Выступление на педагогическом совете "Формирование функциональной грамотности обучающихся в 1-4 классах (из опыта работы)"
методическая разработка

Степанова Татьяна Владимировна

Функциональная грамотность младшего школьника характеризуется следующими показателями:

-готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для его совершенствования;

-возможность решать различные (в т.ч. нестандартные) учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;

-способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества;

-совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию; умением прогнозировать свое будущее.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete_23.03.docx38.52 КБ
PDF icon vystuplenie_stepanova_t.v.pdf1.89 МБ

Предварительный просмотр:

МОУ «С(К)ОШИ№3» г.Магнитогорска

                  Тема:

 

     Формирование функциональной грамотности обучающихся в 1-4 классах (из опыта работы)

(выступление на педсовете)

Степанова Т.В.

учитель начальных классов

2022/2023 учебный год


СЛАЙД №1                 Добрый день, уважаемые  коллеги!
        Требования стандарта таковы, что наряду с традиционным понятием «грамотность», появилось понятие «функциональная грамотность». 

СЛАЙД №2

Функциональная грамотность младшего школьника характеризуется следующими показателями:

-готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для его совершенствования;

-возможность решать различные (в т.ч. нестандартные) учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;

-способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества;

-совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию; умением прогнозировать свое будущее.

СЛАЙД №3

Перед учителем в начальной школе стоит колоссальная задача: развить ребёнка.

  • Развить мышление - из наглядно-действенного перевести его в абстрактно-логическое
  • Развить речь, аналитико-синтетические способности, развить память и внимание, фантазию и воображение
  • Пространственное восприятие
  • Развить моторную функцию, способность контролировать свои движения, а также мелкую моторику
  • Развить коммуникативные способности, способность общаться, контролировать эмоции, управлять своим поведением.

Решая эти задачи, педагог  получает в результате функционально развитую личность.

СЛАЙД №4

 Для достижения поставленных целей я, как учитель, использую следующие педагогические технологии:

  • проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний;
  • технология формирования типа правильной читательской деятельности;
  • технология проектной деятельности;
  • обучение на основе «учебных ситуаций»;
  • уровневая дифференциация обучения;
  • информационные  и  коммуникационные  технологии;
  • технология оценивания учебных достижений учащихся и др.

СЛАЙД №5

Формы и методы, которые способствуют развитию функциональной грамотности: ЭТО

  •  Групповая форма работы
  •  Игровая форма работы
  •  Творческие задания
  •  Тестовые задания
  •  Практическая работа
  •  Ролевые и деловые игры
  •  Исследовательская деятельность

СЛАЙД №6 

   Коротко расскажу о некоторых  приёмах  формирования  читательской, математической и финансовой грамотности, которые  использую в работе.

Читательская грамотность является базовым навыком функциональной грамотности.

В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности. 
Развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание, особенно в начальной школе. Грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературы, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей. 

Для формирования читательской грамотности мне очень важно организовать «читательское пространство». Это:

  • пробно-поисковые ситуации
  • беседы-дискуссии
  • сам задай вопрос
  • личный пример учителя
  • приём устного словесного рисования
  • словарно-стилистическая работа
  • элементы драматизации

СЛАЙД №7

На уроках литературного чтения в начальной школе для формирования читательской грамотности  применяю различные методы и приёмы.

Приведу примеры некоторых из них.

 «Чтение с остановками».

Текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета.

 «Синквейн».

 «Работа с вопросником».

«Знаю, узнал, хочу узнать».

 Применяется как на стадии  объяснения нового  материала, так и на стадии закрепления.

«Мозговой штурм».

 Приём «Уголки» можно использовать на уроках литературного чтения при

составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.

Интересны  также  приём «Написание творческих работ».

«Создание викторины».

«Логическая цепочка».

 «Тонкие и толстые вопросы».

СЛАЙД №8

Приём «Тонкие и толстые вопросы»

   Используя  данный прием,  дети учатся  различать те  вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и толстые вопросы, которые  требуют размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.

   Данная работа способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивает умение задавать «умные» вопросы.  Классификация вопросов заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить его содержание.

СЛАЙД №9

   Синквейн -  творческая работа  по  выяснению   уровня осмысления текста. Этот приём предусматривает не только индивидуальную работу, но и работу в парах и  группах.  Интересна  работа, когда даны несколько готовых синквейнов, и по ним надо определить героев рассказа.

СЛАЙД №10

   Пример на экране дан по произведению Гаршина «Сказка о розе и жабе». По данным синквейнам ученики определяли героев: Роза, Жаба, болеющий мальчик, Маша. Затем ребятам, работая в парах, получили  задание  составить свой синквейн по героям, не повторяя слов с предложенных синквейнах ранее.

