Традиционные и инновационные технологии в работе с детьми с ОВЗ
статья

Александр Юрьевич Андреев

статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: « Традиционные и инновационные технологии в работе с детьми с ОВЗ»

Обучение, воспитание и развитие детей с отклонениями в психофизиологическом развитии и поведении - сложная социально-педагогическая проблема. Основной целью специальной педагогики является раннее выявление и преодоление недостатков в развитии личности ребенка, помощь ему в успешном освоении картины мира и адекватной интеграции в социум.

Одной из основных задач обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями является становление личности каждого в целом, оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной деятельности, подготовка и включение в среду в качестве полноправных членов общества.

В любом обществе существует немалое количество людей, чьи возможности в реализации независимого образа жизни ограничены. Среди них — лица с тяжелыми и (или) множественными нарушениями физического и (или) психического развития (далее по тексту — ТМНР). 

Современный ребенок с ТМНР – это чаще всего ребенок с тяжелой формой детского паралича, осложненной соматическими, сенсорными, интеллектуальными и речевыми нарушениями.

 Важно понимать, что ТМНР представляют собой не сумму различных ограничений, а сложное качественно новое явление с иной структурой, отличной от структуры каждой из составляющих. Различные нарушения влияют на развитие человека не по отдельности, а в совокупности, образуя сложные сочетания. В связи с этим человеку требуется значительная помощь, объем которой существенно превышает размеры поддержки, оказываемой при каком-то одном нарушении. От объема и качества получаемой помощи напрямую зависят степень самостоятельности ребенка и возможности его участия в жизни общества.

Все ученики надомного обучения - это дети с тяжелыми и (или) множественными нарушениями физического и (или) психического развития.

Необходимым условием для развития ребенка является установление близких отношений по крайней мере с одним из ухаживающих за ним взрослых. Только в таких отношениях ребенок может почувствовать себя в безопасности и начать познавать окружающий мир. Родители заинтересованы в успешном развитии ребенка. Постоянно поддерживают связь с педагогом.

Долгое время дети с ТМНР считались не обучаемыми. Методология работы с такими детьми до сих пор на этапе разработок, апробирования, поиска. В силу разнородности дефекта нет единой методики работы с ТМНР, необходим поиск и подбор соответствующий образовательным возможностям в каждом конкретном случае.

Педагогический процесс непрерывно обогащается новыми технологиями. Для достижения наилучшего результата, в работе с детьми с ОВЗ мы используем такие технологии как:

• Технологии компенсирующего обучения;

• Игровые технологии;

• Личностно-ориентированные технологии;

• Технологии дифференциации и индивидуализации обучения;

• Информационно-коммуникационные технологии;

• Здоровьесберегающие технологии.

Основная цель любого обучения – получение результата, который напрямую зависит от интереса к этому обучению.  Именно на создание интересного для детей обучения и направлена наша педагогическая, коррекционная и творческая работа. Эта цель заставляет постоянно быть в поиске, саморазвиваться и самосовершенствоваться, искать более интересные пути в обучении и развитии учеников.

Наибольший интерес, на наш взгляд, при обучении детей с нарушением интеллекта представляют игровые технологии.

Игровые технологии – это игровая форма взаимодействия педагога и учащихся через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакли, деловое общение). При этом образовательные задачи включаются в содержание игры. Таким образом, можно говорить о том, что игровые технологии представляют собой ступени от игры-забавы к игре-увлечению познанием. И высшей ступенью является – от игры к творчеству, к усвоению школьной программы.

Представляем вашему вниманию структуру комбинированного урока по ФГОС и применение традиционных и инновационных технологий в работе с учениками надомного обучения.

1.Организационный этап (слайд 3).

Первым этапом коррекционной работы является рациональная психотерапия, цель которой – сознательное, активное, волевое включение ребенка в процесс совместной с педагогом деятельности. Психотерапия предполагает индивидуальный подход к ребенку с учетом возраста, особенностей личности, структуры дефекта в целом. На этом этапе необходимо вселить ребенка уверенность в успех, доказать ему  его  значимость, возможности и способности. Методами одобрения, похвалы, восхищения, постановки цели, необходимо увлечь ребенка, заинтересовать, побудить мотив. Положительный эмоциональный настрой и мотивация – это первый шаг к успеху и для ребенка, и для взрослого.

При наличии аутистичного спектра, когда у ребенка наблюдаются выраженные проблемы в сенсорной интеграции, ребенок боится определенных цветов, изображений, прикосновений, звуков и т.п., следует внимательно следить за исключением раздражающих и пугающих факторов. Необходимо создать благоприятную для ребенка среду. 

Мы используем игровые моменты (игровая технология) на организационном этапе. В связи с тем, что дидактический и игровой материал, который имеется в нашей школе, учителям надомного обучения нет возможности применять в работе, мы используем материал, изготовленный своими руками.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (Слайд 4)

Цель этого этапа – подвести ребенка к самостоятельному пониманию того что и зачем должно быть достигнуто по окончанию урока. Нельзя давать ребенку сухую установку, часто ничего не говорящую ребенку, а значит и не стимулирующую его к действию.

На данном этапе урока используется ряд технологий. Главной технологией на этом этапе мы выделяем личностно-ориентированные технологии. Цель личностно-ориентированного обучения состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа».

3) Актуализация знаний. (Слайд 5, видеосюжет 6)

На данном видеосюжете ученица с умеренной степенью умственной отсталости и аутизмом. У ученицы стремление к сохранению постоянства, стереотипные движения, ограниченные интересы и новые формы работы для нее волнительны и пугающие. Учитель, чтобы вовлечь, ученицы в работу на уроке, использует игровые моменты, направленные на актуализацию и усвоение знаний. Все новые формы работы проводятся «рука в руке».

На видеосюжете игровой момент «Сортер». Главная цель сортера – научить ребенка логически мыслить. Путем сортирования деталей дети не только мыслят, но и подключают аналитические умения, память, цветосочетание.

4) Первичное усвоение новых знаний. (Слайд 7, видеосюжет 8)

Технологии дифференциации материала и индивидуальной работы, постоянное повторение и закрепление, визуальные подсказки - основные постулаты успешного обучения детей с ТМНР. Образовательный процесс должен проходить плавно, комфортно для ребенка и занимать столько времени, сколько ему нужно. Игра и практическая деятельность детей, являются ведущими технологиями.

5) Первичная проверка понимания (Слайд 9, видеосюжет 10)

На уроках мы используем многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания подражательно-исполнительского характера, конструктивные, творческие

В связи с тем, что дети быстро утомляются, часто отвлекаются, на занятиях используются разнообразные игровые моменты, связанные с любимыми игрушками, новыми куклами, озвучиваются персонажи с разной интонации.

6) Первичное закрепление (Слайд 10, видеосюжет 11)

При обучении детей с нарушением интеллекта необходимо внедрять информационные технологии. Если использовать мультимедийные презентации, развивающие компьютерные программы, то эффективность уроков, безусловно, возрастет. Для демонстрации окружающих предметов для детей, дающих определенные понятия, соотнесения слова и зрительного образа, создания зрительных ассоциаций, показа этапов работы, экран компьютера просто необходим.

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

(Слайд 13, видеосюжет 14)

Выявление остаточных затруднений и их корректировка.

8) (Слайд 15,16)

Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих  технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья обучающихся. Учителя надомного обучения используют на своих уроках элементы здоровьесберегающих технологийЭто: пальчиковая гимнастика, физкультминутки, упражнения.

9) Рефлексия (подведение итогов занятия) (Слайд 17)

Слово рефлексия происходит от латинского «reflexior» – обращение назад. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ.

Таким образом, технологии, применяемые нами, содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами обучения, что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность учащихся, их знания приобретают новые качества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

С каждым годом количество детей с ограниченными возможностями здоровья становиться все больше, несмотря на усилия, принимаемые обществом, с целью их социализации...

Эффективность применения инновационных технологий в работе с детьми с ОВЗ

Данный материал поможет в выборе инновационных технологий в работе с детьми с ОВЗ...

«Использование современных инновационных технологий в работе с детьми с общим недоразвитием речи как средство формирования положительной мотивации к учебной деятельности».

      Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, нет...

«Использование инновационных технологий при работе с детьми с ОВЗ в коррекционно-образовательном учреждении»

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми...

Инновационные технологии в работе с детьми с ОВЗ

    Хорошо развитая речь ребёнка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Пристальное внимание к речевому развитию детей не случайно, так как в настоя...

Статья "Инновационные технологии в работе с детьми с ОВЗ"

Статья "Инновационные технологии в работе с детьми с ОВЗ"...