Проект "Русские народные тряпичные и лоскутные куклы" (2 класс)
проект (2 класс)

Позднякова Наталья Васильевна

Проект во 2 классе "Русские народные тряпичные и лоскутные куклы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_r.n._tryapichnye_i_loskutnye_kukly.doc298.5 КБ

Предварительный просмотр:

                            МБОУ Столбовская СОШ

                       Московская область, г.о. Чехов

                                             ПРОЕКТ

«Русские народные тряпичные и лоскутные куклы»

                                                                           Разработали:

                                                            учитель начальных классов

                                                                    ПОЗДНЯКОВА Н. В.

                                                высшая квалификационная категория 

и

                                                учащиеся 2а класса:

---------------------

---------------------

--------------------

                                                      Содержание проекта

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

        Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.

         Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.

         Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы.

Гипотеза (Слайд 2)

На основе исследования истории кукол можно сделать вывод, что во все времена главной игрушкой  ребёнка являлась кукла и играя с ней, ребёнок знакомится с признаками предметов: цвет, форма, размер, материал, вес, вкус, название.

Цель: пробудить интерес детей к русской культуре и традиционной народной кукле (Слайд 3)

Задачи проекта: (Слайд 4)

изучение истории возникновения народной куклы;

изучение видов кукол;

изучение технологии изготовления народных кукол;

изготовление обереговых и игровых сувенирных кукол;

воспитание чувства патриотизма, уважения к национальным традициям.

Предметные цели: (Слайд 5)

  • Образовательная: формирование конструкторско – технологических умений; умение строить простейшие лекала.
  • Развивающая: развивать творческие способности, воображение, эмоциональное восприятие художественного образа; исследовательские умения, формирование мотивации успешности.
  • Воспитательная: учить строить дружеские отношения, дарить радость другим.

Этапы реализации проекта: (Слайд 6)

  • 1. Изучение истории возникновения народной куклы.
  • 2. Изучение видов кукол.
  • 3. Из какого материала делали первые куклы.
  • 4. Кукла своими руками.
  • 5. Презентация проекта.

Аннотация: (Слайд 7)

Данный проект нацелен на развитие творческих способностей, формирование самостоятельности, коммуникативных общеучебных умений, исследовательских умений. В ходе работы над проектом, дети приобщаются к национальной культуре страны, узнают историю своей семьи, умение работать в коллективе.

Этапы проведения: (Слайд 8)

  • 1. Подготовительный. Определение темы  

        проекта, основополагающий вопрос.

  • 2. Проектировочный. Определение темы  

        исследований, формулирование частных  

        вопросов, деление на группы. Выдвижение

        и обсуждение гипотез.

  • 3. Практический. Исследовательская

        деятельность и сбор материала. Изготовление  

        кукол.

  • 4. Контрольно – коррекционный. Выводы.
  • 5. Заключительный. Презентация.

В словаре русского языка С. И. Ожегова объясняется, что кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. (Слайд 9)

1. Изучение истории возникновения народной куклы.(Слайд 10)
Куклы – обереги на Руси ведут свою историю с древних языческих времен. Они выполняются из природных материалов, которые приносятся из леса: дерево, лоза, трава, солома. И это не случайно, потому что лес – это среда обитания русского человека. Куклы, сделанные на основе берёзового полешка являются оберегом семейного счастья. Осина всегда считалась опасной для злых духов, поэтому куколки, сделанные на основе осинового полешка, являются оберегами дома, отгоняют от жилища злых духов.

2. Изучение видов кукол. (Слайд 11)
   По своему назначению куклы делятся на 3 большие группы

  •  Куклы – обереги
  •  Игровые куклы
  •  Обрядовые куклы

В большинстве случаев кукла - это образ женщины, богини и поэтому прямую связь с ней имела, конечно же, женщина. Но и мужчины тоже "имели честь" пользоваться силой куклы. Женщина давала куклу мужчине, когда тот уходил в дорогу или на войну. Считалось, что кукла охраняет мужчину. (Слайд 12)

Куклы – обереги

Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасает человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана. (Слайд 13)

        Шили кукольные платья не просто так, а со смыслом. Во-первых, в наряде всегда должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости. И еще считали, что он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм. Вышитый узор, которым когда-то украшали наряд куклы, тоже не был случайным. Каждый его элемент хранил магическое значение, и узор должен был в лице куклы, оберегать ребенка. Как правило, эти игрушки были небольшого размера и все разных цветов, это развивало зрение младенца. Шили из ткани и наполняли разными мягкими материалами. Часто использовались вата и крупы: в России гречка и пшено. (Слайд 14)

        У каждого новорожденного дитя была в колыбельке яркая куколка, охраняющая младенца от "дурного глаза". (Слайд 15)

        Самая распространенная детская игровая кукла - "стригушка". Делалась она из стриженой травы. Когда женщина уходила в поле, она брала ребенка и, чтобы он мог играть с чем-то, делала ему куклу из травы. (Слайд 16)

        Были куклы и в помощь хозяйке. Кукла "десятиручка" помогала девушке или молодухе (девушка, которая недавно вышла замуж) в хозяйстве. (Слайд 17)

        А для того, чтобы в доме сытно и богато было, хозяйка дома делала куклу "зерновушку", или "крупеничку". (Слайд 18)

        Деревянные куклы, выполненные в подмосковномс еле Богородском, почему-то назывались «дуры».Липовое полено раскалывалось на четыре части. Называлось это – “бить   баклуши”. Баклуши получались разные. Какая  уже, какая – шире. От этого зависела и форма барыни или кавалера – гусара. (Слайд 19)

Игровые куклы

Игровые куклы предназначались для забавы детям. Они делились сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду. (Слайд 20)

Зайчик на пальчик (Слайд 21)

Зайчика на пальчик делали детям с трех лет, чтобы они имели друга, собеседника. Зайчик одевается на пальчик и всегда рядом с тобой. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и если становиться скучно или страшно к нему можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть. Это и друг и оберег. Дети очень отзывчивы и в любимой игрушке видят родственную душу, открываются и разговаривают как с живым человеком.

Обрядовые куклы (Слайд 22)

        Богата земля русская обрядами. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение. (Русская вепская)

Обрядовые куклы символизировали: (Слайд 23)

  • плодородие и достаток
  • чтобы в доме было сытно и богато
  • чтобы у женщины были дети
  • олицетворяли собой начало купаний
  • дарили на свадьбу, чтобы женщина везде успевала и всё у неё ладилось

3. Из какого материала делали первые куклы?(Слайд 24)

Самые первые куклы делались из золы.

Эта кукла не носила игровой характер, а была оберегом женщины, дома, очага. Игрушки не имели ни рук, ни ног, а только голову в виде шара, полученного золы. Голову оборачивали кусочком белой материи и перевязывали внизу ниткой. Плотное, толстое туловище сворачивали из ткани. Затем шили юбку, собирая ее на завязке. (Слайд 25)

Куклы из ткани и лоскутков. (Слайд 26)

Куклы из соломы. (Слайд 27-28)

Куклы из глины. (Слайд 29)

Куклы из лыка. (Слайд 30)

Куклы из веточек. (Слайд 31)

4. Куклы своими руками. (Слайд 32)

        А сделать кукол можно самостоятельно, для этого нужно всего лишь несколько обрезков лоскутков, нитки, и фантазия.

Дети знакомятся с инструкционной картой изготовления куклы, отбирают материал, вычерчивают шаблон куклы, используя масштабную сетку. По шаблону выполняют разметку на ткани, сметывают, сшивают петельным швом, набивают ватой или синтепоном. (Слайд 33-57))

Итог: (Слайд 58)

        Важную роль отводили кукле, так как человек видел в ней себя. Существовала даже примета, что если дети много и усердно играют в куклы, то будет в семье прибыль и достаток, а если небрежно относиться к своим игрушкам – быть беде.

  • Меняются времена, эпохи, люди, а для детей всех возрастов самая главная игрушка – это кукла.
  • Люди – и большие, и маленькие, в любом возрасте и во все времена нуждаются в душевном тепле и в улыбке друга, даже если этот друг – кукла!
  • Так давайте верить в то, что куклы, как и мы, все слышат и чувствуют, поэтому не обижайте и не бросайте их никогда.

Фея знала своё дело,

 И, летая в небесах,

 Днём и ночью, то и дело

 Совершая чудеса.

 Фея кукол создавала,

 Мастерила, колдовала,

 Всё чего она касалась,

 Оживало, просыпалось.

 И в её руках послушно,

 Обретали куклы души.

 Ведь у кукол судьбы тоже,

 С человеческими схожи.

 А потом свои трофеи

 Раздавала людям фея.

 Потому что это средство,

 Чтобы вечно помнить детство. (Слайд 59)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народная тряпичная кукла

Урок технологии в 4 классе. Конспект урока+презентация....

Традиционная народная тряпичная кукла на занятиях кружка «Русский дом» в ССПК

г.о. Самара, ГБОУ СПО ССПК, преподаватель изобразительного искусства с методикой преподаванияКириллова В.М.За пятнадцать лет удалось выстроить гармоничную методику приобщения детей к творчеству на уро...

Занятие в ГПД "Народная тряпичная кукла. Изготовление Кувадки"

Привить интерес и любовь к русскому народному творчеству. Познакомить с традициями и символикой Кувадки....

Рабочая программа Студии "Маруся" Народная тряпичная кукла

Рабочая программа творческого развития детей младших классов на основе создания народной тряпичной куклы....

Народная тряпичная кукла

Изготтовить народную игрушку можно с детьми 1-4 классов. Игрушка легка в исполнении. Представлены 2 игрушки: зайчик на пальчик и кукла - колокольчик....

Некоторые сведения из истории народной тряпичной куклы

Некоторые сведения из истории народной тряпичной куклы...