«Интерактивные игры, как средство развития психических процессов у обучающихся с ОВЗ (ЗПР, ТНР)
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Говорина Елена Михайловна

Интерактивные игры принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. Коррекционно-развивающая работа с обучающимися, имеющими отклонения в развитии, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (обучающих и развивающих). Эффект их применения зависит от умения педагога использовать новые возможности, включать ИКТ в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, а также развития способностей ребёнка с ЗПР и ТМНР и повышения качества коррекционного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Тулуна

«Средняя общеобразовательная школа №6»

Говорина Елена Михайловна, учитель-дефектолог 

 «Интерактивные игры, как средство развития психических процессов у обучающихся с ОВЗ (ЗПР, ТНР)

Организация учебно-воспитательного процесса в современных   условиях требует от учителя - дефектолога совершенствования практической деятельности путем поиска новых ценностных приоритетов в определении содержания, форм и методов организации познавательной деятельности детей, использование современных образовательных технологий.

 В федеральном законе указаны основные направления в образовании лиц с особыми образовательными потребностями (ООП). В статье 79.3. этого документа говорится о включении в учебный процесс учебных пособий, дидактических материалов, технических средств обучения.

Интерактивные игры принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. Коррекционно-развивающая работа с обучающимися, имеющими отклонения в развитии, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (обучающих и развивающих). Эффект их применения зависит от умения педагога использовать новые возможности, включать ИКТ в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, а также развития способностей ребёнка с ЗПР и ТМНР и повышения качества коррекционного процесса.

 

Использование интерактивных игр на дефектологических занятиях заметно усиливает эффект коррекционного обучения. Дети с большей мотивацией вовлекаются в процесс, проявляют активность при выполнении упражнений, интересные задания-игры создают положительный эмоциональный фон, что в совокупности приводит к положительной динамике обучения.

Интерактивные развивающие и обучающие игры «АЛМА» открывают удивительные возможности для проведения продуктивных и при этом увлекательных занятий с детьми младшего школьного возраста.

«АЛМА» – современный инструмент, позволяющий педагогу превратить обычное занятие в приключение, интересное, захватывающее, интригующие. При использовании «АЛМА» полностью раскрывается потенциал обучающихся, каждый из них вовлечен в учебный процесс и получает от него удовольствие.

Каждый мотивирован на получение новых знаний и навыков. Все это создает оптимальные условия для организации активной учебно-познавательной деятельности, формирования у обучающихся готовности к непрерывному развитию и обучению. В итоге удается улучшить личностные, метапредметные и предметные результаты освоения образовательной программы, что соответствует требованиям ФГОС.

Образовательные игры «АЛМА» подготовят детей к базовым знаниям по математике, окружающему миру, русскому и чтению. Освоение данных дисциплин происходит в игровой форме, что позволяет, не перегружая ребенка, добиться отличных результатов. Ребенок научится быстрее читать, считать, размышлять, а также многому другому, благодаря играм, направленным на развитие:

  • внимания;
  • памяти;
  • мыщления;
  • логики;
  • творческих способностей;
  • мелкой моторики;
  • абстрактно-логического мышления;
  • воображения.

«АЛМА» предлагает большое разнообразие игр, которое можно использовать как для индивидуальных, так и для групповых занятий. Таким образом, применять игры можно и на занятиях, и дома, и в классе образовательного учреждения.

Каждая игра – это удивительные персонажи, захватывающие сюжеты, яркие эмоции и новые впечатления. Благодаря этому ребенок не воспринимает игру как часть обязательного урока, он не только играет и получает удовольствие от процесса игры, но учится играя. Достигает победы и достижения.

Игры прекрасно подойдут для ознакомления с новой темой, закрепления пройденного материала или организации перерыва между занятиями.

Каждая игра сопровождается подобным описанием и инструкцией. А для специалистов и родителей, которое будут контролировать обучающий процесс, разработаны ценные рекомендации и видео уроки.

 

Исходя из вышеизложенного, использование интерактивных игр на коррекционно-развивающих занятиях способствует развитию способностей у обучающихся с ЗПР и ТМНР и способствует повышению качества коррекционного процесса.

 

Интерактивное оборудование предназначено для оказания помощи детям младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР, ТНР), обучающимся общеобразовательных школ, испытывающих затруднения в развитии психических процессов и ликвидаций пробелов знаний по основным предметам.  Может использоваться в качестве развивающих заданий.   В вышеуказанной программе «Алма» включены игры, задания и упражнения, способствующие развитию психических процессов.  

   Интерактивные игры для школьников с ООП – это новая форма предоставления знаний для детей.

 Описание игр:   

  1. Развивающая игра «Логические круги» -  формирует у детей логическое мышление, обучает сопоставлять, обобщать, группировать. Логические круги – это геометрическая схема, с помощью которой наглядно отображены отношения между понятиями. Игра делится на уровни сложности. На доске с пересекающимися кругами написаны признаки предметов, и только их сочетание должно подсказать, какой предмет из предложенных, необходимо выбрать.

 

  1. Обучающая игра «Русская семья» направлена на формирование понятий «семья», «родственники», «родственные отношения», развитие логики, мышления, внимательности, навыков чтения. В игровой форме ребенок с легкостью сумеет разобраться в непростых родственных отношениях, а также запомнить названия членов семьи. В игре предложено родословное древо с фотографиями, к которым необходимо подобрать соответствующие имена. На табличках должны быть написаны имена всех родственников. Ребенок, читая задание, должен расположить таблички с именами под нужными фотографиями.                                                         
  2. Обучающая игра «Музей» направлена на развитие навыков чтения, мышление, внимание, активизацию словаря детей, закрепление умения выделять существенные признаки предметов, развитие любознательности. В музее происходят странные события – кто-то постоянно снимает картины со стен. Задача игрока – развесить картины по местам. На табличках написаны названия картин, которые необходимо правильно расположить. Для этого нужно прочитать надписи на табличках. А загадки-подсказки должны помочь в трудной ситуации.
  3. Игра «Танграм» развивает пространственные представления, конструктивное мышление, логику, воображение, сообразительность, комбинаторные способности, формирующая элементарные математические представления. Так же игра воспитывает терпение и усидчивость. Танграм – старинная восточная головоломка из геометрических фигур, в результате складывания которых должны получаться плоскостные изображения, контуры которых напоминают различные предметы.

                                                                           

 

  1. Игра «Профессии» позволяет узнать и запомнить названия различных профессий. Игра направлена на уточнение представлений детей о труде взрослого, знакомство с предметами, необходимыми для каждого вида деятельности. Игра разделена по уровням сложности. Усложнение достигается за счет увеличения количества предлагаемых профессий. В игре встретятся пожарный, учитель, инженер и другие. Задача игрока – распознать, кто изображен на картинке и подобрать соответствующее слово на карточке.

         

  1. Обучающая игра «Кот» направлена на развитие навыков счета в пределах десяти, формирование понятия предыдущего и следующего числа, понятий «больше на …», меньше «на…». Играя с котенком, ребенок должен учиться считать в пределах десяти методом увеличения или уменьшения числа на один. Задача игрока состоит в том, чтобы помочь котенку, любителю лазать по лестнице, выбрать нужную ступеньку. Для этого нужно будет правильно посчитать. Веселое задание, красочные иллюстрации, подсказки диктора должны помочь ребенку с легкостью освоить новый учебный материал.

                                                                                                                 

  1. Обучающая игра «Путешествие» направлена на формирование слоговой структуры слов, буквенного анализа слов, развитие речи, пополнение словарного запаса, запоминание правильного написания словарных слов. Ребенку предлагается стать машинистом поезда и собирать составы из вагончиков с буквами или слогами, составляя название следующей станции. Добродушный голос диктора должен подбадривать игрока даже в случае ошибки, а красочные пейзажи должны радовать глаз и повышают мотивацию ребенка.

  1. Дидактическая игра «Старый телевизор» направлена на развитие речи, обучающая умению делить буквы на гласные и согласные, способствующая запоминанию букв русского алфавита. На экране старого телевизора появляются буквы русского алфавита. Задача ребенка кликать на кнопки: если на экране высвечивается гласная буква, кликаем на красную кнопку, если согласная – на синюю. Если всё выполнять правильно, то должен начаться следующий уровень, а «градусник» должен подсказать, сколько еще осталось до конца уровня. Играя в эту занимательную игру, ребенок должен научиться отличать согласные буквы от гласных.

                                                     

  1. Дидактическая игра «Старый доктор» направлена на развитие логического мышления, внимания, памяти детей, развитие умения классифицировать предметы по одному признаку, умения сопоставлять, выделяя черты схожести и различия предметов, обогащает знания об окружающем мире. Ребенку демонстрируется 4 карточки с картинками, на трех из которых изображены предметы, связанные по смыслу, а четвертая лишняя. Если уровень развития логического мышления и кругозор ребёнка находятся на должном уровне, то эти задания не вызовут затруднений. Также ребенку предлагается объяснить свой выбор, в таком случае игра будет являться и пособием по развитию речи.

