"Творческий потенциал педагога в условиях реализации ФГОС"
статья (4 класс)

Морозова Лариса Анатольевна

Выступление на пкдагогическом совете.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете

«Творческий потенциал педагога в условиях реализации ФГОС»

Морозова Л.А., учитель ГБОУ

 школы-интерната №4  г.о. Самара

 «Творчество - это успешный полет мысли за пределы неизвестного, оно дополняет знания, способствуя созданию вещей, которые не были известны ранее». П. Хилл

     

      Творчество – это деятельность людей, преобразующая мир в соответствии с целями и потребностями человека на основе объективных законов реальной действительности, в которую входят: готовность определять нестандартные подходы в решении проблем; эффективное применение имеющегося опыта в новых условиях;  способность разработки новых методов, форм, приемов и их оригинальных сочетаний; умение видеть «веер вариантов» решения одной и той же проблемы. Слово «творчество» происходит от слова «творить» и в общеизвестном смысле означает искать, изобретать и создавать то, что не встречалось в прошлом опыте.

     Главные признаки творчества: создание нового или существенное усовершенствование известного; оригинальность, неповторимость продукта деятельности, ее результатов;  взаимосвязь творчества и самотворчества, самосозидание.

      Что такое творческий потенциал и почему его нужно развивать?

Потенциал (от лат - сила) - в широком словоупотреблении трактуется как средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии, а также средства, которые могут быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенной цели. Потенциал личности - способность человека к умножению своих внутренних возможностей, в первую очередь - способность к развитию, возможность жить богатой внутренней жизнью и эффективно взаимодействовать с окружением, быть продуктивным, эффективно влиять, успешно   расти  и  развиваться.

     Творческий потенциал представляет собой сложное, интегральное понятие, которое включает в себя природно-генетический, социально-личностный и логический компоненты, в совокупности, представляющие собой знания, умения, способности и стремления личности преобразовать (улучшить) окружающий мир в различных сферах деятельности в рамках общечеловеческих норм морали и нравственности. Сам термин часто может употребляться как синоним «творческая личность», «одаренная личность». Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества.

  Большое количество изменений, происходящих в жизни общества, требует от человека готовности к эффективному использованию своих возможностей. Но человек не всегда оказывается готов к происходящим в обществе изменениям. Для того, чтобы адекватно на них реагировать, он должен активизировать свой творческий потенциал. Этому должно содействовать современное образование.

      Творческий педагог – думающий и мыслящий человек. Первым условием творчества выступает широта кругозора творца. В. А. Кан-Калик дал такое определение творческой сущности педагогической деятельности: "Творческий процесс педагога рассматривается как деятельность, направленная на постоянное решение бесчисленного ряда учебно-воспитательных задач в меняющихся обстоятельствах, во время которой педагогом вырабатываются и воплощаются в общении с детьми оптимальные, органичные для данной педагогической индивидуальности нестандартизированные педагогические решения, опосредованные особенностями объектно-субъектного педагогического воздействия. Своеобразие педагогического творчества заключается в том, что творческий характер носит не только акт решения педагогической задачи, но и сам процесс воплощения этого решения в общении с детьми".

     Сегодняшний образовательный процесс предъявляет к педагогу особые требования:

1. профессиональная компетентность,

2. высокий уровень культуры,

3. интенсивная работоспособность,

4. эрудированность,

5. творческая активность.

     Творчество в условиях ФГОС предполагает новое видение предмета, новое решение возникающих проблем, готовность к отказу от привычных схем и стереотипов поведения, восприятия и мышления, т.е. готовность к самоизменению.

     Педагогу необходимо продемонстрировать умение применять метапредметный подход и междисциплинарные связи, позволяющие формировать у учащихся целостную картину мира и надпредметные компетентности (универсальные учебные действия).

     Педагогическая деятельность –  проявление постоянного разностороннего творчества, а формирование творческой личности — процесс, связанный с выработкой необходимых качеств личности учителя, и с формированием у него опыта творческой деятельности.  

     Педагогический труд не творческим не бывает, и быть не может, ибо неповторимы дети, обстоятельства, личность самого учителя, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Педагогическая деятельность всегда предполагает творчество, поиск нового, интересного, самобытного. В работах теоретиков и практиков педагогики творчество рассматривается и как процесс, и как результат деятельности педагога и его воспитанников. Педагогическое творчество имеет ту особенность, что содержанием его является творение человека, который всегда неповторим, уникален.

