Доклад на педагогическом совете по теме: «Формирование интереса к чтению младших школьников»
статья (3 класс)

Сергеева Тамара Павловна

              Целью уроков литературного чтения в начальной школе является овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, как базового в системе образования

младших школьников. Формирование читательского кругозора и приобретение опыта

самостоятельной читательской деятельности, совершенствование всех видов

читательской деятельности, совершенствование всех видов читательской деятельности.

Чтобы добиться цели, надо как можно раньше приобщать ребёнка к книге и чтению-

кладезю знаний, идей, мудрости опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon user_file_5f915a46a30b5.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Измайловская школа»

Доклад  

на педагогическом совете

по теме:

«Формирование интереса к чтению

младших школьников»

     Подготовила:

учитель начальных классов

Сергеева Т.П.

2021 г.

              Целью уроков литературного чтения в начальной школе является овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, как базового в системе образования

младших школьников. Формирование читательского кругозора и приобретение опыта

самостоятельной читательской деятельности, совершенствование всех видов

читательской деятельности, совершенствование всех видов читательской деятельности.

Чтобы добиться цели, надо как можно раньше приобщать ребёнка к книге и чтению-

кладезю знаний, идей, мудрости опыта.

У нас в стране существует проблема с детским чтением. Л. С. Выготский считал, что «прежде, чем ты хочешь призвать ребёнка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею. А интерес к любому занятию, в том числе к чтению, будет стабильным при условии, если ребёнок готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё, и что ребёнок будет действовать сам. Преподавателю же остаётся только руководить и направлять его деятельность. Я согласна с Н. Ф. Виноградовой в том, что для  ребёнка, ещё не овладевшего навыком чтения, слушание литературных произведений, которые читает ему учитель, является источником развития стойкого интереса к литературе, накопления читательского опыта, развития речи, воображения».

А читаем мало и в школе и дома. В первые школьные годы нарушается систематическое и

полноценное общение с книгой: резко сокращается чтение взрослого - ребёнку. Одна из

причин спада интереса к чтению. Сам ученик будет тянуться к книге тогда, когда будет

читать легко, без напряжения. Школьник, читающий по слогам, не способен полноценно

воспринимать книгу. Именно в этот период, как воздух необходимо чтение вслух, которое

является началом формирования читательского интереса у младших школьников. Роль

чтения вслух для детей подчёркивается во многих исследованиях, причём чтение вслух

важно не только для дошкольников и младших школьников, но и более в старшем возрасте.

Исходя из перечисленных выше проблем детского чтения, нашей целью является

разработка условий, способствующих развитию интереса к чтению и формированию

личностного качества ребёнка: читательской самостоятельности. Задачи вы видите на экране презентации.

В младшем школьном возрасте идёт чрезвычайно быстрое развитие эмоциональной сферы, так называемого чувственного интеллекта. Обращая большое внимание на эту особенность младшего школьного возраста, учитель может добиться высокой эффективности в своей работе по формированию интереса к чтению.

На базе положительных эмоциональных переживаний появляются и закрепляются потребности и интересы человека. Именно в младшем школьном возрасте происходит накопление чувств и переживаний. Поэтому младшие школьники ищут в чтении:

- занимательности, сильных эмоциональных переживаний

Одним из ключевых моментов в формировании позитивного отношения к чтению младших школьников является грамотное построение учебного процесса и разнообразие форм работы на урочной деятельности. А для этого необходимо использовать различные методические техники, приемы, наглядные пособия как в урочной деятельности.

 Разные виды работ над текстом способствуют развитию интереса к чтению, а также формированию навыков выразительного чтения.

Например:

  • Инсценирование текста или отрывка.
  • Выборочное чтение (с определенным заданием).
  • Чтение в лицах.
  • «Жужжащее чтение».
  • Чтение цепочкой по предложению.
  • Чтение цепочкой по абзацу.
  • Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку.
  • Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос.
  • Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста.

В основе работы с информацией лежат приемы технологии развития критического мышления через чтение:

Я хочу вас познакомить с одним из многих приемов, которые я использую в работе.

1.Прием "Чтение с остановками"

Данный прием содержит все стадии технологии:

- 1 стадия – вызов. На данной стадии, на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить, о чем будет текст.

- 2 стадия – осмысление. Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?"

- 3 стадия – рефлексия. Заключительная беседа. На этой стадии текс опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск, тезисы, выбор пословиц, творческие работы .

Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.

(Показать творческие работы учащихся к различным произведениям.)

Также в своей работе я использую и другие приемы, как:

2.Приемы графической организации учебного материала:

Прием "Цветопись"

Приемы психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать характер героев, совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки.

(Показать работы учащихся)

3. Е.С. Антонова центральным звеном в работе по развитию читательского интереса младших школьников считает организацию литературных игр и литературных праздников. Игровая деятельность остаётся одной из ведущих в младшем школьном возрасте, это неоспоримый факт.

Литературные игры интересны и полезны младшим школьникам. В основе литературных игр лежит узнавание художественных произведений по отдельным отрывкам, воссоздание строк и строф по заданным словам, постановка и разгадывание каверзных вопросов по прочитанным произведениям (викторины, кроссворды), отгадывание имен литературных героев, фамилий авторов, названий книг и произведений по серии вопросов (шарады), воспроизведение героев и книг по описанию и т. д.

(показать карточки со сказочными героями)

Литературные игры делят следующим образом:

- дидактические игры и упражнения по развитию речи;

-игры со словами  (Во многих классах есть настольная игра «Найди слово». Это хорошее подспорье в такой работе. Этой игрой можно заняться и на уроке и во внеурочное время);

-внутришкольные конкурсы чтецов и др.

4.Одной из форм по развитию интереса к чтению является я считаю - проект.

 Во 2 классе у нас был проект «В гостях у сказки». Этот проект был как публичный смотр достижений учителя и учащихся за данный период обучения. На тот момент многие ученики класса умели пересказывать прочитанное, но плохо читали. Мне хотелось повысить темп  и скорость чтения, их выразительность. Каждый ученик выбрал одну из изученных сказок и её представлял в чтении и в своей творческой работе.    

 В своей работе  я стараюсь использовать и другие упражнения:

1. Речевая зарядка. Каждый урок начинать с речевой зарядки (2 – 3 минуты). Такая

зарядка способствует развитию чёткости и правильности речи. Каждая речевая

зарядка заканчивается работой над скороговоркой.

2. Чтение за диктором. В качестве диктора выступает учитель. При чтении диктор

ведёт за собой слабых учащихся, помогает выработке слитного чтения слов.

3. Чтение в парах. Хорошо читающие ученики вместе со слабыми учениками..

Задача слабых учеников – не отставать от сильных. Задача хорошо читающих –

читать как можно быстрее и выразительнее. Чтение в парах или группах

обеспечивает перспективу в чтении для слабочитающих детей.

4. Многократное чтение. Вырабатывается навык более быстрого чтения.

5. Упражнение «губы». Это упражнение необходимо для чёткого разграничения

детьми чтения « молча» и «вслух». К плотно сжатым губам по команде «читать

про себя» дети прикладывают палец левой руки к губам.

6.Упражнения над артикуляцией( чистоговорки, скороговорки, логопедические песенки, логопедические попевки)

7.Чтение по ролям.

Итак, подводя итог сказанному:

Уроки могут различаться учебными задачами, но ведущей деятельностью

учащихся  неизменно остаются чтение и анализ произведения. Таким

образом, на уроках чтения, а также на внеклассном чтении решаются основные проблемы начального обучения – совершенствование навыка чтения и работы над пониманием прочитанного.

Динамика сформированности навыка чтения показала, что учащиеся адекватно

воспринимают изобразительно – выразительные средства, с которыми встречаются при чтении, могут воссоздать в воображении картины жизни. Почти все дети класса укладываются по темпу чтения в контрольных срезах.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1.Начальная школа должна сформировать младшего школьника как осознанного читателя,

проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения (на уровне

данного возраста), способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской

книгой (то есть, читательскими, речевыми и учебными умениями), обладающего

определённой начитанностью, нравственно – эстетическим, художественным,

эмоциональным развитием.

2.Работа по формированию читательской самостоятельности продолжается.

3.Выявления уровня сформированности самостоятельности и уровня литературного

развития будут проводиться в конце каждой четверти.

Список используемой литературы.

Беленькая Л. И. ребёнок и книга. О читателе восьми – девяти лет. – М.: Просвещение,

1969.

Воюшина М. П. Анализ художественного произведения. Начальная школа. – 1989 - №5.

Граблёва В. Н. Словесное рисование на уроках чтения при изучении лирических

произведений.

Дьяченко О. М., Агеева Е. Л. – М. Просвещение, 2001.

