Выступление (презентация) на республиканском семинаре....(2022 г.)
презентация к уроку (4 класс)

На республиканском семинаре вместе с коллегой, Мустаевой А.М, выступили на тему "Приемы проблемного обучения как эффективный способ формирования коммуникативных умений выпускника начальной школы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_k_vystupleniyu_na_seminare.pptx82.02 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приемы проблемного обучения как эффективный способ формирования коммуникативных умений выпускника начальной школы Мустаева А.М. Яковлева Е.В.

Слайд 2

Федеральный государственный образовательный стандарт от 31 мая 2021 г . - ОБЩЕНИЕ СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ О владение универсальными коммуникативными действиями Технология проблемного диалога

Слайд 3

Приемы создания проблемной ситуации Побуждение к осознанию противоречия Побуждение к формулированию проблемы Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения. – Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты налицо? Выбрать подходящее: – Какой возникает вопрос? – Какая будет тема урока? Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал . – Вопрос был один? А сколько мнений? или Задание было одно? А как вы его выполнили? – Почему так получилось? Чего мы не знаем? Шаг 1. Обнажить житейское представление обучающихся с помощью вопроса или практического задания "на ошибку". Шаг 2. Предъявить научный факт посредством сообщения, эксперимента или наглядности. – Вы сначала как думали? А как на самом деле? Дать практическое задание, не сходное с предыдущими. – Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие?

Слайд 4

Прием 1 Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения . Урок окружающего мира по теме «Свойства снега ». Анализ Учитель Деятельность ученика П о с т а н о в к а п р о б л е м ы предъявление 1 факта предъявление 2 факта побуждение к осознанию побуждение к проблеме вопрос На доске записан текст. «У земляники, озимой пшеницы, ржи листки и стебли зимой зеленые. Они не погибают только тогда, если их укрывает толстый, пушистый слой снега». – Что может произойти с зелеными растениями зимой? – Прочитайте, при каких условиях они не погибают? -- Какое значение в этом случае имеет снег для растений? (Снег греет) – Вспомните, какой снег на ощупь? (Холодный) – Что вас сейчас удивило? (Что интересного заметили?) -Какой возникает вопрос? Слушают, осмысливают. Вступают в диалог, строят речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. Формулируют суждения.

Слайд 5

Урок математики, 2 класс «Скобки. Порядок выполнения действий в примерах со скобками». Анализ Учитель Деятельность ученика П о с т а н о в к а п р о б л е м ы предъявление противоречивых мнений побуждение к осознанию побуждение к проблеме вопрос На доске запись 2 + 5 х 3 = 17 и 2 + 5 х 3 = 21. -Вижу, вы удивлены. Что интересного вы заметили ? Какой возникает вопрос? Фиксирует вопрос на доске. Слушают, осмысливают. (реакция удивления). Вступают в диалог, соблюдают правила ведения диалога и дискуссии. Формулируют суждения

Слайд 6

Прием 2 Столкнуть разные мнения учеников с помощью вопроса или практического задания на новый материал . Урок русского языка в 1-м классе по теме «Правила переноса». Анализ Учитель Деятельность ученика П о с т а н о в к а п р о б л е м ы задание на новый материал проверка задания побуждение к осознанию побуждение к проблеме тема На доске записаны слова. Учитель предлагает записать рядом еще слово. -Мне не хватает для этого места на строчке. – Что же мне делать, ребята? – А что значит перенести? – Какой знак нужен? – Помогите мне перенести слово. Работайте в парах. – Посмотрим, что вы предлагаете. (Фиксирует работу пар на заготовленном шаблоне.) – Задание было одно? – А выполнили вы его как? – Почему так получилось? Чего мы пока не знаем? Слушают, осмысливают. Вступают в диалог, корректно и аргументировано высказывают свое мнение. Работают в парах. Принимают цель совместной деятельности: добавляют знак переноса в данном слове на своем листе. Видят разные варианты. (Проблемная ситуация.) Признают возможность существование разных точек зрения. Формулируют суждения.

