Выступление на РМО Формирование функциональной грамотности на внеурочной деятельности "По ступенькам финансовой грамотности"
методическая разработка

Нураева (Шихалёва) Дарья Сергеевна

Авторская разработка доклада и презентации!!!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_rmo_28.02.docx28.68 КБ
Файл vystuplenie_na_rmo_28.02.pptx2.28 МБ

Предварительный просмотр:

Формирование функциональной грамотности обучающихся

в начальной школе на внеурочной деятельности

«По ступенькам финансовой грамотности».

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.

Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями. (Изучать. Искать. Думать. Сотрудничать. Приниматься за дело.)

Функциональную грамотность можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней. Функциональная грамотность сформирована через формат международного исследования PISA.

PISA в своих мониторингах оценивает 4 вида грамотности: читательскую, математическую, естественнонаучную и финансовую.

Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивация и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности, общества, а также возможности участия в экономической  жизни.

С 2022-2023 учебного года в нашей школе введена внеурочная деятельность «По ступенькам финансовой грамотности», которая направлена на формирование разумного финансового поведения обучающихся начальных классов. Учебные материалы в рамках данной внеурочной деятельности строятся на разнообразных жизненных ситуациях, связанных с миром финансов. Ситуации ориентируют обучающихся на осмысление предложенных моделей поведения участников описываемых процессов и событий, выражение собственного мнения относительно их действий, приведение аргументов и контраргуметов. Некоторые из ситуаций не имеют однозначного решения и побуждают выстраивать варианты возможных и целесообразных способов действий.  

Основными видами деятельности обучающихся являются: чтение (прослушивание) и обсуждение полученной информации с помощью вопросов (беседа, дискуссия); выполнение практических заданий; поиск и обсуждение материалов в сети Интернет; решение ситуационных и практикоориентированных задач и др.

На внеурочных занятиях часто используются мотивирующие и познавательные задания для запуска познавательной активности школьников. Содержание заданий связано, в частности, с такими вопросами, как:

  • Семейный бюджет и основные принципы его составления;
  • Обязательные и желательные расходы;
  • Признаки денежных банкнот, их отличие от фальшивых;
  • Основы грамотного поведения покупателя;
  • Мошенничество и основные способы защиты от него;
  • Предпринимательство как деятельность, направленная на получение прибыли.

Предложенные задания направлены на выявление имеющегося у младших школьников знания и понимания вариантов грамотного обращения с финансами для экономического благополучия семьи, а именно:

а) причин необходимости планирования бюджетных расходов, целесообразности экономии, рационального отношения к тратам;

б) различий между обязательными и желательными расходами;

в) правил совершения покупок в магазине и необходимости их соблюдения;

г) необходимости наличия в бюджете «подушки безопасности»;

д) значения страхования имущества для экономической безопасности семьи;

е) специфики финансового риска и разумного поведения, помогающего его избежать;

ж) отличия предпринимательской деятельности от других видов деятельности.

Помимо знаний, при выполнении заданий школьники должны проявить ряд общеучебных и первичных финансовых умений. В их числе, например, умения:

а) анализировать информацию в финансовом контексте;

б) формулировать (выражать) собственное мнение и обосновывать его.

Характер заданий позволяет использовать их на разных этапах деятельности:

а) в начале – как мотивирующие задания;

б) в середине - для отработки получаемого знания, для конкретизации объясняемого материала с помощью обращения к личному опыту младших школьников;

в) в конце урока – для проверки понимания полученного знания.

Содержание заданий даёт возможность применить их как для индивидуальной деятельности, так и для групповой работы обучающихся. Место и форма работы с тем или иным заданием определяются учителем в зависимости от уровня подготовленности обучающихся, их личного учебного опыта, а также целей и задач внеурочного занятия. Так, например, учитывая возрастные особенности детей 1 и 2 классов и связанные с ними учебные интеллектуальные умения, первоклассникам и второклассникам, в отличие от более старших обучающихся начальной школы, целесообразно предложить обосновывать то или иное выбранное ими решение не в письменной, а в устной форме и, желательно, после обсуждения в группе. При отборе заданий для обучающихся определённого возраста и уровня подготовки нужно исходить из учёта их сложности. Так, например, вряд ли имеет смысл предлагать первоклассникам и второклассникам задания со сложными расчётами. Им можно предложить, например, задания: «Плащ и велосипед», «Если не включать телевизор».

