Задания для развития творческих способностей учащихся младших классов
учебно-методический материал

Дмитриева Светлана Сергеевна

Задания  для развития творческих способностей учащихся младших классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задания  для развития творческих способностей учащихся младших классов

 Описание творческого задания

Класс

Тип задания

 Развитие психических процессов.

Русский язык и литературное чтение

Игра « Бывает - не бывает»

Ученики придумывают разные предложения. ( Выпал снег. Волк залез на дерево. Поезд отправляется в 12 часов ).  Класс хором утверждает, бывает это или нет.

1

Классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;

Фантазия

Игра «Сочиняй-ка».

Дается задание придумать 10 новых применений воздушному шарику, пустому стержню, обертке шоколадки и др.

1

Разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени;

Речь,  воображение

«На одну букву». Учитель считает до тридцати, дети в это время находят и запоминают все предметы в классе, название которых начинается, например, с буквы «С».

«На несколько букв». Необходимо определить характеристики представленного предмета, начинающиеся на три выбранные буквы.

1

Классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;

Память, внимание

«Придумай название». Необходимо придумать как можно больше названий для рассказа, сказки или рисунка. Можно использовать для названий пословицы, поговорки, крылатые фразы.

1-2

Классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;

Образное мышление

«Фразеологические загадки» Правило в игре такое, учитель  читает первое высказывание, если дети отгадывают, переходят к следующей загадке, если нет  учитель читает второе высказывание. Всего три- четыре попытки. И так начнем.

Его вешают, приходя в уныние.

Его задирают, зазнаваясь.

Его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.                                           НОС

1-2

Устанавливать причинно-следственные связи;

Образное мышление

Игры: «Шуточные рассказы», «Рассказ на одну букву», «Перескажи наоборот».

1-4

Устанавливать причинно-следственные связи;

Речь, фантазия

Выбор из предложенных слов пропущенных рифм, которые надо подставить во фрагмент стихотворения:

Широка и глубока

Под мостком текла…

Под корягой, под мостом

Жил в реке усатый…

Слова: строка, дом, река, треска, гном, сом.

2

Устанавливать причинно-следственные связи;

Воображение

«Рифмоплет». Сначала предложите ребенку придумать слова, окончания которых звучали бы одинаково (палка – галка); затем -   сочинить двустишия на заданные рифмы; потом подобрать рифму и закончить заданные  двустишья. В завершение игры можно попросить ребенка сочинить стихотворение неограниченной длины, используя как можно больше необработанных рифм.

2

Представлять пространственные объекты.

Образное мышление, речь

« Отгадай слово» 

Разгадай шараду, запиши слово, разбери его по составу. Например:

1)Корень мой из слова СКАЗКА,

Суффикс, что и в слове ИЗВОЗЧИК,

Приставка в слове РАСХОД,

Окончание в слове ДОМ.

2-3

Классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;

Мышление.

«Наполнение слов». Ученики пытаются понять, на что похоже то или иное слово, что оно им напоминает, какое оно. Раскрывая образный смысл слов, добиваются того, что слово становится наполненным, оживает  в воображении.

3-4

Представлять пространственные объекты.

Воображение

«Цепочка ассоциаций». Оттолкнувшись  от какого – либо слова, отыскиваем ассоциации, которое оно вызывает, потом ассоциации, которые вызывает одно из возникших слов.

3-4

Представлять пространственные объекты.

Воображение

Игра «Перевертыши».

Любую фразу можно сказать по-другому, не повторяя ни одного слова, но сохраняя смысл: Муха села на варенье. (Жужжащее насекомое приземлилось на лакомство, сваренное из ягод в сахаре.)

3-4

Разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени;

Внимание

Литературная игра «Буриме»:  дополнить четверостишие по предложенным двум строчкам:

В чистом поле, в белом поле

Было все белым- бело.

3-4

Устанавливать причинно-следственные связи;

Воображение

Мозговой штурм: У К.И. Чуковского в произведении «Доктор Айболит» дано описание Тянитолкая – фантастического животного с двумя головами, расположенными сзади и спереди. Какие преимущества появились у Тянитолкая благодаря этому качеству?

3-4

Делать предположения прогнозного характера;

Фантазия

Синектика: Попробуй представить себя одним из предметов домашнего обихода. Что с тобой происходило до того времени, когда попал в дом? Как ты попал в дом? Что ты можешь делать или что с тобой можно делать? Кто тебя любит, кого ты больше всех любишь? Какие интересные истории с тобой происходят? С какими предметами ты дружишь?

3-4

Делать предположения прогнозного характера;

Воображение

Карта слова. Создание карты слова требует творческого подхода, учащиеся включаются в творческий процесс. Даётся слово, образуется другая словоформа, синоним, антоним, значение слова в словаре, ассоциация, предложение из словаря, своё предложение.

3-4

Классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;

Воображение

Устное рисование текста или иллюстрирование произведения с выписыванием цитаты из произведения для данного рисунка.

3-4

Анализ объектов, ситуаций

Воображение , речь

Детям предлагается  обнаружить слова, которые здесь спрятались,      т.е.       из      букв   слова  , например,   «КАРТОФЕЛЬ»    составить :

2 слова из 3 букв, 2 слова из 4 букв , 2 слова из 5 букв 2 слова из 6 букв  /ель, мак, рот, кот, кат …

                     пора, крот, факт, торф, кафе …

                     кофта, катер, трель …

                     кафель, форель, лекарь, токарь

3-4

Анализ словесных объектов

Наглядно – образное

мышление

«Старая сказка на  новый  лад»
Попробуйте придумать новое окончание известным народным сказкам: «Курочка Ряба», «Колобок»,«Волк и семеро козлят»
и т.д.

3-4

Делать предположения прогнозного характера;

Абстрактное

мышление

«Десять плюс десять». Возьмите любое существительное и напишите в столбик 10 прилагательных, которые к нему подходят.

Например, «шляпа – большая, зеленая,  теплая, модная, красивая  и т. д.». Это легко.  А вот теперь попробуйте написать в другой столбик десять прилагательных, которые этому существительному не подходят. Это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Та же шляпа не может быть, скажем, кислой. … Старайтесь подбирать прилагательные из разных сфер восприятия (например, если вы написали «желтый», можете считать, что с цветовой гаммой покончено).

4

Классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;

Образное мышление

Математика

  1. «Что на свете одно»

Попросите детей перечислить, что в мире есть только одно, например, солнце, луна, небо, Родина, Земля, Марс и т.д. Все перечисленное учитель записывает на доске. Дети по очереди выбирают одно слово иззаписанных на доске и говорят о нем два – три коротких предложения, не называя его. Например: Оно круглое. Оно дает нам жизнь. Оно горячее. (Солнце). Остальные угадывают, о чем идет речь.

1

Исследовать предметы окружающего мира

Абстрактно – образное

мышление

«Разложи по размерам»

На столе лежат карточки с рисунками разных животных (рыб, птиц, насекомых, зверей). Каждый по очереди подходит к столу, выбирает три карточки и раскладывает их так, чтобы на первом месте был кто – то самый крупный, на втором – средних размеров, на третьем – самый маленький. Побеждает тот, кто правильно и быстрее всех разложит карточки.

1

Классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;

Восприятие

«Четыре строчки»

Поделите детей на четверки и попросите их придумать стишок. Первая строчка: «Раз, два, три, четыре» - задана, нужно придумать остальные три, например,

  1. Раз, два, три, четыре

Мы опять в своей квартире,

Собираемся играть,

Но пора ложиться спать.

2

Представлять пространственные объекты.

Воображение

Сказочные задачи»

Дети делятся на группы и получают карточки с названиями разных сказок. Каждая группа должна придумать задачу о том, как герои сказки изучали переместительный закон. Например: «Мама дала на завтрак каждому козленку пять кустиков салата из трех листиков. На следующий день козлята получили по три пучка из пяти листиков в каждом и расстроились, что мама дала им меньше салата. Но мама доказала им, что они зря расстраиваются». Представители от групп по очереди зачитывают сказочные задачи, а все остальные решают их.

3-4

Делать предположения прогнозного характера;

Воображение

Моделирование сказки. С помощью геометрических фигур, условных обозначений изобразить сюжет сказки. 

3

Представлять пространственные объекты.

Воображение, восприятие

«Задача с нулем»

 Поделите детей на группы и попросите их придумать задачу, в результате решения которой получается ноль. Например: «Мама попросила меня сделать четыре дела: сходить в магазин, помыть посуду, вынести мусор и подмести пол. Я выполнил все ее просьбы. Сколько просьб осталось не выполнено?

Решение: 4 – 4 = 0»

3

Анализировать житейские ситуации

Мышление, внимание

«Составляем римские цифры»

Поделите детей на группы. Один человек из каждой группы должен вытащить из мешка столько палочек, сколько может захватить его рука. Нужно составить из палочек как можно больше римских цифр, а затем сложить их. Побеждает группа, получившая самую большую сумму.

4

Составлять модель числа.

Мышление

«Архимед». Предложите ребенку для решения ряд проблем, его задача – найти как можно больше решений. Проблемы могут быть такими: «Как  вырастить пальму возле дома? Как развести сад на луне? Как  сосчитать все звезды? Как приготовить машину для приготовления уроков?».    