 Закон педагогического творчества:

•        творчество педагога пробуждает творческую деятельность учащихся.

Критерии закона творчества:

•        искусство общения педагога со школьниками.

•        обмен информацией с помощью коммуникативных средств и воспитательного воздействия личности педагога, его собственного примера.

     Творческая природа педагогической деятельности в индивидуально — творческом развитии педагога и детей, в сочетании приемов алгоритмизации деятельности и творчества и способности к импровизации, к усвоению опыта путем творческого переосмысления и  включения его в собственную теорию и практику.

     Цель педагогики творчества – формирование творческой личности, для которой характерна устойчивая, высокого уровня направленность на творчество, творческий стиль в одном или нескольких видах деятельности.

     Факторы развития творческого потенциала педагогов делятся на внутренние и внешние.

Внутренние: 1) потребность педагога в творческой деятельности; 2) мотивация творчества; 3) самообразование; 4) духовно-ценностная сфера его личности;

Внешние: 1) влияние социально-экономической среды; 2) особенности учебного заведения;  3) система стимулирования педагогического труда; 4) коллективная работа над научно-методической проблемой; 5) педагогические задачи трудового коллектива.  

     Составляющие творческого поиска: идти в ногу со временем; распространять свой опыт; повышать свою квалификацию;  присутствовать на конференциях, мастер-классах, обсуждать методические проблемы.

   Процесс развития творческого потенциала у каждого педагога строго индивидуален. Своеобразие развития определяется различными природными предпосылками, свойствами нервной системы, темперамента, характера, т.е. типами; уровнем развития личности, который находит отражение в особенностях самопознания, саморазвития, самооценки; ценностными ориентациями личности. Поэтому процесс развития творческого потенциала учителя отличается индивидуальным темпом и характером, содержательным своеобразием проявлений свойств творческой индивидуальности.

     Можно отметить такие качества творческого педагога:  уметь формулировать и решать педагогические задачи; видеть и развивать индивидуальные способности своих воспитанников; владеть формами и методами эвристической деятельности; заниматься самообразованием,  стремиться к личностному творческому росту, рефлексивной деятельности, осознанию творческих изменений.

     Основными критериями в формировании творческой активности педагога являются умения: ставить и анализировать цели в своей деятельности; ориентироваться в различных ситуациях; принимать решения; реализовывать определенные программы или планы исполнения; проверять результаты своей деятельности и корректировать ее с учётом изменяющихся ситуаций.

     Условия творческой реализации педагога:

1. высокий уровень педагогической компетентности учителя;              

2. стремление педагога к творческому поиску;                

3. владение педагогической техникой;

4. достаточный уровень развития интеллектуальных умений, воображения и интуиции;

5. видение проблем, гибкость, самостоятельность и критичность мышления;

6. психологическая безопасность, атмосфера открытости.

     Выделяют три сферы творческой деятельности учителя: методическое творчество, коммуникативное творчество (взаимодействие с детьми), творческое самовоспитание. 

     Методическое творчество связано с умением анализировать педагогические ситуации, правильно выбирать и строить методические модели, конструировать содержание учебно-воспитательного процесса.

     Коммуникативное творчество  связано с организацией педагогически  эффективного общения как с детьми, так и с родителями, коллегами, администрацией; и с умением осуществлять саморегуляцию.

    Творческое самовоспитание – это процесс осознания себя конкретной творческой индивидуальностью, определение своих профессионально-личностных качеств, требующих дальнейшего совершенствования и корректировки, разработки программы собственного самосовершенствования.

      Подходы к творческой реализации учителя:

1. углубленно-смысловой. Ученики с помощью занятий продвигаются вглубь изучаемого предмета;. ставится задача обучения через отыскание и решение научных проблем изучаемого предмета;

2. методологический. Перевод деятельности школьников с традиционной системы обучения на метапредметную;

3. личностно-гуманистический. Обучение идет не «с предметом к детям», а «с детьми к предмету» (Ш. А. Амонашвили);

4. коммуникационный. Через внешнюю мотивацию деятельность детей приобретает творческий характер ( Ильин, Шаталов , Лысенкова);

5. философский. Творчество детей имеет выраженную внутреннюю мировоззренческую направленность, а результаты обучения рассматриваются с позиции личностного самосозидания ученика.

Творческий педагог постоянно повышает свой профессиональный уровень через такие процессы, как: самоорганизация, творческая самореализация, профессиональное развитие, самообразование, в ходе которых он овладевает новыми знаниями, методами деятельности и т. д

Внешние результаты реализации творческой деятельности:

1 составленные и реализованные педагогом авторские программы обучения и воспитания школьников;

2 методические разработки, повышающие эффективность деятельности педагога;

3 креативно организованные учебные или воспитательные процессы;

4 собственные образовательные продукты в преподаваемом предмете.

Внутренние результаты являются источником внешнего творчества – это уточнение отношения к различным подходам в образовании;  изменение в характере организации педагогического процесса;  совершенствование профессионального мастерства; развитие профессиональных способностей педагога 

Личностные результаты в развитии творческого потенциала учителя: степень выраженности личностных качеств и частота их проявления; владение технологией выделения противоречий, проблем и задач образовательного процесса; диапазон знаний об инновациях и их практическое применение в своей деятельности.

    Из всего сказанного с очевидностью вытекает, что основой мастерства являются, прежде всего, фундаментальные знания и выработанные на их основе умения, безусловно, выступающие в тесном единении с личностными качествами учителя и его способностями к творчеству. Формирование готовности педагогов к воспитанию творческой активности детей связано со всеми сторонами формирования личности: потребностями, интересами, склонностями, способностями, волевыми проявлениями, эмоциональным отношением к деятельности. Учить необходимо с помощью разнообразных методов и приемов, различных педагогических технологий, традиционных и нетрадиционных форм обучения, позволяющих раскрыть свой творческий потенциал, а вместе с тем и потенциал учащихся. Главное, вместе с учениками искать истину, активизировать процесс обучения, развивать творческие способности. Прежде всего - педагог сам должен быть личностью творческой, яркой, профессионально грамотным, любящим детей человеком. 

Литература и интернет-ресурсы:

1. Н. А. Бердяев. Самопознание. Опыт философской автобиографии. М.,1990.

2. Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. М.,1987.

3. Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М., 1987

4. Щербакова Т. Н. Творчество в деятельности современного педагога. Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. Уфа,  2013

6. https://vscolu.ru/articles/pedagog-lichnost-tvorcheskaya.html

7.http://studme.org/46404/pedagogika/pedagogicheskaya_deyatelnost_kak_tvorcheskiy_protsess

8. http://allrefrs.ru/2-31851.html




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельность педагога в условиях реализации ФГОС

На сегодняшний день наблюдается различные системы обучения . Внедрение ФГОС позволяет нам педагогам рассмотреть традиционные подходы обучения детей. Выбрать необходимые технологий  для эффективно...

Деятельность педагога в условиях реализации ФГОС

На сегодняшний день наблюдается различные системы обучения . Внедрение ФГОС позволяет нам педагогам рассмотреть традиционные подходы обучения детей. Выбрать необходимые технологий  для эффективно...

Оптимизация методической работы с кадрами на основе результатов исследования ценностных ориентаций педагогов в условиях реализации ФГОС нового поколения.

Данная работа предназначена руководителям образовательных учреждений различного уровня, выстраивающих свою деятельность с кадровым педагогическим составом; психологическим службам образовательных учре...

Формирование и развитие творческого потенциала педагогов в условиях реализации ФГОС НОО

Тема моей работы: Реализация творческого потенциала педагога в сфере педагогической деятельности. В работе мы найдем значения и важность проявления творческого мышления в процессе работы учителя. Мы у...

Педагогический совет с элементами деловой игры «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»

Цель: Расширение представления о профессиональном стандарте педагога. Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной  компетентности....

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Главной   целью  современной  школы  является  разностороннее  развитие  детей, в  том  числе  творческое, их познавательных  интересов,...

Развитие творческого потенциала педагога, как условие успешной педагогической деятельности.

Начнём с анализа самого главного слова  в моей теме «Творчество».               Творчество – это все, что н...