ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С НИЗКОЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИЕЙ
статья

Замалдинова Лилия Нургалиевна

Доклад по теме "ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С НИЗКОЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИЕЙ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_na_seminar_1_7_aprelya.docx27.21 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С НИЗКОЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИЕЙ

Л.Н.Замалдинова

учитель первой квалификационной категории,

О.Н.Глазкова

учитель высшей квалификационной категории

Средняя образовательная школа №41

г.Набережные Челны

День за днем    возрастает ответственность школы за уровень и качество обучения учащихся. Одна из  задач  современной школы  -  это повышение качества образования.  

           В ходе обучения и оценивания знаний учащихся возникает проблема неуспеваемости  или слабоуспеваемости  в учебной деятельности отдельных учеников. Особое внимание неуспеваемости нужно уделять именно на ступени начального образования, так как в этот период закладывается «фундамент», который будет служить опорой при дальнейшем обучении ребенка на средней и старшей ступенях школьного образования.

          И работа с такими детьми является одним  из актуальных вопросов для наших педагогов. Педагоги, медицинские работники и психологи  в один голос утверждают о  стабильном росте количества  детей с проблемами общего поведения и обучения.  То есть слабоуспевающих детей.

Объект исследования: образовательный процесс в начальной школе.

Предмет исследования: школьная неуспеваемость младших школьников.

Цель исследования: теоретически и практически изучить причины неуспеваемости у младших школьников, дать рекомендации по ее профилактике.

Задачи исследования:

 1. Рассмотреть неуспеваемость школьников как психологопедагогическую проблему;

2. Выявить основные причины неуспеваемости у младших школьников;

3. Рассмотреть методики, с помощью которых можно выявить неуспеваемость у младших школьников;

 4. Дать рекомендации по предупреждению неуспеваемости у младших школьников.

           И так кто такие слабоуспевающие учащиеся? Слабоуспевающие  дети имеют слабые интеллектуальные способности и  слабые учебные компетенции. У  них низкие навыки устной и письменной речи, они не владеют нормами  чтения и техникой устного счета.  У них  низкая  степень памяти и  не сложились навыки исполнительской дисциплины. Не  сформировалось прилежание, слабая техника письма  и осознанно низкая мотивация к учению.

Выделяют 3 основные причины неуспеваемости:

1.       Физиологические;

2.       Психологические;

3.       Социальные

           Физиологические предпосылки  – частые заболевания, общая слабость здоровья, инфекционные заболеваниязаболевания нервной организациинеисполнение двигательной функции.
          Психологические предпосылки  –  нюансы формирования внимания, памяти, мышления, медленность постижения, недостаточный степень формирования речи, несформированность познавательных интересов, узость кругозора.

           Социальные предпосылки - нарушения контактов с родителями, неполная семья, низкий материальный уровень семьи, неблагополучная семья, школьная образовательная среда, неготовность к школе

Типы неуспевающих учеников (типология по Н.И.Мурачковскому).

1-й тип «Хочет, но не может». Неуспевающие обучающиеся, для которых характерно низкое качество мыслительной деятельности, слабое развитие познавательных процессов, внимания, памяти, мышления, несформированность познавательных умений и навыков при положительном отношении к учению и сохранении позиции школьника.

 2-й тип «Может, но не хочет». Обучающиеся с относительно высоким уровнем развития мыслительной деятельности при отрицательном отношении к учению и частичной или полной утрате позиции школьника.

3-й тип «Не хочет и не может». Неуспевающие ученики, для которых характерно низкое качество мыслительной деятельности при отрицательном отношении к учению и полной утрате позиции школьника, проявляющейся в стремлении оставить школу.

Психологи считают, что одним из путей решения этой проблемы должно стать тесное сотрудничество педагога и родителя, вовлечение отстающих в планирование различных мероприятий, в обсуждение способов их осуществления, а также возможность разрешать им самим определять круг своих обязанностей.

Самое важное в нашей  работе - «не упустить» учащихся
с низкими учебными возможностями. Нельзя допустить  перехода  данной  категории  учащихся  в разряд неуспевающих. Задача преподаватели   - пробуждение природного любопытства учащихся; вовлечение учащихся в коллективные формы работ.
Для решения данной задачи даётся краткая характеристика слабоуспевающих детей. Указывается, что эти дети требует особенного подхода  к учебному  процессу.

 Например:


Фамилия, имя  

Причина слабой успеваемости

Фамилия, имя  

Низкая степень умственных способностей, слабые учебные умения и навыки, низкие навыки устной и письменной речи.

Фамилия, имя  

Низкий уровень развития  умственных способностей, памяти и мышления, слабые учебные умения и навыки, низкие навыки устной и письменной речи, отсутствие действенных мотивов

Фамилия, имя  

Слабые учебные умения и навыки, отсутствие действенных мотивов, низкие навыки устной и письменной речи.

Фамилия, имя  

Низкая мотивация к обучению, не сформировалось прилежание, слабые учебные умения и навыки, отсутствие контроля со стороны родителей

Фамилия, имя  

Низкий уровень мотивации, отсутствие контроля со стороны родителей, слабые учебные умения и навыки, отсутствие действенных мотивов, низкие навыки устной и письменной речи

Методы работы  со слабоуспевающими детьми

Особенности неуспевающих учащихся:

Признаки отставания ученика

Причины:

В чем проявляется:

1. Низкий уровень

умственного

 развития.

  • Педагогическая запущенность.
  • Частые заболевания.
  • Пропуски занятий.
  • Органические нарушения центральной нервной системы и головного мозга.
  • Не умеет устанавливать причинно-следственные связи.
  • Учитывать все признаки предмета или явления.
  • Видеть общее и т. д.

2. Несформированность учебных навыков.

  • Педагогическая запущенность.
  • Частые заболевания.
  • Пропуски занятий.

Ребенок не умеет учиться: 

  • работать с текстом;
  • выделять главное, существенное;
  • не может организовать свое время и распределить усилия

3. Дефицит внимания с гиперактивностью.

Функциональные особенности нервной системы

  • отвлекаемость;
  • чрезмерная подвижность;
  • неусидчивость

4. Отсутствие познавательного интереса.

С ребенком никто не занимался, не развивал его познавательные способности

Слабо развитый интерес ко всему, что его окружает,  не посещает кружки и секции, не читает книг, а предпочитает пустое времяпрепровождение.

5.Несформированность произвольной сферы.

Функциональные особенности нервной системы;

педагогическая запущенность

Ученик делает то, что ему нравится и не способен прилагать волевые усилия для выполнения учебных задач.

Мероприятия, проводимые при работе со слабоуспевающими детьми.

  1. В начале года провести диагностику и   составить список  слабоуспевающих детей.
  2. Установить причины отставания (физиологические, психологические, социальные).
  3. Составить план работы по каждому ученику.
  4. Провести индивидуальную беседу с родителями учащихся и составить маршрутный лист по преодолению  выявленных проблем.
  5. В конце каждой четверти  делать анализ результатов по  учебным предметам,  при необходимости вносить корректировки   в маршрутные листы.

Ключевые моменты в организации учебного процесса         со   слабоуспевающими  детьми

  1.         Для усиления результативности работы со слабоуспевающими учащимися использовать новые образовательные технологии, высокотехнологичные формы и приемы обучения: личностно – который ориентирован подход (обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей и показателя сформированности умений учебного труда) и разноуровневую дифференциацию на всевозможных стадиях урока.
  2.         Создавать индивидуально-групповую работу, применяя дифференцированные тренировочные задания, инвариантные практические работы, дифференцированные проверочные работы, креативные работы по выбору.
  3.         На уроках и добавочных занятий применять «Карточки помощи», «Памятки для учащихся», шире использовать игровые задания, которые дают вероятность работать на уровне подсознания. В работе создаются особые обстоятельства успеха.
  4.         При опросе слабоуспевающим школьникам дается приблизительный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше  времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.
  5.         Ученикам задаются  вопросы, которые помогают последовательно излагать материал.
  6.         Периодически обследуется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.
  7.          В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера доброжелательности.
  8.          В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников фокусируется на очень важных и трудных разделах изучаемой темы, учитель чаще обращается к ним с вопросами, выясняющими уровень постижения учебного материала, мотивирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.
  9.         В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются задания, которые направлены на ликвидацию недочетов, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: отмечаются позитивные моменты в их работе для стимулирования новых стараний, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их ликвидации, оказывается содействие с одновременным развитием независимости в учении.
  10.         Для домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению недочетов: осуществляется детальный инструктаж о порядке осуществления домашних заданий, о потенциальных затруднениях, предлагаются карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который понадобится для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, дабы не допустить перегрузки.
    Сохранить текст в документ DOC

Заключение:

            В процессе исследования мы удостоверились, что проблема школьной неуспеваемости была и остается номером один в списке принципиальных проблем современной школы. Конкретно в исходной школе нужно уделять особенное внимание исследованию причин неуспеваемости, потому что младший школьный возраст является более важным периодом в развитии малыша, как раз в данный период у малыша закладываются важные психологические новообразования, но также базы познаний умений и способностей, нужных для удачного обучения в дальнейшем. По этой причине зависит дальнейшее обучение малыша. Если не исправить ситуацию в самом начале её возникновения, то такое может привести к необратимым последствиям в обучении.

               Я.А. Коменский писал: Верхушки познаний добиваются не все, часть добиваются это едва, но по верно размещенным крепким ступенькам хоть какого человека можно возвести на какой-никакую угодно вышину [10]. Если ребенок начинает систематически показывать низкие результаты в обучении, то надо узнать, что послужило предпосылкой проявления этого негативного явления, и наметить план коррекционной мероприятия сосредоточенные на устранение выявленных обстоятельств. Не многим детям с легкостью дается процесс обучения. Главное выявить, какой-никакие трудности мешают ребенку достигнуть верхушки знаний, и посодействовать ему эти трудности преодолеть.

Список литературы

  1. Коменский Я.А. Великая дидактика / Коменский Я.А. Избранные педагогические   сочинения:   В   2-х  т. Т.1. – М.: Педагогика, 1982. – с.242-476. – (Педагогическая библиотека).
  2.  Мурачковский Н.И. Как предупредить неуспеваемость школьников. Мн., 1977


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы с учащимися, имеющими низкую учебную мотивацию

Комягина С.О., учитель начальных классов МБОУ «Кишертская СОШ» ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ НИЗКУЮ УЧЕБНУЮ МОТИВАЦИЮ...

Инновационный проект «Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития детей с низкими учебными возможностями».

Инновционный проект «Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития детей с низкими учебными возможностями» в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом началь...

применение инновационных образовательных технологий

Использование ИКТ на уроках в начальной школе...

Инновационные образовательные технологии как средство повышения мотивации и развития личности младших школьников

Новый ФГОС ставит перед российской системой образования целый ряд принципиально новых проблем, обусловленных политическими, социально- экономическими, мировоззренческими и другими факторами, среди кот...

Использование современных инновационных образовательных технологий для формирования духовно-нравственных ценностей на уроках литературного чтения

laquo;Чтение – это упражнение в нравственном чувстве,  поэтому наиглавнейшая задача уроков чтения –  нравственное воспитание, становление личности ребенка,  обогащени...

Методика формирования логического УУД классификация. Использование инновационных образовательных технологий при формировании УУД.

Одним из важных ууд, входящих в группу познавательных универсальных учебных действий, обеспечивающих формирование и развитие умения учиться, является действие классификации. Умение классифицировать - ...

Индивидуальный образовательный маршрут для обучающихся с низкой учебной мотивацией и трудностями в обучении.

Данный образовательный маршрут реализовывает личностно – ориентированный подход в обучении, учитывает индивидуальные  и интеллектуальные особенности обучающегося, определяет личную траектор...