Духовно-нравственное развитие обучающихся в условиях реализации ФГОС (Выступление на IX Республиканской научно-практической конференции по общественным дисциплинам «Моя страна – моя Россия»)
методическая разработка

Кропотова Людмила Дмитриевна

Какие воспоминания останутся в сердцах наших детей? Будут ли они счастливы? Каждый из нас хочет быть счастливым. И каждый из нас хочет видеть счастливыми, духовно и нравственно богатыми своих детей, внуков.

В становлении человека лежит духовно-нравственное воспитание, это то, что должен и может формировать учитель.

Ребёнок, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к воспитанию и, особенно, к воспитанию духовному. А вот недостатки этого воспитания и развития трудно восполнить в последующие годы.

Усвоенное и пережитое в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Поэтому духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.

Развитие и воспитание младших школьников должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. Именно поэтому, темой моего выступления является: «Духовно-нравственное воспитание обучающихся в свете ФГОС».

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания.

Общество нуждается в подготовке высоконравственных, широко образованных людей, которые обладают не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. В современном мире ребёнок развивается в окружении множества разнообразных  источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера на ещё только формирующуюся сферу нравственности.

Образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности. Нравственные знания информируют ребёнка о нормах поведения в современном обществе, дают представления о последствиях совершенного поступка для окружающих людей или о последствиях нарушения норм поведения.

На примере своей работы я попытаюсь показать, как в моем понимании может выглядеть структура духовно-нравственного развития обучающихся в начальной школе.

Целью своей работы в данном направлении я вижу развитие и становление духовно-нравственных качеств обучающихся посредством различных методов и форм работы.

Задачами моей работы считаю:

  • Формирование у младших школьников духовно нравственных ориентиров в соответствии с национальным воспитательным идеалом,
  • Привитие обучающимся высших духовных ценностей,
  • Создание условий для духовно-нравственного становления школьников в урочной и внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenies.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Республиканская IX научно-практическая конференция по общественным дисциплинам «Моя страна – моя Россия»

Доклад:

Духовно-нравственное развитие обучающихся в условиях реализации ФГОС

Выполнила: Кропотова Л.Д.

учитель начальных классов МБОУ СОШ №29

Йошкар-Ола, 2019


Содержание:

Введение        3

1. Духовно-нравственное воспитание и развитие в свете ФГОС        5

2. Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию обучающихся начальной школы        7

2.1 Структура и направления духовно-нравственного воспитания        7

2.2 Опыт работы        9

Заключение        16

Список использованных источников:        18


Введение

Какие воспоминания останутся в сердцах наших детей? Будут ли они счастливы? Каждый из нас хочет быть счастливым. И каждый из нас хочет видеть счастливыми, духовно и нравственно богатыми своих детей, внуков.

В становлении человека лежит духовно-нравственное воспитание, это то, что должен и может формировать учитель.

Ребёнок, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к воспитанию и, особенно, к воспитанию духовному. А вот недостатки этого воспитания и развития трудно восполнить в последующие годы.

Усвоенное и пережитое в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Поэтому духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.

Развитие и воспитание младших школьников должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. Именно поэтому, темой моего выступления является: «Духовно-нравственное воспитание обучающихся в свете ФГОС».

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания.

Общество нуждается в подготовке высоконравственных, широко образованных людей, которые обладают не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. В современном мире ребёнок развивается в окружении множества разнообразных  источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера на ещё только формирующуюся сферу нравственности.

Образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности. Нравственные знания информируют ребёнка о нормах поведения в современном обществе, дают представления о последствиях совершенного поступка для окружающих людей или о последствиях нарушения норм поведения.

На примере своей работы я попытаюсь показать, как в моем понимании может выглядеть структура духовно-нравственного развития обучающихся в начальной школе.

Целью своей работы в данном направлении я вижу развитие и становление духовно-нравственных качеств обучающихся посредством различных методов и форм работы.

Задачами моей работы считаю:

  • Формирование у младших школьников духовно нравственных ориентиров в соответствии с национальным воспитательным идеалом,
  • Привитие обучающимся высших духовных ценностей,
  • Создание условий для духовно-нравственного становления школьников в урочной и внеурочной деятельности.


1. Духовно-нравственное воспитание и развитие в свете ФГОС

 В одном из своих посланий президент России подчеркнул, что сегодня российское общество испытывает явный дефицит сострадания, сочувствия, милосердия друг другу, взаимопомощи и поддержки, - дефицит того, что всегда, во все времена, исторически делало нас сильнее, крепче, чем мы всегда гордились.