Слайд 7

Прием 3 . Проблемная ситуация с противоречием между житейским (т.е. ограниченным или ошибочным) представлением учеников и научным фактом. Урок окружающего мира «Природные зоны. Ледяная пустыня». Анализ Учитель Деятельность ученика П о с т а н о в к а п р о б л е м ы Шаг 1. Выявить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку». Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, расчетом, экспериментом, наглядностью. побуждение к осознанию противоречия побуждение к осознанию проблемы вопрос После изучения климата Арктики, спрашиваем: «А что вы можете сказать о животном мире Арктики?» ( Животных здесь почти нет или очень мало, потому что слишком суровые условия. (Житейское представление детей.) Учитель предлагает просмотреть видеосюжет о многообразии животного мира Арктики. – Что вы сказали вначале ? А что оказывается на самом деле? - Какой возникает вопрос? Слушают, осмысливают. Вступают в диалог, корректно и аргументировано высказывают свое мнение. Смотрят, осмысливают. Выражают эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде. Формулируют суждения.

Слайд 8

Прием 4 Дать практическое задание, не сходное с предыдущими. Урок математики по теме «Умножение на двузначное число». Анализ Учитель Деятельность ученика П о с т а н о в к а п р о б л е м ы задание на известный материал задание на новый материал побуждение к осознанию проблемы побуждение к проблеме тема В начале урока на устном счете вспомнить тему «Умножение числа на сумму». Детям учитель предлагает найти значение выражений, где двухзначные числа нужно умножить на однозначное, но одно выражение отличается, в нем нужно умножить на двухзначное число 36*24. – Смогли выполнить задание? – В чем затруднение? – Чем это выражение не похоже на предыдущие? Фиксирует тему урока. Решают , осмысливают. Строят речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей. Формулируют суждения.

Слайд 9

МЕТОДЫ ПОИСКА РЕШЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог Структура диалога Побуждение к выдвижению гипотез Побуждение к проверке гипотез устной практической Общее побуждение к любым гипотезам: – Какие есть гипотезы? к аргументу / контраргументу: – Согласны с этой гипотезой? Почему? к плану проверки: – Как можно проверить эту гипотезу?

Слайд 10

Продолжение урока по теме «Умножение на двузначное число». Анализ Учитель Деятельность ученика материал для выдвижения гипотез побуждение к гипотезам подсказка к решающей гипотезе представление гипотез группами побуждение к проверке подсказка к плану вывод учебник – Сейчас будете по группам решать пример 36 х 24 = ? Подходит к каждой группе: – Какие есть гипотезы? С чего нужно начать? – Воспользуйтесь распределительным свойством! – Группы, поместите листы на доску и прокомментируйте свой способ решения. – Как проверить, какой из способов верный? – Может быть, воспользуемся каким-то прибором? – Значит, как надо умножать на двузначное число? – Сравните свой вывод с учебником. Разбиваются по группам, начинают работу. Каждая группа выдвигает гипотезу и фиксирует ее на листе. Комментируют свой способ решения. Проверка на калькуляторе каким должен быть ответ (План проверки.) (Аргумент.) Формулируют правило. (Открытие нового знания.) Сравнивают свой вывод с правилом учебника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на республиканской научно-практической конференции «Формирование нравственных и семейных ценностей»

Статья подготовлена для представления и обобщения опыта воспитательной работы....

"Экономика в начальных классах". Выступление на республиканском семинаре учителей начальных классов.

Данная статья даёт представление о необходимости изучения экономики в начальной школе,раскрывает её цели и задачи, знакомит с комплектом учебников и тетрадей по экономике ( 2 -4 классы)....

Выступление на республиканской научно-практической конференции "Современное образование: новые методы и технологии в организации образовательного процесса"

Решение задач воспитания и социализации школьников, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно в условиях системы начального общего образовани...

Выступление на республиканском конкурсе "Учитель года - 2014" по теме "Формирование коммуникативных УУД младших школьников"

В данном материале обобщен опыт работы над формированием коммуникативных УУД у своих учеников...

Духовно-нравственное развитие обучающихся в условиях реализации ФГОС (Выступление на IX Республиканской научно-практической конференции по общественным дисциплинам «Моя страна – моя Россия»)

Какие воспоминания останутся в сердцах наших детей? Будут ли они счастливы? Каждый из нас хочет быть счастливым. И каждый из нас хочет видеть счастливыми, духовно и нравственно богатыми своих детей, в...