Выступление на педсовете " Организация индивидуального сопровождения высокомотивированных школьников"
методическая разработка

Cамолюк Ирина Владимировна

Выступление на педагогическом совете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovet_17.12.docx32.75 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_na_pedsovet.ppt1.31 МБ

Предварительный просмотр:

        Выступление на педсовете.

 «Организация индивидуального сопровождения высокомотивированных школьников»  слайд №1

Самолюк И.В., учитель начальных классов

«Давно замечено, что таланты являются всюду и всегда, где и когда существуют условия, благоприятные для их развития» слайд №2

                                                                                       Г.В. Плеханов

 Психологи в результате многолетних исследований установили, что каждый человек, не имеющий психических отклонений и задержек умственного развития в чем-то талантлив. Давайте попытаемся поставить задачу более конкретно – как найти талантливого в начальной школе  ученика.

Как искать?

Визуальный этап

Глаза – зеркало души человека. Если мы в них увидим интерес, понимание, то нам обеспечена доза наркотика, называемого «учительским адреналином». Увидели – не упускаем, работаем с таким ребенком и, возможно, мы найдём новую «звездочку» Звёздочки есть в каждом классе (хотя их и немного)

  Высокомотивированный ребёнок – ребёнок, у которого высоко

 (слайд №3) развиты внутренняя и внешняя потребности быть успешными в определённой области знаний и деятельности. Мотивированные (способные) дети имеют более высокие по сравнению с большинством  интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; имеют  доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Нашли – как работать дальше?

Одарённых детей условно делю (по Б.М. Теплову) на 4 группы: слайд 4

  1. Дети с высокими показателями интеллекта;
  2. Дети с высоким уровнем творческих способностей;
  3. Дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, спортсмены и т. д.). Эту категорию чаще называют талантливыми;
  4.  Дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность).      

Основные компоненты работы с одаренными детьми (принципы и компоненты слайд 5,6,7,8.9)

Предметный компонент

Учебная деятельность.

Создание банка олимпиадных задач

Исследовательская деятельность.

Оформление творческих работ и образцов необходимых документов для участия в конкурсах.

Педагогический компонент

Работа по новым технологиям с одаренными детьми.

Методика подготовки исследовательской работы и её защиты, апробация результатов на конференциях.

Обучение исследовательской деятельности.

Психологический компонент

Диагностика и развитие общего интеллекта, специальных способностей.

Воспитание целеустремленности, работоспособности, гибкости мышления.

Овладение различными приемами научного мышления

Формы работы с одаренными учащимися, которые применяет учитель:

  • индивидуальный        подход                
  • использование        в        практике        элементов дифференцированного обучения,
  • проведение нестандартных форм урока
  • групповые занятия с сильными учащимися;
  • дополнительные занятия        с        одаренными   учащимися,        

подготовка   к олимпиадам, интеллектуальным играм, конкурсам;

  • занятия исследовательской и проектной деятельностью;
  • научно-практические конференции

В рамках каждого урока учитель старается создать условия для формирования и развития познавательной активности одарённых детей. Создание на занятиях ситуации   познавательного затруднения, при которой младшие школьники поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением и др. Это позволяет организовать активную самостоятельную деятельность учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

 Для этого используется метод «детского эксперимента». Суть заключается в том, что ученики сталкиваются с проблемной ситуацией, сами определяют, какой материал они не знают, что должны повторить для изучения новой темы, помогают составить алгоритм для решения учебной задачи. Формы и приёмы работы с одарёнными детьми в рамках отдельного урока направлены на дифференциацию и индивидуализацию работы. Используется дифференцированные задания по трудности, по уровню творчества, по объёму учебного материала. При работе с категорией одарённых детей применяются и дифференцированные домашние задания.

      В   работе   с одарёнными   детьми   я, как и все учителя, использую дифференцированный  подход, что позволяет  мне   расширять и углублять образовательное  пространство предмета, учитывать индивидуальное  продвижение каждого одаренного ученика из какой бы категории он не был. Причем, предлагаю учащимся самим выбрать соответствующий уровень, создавая тем самым положительный настрой на работу, её успешное выполнение. 

        Использую различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги, а также индивидуальные, парные, групповые формы работы и   различного рода задания, задачи повышенной сложности, головоломки. Тому, кто неплохо сочиняет, предлагаю сочинить загадки, стихи, сказки, составить викторины, ребусы. Те, кто любит и умеет хорошо рисовать, иллюстрируют стихотворения, отрывки из рассказов, составленные загадки и кроссворды.

      На уроках чтения мои ученики с удовольствием инсценируют отрывки изучаемых произведений. Здесь – полный простор для творчества, проявления личностных качеств и талантов детей. Каждый ребенок выбирает себе роль в соответствии с уровнем сложности текста, причем отрывок для чтения по ролям им тоже можно выбирать наиболее понравившийся.
          В своей работе  применяю технологию проблемного обучения,  метод  проекта,   творческие   и  нестандартные   задания, что является хорошим стимулом для младшего школьника к самостоятельной  поисково-творческой деятельности. Так же использую информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей: разноуровневые тесты, презентации, тренажёры. Всё это дает возможность каждому   ученику продвигаться в том направлении, в котором он проявляет одаренность.   Данные занятия способствуют   проявлению самодеятельности, самореализации, воплощению у школьника его собственных идей, которые направлены на создание нового. В процессе занятий формируется важное качество, как глубина   и обоснованность мышления,  его критичность.

        Высокомотивированные ученики участвуют в олимпиадах   и различных конкурсах.

          Большое внимание уделяю работе к подготовке детей к олимпиадам и конкурсам. Они позволяют школьнику познать себя, дают возможность утвердиться в собственных глазах. Ребята добиваются хороших результатов на предметных олимпиадах   школьного уровня.

      В прошлом учебном году   мои ученики принимали   участие в международных и всероссийских конкурсах: «Русский медвежонок», «Олимпис» и «Компэду», «Эрудит», онлайн-олимпиады на платформе

«Учи.ру», онлайн-олимпиады на платформе «Яндекс учебник», всероссийские олимпиады по математике, всероссийские олимпиада «Мир вокруг нас Птицы», «Фгостест», где показали достаточно неплохие результаты. Хочется отметить, что участие в конкурсе приняли все желающие, независимо от уровня развития. Это дало школьникам поверить в свои силы и возможность раскрытия собственного потенциала. В этом учебном году   перваши   активно работают на платформе

«Учи. ру »  (слайд 10,11)

     Не новой, но востребованной формой работы с одарёнными детьми младшего школьного возраста является научно-исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний. В прошлом учебном году   ученики моего класса приняли участие в районном краеведческом конференции «Родной свой край люби, исследуй, изучай» Завоевали призовое место. Ребята представляли свои проекты и на школьной конференции.          

    В нашей школе существует широкий выбор   кружков и секций для удовлетворения   самых разнообразных талантов и склонностей учащихся.  Педагогическим коллективом школы и педагогами дополнительного образования создаются условия одарённым детям для реализации их творческих способностей.

     Вся информация о наших достижениях   размещается на сайте школы и портфолио ученика, ведь информационная открытость - одно из необходимых условий для прогрессивного развития. Наиболее положительно на развитие и нравственное становление учащихся повлияли методы убеждения и поощрения –  благодарности   в конце четверти и учебного года: за активное участие в классе, за лучшее дежурство в классе, за помощь классному руководителю.

       Безусловно, процесс поддержки юных дарований - сложен и многогранен. Но очевидно, что работа с одаренными детьми   будет успешной только в том случае, если руководят этим непростым процессом   не только один учитель, но огромный вклад вносит и   родитель. Да, одаренные ребята в нашей школе есть, благодаря системной работе с каждым годом наши ряды пополняются новыми талантливыми детьми. Безусловно, это влияет и на качество знаний учащихся.
     Целенаправленная работа с одарёнными детьми в урочной и внеурочной деятельности влияет на общее развитие всего класса, в том числе и «слабых», создаёт атмосферу сотрудничества. Данная   система работы   дает   возможность одаренным   ученикам   приобрести навыки применения стандартных знаний в нестандартных ситуациях, использования навыков логического    мышления, умения обобщать и проводить аналогии, прогнозировать результат, включать интуицию, воображение, фантазию
.

Предполагаемые результаты моей работы с одарёнными детьми:

  • увеличение числа успешных детей;
  • активность учащихся в урочной и внеклассной деятельности;
  • повышение уровня индивидуальных достижений   учащихся в   тех областях,   в которых есть у них способности;
  • удовлетворенность детей своей деятельностью.

     Поэтому я считаю, что следует продолжить свою деятельность в этом направлении:

  1. обеспечение условий для творческого становления детей;
  2. работа с родителями способных и высокомотивированных   детей, оказание им методической и практической помощи;

    3) сотрудничество с психологом, педагогами и родителями в   создании условий для развития природных задатков школьников;

    4) поиск и внедрение новых педагогических технологий   в образовательный и воспитательный процесс;

5)работа с   учреждениями дополнительного образования, организациями и ведомствами, заинтересованными структурами по работе с одаренными детьми.

   Я считаю правильным, чтобы дети знали своих сверстников, с которыми им придется состязаться. Ученик лучше включается в работу, когда соревнуется не с абстрактной задачей на листке бумаги, а с Сашей Волковым из другой школы или города. И он должен быть настроен победить Сашу. Конечно, сказанное выше ни в коем случае не означает, что наши ученики должны быть врагами. Наоборот, как правило, они становятся друзьями на основе общности интересов. Соперничество должно быть адресным. В итоге это так же позволяет создать среду для общения и развития амбициозных талантливых детей.

И как напутствие хочу предложить такие слова: «Каждый педагог должен помнить:

«Цели, которые вы ставите в развитии способностей высокомотивированных  детей, – реальны. Главное- верьте и действуйте».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Организация индивидуального сопровождения высокомотивированных школьников начальной школы» Учитель начальных классов МБОУ «Излучинская ОНШ» Самолюк И.В.

Слайд 2

«Давно замечено, что таланты являются всюду и всегда, где и когда существуют условия, благоприятные для их развития» Г.В. Плеханов

Слайд 3

Высокомотивированный ребёнок – ребёнок, у которого высоко развиты внутренняя и внешняя потребности быть успешными в определённой области знаний и деятельности. Мотивированные (способные) дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Слайд 4

Одарённых детей условно делю (по Б.М. Теплову) на 4 группы: Дети с высокими показателями интеллекта; Дети с высоким уровнем творческих способностей; Дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, спортсмены и т. д.). Эту категорию чаще называют талантливыми; Дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность).

Слайд 5

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ С ВЫСОКОМОТИВИРОВАННЫМИ УЧЕНИКАМИ Индивидуализация и дифференциация обучения. Обеспечение и сохранение душевного здоровья и эмоционального благополучия учащихся как необходимого условия успешности любой деятельности. Соблюдение режима умственного труда и отдыха, достаточной физической активности. Сохранение высокой самооценки одарённого ребёнка, непосредственно связанной с развитием любознательности и в целом с развитием личности .

Слайд 6

Организация развивающей среды, стимулирующей любознательность ребёнка и обеспечивающей возможность её удовлетворения (кружки, экскурсии, пример взрослых и др.); Широкая реализация межпредметных связей в образовательном процессе и в индивидуальной работе с учащимися. Совместная работа учеников над определённой проблемой при минимальном участии учителя. Свобода выбора учащимися направлений внеурочной деятельности. Максимальное разнообразие предоставляемых возможностей.

Слайд 7

МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ Урочные: развитие индивидуального стиля учебной деятельности; индивидуальная и дифференцированная направленность учебного процесса; использование межпредметного подхода на основе интеграции тем и проблем, относящихся к различным областям знаний; поуровневое объяснение учебного материала; групповые формы работы;

Слайд 8

различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность; задания творческого характера; проектная деятельность.

Слайд 9

Внеурочные: предметные недели; интеллектуальные олимпиады; факультативные занятия; кружковые занятия; конкурсы различной направленности; система внеклассной воспитательной работы.

Слайд 10

конкурсы «Русский медвежонок »; «Кенгуру»; Онлайн-олимпиады « Учи. ру», «ЯКласс», «Яндекс учебник» « ФГОС тест»; «В гостях у сказки».

Слайд 11

Каждый педагог должен помнить : «Цели, которые вы ставите в развитии способностей высокомотивированных детей, – реальны. Главное- верьте и действуйте».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на конференции "Методическое сопровождение ФГОС" 2011год.

В презентации выделены основные вопросы по созданию технологической карты....

Программа индивидуального сопровождения воспитанника детского дома (начальная школа) "Общение"

Общение имеет огромное значение для общего психологического развития ребёнка, для становления ребёнка как личности, развития его самооценки. Именно в общении формируется у ребёнка умение подчиняться п...

курсова работа «Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть адаптированной образовательной программы».

Инклюзивное образование, особенно инклюзия вдошкольном образовании являясь достаточно новой формой получения образования, поэтомуимеет ещёмало опыта, недостаточно подготовленную нормативную базу.Счита...

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Проектирование программы индивидуального сопровождения детей с расстройствами аутистической сферы, как части адаптированной образовательной программы по программе повышения квалификации для руководителей и специалистов

Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное бюджетное образовательное учреждениевысшего профессионального образования города Москвы«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ У...

Выступление "Работа с одарёнными и высокомотивированными детьми"

Материал включает в себя четыре пункта: как найти одарённых детей и организовать работу с ними; как управлять результативностью работы с одарёнными детьми - 5 важных правил; как оценить личностные дос...

Выступление "Формирование самооценки индивидуальных достижений младшего школьника как инструмента реализации требований ФГОС НОО."

Формирование самооценки индивидуальных достижений младшего школьника как инструмента реализации требований ФГОС НОО....