  Школа является единственным социальным институтом, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь должны формироваться в семье. Но наиболее глубоко, последовательно и системно нравственное воспитание и развитие личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и культурная, духовная жизнь школьника.

В ФГОС развитие гармоничной личности ребенка определяется задачами и целевыми ориентирами, основанными на «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». В этом документе представлен современный национальный воспитательный идеал личности гражданина России – это «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества, как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России» [1].

В системе образования духовно-нравственное воспитание понимается как процесс взаимодействия всех субъектов-участников воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие высших духовных ценностей.

Под духовно-нравственными ценностями понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье, к Родине, к коллективу, труду, своим обязанностям и самому себе принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины.

В процессе духовно-нравственного воспитания школа формирует у младшего школьника чувство патриотизма, коллективизма, активное отношение к действительности, глубокое отношение к людям труда. Общественная направленность коллективной деятельности пробуждает у детей желание замечать, что же можно сделать, чтобы жизнь стала лучше. Организуя учение, труд, игру детей, мы, учителя, получаем возможность влиять на их нравственное и духовное развитие.

На примере своей работы я постараюсь показать, как в моем понимании может выглядеть структура духовно-нравственного воспитания младших школьников.


2. Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию обучающихся начальной школы

В своей педагогической практике для достижения поставленных задач по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников я использую различные формы, средства и методы работы, обеспечивая психолого-педагогические условия, раскрытые в ФГОС НОО.

2.1 Структура и направления духовно-нравственного воспитания

Структуру духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях начальной школы я условно разбиваю на три блока:

  • Образовательный,
  • Воспитательный,
  • Работа с родителями.

Набирая учеников в первый класс и анализируя взаимоотношения детей между собой, их отношение к учёбному процессу и школе в целом, я обнаружила:

  • Дефицит общения, эгоизм,
  • Нетерпимость друг к другу,
  • Неумение обучающихся трудиться на общее благо,
  • Негативные отношения в семье, которые выливаются в нервозность и агрессию ребёнка.

В центре моей работы по духовно-нравственному развитию стоит ребёнок, его индивидуальность. Содержание данной работы имеет культурологическую направленность, служит основой построения воспитательной работы в классе, помогает согласовывать действия школьников и из родителей при планировании и организации жизнедеятельности школьников в условиях образовательного учреждения.

В моей работе выделяю следующие основные направления духовно-нравственного развития младших школьников:

«Я и моя родина» - воспитание патриотических чувств, осознанное принятие ребёнком культуры и традиций родного края, страны, наполнение конкретным содержанием понятий: «моя семья», «родной язык», «Отечество», «родная земля», «малая родина» и др.

«Я и мои ценности» - воспитание уважения и любви к семье, приобщение школьников к правилам и нормам поведения; воспитание ценностного отношения к труду; приобщение к общечеловеческим ценностям.

«Я и моё здоровье» - воспитание ценностного отношения к собственному здоровью через формирование основ безопасности собственной жизни и представлений о ЗОЖ.

        В своей работе по духовно-нравственному развитию младших школьников я использую следующие методы: наглядный, словесный, информационно-технологический, демонстрационный, личный пример, разъяснение, показ, убеждение.

2.2 Опыт работы 

На уроках литературного чтения мы вместе с детьми проходим тему «В школе жизни», где размышляем: Как человека учит жизнь? Сама жизнь, или люди, которые живут с нами рядом? Кто эти люди? Всегда ли это взрослые? Кто может чему-то научить других? Всегда ли мы умеем извлекать уроки жизни? А что для этого нужно?

Работая с главой учебника «Мы в ответе…», мы продолжаем рассуждать о том, чему учит человека жизнь. Ответ вроде бы простой – быть человеком. Но на самом деле он и сложный, потому что сразу возникает следующий вопрос: а что значит – быть человеком? Не героем, не великим, а обыкновенным человеком?

Как хорошо, что есть писатели и поэты, которые думают над теми же проблемами, что и мы с вами! Один поэт сказал об этом так: «Есть книги – в иные из них загляни и вздрогнешь: не нас ли читают они?» (Л. Мартынов) [4]

В систему моей работы вошло проведение совместных собраний родителей и детей «Как мы учились - чему научились» с демонстрацией творческих работ детей, рабочих и контрольных тетрадей, фрагментов уроков, концертами детской самодеятельности и конкурсами для детей и родителей.

        К первому такому собранию готовлюсь наиболее тщательно, ведь мне надо успеть запомнить имена детей, приучить к школьным правилам, познакомить и подружить между собой. Чтобы быстрее это было, делю класс на группы, в которых дети выбирают командиров. Самое трудное в таком собрании – так организовать различные виды деятельности, чтобы каждый ребенок мог быть успешным, чтобы не было слёз.

И вот конец четверти, дети за партами, родители на задних рядах. Родители в основном приходят как на обычное собрание, пассивно посидеть, кто-то меня поизучать. Я же ставлю себе задачу – максимально активизировать аудиторию, используя разные моменты.

        Заданий много разных. Так, в третьем классе, где обсуждали читательские достижения и определяли возможные пути преодоления трудностей в развитии интереса к чтению, проводила литературную викторину в форме соревнования между родителями и детьми, так же было дано задание сочинить стихотворение на рифму: «Читать – дерзать, библиотека - дискотека». Было много интересных сочинений.

        Так как на протяжении всего собрания работало жюри (иногда привлекаю бывших учеников), то подводим итоги по разным номинациям, что придумаем, например, «Самый продвинутый в учёбе», «За активность», «За артистичность», «Лучшее стихотворение на заданную рифму», «Лучший читательский дневник», «Лучший счетчик», и т.д.

        На следующий день опять обсуждение с детьми – что понравилось, и т.д.

        Системность и результативность такой работы  никого из родителей не оставляет равнодушным, и родители постепенно становятся активными участниками внеклассной работы: кто-то сразу, кто-то к концу четвертого класса.

        Так, в этом году в заключительной части школьного конкурса «Цвети, мой край родной!» мама моей ученицы Владимировой Алины исполнила собственную песню, посвящённую Йошкар-Оле, в сопровождении учеников класса. А мой ученик Отмахов Виктор и его родители одержали победу в школьном конкурсе «Мама, папа, я – спортивная семья», как и семья Фесенко, которые в 2009 году одержали победу в городском конкурсе «Творческая семья».

        Регулярно с 2004 года мы с учениками и их родителями принимаем активное участие во Всероссийских массовых спортивных мероприятиях -  Кроссе Нации и Лыжне России, а также в Лыжне Марий Эл с целью привлечения детей к спорту и здоровому образу жизни – это всегда актуально (ЗОЖ).

        С 2003 года я активно сотрудничаю с Городской библиотекой №3, в которой на базе моего класса (выпускники 2002-2006 гг.) создан и по настоящее время продолжает свою работу клуб «Родничок». Как и у каждого клуба, у него есть вся необходимая атрибутика: устав, девиз, эмблема. Занятия клуба проходят регулярно, раз в неделю. Здесь мы общаемся с интересными людьми, друг с другом, узнаём новое, неизвестное – расширяем кругозор, размышляем о самом себе, добре и зле в жизни людей, об улучшении жизни, обогащаемся положительными эмоциями.

        Еженедельные занятия включают ситуативные, познавательные, литературные игры, театрализованные представления. Тематика занятий разнообразна, содержательна и доходчива – «По фольклорным тропинкам», «Русские праздники и традиции. Что мы знаем о них?», «На свет родился – с людьми породнился», «Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось», «900 героических дней – день скорби. Блокада Ленинграда», «День Защитника Отечества – урок мужества» и много других.

        После каждого занятия дети получают домашнее задание – иллюстрирование бесед, рассказов, сказок, составление небольших кроссвордов, изготовление поделок и т.д. По творческим работам оформляются выставки, и собирается материал для альбомов  и летописи класса.

        В рамках военно-патриотического воспитания мы ежегодно готовим литературно-музыкальные композиции ко Дню пожилых людей и на 9 мая и с успехом выступаем перед гостями – ветеранами труда и войны, и вместе с ними поём песни военных лет.

        Моя ученица Нефёдова Мария успешно выступила на Республиканской IX научно-практической конференции по общественным дисциплинам «Моя страна – моя Россия» с докладом по своей исследовательской работе «Нам есть чем гордиться» о своём дедушке – участнике Великой Отечественной войны, и стала призёром конференции, получив Диплом II степени.

В октябре 2017 года мой класс принял участие в V Всероссийском детско-юношеском хоровом фестивале-конкурсе «Соловушки». Фестивальная программа включила в себя концерты, сольные выступления коллективов-участников в различных концертных залах, вечера дружбы, творческие встречи, мастер классы и открытые уроки, а также Хоровой собор в одном из православных храмов г. Чебоксары.

Участие в фестивале «Соловушки» на чувашской земле содействовало обогащению многонациональной российской культуры на основе равенства и взаимного уважения к культурным традициям всех стран и народов мира.

Таким образом, развитие личности ребенка, пробуждение будет гармоничным только в том случае, если все приобретаемые знания, формируемые умения и навыки, складывающие мировоззрение, будут пронизаны духовно-нравственным подтекстом. Все это позволит пробудить в детских сердцах веру, надежду, любовь.

Духовно-нравственное развитие ребенка происходит не только с помощью исключительно его собственных действий, а с помощью действий взрослого, в процессе совместной деятельности и общения. Отрадно видеть как от первого класса к четвёртому классу детское равнодушие сменяется заинтересованностью, чаще проявляется чувство сопереживания и сочувствия к окружающим людям, развивается эмоциональная отзывчивость и умение отличать хорошее от дурного, полезное от вредного и адекватная реакция на проявление всего этого в жизни.


Заключение

Воспитание – это нелёгкий и очень ответственный процесс. А воспитание гармоничной личности является идеалом и главной его целью. Гармоничное развитие ребенка включает в себя развитие тела, души и духа. Вот если бы найти рецепт и четко знать, что же нужно сделать, чтобы ребенок гармонично развивался! Но мы никогда не найдем готового шаблона, который подойдет всем. Ведь каждый ребенок индивидуальность.

В последнее время мы можем очень явно замечать, что многие родители увлекаются развитием интеллекта ребенка. В итоге не редкость хилые ученики, пустующие залы в театрах, на выставках и снижение нравственного уровня в целом. Еще Теодор Рузвельт говорил о том, что «воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно - значит, вырастить угрозу для общества» [2].

Сегодня материальные ценности возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе.

 Продолжается разрушение института семьи. На сегодняшний день государство и система образования озабоченно идеей духовно-нравственного воспитания как основного условия возрождения современного российского общества и человека.

Формирование духовно-нравственных качеств личности и создание условий для разностороннего развития детей является первостепенной воспитательной задачей в начальной школе. Чтобы сформировать нравственные качества личности, следует постоянно включать школьника в систему разнообразных нравственных отношений, организовать опыт поведения. Нравственные качества укрепляются в деятельности, поэтому в образовательном учреждении необходима специальная работа, направленная на воспитание нравственные норм и правил поведения.

Воспитание младших школьников призвано обеспечить укрепление нравственности, развить такие нравственные качества, как честность, ответственность, трудолюбие и др. Недостатки нравственного воспитания и развития в этот период жизни порой невозможно восполнить в дальнейшей жизни.

Независимо от содержания, методов и форм воспитательной работы и соответствующих конкретных целей перед учителем всегда должна стоять задача организации нравственных отношений детей.


Список использованных источников:

  1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект/ Рос. акад. Образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М.: Просвещение, - 55 с.
  2. Ахметжанова Г.В. Воспитание духовно-нравственных качеств младшего школьника во внеурочной деятельности/ Г.В. Ахметжанова, А.А.Выдренкова// Казанский педагогический журнал. – 2016. – № 2-1 (115). – С.116-119
  3. Глунцова Р.В. Духовно-нравственное воспитание младших школьников/ Р.В. Глунцова// Электронный научный журнал. – 2016. - №3 (6). – С.246-250
  4. Лазарева В.А. Методические рекомендации к учебнику «Литературное чтение». 4 кл. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011
  5. Левашова О.П. Духовно-нравственное воспитание младших школьников/ О.П. Левашова// Альманах мировой науки. – 2016. - № 5-2 (8). – С.73-74
  6. Ольховецкая Е.М. Нравственная воспитанность младшего школьника как результат духовно-нравственного воспитания/ Е.М.Ольховецкая // Новая наука: проблемы и перспективы. – 2015. - №5-1. – С.66-69
  7. Сафина Р.М. Практика реализации педагогических условий в дузовно – нравственном воспитании младших школьников/ Р.М.Сафина// Наука и образование: новое время. – 2016. - № 3(4). – С.321-334


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Цель моей работы – выявить эффективность современной воспитательной технологии как средства воспитания направленного на формирование и развитие личности, используемой в воспитательной работе для форми...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС Выступление на пед. совете ОстренкоЛ.П.

Методологической основой реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравст...

Доклад "Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС по программе «Гармония». "

Тема основана на идее народного воспитания известного русского педагога, Константина Дмитриевича Ушинского.Заключается она в том, что " как ни разнообразны человеческие типы у образованных народов всл...

Доклад "Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС по программе «Гармония». "

Тема основана на идее народного воспитания известного русского педагога, Константина Дмитриевича Ушинского.Заключается она в том, что " как ни разнообразны человеческие типы у образованных народов всл...

Особенности духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

Выступление на педсовете. Постижение духовно-нравственной культуры невозможно без светящейся души педагога, без его веры, без духовной атмосферы в классе.  И дети, как правило, ждут, чтобы в...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС

Цель работы: выявление эффективности современной воспитательной технологии как    средства воспитания направленного на формирование и развитие личности,    используемой в воспитате...