«Плащ и велосипед»

- А я хочу, чтобы мне весной родители купили велосипед, – заявил Петя.
– А я хочу весной новый плащ, – вступила в разговор Оля.
– Вот и замечательно, – заметил папа. – Вот только, чтобы купить велосипед и плащ придётся хорошо спланировать бюджет. Давайте посчитаем. До марта, когда предстоитсделатьэти покупки, осталось три месяца. Цены на велосипеды для подростков колеблются в пределах от 9 тысяч рублей до 48 тысяч рублей. Мы не миллионеры, кроме того, ты, Саша, велоспортом не занимаешься, так что вряд ли стоит покупать самый дорогой. Давай остановимся на велосипеде стоимостью примерно 13 тысяч рублей. Что же касается плаща, то средняяцена на него примерно 2 тысячи рублей. Теперь посчитайте, сколько нужно денег, чтобы купить плащ и велосипед. Присоединитесь к Саше и Оле и сделайте эти вычисления. Сколько нужно денег, чтобы купить плащ и велосипед?
Сколько денег нужно откладывать семье каждый месяц, чтобы за три месяца собратьденьги на покупки, о которых мечтают дети?

«Если не выключать телевизор».
Однажды зимним вечером первоклассница Оля сидела на диване и читала книгу, а маленький Саша играл в паровозики, катая на них игрушечных мишку, зайчика и кота, в комнату вошла старшая сестра пятиклассница Катя. Оглядев детей, она подошла к телевизору и
выключила его.
– Катя, там музыка играла, зачем ты выключила телевизор? – спросила Оля.
– Но вы же его не смотрите, только зря электричество тратите, а оно денег стоит.
– Можно подумать, что много денег нагорит! Какие-то копейки. Надоело! – проворчала
Оля.
– Надоело? Но ты ведь хочешь велосипед, а это дополнительные расходы, – сказала Катя.
– Знаешь, что народная мудрость по этому поводу говорит?
И Катя назвала одну из пословиц, перечисленных ниже.
Как вы думаете, какую пословицу могла назвать Катя?
Найдите в перечне пословицу, которая наиболее подходит к данной ситуации.
1.Экономь время – и деньги будут.
2.Экономный и во сне деньги считает.
3.Копеечками рубль держится.
4.Сэкономленный хлеб слаще.
Объясните, почему вы выбрали именно эту пословицу.

Деловая игра «Лесная ярмарка»

Сценка. Действующие лица: Заяц, Медведь, Ежик, Человек.
Заяц: - Подходи, покупай, морковка большая и маленькая, вкусная да сладенькая.
Медведь: - А вот кому меду? Пчелка летала, мед собирала... В одной маленькой ложке очень большая польза!
Ежик: - А вот рыжики в лукошке! Подходи, купи немножко! Грибы царские: на засолку, на жарёнку, и сварить и засушить!
Человек: - Что почем продаем?
Заяц: - Морковка! Рубль – штучка, три рубля – кучка.
Еж: - Лукошко – десяточка, а если по одному грибку - то по рублю за гриб.
Медведь: - Горшочек – 20 рублей, а если хочешь одну ложку съесть, то давай рубль!
Человек (ходит, задумавшись):

- Так-так-так, 1 морковка – рубль,
значит, пять морковок – 5 рублей. А в кучке выйдет всего 3 рубля!

Так, так... Мед... горшочек – 20 рублей, одна ложка – рубль. А сколько
ложек меда в горшочке? Так-так... И лукошко...
Выходит, если брать помалу – заплачу дороже. А если возьму много – заплачу дешевле. Это мне выгоднее!
А давайте-ка мне и лукошко грибочков, и горшочек меда, и всю морковку!
Учитель показывает надписи на доске «ОПТ», «РОЗНИЦА».

Тема: «Карманные деньги»

Цель: показать связь между зарабатыванием денег и их осознанной тратой.

В начальной школе работа в проектной деятельности становится обязательной для всех обучающихся. При выполнении проекта встречаются разные сложности. Обучающиеся плохо соблюдают сроки выполнения этапов проекта и поэтому в последний момент привлекают родителей. Учитель может договориться с родителями о поощрении учащихся всякой всячиной в виде оригинальных канцелярских товаров, сладостей, мини-фигурок, наклеек и др.

Когда необходимое количество товара будет собрано, то выпускается каталог с ценами. Предполагается, что дети будут стремиться так качественно выполнить задание, чтобы получить необходимое количество школьной валюты (название для школьной валюты можно придумать любое).

Таким образом, можно простимулировать выполнение необходимой работы и одновременно помочь детям осознать, что карманные средства нужно заработать, и не всегда их может хватить на желания и потребности, а для реализации своих желаний надо постараться.

Данные задания взяты из учебного пособия «Введение в финансовую грамотность» для 1 класса, разработанные авторским коллективом Еленой Лазаревной Рутковской, по которым работает школа.

В начале четверти учитель предлагает обучающимся самостоятельно заработать карманные деньги. Условия такие:

  1. За выполнение определенных заданий будет выдаваться школьная валюта в соответствии с системой оценивания.
  2. Каждый балл будет стоить 1 единицу школьной валюты (берем за основу 10 бальную систему).
  3. Дети предлагают дизайн единицы школьной валюты, и выбирается казначей класса — учащийся, который может сделать работу по оформлению школьной валюты и распечатки в нужном количестве. Не забудьте поощрить казначея школьной валютой.
  4. В конце четверти учитель вместе с родителями устраивают ярмарку «Всякая всячина» (оригинальных канцелярских товаров, мини-фигурок, наклеек и сладостей), оценивают все товары определенным количеством школьной валюты.
  5. Дети совершают покупки того, что приглянулось, и на что хватило денег.

Также на занятиях можно использовать интерактивные игры на понимание темы. Вашему вниманию предлагаю одну из таких игр: «Хочу – надо». В ней дети учатся понимать, какие товары первичны, необходимы, а какие товары вторичны, не имеют большого значения для жизнедеятельности семьи, но несут «лишние траты» из семейного бюджета.

Таким образом, формирование грамотного финансового поведения даёт возможность обучающимся в будущем эффективно справляться с трудностями повседневной жизни, мыслить критически и организовывать свое финансовое пространство наиболее оптимальным образом. Именно в начальной школе начинается развитие экономического образа мышления, воспитывается ответственность и нравственное поведение в семейных отношениях, формируется опыт применения знаний в элементарных экономических вопросах. Формирование жизненных навыков школьников в рамках финансовой грамотности является актуальным и востребованным аспектом, являющейся основой их будущей успешной жизнедеятельности в условиях.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование функциональной грамотности обучающихся в начальной школе на внеурочной деятельности «По ступенькам финансовой грамотности». МБОУ «Излучинская общеобразовательная начальная школа» Подготовила: Нураева Дарья Сергеевна, учитель начальных классов

Слайд 2

Что такое функциональная грамотность ? - способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.

Слайд 3

Ключевые к омпетенции функционально грамотной личности

Слайд 4

4 вида функциональной грамотности Читательская грамотность Математическая грамотность Естественнонаучная грамотность Финансовая грамотность

Слайд 5

Что такое финансовая грамотность ? Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивация и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности, общества, а также возможности участия в экономической жизни.

Слайд 6

Внеурочная деятельность «По ступенькам финансовой грамотности»

Слайд 7

Основные виды деятельности: чтение (прослушивание) и обсуждение полученной информации с помощью вопросов (беседа, дискуссия); выполнение практических заданий; поиск и обсуждение материалов в сети Интернет; решение ситуационных и практико-ориентированных задач и др.

Слайд 8

Содержание мотивирующих и познавательных заданий связаны с такими вопросами: с емейный бюджет и основные принципы его составления; о бязательные и желательные расходы; п ризнаки денежных банкнот, их отличие от фальшивых; о сновы грамотного поведения покупателя; м ошенничество и основные способы защиты от него; п редпринимательство как деятельность, направленная на получение прибыли.

Слайд 9

Проявление общеучебных и первичных финансовых умений В их числе умения: а) анализировать информацию в финансовом контексте ; б) формулировать собственное мнение и обосновывать его.

Слайд 10

Использование заданий на разных этапах ВД: в начале – как мотивирующие задания ; в середине - для отработки получаемого знания; в конце урока – для проверки понимания полученного знания.

Слайд 11

Задание «Плащ и велосипед» А я хочу, чтобы мне весной родители купили велосипед! А я хочу весной новый плащ. Вот и замечательно! Вот только, чтобы купить велосипед и плащ придётся хорошо спланировать бюджет. Давайте посчитаем.

Слайд 12

Задание «Плащ и велосипед» 9 т.руб . 48 т.руб 13 т.руб . 2 т.руб . Велосипед Плащ 13 + 2 = 15 т.руб . 15 = 5 + 5 + 5 Вывод: нужно откладывать по 5 тысяч рублей каждый месяц.

Слайд 13

Задание «Если не выключать телевизор» Как вы думаете, какую пословицу могла назвать Катя ? Найдите в перечне пословицу, которая наиболее подходит к данной ситуации. 1.Экономь время – и деньги будут. 2.Экономный и во сне деньги считает. 3.Копеечками рубль держится. 4.Сэкономленный хлеб слаще . Объясните, почему вы выбрали именно эту пословицу.

Слайд 14

Деловая игра «Лесная ярмарка» Подходи, покупай, морковка большая и маленькая, вкусная да сладенькая. А вот кому меду? Пчелка летала, мед собирала... В одной маленькой ложке очень большая польза! А вот рыжики в лукошке! Подходи, купи немножко! Грибы царские: на засолку, на жарёнку , и сварить и засушить! Что почем продаем? Морковка! Рубль – штучка, три рубля – кучка. Лукошко – десяточка, а если по одному грибку - то по рублю за гриб. - Горшочек – 20 рублей, а если хочешь одну ложку съесть, то давай рубль!

Слайд 15

Деловая игра «Лесная ярмарка» Так-так-так, 1 морковка – рубль, значит , пять морковок – 5 рублей. А в кучке выйдет всего 3 рубля! Так, так... Мед... горшочек – 20 рублей, одна ложка – рубль. А сколько ложек меда в горшочке? Так-так... И лукошко... Выходит, если брать помалу – заплачу дороже. А если возьму много – заплачу дешевле. Это мне выгоднее! А давайте-ка мне и лукошко грибочков, и горшочек меда, и всю морковку! ОПТ Розница

Слайд 16

Проектная деятельность «Карманные деньги» В начале четверти учитель предлагает обучающимся самостоятельно заработать карманные деньги. Условия такие: За выполнение определенных заданий будет выдаваться школьная валюта. Каждый балл будет стоить 1 единицу школьной валюты (берем за основу 5 бальную систему). Дети предлагают дизайн единицы школьной валюты, и выбирается казначей класса. В конце четверти учитель вместе с родителями устраивают ярмарку «Всякая всячина », оценивают все товары определенным количеством школьной валюты. Дети совершают покупки того, что приглянулось и на что хватило денег.

Слайд 17

Вывод Формирование грамотного финансового поведения даёт возможность обучающимся в будущем эффективно справляться с трудностями повседневной жизни, мыслить критически и организовывать свое финансовое пространство наиболее оптимальным образом. Формирование жизненных навыков школьников в рамках финансовой грамотности является актуальным и востребованным аспектом, являющейся основой их будущей успешной жизнедеятельности в условиях.

Слайд 18

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 2 классов"

Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки  по диагностике функциональной гр...

Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 4 классов"

Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки  по диагностике функциональной гр...

Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 3 классов"

Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки  по диагностике функциональной гр...

Формирование функциональной грамотности во внеурочной деятельности

Современные требования времени таковы, что каждый день наши дети сталкиваются с огромным количеством задач, которые необходимо не только решить, но и найти рациональное и неординарное решение. Для раз...

Формирование функциональной грамотности во внеурочной деятельности.

Сегодня внеурочная деятельность призвана формировать единство образовательного и воспитательного процесса, целостной картины мира у учащихся, создавать условия для усвоения личностью российских традиц...