 

  1. Игра «Тело человека» знакомит детей с основами анатомии человека, направлена на формирование представлений о внешнем строении тела человека, пространственном расположении его частей, развитие речи, пополнение словарного запаса.Перед нами на экране нарисован мальчик, возле каждой части его тела должны находиться рамочки, в которую нужно поместить правильное название нужной вам части тела. Игра разделена на уровни. За счет этого будет усложняться.

                                                           

  1. Дидактическая игра направлена на развитие словарного запаса, обучение чтению, запоминанию и узнаванию букв русского алфавита, запоминанию правильного написания слов. В игре ребенка встречает дедушка, который очень любит рассказывать старые истории, он же должен рассказать инструкцию к выполнению заданий. Ребенку предстоит определить первые буквы в словах на фотографиях, которые покажет Альфа дед. Нажимая на кнопку «Алфавит», можно выбрать подходящую букву. Если же ребенок ошибается, дедушка добродушно сообщит об этом.

 

  1. Игра «Облачные слоги» направлена на формирование слоговой структуры слов, умение правильно разделить слово на слоги, знакомство с животными и их детёнышами. В игре предлагается внимательно посмотреть на рисунок животного, назвать его и поделить слово на слоги с учетом правил русского языка. После этого легким касанием руки можно перетаскивать слоги с облаков на свои места в слове. Если всё выполнено верно, происходит переход к следующему персонажу, если же случается ошибка, диктор должен сообщить об этом игроку.

                                                                                                                                             

                                       

 

  1. Развивающая игра «Счёт с Гиппо» формирует элементарные математические представления, навык счета в прямом и обратном порядке в пределах десяти, внимание. Главным герой – бегемотик. Задача ребенка нажимать на числа, расположенные по зоопарку, по команде диктора сначала в прямом порядке, а затем в обратном. При правильной последовательности чисел карточки, на которых они написаны, загораются зеленым кружочком, и диктор озвучивает названия чисел. В случае ошибки – карточка загорается красным цветом, а диктор должен подсказывать, что нужно исправить.

  1. Обучающая игра «Тренировка памяти» позволит узнать и запомнить названия геометрических фигур, цветов, чисел на английском языке. Есть три режима игры. Один из них это режим Learn shapes. Предлагается несколько круглых карточек, перевёрнутых «рубашкой» вверх. Если вы кликните на перевернутую карточку, будет показана картинка, вам следует найти пару для этой карточки. Если следующим кликом вы угадали пару, то будет произнесено название фигуры, а карточки исчезнут. Если новая карточка не совпадает с уже открытой, то карточки, не являющиеся парными, будут перевернуты «рубашкой» вверх. Каждый следующий этап игры должен усложняться за счет увеличения количества предъявляемых карточек.

                                                             

Использование в работе интерактивного оборудования повышает результативность образовательного процесса, формирует у педагогов и детей ценностные ориентации, направленные на развитие, формируют мотивацию к обучению.

Безусловно, можно работать и не имея интерактивного оборудования и тоже добиваться успехов и высоких результатов. Но если позволяет возможность, то при использовании такого оборудования, образовательная среда станет намного интереснее и увлекательнее как для детей, так и для педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра - как средство развития познавательных процессов младших школьников

Воспитательное значение игры, её всестороннее влияние на развитие ребёнка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить ч...

Игры на развитие психических процессов

В данной работе предложены игры на развитие психических процессов. Как во время уроков, так и во внеурочной деятельности....

«Интерактивные игры , как средство развития психических процессов у обучающихся с ОВЗ (ЗПР, ТНР)

Интерактивные игры принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. Коррекционно-развивающая работа с обучающимися, имеющими отклонения в развитии, пред...

Развитие психических процессов на основе изучения литературных произведений с обучающимися с ОВЗ среднего школьного возраста ( 3 класс)

Развитие психических процессов учащихся 3 х классов, на основе литературных произведений. Примеры адаптированного материала учителя-дефектолога....

Развитие психических процессов на основе изучения литературных произведений с обучающимися с ОВЗ среднего школьного возраста ( 4класс)

Развитие психических процессов у учащихся 4 классов,на основе литературных произведений. Примеры адаптации материала учителя-дефектолога....

Развитие психических процессов на основе изучения литературных произведений с обучающимися с ОВЗ среднего школьного возраста ( 5класс)

Развитие психических процессов у учащихся 5 классов на основе литературных произведений. Примеры адаптиции материала учителя-дефектолога...

Развитие психических процессов на основе изучения литературных произведений для обучающихся младшего школьного возраста.

Данная методическая разработка включает в себя подробное описание методов и приемов, которые могут использоваться учителями для развития высших психических функций. В основе разработки лежит программа...