Формирование функциональной грамотности во внеурочной деятельности.
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Сегодня внеурочная деятельность призвана формировать единство образовательного и воспитательного процесса, целостной картины мира у учащихся, создавать условия для усвоения личностью российских традиционных духовных ценностей, воспитывать уважение к культуре страны и мира.

Необходимо создание образовательной системы, отвечающей современным мировым образовательным тенденциям. Важно наполнять традиционные форматы внеурочной деятельности новым актуальным содержанием и развивать различные направления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fg_vo_vneurochnoy_deyatelnosti.docx18.09 КБ

Предварительный просмотр:

Межсекционная работа. Круглый стол по теме: «Эффективные механизмы формирования, развития и оценки функциональной грамотности обучающих».

 «Пути формирование функциональной грамотности школьников во внеурочной деятельности»

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования предусматривает наличие внеурочной деятельности.

Сегодня внеурочная деятельность призвана формировать единство образовательного и воспитательного процесса, целостной картины мира у учащихся, создавать условия для усвоения личностью российских традиционных духовных ценностей, воспитывать уважение к культуре страны и мира.

Необходимо создание образовательной системы, отвечающей современным мировым образовательным тенденциям. Важно наполнять традиционные форматы внеурочной деятельности новым актуальным содержанием, развивать такие ее направления, как: патриотическое, гражданско-патриотическое, краеведческое, историко-культурное, духовно-нравственное, познавательное, научное, исследовательское, просветительское, экологическое, природоохранное, художественное, эстетическое, туристско-краеведческое, оздоровительное и спортивное.

Большие возможности для развития творческих способностей у учащихся во внеурочной деятельности имеют кружковые занятия, проведение интеллектуальных игр, предметных олимпиад, конкурсов различных уровней.

Вызывая интерес учащихся к предмету, внеурочные занятия способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы.

Жизнь выдвигает неотложную практическую задачу - воспитание человека-творца, созидателя и новатора, способного разрешать возникающие  социальные и профессиональные проблемы нестандартно, инициативно и грамотно.

Большую работу проводим среди учащихся о значимости участия в различных творческих конкурсах, проводимых в классе, школе, районе, и т.д. Совместно помогаем ученику достичь поставленных целей. Использование активных и интерактивных методов обучения на занятиях позволяет участвовать в различных конкурсах и повышается результативность.  

Методы:

1.Мозаика.

2. Один-два-вместе.

3.Дерево решений.

4.Мозговой штурм.

5. Мини-исследование.

6.Кейс.

7. Аукцион.

Формы занятий:

  • ситуационная игра,
  • образно-ролевые игры,
  • исследовательская деятельность,
  • практикум,
  • мастер-класс,
  • дискуссия, обсуждение.

Кружок «Юный финансист» хорошо дает возможность работать не только в направлении финансовой грамотности, но и функциональной грамотности в целом. И  для того, чтобы став взрослыми они могли рационально вести себя в подобных ситуациях. И все это ребенок познает в увлекательной форме.

Для развития творческих способностей у нас есть кружки «Бисероплетение», «Грани творчества», «Театральный сундучок», «Звонкие голоса».

Творческая деятельность необходима, чтобы человек  смог подняться до уровня понимания достижений мировой культуры. Такой подход к характеристике творческой деятельности имеет принципиальное значение. Это связано с тем, что многое из того, что создается детьми во время внеурочной деятельности является объективно новым, оригинальным. Важно то, что учащийся достигает реальных результатов, т.е. проявляет себя. А проявление «самости» - это, во-первых, залог  устойчивого творческого отношения к окружающему миру и, во-вторых, важный фактор развития целостной творческой личности, т.е. осознание себя, познание своих физических, духовных возможностей, своего места среди других людей.

Кружок «В мире профессий» позволяет планировать, работать самостоятельно или в команде, анализировать, делать выводы.

Например, выполнение творческого проекта. В ходе выполнения проекта ученик разрабатывает и изготавливает новый продукт. Подготовительная часть проекта выполняется под руководством педагога и плавно переходит в самостоятельную работу ученика. На всем протяжении выполнения проекта школьник проектирует, моделирует, анализирует, оценивает, выполняет коррекцию. В заключение подготовить варианты презентации готового изделия. Всё это формирует умения и навыки функциональной грамотности.

Рассматривая проект «День рождения», дается задание.

У Вовы скоро день рождения. Он пригласил тебя на праздник. О чем ты подумаешь в первую очередь?

- задумаюсь что подарить

- узнаю интересы Вовы

- пойду в магазин за подарком

- сделаю подарок своими руками

Какие приёмы для организации поисковой деятельности обучающихся и поддержки их мотивации можно использовать?

1 Для определения проблемы и цели - приёмы «Мозговой штурм», «Дерево целей», «Визуальное ранжирование», «Дерево проблем».

2 Для поиска вариантов решения - «Цветок лотоса», «Анализ альтернатив».

3 Для защиты проекта - «Шесть шляп мышления», «Круглый стол».

4.Для рефлексии – «Рефлексивный круг», «Рефлексивная мишень», «Заверши фразу», «Мини –сочинение».

Эти приёмы обеспечивают взаимодействие педагога и учащихся (интерактивность) в ходе проектно – исследовательской деятельности.

На занятиях кружка «Тропинка к своему Я»:

  • знакомимся с качествами человека, проявлениями чувств и эмоций,
  • формирую умения работать в группе,
  • читаем коррекционные сказки, тем самым развиваем способность самостоятельного мышления,
  • развиваем умение слушать и слышать, а также высказывать своё отношение по теме занятия.

Такие занятия позволяют школьникам рассказать свои ситуации из жизни, и посмотреть на проблемы со стороны. Рассмотреть разные варианты решения и применить модели поведения в своей жизни.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование функциональной грамотности во внеурочной деятельности

Современные требования времени таковы, что каждый день наши дети сталкиваются с огромным количеством задач, которые необходимо не только решить, но и найти рациональное и неординарное решение. Для раз...

Программа по внеурочной деятельности направления формирование функциональной грамотности учащихся 1-4 классов " Читай, считай, думай"

Программа по внеурочной деятельности направления формирование функциональной грамотности учащихся 1-4 классов " Читай, считай, думай"...

Проектная деятельность как средство формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках и внеурочной деятельности

Актуальность  данной темы заключается в поиске новых форм и средств обучения в условиях ФГОС нового поколения. Включение учащихся в проектно-исследовательскую деятельность  обуслов...

Занятия по функциональной грамотности во внеурочной деятельности во 2 классе

Функциональная грамотность – это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач.Данные презентации  можно использовать на занятиях по внеурочной деятельнос...

Рабочая программа курса «Основы функциональной грамотности» по внеурочной деятельности 22.12.2023

Программа рассчитана на 4 года обучения (с 1 по 4 классы), включает один модуль в 1 классе (читательская грамотность), во 2 – 3 классе включает 3 модуля (читательская, естественнонаучная, матема...