4

Делать предположения прогнозного характера;

Фантазия

«Пропавшие часы»

Напишите, сколько часов и минут вам необходимо в сутки: на сон, еду, учебу и все остальные дела. Сколько времени в сумме занимают все ваши дела? Посчитайте, сколько часов получится, если из двадцати четырех часов, которым равны сутки, вычесть полученное вами время. Проанализируйте, куда уходят оставшиеся часы. Сколько таких часов у вас получается в месяц и в год?

4

Характеризовать явления и события с использованием чисел и величин

Абстрактное мышление

Окружающий мир

«Что нового?» Проверяя степень  развития наблюдательности и одновременно снимая  напряжение, учитель спрашивает у учеников в начале урока: «Что нового вы заметили сегодня в нашем классе?».

1-2

Представлять пространственные объекты.

Воображение

«Новое применение!»
Придумай 10 новых применений таким знакомым предметам, как столовая ложка, вилка ,терка , кухонный нож и т.д.

1-2

Представлять пространственные объекты.

Воображение

Сюжетный рассказ на основе непосредственного восприятия природы, труда людей, явлений общественной жизни: «Наш уголок природы», , «Как мы дежурили», «Улицы полны неожиданностей», «Что мы видели на фабрике», «Зачем нужна сапожная мастерская» и др.;

2

Устанавливать причинно-следственные связи;

Воображение

«Письмо зеленому другу». Ученик вводится в следующую ситуацию: «Представь, что где-то в глубине леса растет небольшое деревце. Иногда его поливает дождик, иногда покачивает ветер. Бывает, что на деревце прилетает стайка птиц - поют, суетятся, дерутся... и улетают. Это деревце сказало по секрету, что ему очень хочется иметь друга - человека, лучше школьника, чем взрослого. И что сначала ему хочется получить от него письмо...» Учитель предлагает детям: «Напишите деревцу.»

3

Представлять пространственные объекты.

образное мышление, наблюдательность

Описательный рассказ на основе обобщения знаний, полученных в результате бесед, чтения книг, рассматривания картин: «Как звери живут зимой», «Кто такие насекомые», «Первый русский царь», «Как Москва строилась», «Слушаем музыку», «Картинная галерея» и др.;

3

Устанавливать причинно-следственные связи;

Наблюдательность

Рассказ-этюд – небольшое яркое образное описание предмета (явления) окружающей действительности, основанное на непосредственном восприятии или чувственных образах;

3

Устанавливать причинно-следственные связи;

Воображение

"Три слова"

Ученикам предлагают три слова и просят их как можно скорей написать наибольшее число осмысленных фраз, так, чтобы в них входили все три слова, а вместе они составляли бы осмысленный рассказ. Слова для работы: берёза, медведь, охотник.

3-4

Синтез словарных объектов

Воображение, мышление

Рассказ-диалог – достаточно сложный вид рассказа, объединяющий рассказ-описание с диалогом («Диалог человека с животным», «Мы пришли в театр», «Случай на перекрестке»).

3-4

Устанавливать причинно-следственные связи; анализ житейских ситуаций

Общительность

Сочинения на экологические темы, например: «Человек и его меньшие братья – животные», «Приносят ли растения человеку радость?», «Зачем людям природа?», «Почему природу нужно беречь?»; «Человек – существо разумное», «Чему человек учится у природы?», «Человек – царь природы или ее раб?», «Кто такой человек?», «Кто я?», «Должен ли человек беречь сам себя?»

3-4

Устанавливать причинно-следственные связи;

Воображение

Что общего между глазом и водопроводным краном?

Оба слова - из четырех букв;

В обоих случаях буква «А» - третья по счету;

При помощи глаза кран можно увидеть, при помощи крана – глаз помыть;

И то и другое может блестеть;

Из них иногда льется вода;

Когда они портятся, из них подтекает.

Вывод: ремонт глаза в тысячу раз дороже, чем ремонт крана.

4

Характеризовать явления и события

Наблюдательность

 «Сумасшедший архитектор». Задание:  необходимо нарисовать дом. Для этого вам  понадобится, прежде всего, произвольно выбрать любых 10 слов (можно из словаря, можно наугад назвать). Задача такая: вы архитектор, к вам обратился заказчик, который готов заплатить большие деньги за эскиз своего жилья. Его условие: в эскизе должны быть представлены… (далее следует 10 выбранных слов). Рисуйте дом прозрачным, чтобы внутри можно было разместить мебель.

 Например: «Кастрюля» - отлично, дом будет иметь   форму кастрюли. «Ворона»… пусть крыльцо будет черным, как ворона.  «Кресс – салат»? Отведем комнату под зимний сад и посадим там полезное растение.Рисуя, пусть схематично, старайтесь одновременно представлять, как это могло бы быть в действительности.

4

Представлять пространственные объекты.

Воображение

Составьте коллаж «Природное сообщество», "Экологическая профессия" 
«Жалобная книга природы».  Птичья «столовая». 

4

Синтез представленных объектов

Воображение

Рассказ-сочинение – это повествовательный (или описательный) рассказ о каком-либо событии, которое не могло происходить в жизни детей, поэтому рассказ построен на воображении, фантазии: «Жил-был в Новгороде мальчик Онфим», «Кого мы встретили на Луне», «Гости с Севера» и др. Тема сочинения может отражать нравственные проблемы: «Хороший поступок», «Как мы с другом помогли старушке (малышу)», «Как мы поздравляли бабушку с праздником» и др.

4

Устанавливать причинно-следственные связи;

Речь воображение

Межпредметные  творческие задания.

Данные задания могут быть использованы на всех  предметах

Подумай, как можно эти фигуры превратить в подарки для твоих друзей. Попробуй дорисовать.

Image774

1

Представлять пространственные объекты.

Воображение

Дорисуй эти кружки так, чтобы из них получилась картинка. Можешь несколько кружков объединить в одну картину.

Image776

1

Представлять пространственные объекты.

Воображение

Посмотри внимательно на каждую кляксу и подумай, на что она похожа. Попробуй дорисовать.

Image775

1-3

Представлять пространственные объекты.

Наблюдательность

Придумай и расскажи, что произошло у каждого из героев.
развитие творческого мышления
Ребенок должен понять эмоциональное состояние каждого из мальчиков и рассказать, что с ними произошло.

1

Устанавливать причинно-следственные связи;

Воображение

Подумай, что может произойти, если ...

"... дождь будет идти, не переставая."
"... люди научатся летать, как птицы."
"... собаки начнут разговаривать человеческим голосом."
"... оживут все сказочные герои."
"... из водопроводного крана польется апельсиновый сок."

2

Устанавливать причинно-следственные связи;

Наблюдательность, фантазия

Посмотри внимательно, на что похожа каждая фигурка? Назови несколько вариантов, а потом можешь её дорисовать так, как ты себе это представляешь.

Image772

2

Представлять пространственные объекты.

Воображение

  1. Задачи на поиск причин событий.

 Вот несколько ситуаций, требуется определить причины их возникновения:
1.Утром Дима проснулся раньше обычного.
2. Солнце еще не ушло за горизонт, но уже стало темно.
3. Сидевший у ног хозяина пес грозно зарычал на маленького котенка.

2

Устанавливать причинно-следственные связи;

Воображение

На картинке узоры остались только у одной бабочки. Придумай узоры для остальных бабочек и раскрась их.

Image779

2-3

Представлять пространственные объекты.

Воображение

Ребенку предлагается нарисовать что-то интересное, используя данные фигуры.
развитие творческого мышления

2-4

Представлять пространственные объекты.

Воображение

Дорисуй линии и фигуры так, чтобы получился волшебный лес со своими обитателями.

Image773

3

Представлять пространственные объекты.

Наблюдательность, память

Придумай, что можно нарисовать из этих геометрических фигур. Каждую фигуру можно использовать по нескольку раз и можно менять их размеры. Но другие фигуры использовать нельзя. Например, как показано на картинке.

Image780

3

Представлять пространственные объекты.

Воображение

Посмотри на рисунки и придумай сказку, в которой участвовали бы все эти персонажи.
развитие творческого мышления

3-4

Характеризовать явления и события

Фантазия

«Мы – артисты »
Всей командой мимикой и жестами изобразить ,чтобы все догадались:
-приход учителя в школу;
-сообщение о предстоящей контрольной работе;
-известие о начале каникул и т.д.

1-4

Характеризовать явления и события

Общительность

воображение

 память


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль домашнего задания в развитии творческих способностей учащихся начальных классов.

Приведены виды творческих домашних заданий, которые я использую в начальной школе....

Развитие творческих способностей учащихся начальных классов через уроки литературного чтения

«Развитие  творческих способностей учащихсячерез уроки литературного чтения  в  начальных  классах»Проблемынизкий уровень интеллектуального развития учащихся;низкий  педагогич...

«Приемы развития творческих способностей учащихся начальных классов на уроках литературного чтения»

Как активизировать творческую деятельность младших школьников на уроках литературного чтения?...

Развитие творческих способностей учащихся младших классов на уроках литературного чтения

Современное общество переживает очень важный этап: это и экономический кризис, финансовые коллизии, военные действия, терроризм, природные катаклизмы. Во всей этой жизни участвует человек. Чтобы высто...

Коммуникативный подход к обучению русскому языку – возможный путь к совершенствованию речевой культуры и развитию творческих способностей учащихся младших классов.

Коммуникативный подход к работе по развитию речи школьников может обеспечить высокие результаты: развитие мышления детей, формирование правильности, образности и выразительности их речи....

Развитие творческих способностей учащихся младших классов

Развитие творческих способностей есть один из способов мотивации учащихся в процессе обучения. Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся...