Роль интеллектуальных игр в формировании функциональной грамотности
статья

Барсукова Алина Александровна

Современные педагогические практики ориентированы на формирование функциональной грамотности обучающихся. Функционально грамотная личность – способна использовать приобретаемые знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Креативное мышление – одно из направлений, которое способствует формированию функциональной грамотности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_f_gr_cherez_intellektualnye_igry_barsukovoyaa.docx24.65 КБ

Предварительный просмотр:

 «Развитие креативного мышления через интеллектуальные игры.» 14.02.2023

  1. Значение и роль креативного мышления в развитии функциональной грамотности.

Современные педагогические практики ориентированы на формирование функциональной грамотности обучающихся. Функционально грамотная личность – способна использовать приобретаемые знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Креативное мышление – одно из направлений, которое способствует формированию функциональной грамотности.

Развитие креативного мышления на современном этапе - формирование творчески активного ребенка, способного мыслить неординарно, создавать что-то новое и оригинальное, «не наполнить сосуд знаниями, а зажечь факел», то есть научить ребенка учиться, добывать знания, получая удовольствие от учёбы и труда.

В процессе развития креативного мышления особое внимание уделяется развитию любознательности, поощрению выработки новых идей. Это способствует

 -  приобретению разнообразных навыков;

 - путём преодоления трудностей, позволяет проявлять свои творческие способности и раскрывать свою индивидуальность, повысить самооценку;

- преодоление боязни и страха неудачи, «сделайте что-нибудь пусть маленькое, но новое и ни на что не похожее, попробуй и добейся успеха»

 -быть востребованным в современном мире.

«Скажи мне и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь». Эта китайская пословица очень точно отражает принципы современного деятельностного подхода в развитии креативного мышления. Чем больше будет развита креативность, тем больше необычных, интересных идей можно использовать в самых разных жизненных ситуациях, применять и интерпретировать информацию, а не просто заучивать её.

Одним из значимым видом деятельности ребёнка младшего школьного возраста остаётся игра, которая является эффективным способом развития креативного мышления.

  1. Игра как эффективный способ развития креативного мышления.

Игра имеет особое значение в жизни ребёнка. Игра   только   внешне   кажется беззаботной и легкой. Это особо организованное занятие, требующее, чтобы каждый участник отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности.

Игра всегда предполагает принятие решения как поступить, что сказать, как выиграть? В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно. Увлекшись, дети не замечают, что учатся.

Дети играют, потому что развиваются, и развиваются потому, что играют.

Игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества. Потребность в игре и желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач, в том числе и в развитии креативного мышления.


3. Особенности интеллектуальных игр для младшего школьного возраста.

В младшем школьном возрасте детские игры постепенно приобретают более совершенные формы, их содержание изменяется, обогащается за счет вновь приобретаемого опыта.

В последнее время интеллектуальные игры у младших школьников занимают все более важное место в решении современных задач образования.

Интеллектуальные игры позволяют развить у детей самостоятельность мышления. Параллельно с этим развивается речь, которая организует и уточняет мысль, позволяет выразить её обобщенно, отделив важное от второстепенного, расширяется словарный запас. 

Ребёнок, включаясь в интеллектуальную игру начинает проявлять активность в поиске решения. При этом, особенно, если игра проходит в команде, то в решении задач предлагаются разные способы, т.е. развивается гибкость и инициативность мышления, Данные игры активизируют познавательный интерес, помогают формировать находчивость, быстроту, привычку к интеллектуальному усилию, активную позицию, то есть качества, формирующие креативность.

  1. Примеры интеллектуальных игр, применяемые в работе с обучающимися

- «Клуб внимательных читателей»

  Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность.

Её формирование связано с интересом к чтению у учащихся. Уже много лет я занимаюсь этой проблемой. Увлечь детей книгой с каждым годом становится всё сложнее. Но, пока всё получается.

Отталкиваясь от того, что прочитанное, для полного осознания, надо обсудить с кем-либо, ведь разные люди могут абсолютно по-разному прочитать одну и ту же книгу. Я предлагаю классу читать одну книгу. Познакомившись с книгой, дети всем классом участвуют в игре, которая проходит в разных форматах и сопровождаются творческими заданиями. Часы внеурочной деятельности очень помогли работать в этом направлении. От класса к классу меняются и формат игр и творческие задания.

В первом классе мы начинаем работать с книгой со второго полугодия после окончания «Азбуки», детям предлагается автор или произведение и после прочтения заполнить читательский дневник, записав фамилию автора, название прочитанного и нарисовать рисунки. В день обсуждения, а назван он «День встречи внимательных читателей» дети показывают свои рисунки, вспоминают что им больше всего запомнилось, понравилось, и отвечают на вопросы викторины и, таким образом, выбираются внимательные читатели, поощряются и интересные иллюстрации.

Во втором, третьем и четвёртом классе детям даётся список совместно читаемой литературы, и предлагается записывать произведения и выполнять разные задания: проиллюстрировать самый интересный момент, записать всех-всех героев, составить каверзные вопросы, ребусы, загадки, если командная игра, то и инсценировки, всё это я могу использовать в на встрече «Клуба внимательных читателей». Сколько радости испытывают дети, когда узнают свои задания и особенно если они достаются команде, членом, которой являются.

Также детей я стараюсь привлекать детей к проведению викторины, особенно в форме игры по станциям, где ответственные подбирают задания по заданной теме: «узнай героя», «кто говорил эти слова?», «чей это предмет?» «Вот так сложные вопросы» и пр., которые я просматриваю, при необходимости корректирую.

В этом году мои третьеклассники попробовали провести для первоклашек игру «Сказочная тропа», где они смогли перевоплотиться в сказочных героев, придумать задания к своей станции и дать совет ребятам, читать побольше книг.

  После викторины по желанию предлагается творческое задание. Например, Герои сказки «Приключения Буратино» побывали в современном мире. Т.е. на альбомный лист приклеивалась вырезанный герой-раскраска и надо было дорисовать, то что его окружает, где он мог бы очутиться.

Или же мини – сочинение по темам «Мой -любимый герой», «Если бы герои ( Гена и Чебурашка) познакомились бы по -другому, как бы это было?», сочинить стихотворение.

Два года мы участвовали в конкурсе проводимом «Академией талантов» «Моя настольная книга», где нужно рассказать о прочитанной книге с интересным подходом. И в прошлом году моя второклассница заняла третье место со своей работой.

           - «Что? Где? Когда?» игра с которой я познакомила учеников 8 лет назад с помощью фестиваля «Мудрый Совёнок», который ежегодно организует ИМЦ Петроградского района И с тех пор я участвую со своими учениками не пропуская.

 Эта игра и её формы способствует активизации познавательной деятельности, способствует развитию находчивости, смекалки, применять знания, использовать логику. Игра командная, значит ещё и взаимодействие с игроками.

Получив 1 место на фестивале с четвероклассниками, которые сейчас уже одиннадцатиклассники, я задалась вопросом, а как тренировать. На самом деле, на встречах с известными игроками, такими как Александр Друзь, Алексей Блинов, Михаил Дзюба, которые организовывались ИМЦ Петроградского района, вопрос как тренировать задается постоянно, но чёткого ответа нет из всех рассуждений вывод один – играть. И мы делимся на команды и играем на внеурочке.  Безусловно, проводятся упражнения и в решении логических задач, также работа с текстами, мозговой штурм, бывают занятия, где ребята делятся интересными находками на заданную тему из истории посуды, одежды, удивительный мир животных, растений, после таких занятий оформляется доска с заголовком «Это интересно».

Из-за пандемии городской фестиваль «Мудрый совёнок» два года проходил в дистанционном формате, и у меня была возможность наблюдать за первоклассниками, а затем и второклассниками во время игры. Я наблюдала как изменились дети, они стали вдумываться в вопрос. Это уже не просто импульс, я знаю и только я, или не знаю и думать не буду. Но итогом игр в первом классе был вопрос от детей заняли ли мы первое место, а во втором – насколько вопросов мы ответили правильно. Я видела рассуждающих детей, стремящихся получить ответ на вопрос, причём иногда мне их ответы даже более кажутся интересными, чем тот, который является правильным.

Мне нравится наблюдать за детьми во время экскурсий, особенно, когда ведётся экскурсия-диалог, во время которого дети задают очень правильные вопросы, подмечают много разных полезных деталей.

Игровая деятельность решает следующие задачи:

  • улучшает коммуникативные навыки детей;
  • способствует развитию воображения;
  • тренирует образное мышление, внимание и речь;
  • совершенствует креативность и нестандартное мышление;
  • развивает координацию и моторику;
  • помогает сформировать коллектив и адаптировать ребенка к новой среде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 2 классов"

Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки  по диагностике функциональной гр...

Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 4 классов"

Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки  по диагностике функциональной гр...

Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 3 классов"

Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки  по диагностике функциональной гр...

Читательская грамотность, как одна из технологий формировании функциональной грамотности учащихся начальной школы

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность....