Внедрение кейс-технологии в учебный процесс.
проект (4 класс)

КЕЙС-технология

      Главное её предназначение – развивать способность разрабатывать проблемы и находить их решение, учиться работать с информацией.

      При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vnedrenie_keys-tehnologii_v_uchebnyy_protsess.docx21.06 КБ

Предварительный просмотр:

Внедрение кейс-технологии в учебный процесс.

Работу подготовила

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №20»

г.Альметьевска

Республики Татарстан

КЕЙС-технология

      Главное её предназначение – развивать способность разрабатывать проблемы и находить их решение, учиться работать с информацией.

      При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика!

Историческая справка

      Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г.

     В России данная технология стала внедряться лишь последние 3-4 года.        

Название его произошло от латинского термина «казус» — запутанный или необычный случай.

Методы кейс – технологии

- метод инцидентов

- метод разбора деловой корреспонденции

- игровое проектирование

- ситуационно ролевая игра

- метод дискуссии

- кейс - стади

Метод инцидентов

      В центре внимания находится процесс получения информации.

Цель метода— поиск информации самим учеником, и – как следствие – обучение его работе с необходимой информацией, ее сбором, систематизацией и анализом.

      Обучаемые получают кейс не в полном объеме. Сообщение может быть письменным или устным, по типу: «Случилось…» или «Произошло...».

Хотя такая форма работы требует много времени, ее можно рассматривать как особенно приближенную к практике, где получение информации составляет существенную часть всего процесса принятия решения.

Метод разбора деловой корреспонденции («баскетметод»)

      Метод основан на работе с документами и бумагами, относящимися к той или иной организации, ситуации, проблеме.

Учащиеся получают от преподавателя папки с одинаковым набором документов, в зависимости от темы и предмета.

Цель ученика— занять позицию человека, ответственного за работу с «входящими документами», и справиться со всеми задачами, которые она подразумевает.

      Примерами использования метода могут служить кейсы по экономике, праву, обществознанию, истории, где требуется анализ большого количества первоисточников и документов.

Игровое проектирование

Цель — процесс создания или совершенствования проектов.

      Участников занятия можно разбить на группы, каждая из которых будет разрабатывать свой проект.

      Игровое проектирование может включать проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический.

      Процесс конструирования перспективы несёт в себе все элементы творческого отношения к реальности, позволяет глубже понять явления сегодняшнего дня, увидеть пути развития.

Ситуационно-ролевая игра

Цель - в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую, правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры.

      Одна из разновидностей метода инсценировки — ролевая игра.

Метод дискуссии

Дискуссия — обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определёнными правилами процедуры.

      К интенсивным технологиям обучения относятся групповые и межгрупповые дискуссии.

Кейс – стади

      Этот метод отличается большим объемом материала, так как помимо описания случая предоставляется и весь объем информации, которым могут пользоваться ученики.

      Основной упор в работе над случаем делается на анализ и синтез проблемы и на принятие решений.

Цель метода кейс-стади – совместными усилиями группы учащихся проанализировать представленную ситуацию, разработать варианты проблем, найти их практическое решение, закончить оценкой предложенных алгоритмов и выбором лучшего из них.

Виды кейсов

Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным).

Мультимедиа - кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения школы).

Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы. Его минус - ограничена возможность многократного просмотра  искажение информации и ошибки).

Вывод

      Практически любой преподаватель, который захочет внедрять кейс-технологии, сможет это сделать вполне профессионально, изучив специальную литературу, пройдя тренинг и имея на руках учебные ситуации. Однако выбор в пользу применения интерактивных технологий обучения не должен стать самоцелью: ведь каждая из названных технологий ситуационного анализа должна быть внедрена с учётом учебных целей и задач, особенностей учебной группы, их интересов и потребностей, уровня компетентности, регламента и многих других факторов, определяющих возможности внедрения кейс-технологий, их подготовки и проведения.

      Хотелось бы посоветовать коллегам не бояться использовать кейс-метод в начальной школе, т. к. он направлен не столько на освоение конкретных знаний или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала учащихся. А именно к этому нас призывает ФГОС начального образования.

Работа над новой темой по группам с использованием кейсов.

Работа по группам.

      А сейчас наши географы, ботаники, зоологи и экологи получат кейсы с материалами и вопросами и приступят к изучению новой природной зоны.

Кейс для ботаников:

- гербарий;

- атлас "От земли до неба" (стр.116,117,91);

- учебник А.Плешаков "Мир вокруг нас" (стр.88-91);

- карточки с изображением растений;

- карточка с вопросами:

1) Какие растения растут в тундре?

2) Как растения приспособились к жизни? (Рассказать о корнях, стеблях листьях на примере лишайника, травянистого растения, дерева).

Кейс для зоологов:

- Карточки с изображением зверей и птиц;

- учебник А.Плешаков "Мир вокруг нас" (стр.88-92);

- карточка с вопросами:

1) Какие животные и птицы обитают?

2) Как они приспособились к жизни?

  • Птицы (не хищные): чем питаются, оперение, окраска.
  • Травоядные животные: чем питаются, мех, окраска.
  • Хищные птицы: кем питаются, оперение, окраска.
  • Хищные животные: кем питаются, мех, окраска.

Кейс для экологов:

- учебник А.Плешаков "Мир вокруг нас" (стр.93-95);

- карточка с вопросами:

1) Основные занятия населения тундры?

2) Экологические проблемы тундры?

3) Охрана природы тундры.

Кейс для географов:

- учебник А.Плешаков "Мир вокруг нас" (стр.87-90);

- карта природных зон;

- карточка с вопросами:

1) Где протянулась зона тундры?

2) Назовите форму земной поверхности, занимаемой тундрой (равнина, горы, возвышенность).

3) Климатические условия (зима, лето, их продолжительность, температура, осадки, ветры).

4) Почему в тундре много болот? Какая там почва? Почему?

Материал самостоятельно изучается и обсуждается в группах. Если возникают вопросы, учитель консультирует.

Анализ работы в группах.

      Проводится коллективное обсуждение изученного материала. Заслушиваются выступления представителей от каждой группы. Работа группы оценивается, результаты заносятся в игровое табло.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение групповой работы в учебный процесс

Проект по теме :Внедрение групповой работы в учебный процесс в начальных классах....

Внедрение информационных технологий в учебный процесс

Презентация к выступлению по теме "Внедрение информационных технологий в учебный процесс"....

"Внедрение информационных технологий в учебный процесс"

Использование информационных технологий в учебном процессе начальной школы позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учето...

Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс

В статье проводится анализ по реализации учителем   здоровьесберегающих технологий в учебный процесс....

Сценарий мастер-класса "Кейс-технология в учебном процессе"

В сценарии представлено описание технгологии с примерами кейсовых задач...

презентация кейс-технология в учебном процессе

Презентация- дополнение к мастер- классу о кейс-технологии...