Козырёва А. С. Виды работы над текстом на уроках чтения. Начальная школа. – 2000.

№11.

Колесникова О. И. Филологические основы работы над произведением на уроках

литературного чтения. Начальная школа.- 1981, №11

Кочаровская З. Д. Краткий пересказ в начальных классах. Начальная школа. – 1981, №5.

Кубасова О. В. Приём драматизации на уроках чтения. - Начальная школа. – 1985, №12.

Кубасова О. В. Развитие воссоздающего воображения на уроках чтения. - Начальная

школа. – 1991, №9.

Кудрина Г. Н. Новлянская З. Н. Как развивать художественное восприятие у

школьников. М.: Просвещение, 1988.

Левидов А. М. Автор – образ – читатель. - Л.: Издательство ленинградского

университета, 1983.

Левин В. А. Когда маленький школьник становится большим читателем. - М.:

Лайда,1994.

Липкина А. И., Оморокова М. И. Работа над устной речью учащихся на уроках чтения в

начальных классах. М.: Просвещение, 1967.

Локалова Н. П. Почему дети не умеют читать и как сформировать у них интерес к

чтению. - Начальная школа. – 2007, №12.

Львов М. Р. Речь младших школьников и пути её развития. - М.: Просвещение, 1975.

Малахов Е. П. О восприятии книги детьми младшего школьного возраста. – В книге

Вопросы детской литературы. – М.: Детгиз., 1955.

Михалков Е. П. Учись читать. - Начальная школа. – 2003, №3.

Молдавская Н. Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. – М.:

Педагогика,1976.

Ни Л. Ф. Пути обучения продуктивному пересказу. - Начальная школа. – 1997, №5.

Никифорова О. И. Психология восприятия художественной литературы. – М.: Книга,

1979.

Нечаев А. П. Когда следует научить ребёнка чтению? - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.

Оморокова М. И. Совершенствование чтения младших школьников.

Петрова Г. М. Проверочные работы по чтению в начальных классах. М.

Чечерина Н. Ю. Формирование навыка беглого чтения у детей младшего школьного

возраста: рекомендации родителям. – Я – мама, 2006, №2.

Безруких М. М. Формирование навыков чтения и письма в процессе обучения детей.

Российская государственная библиотека.

Зайцев в. Н. Резервы обучения чтению. - М.: Просвещение, 2008.

Заика Е. В. Упражнения для формирования навыка чтения у младших школьников.

Вопросы психологии. – 1995, №5, с. 44 – 54.

Никитина Л. В. Повышение эффективности уроков чтения путём организации групповой

работы. - Начальная школа. – 2001, №5.

Перова Н. М. О достижении воспитательных целей чтения. - Начальная школа. – 2005, №3.

Светловская Н. Н. Самостоятельное чтение младших школьников. Теоритическо –

экспериментальное исследование. – М.: Педагогика, 1980.

Соловейчик М. С. Учение с увлечением. – М: Детская литература, 1988.

Петрова Г. М. Проверочные работы по чтению в начальных классах. М.: 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья по теме: " Формирование универсальных логических действий младших школьников через развитие познавательного интереса на уроках математики.

В статье рассмотрены практические аспекты формирования логических универсальных действий младших школьников....

Доклад на тему "Формирование здорового образа жизни младших школьников"

Доклад содержит информацию о ЗОЖ младших школьников....

доклад на тему "Формирование личностных УУД у младших школьников"

доклад на тему " Формирование личностных УУД у младших школьников"...

Доклад на тему "Формирование здорового образа жизни младших школьников"

Доклад содержит информацию о формировании здорового образа жизни младших школьников....

Обобщение опыта по теме "Формирование познавательного интереса у школьников на уроках русского языка с опорой на педагогические условия организации и проведения дидактических игр как средства обучения"

На протяжении нескольких лет работы в начальных классах я наблюдала, что занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес. Столкнулась с такой проблемой как однотипность и шаблонност...

Доклад на тему: "Формирование познавательного интереса учащихся с ОВЗ на уроках живого мира в начальной школе".

Доклад на тему: "Формирование познавательного интереса учащихся с ОВЗ на уроках живого  мира в начальной школе"....

Доклад на тему Формирование познавательного интереса при обучении математике в начальных классах с помощью ЭОР

Выступление на августовской конфененции с Докладом. Тема Формирование познавательного интереса при обучении математике в начальных классах с помощью ЭОР....