовать повышению мастерства учителя к овладению проектирования заданий на развитие математической функциональной грамотности учащихся;

- содействовать профессиональному общению;

- вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.

         Функциональная грамотность – это уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни.

         «Функциональная математическая грамотность»  – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и в будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину».

  1. Вступление.                                                                                      

Здравствуйте уважаемые коллеги! Самый банальный вопрос — чему должны обучать в школе? Самый очевидный ответ — знаниям. Ученик должен выучить и понять определенный набор правил языка, исторических фактов, физических законов, математических формул и так далее. Разве нет? Вроде бы все логично. Но большинство экспертов считает, что куда важнее умение решать реальные жизненные проблемы и самостоятельно работать с информацией. Ученые-педагоги в своем кругу называют это «базовыми компетенциями», «функциональной грамотностью», «творческими  задачами» и прочими мудреными словами.

Для меня функциональная грамотность это:                                          

Дерево – функционально  грамотная  личность

Вода – педагогические  технологии

Яблочки – ключевые  компетенции

Лейка – учитель

Лейка —  учитель,  для  того,  чтобы  поливать,  должен  постоянно  пополняться  т.е.  заниматься  самообразованием.

Как  без  полива  дерево  зачахнет,  так  и  без грамотной  компетентной  работы  педагога  нельзя  добиться  развития  функциональной  грамотности.

Видов функциональной грамотности много. Я остановлюсь на одном из них.

 Представляю вашему вниманию мастер-класс на тему «Приемы развития функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе».

2. Основная часть мастер-класса

И сегодня  хотела бы  более конкретно остановиться на примерах заданий на уроках математики, которые способствуют формированию и развитию функциональной грамотности  у детей начальной школы.

Компетентностные задачи по математике. Практические задачи или задачи, связанные с повседневной жизнью.

Задача № 1

Настя пришла в школьную столовую пообедать, у неё с собой есть 90 рублей. В столовой висит меню:

Первые блюда

Свекольник

25 рублей

Суп куриный

32 рублей

Вторые блюда

Котлета куриная с макаронами

55 рублей

Овощное рагу

40 рублей

Плов

58 рублей

Напитки

Компот

12 рублей

Морс

15 рублей

Выберите обед из трёх блюд (первое, второе и напиток), который может купить Настя. В ответе укажите названия блюд и стоимость обеда.

Задачи учат детей производить перенос с одних объектов на другой на примере графов, таблиц.

Задача №2

Три реки  Дон,  Северский  Донец и Сал протекают в городах Семикаракоры,  Ростов, Каменск. Северский  Донец протекает не в Семикаракорах, а Дон   не в Каменске и не в Семикаракорах. Река  Ростова  имеет длину не 798 км. Та река, которая течет в  Каменске  длиной 1053км. Определите местонахождение и длину каждой реки.

1 шаг: определяем местонахождение каждой реки.

Ростов

Каменск

Семикаракоры

Дон  

+

-

-

Северский Донец

+

-

Сал

+

2 шаг: определить длину каждой реки .

1870км

1053км

798км

Дон  

+

-

Северский Донец

+

Сал

+

3.ЗАЧЁРКИВАНИЕ, ПРЕВРАЩЕНИЕ, ОТГАДЫВАНИЕ ЧИСЕЛ

 1.Угадайте число от 1 до 28, если в его написание не входят цифры 1, 5 и 7;

кроме того, оно нечётное и не делится на 3. (23)

 

  1. Отгадайте число от 1 до 58, если в его написание не входят цифры 1, 2 и 3;

кроме того, оно нечётное и не делится на 3, 5 и 7. (47)

4.МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ФОКУСЫ

 Напишите такое трёхзначное число, чтобы первая цифра была по крайней мере на 2 больше, чем третья. Например: 311. Запишите его цифрами в  обратном порядке: 113. Из первого вычтите второе: получится 198. Это число снова напишите наоборот: 891. И два последних числа сложите. 891 + 198 = 1089.

Теперь возьмите каждый свое трехзначное число, соблюдая условия задания. Выполните все задания и скажите результат.

3. Подведение итогов мастер-класса

Современные дети приходят в школу с желанием действовать, к тому же, действовать успешно, им нравится на уроке не просто слушать, а ставить вопрос, обсуждать проблемы, брать интервью, принимать решение, придумывать, фантазировать и тому подобное. Если учитель постоянно организует на своих уроках такую деятельность, то учеба будет успешной, а добытые знания — качественными.

Давайте запомним одну формулу успеха, которая позволит  сформировать у учащихся качества, необходимые для полноценного функционирования в современном обществе.  

«ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ»

Хочу пожелать вам здоровья, счастья, успехов, активных, умных, хороших учеников!

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер – класс « Приемы развития функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе» Автор : Медведева Анна Сергеевна, учитель начальных классов МКОУ СОШ № 2 г. Тайшет

Слайд 2

Дерево – функционально грамотная личность Вода – педагогические технологии Яблочки – ключевые компетенции Лейка – учитель

Слайд 3

Компетентностные задачи по математике. Практические задачи или задачи, связанные с повседневной жизнью. Настя пришла в школьную столовую пообедать, у неё с собой есть 90 рублей. В столовой висит меню: Выберите обед из трёх блюд (первое, второе и напиток), который может купить Настя. В ответе укажите названия блюд и стоимость обеда.

Слайд 4

Задачи учат детей производить перенос с одних объектов на другой на примере графов, таблиц. Три реки Дон, Северский Донец и Сал протекают в городах Семикаракоры , Ростов, Каменск. Северский Донец протекает не в Семикаракорах , а Дон не в Каменске и не в Семикаракорах . Река Ростова имеет длину не 798 км. Та река, которая течет в Каменске длиной 1053км. Определите местонахождение и длину каждой реки .

Слайд 7

ЗАЧЁРКИВАНИЕ, ПРЕВРАЩЕНИЕ, ОТГАДЫВАНИЕ ЧИСЕЛ. 1.Угадайде число от 1 до 28, если в его написание не входят цифры 1, 5 и 7; кроме того, оно нечётное и не делится на 3. 2. Отгадайте число от 1 до 58, если в его написание не входят цифры 1, 2 и 3; кроме того, оно нечётное и не делится на 3, 5 и 7.

Слайд 8

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ФОКУСЫ Напишите такое трёхзначное число, чтобы первая цифра была по крайней мере на 2 больше, чем третья. Например: 311. Запишите его цифрами в обратном порядке: 113. Из первого вычти второе: получится 198. Это число снова напишите наоборот: 891. И два последних числа сложите. 891 + 198 = 1089.

Слайд 10

«ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ»

Слайд 11

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе"

Рассматриваются приёмы развития функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе...

Развитие функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе

Данный материал будет полезен учителям начальных классов, так как помогает на практике, а конкретно на уроках математики формировать у обучающихся актуальную сейчас функциональную грамотность....

Развитие функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе.

Упражнения и задания для развития функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе....

«Развитие функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе»

laquo;Развитие функциональной грамотности  в начальной школе»...

Мастер класс Ханбековой Ларисы Константиновны МОУ СШ №11 учителя начальных классов. Тема: «Развитие функциональной грамотности на уроках математике в начальной школе»

Изменения в мире задали новые параметры обучения и воспитания, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достигнутых ре...