СЛАЙД №11

Приём «Древо мудрости»

  •    Дети читают текст.
  •    Каждый пишет записку на листике, в которой задаётся вопрос по

   тексту.

  •    Крепит ее к нарисованному дереву (на доске).
  •    По очереди каждый подходит к дереву, «снимает» записку и отвечает

   на вопрос вслух.

  •    Остальные оценивают вопрос и ответ.
  •    В конце определяют лучших знатоков.

СЛАЙД №12

Приём «Логическая цепочка»

   После прочтения текста ученикам предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Этот приём можно использовать при подготовке к пересказу большого по объёму произведения.

СЛАЙД №13

  Последнее  время на уроках стала часто  использовать работу с несплошными текстами.

  Несплошные тексты – это тексты, сочетающие в себе несколько источников информации, c которыми мы встречаем в реальной действительности.
  К ним относятся таблицы, графики, схемы, диаграммы, географические карты; различные планы (помещения, местности); входные билеты, расписание движения транспорта, рекламные постеры, меню, обложки журналов, афиши, объявления, буклеты.  

СЛАЙД №14

  Интересна групповая работа «Заполни билет». Сначала ребята  заполняли билет на концерт  Олега Митяева с программой «Позабытое чувство». Потом оформляли свои билеты. У нас были билеты на концерты Клавы Коки, Хабиба, Дани Милохина, братьев Гаязовых, Бахти. Честно говоря, я открыла для себя новые имена исполнителей. Узнала, что слушают наши дети.

СЛАЙД №15

   Одной  из сложных задач для учителя начальных классов является – формирование у обучающихся грамотного письма. Но именно она тоже обозначена как  важнейшая программная установка  при  формировании функционально  грамотной личности.

На уроках русского языка помогают усваивать трудные грамматические правила  игровые задания и приёмы. Среди них:

  • правила в стихах
  • рифмованные упражнения
  • грамматические сказки
  • морфологические шарады
  • приём «Лови ошибку»
  • «Ассоциации», особенно помогает данный приём при работе со словарными словами
  • «Бумажный кластер», «Арт-кластер» - составление текста по картинкам

СЛАЙД №16

   Следующий вид функциональной грамотности младшего школьника  -

Математическая грамотность - это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности.

   Особое значение сегодня придается формированию логической грамотности у учащихся. Главной задачей уроков математики являются интеллектуальное развитие ребенка, важной составляющей которого является словесно - логическое мышление.

Примером могут служить следующие задания:

  • решение ребусов;
  • задания типа «Заполнить пустые места»,
  • решение жизненных задач

На уроке математики 28 февраля ученикам была дана театральная афиша. Её надо было изучить и выполнить задание с развёрнутым ответом. Ответы были точно жизненны и интересны. Все ответили, что спектакль закончится в 14 часов, тренировка в спортивной секции начнётся в 15 часов, остался 1час. На тренировку успею. Но Выдрин Женя – наш философ ответил, успею, если не будет пробок на дороге. А Винель Максим сказал, что смотря, какое расстояние будет от ДК до спортивной школы. Но всегда можно позвонить тренеру, если задерживаюсь. Поход в театр – уважительная причина.

СЛАЙД №17

  • На уроках часто использую  интересные факты из истории математики, геометрии (например, про циркуль, его изобретение)

СЛАЙД №18

  • Самостоятельное составление задач обучающимися по рисунку или краткой записи. Данный приём использовала на открытом уроке.

   Недавно наш класс побывал в зоопарке в Абзаково. Ребята получили массу эмоций и удовольствий. Спасибо нашим организаторам.

   Но перед ребятами была поставлена  задача, на время поездки стать фоторепортёрами: выполнить фотографии не только себя и своих друзей, но и животных, а также сфотографировать таблички с указанием понравившегося животного, его клички, ареала обитания, краткого описания.

   После поездки на уроке математики мы  с ребятами составляли и решали интересные задачи на сравнение по количеству лет, продолжительности жизни, массе тела животных.

СЛАЙД №19

   Моё внимание привлекает финансовая грамотность, которая представляет собой уровень знаний и навыков в области финансов, позволяющий правильно оценивать финансовую ситуацию и принимать разумные решения.

   Современные дети самостоятельно совершают покупки, пользуются пластиковыми картами. Но их активное участие в торгово-финансовых взаимоотношениях требует определенного уровня грамотности.

   Большинство из них относятся к денежным операциям без должной ответственности. Они без проблем научились тратить деньги, но совсем не знают, как их зарабатывать и откуда они появляются, как с ними обращаться.

   Формирование финансовой грамотности у моих учеников проходит во время урочной и внеурочной деятельности. В феврале в рамках «Недели по Финансовой грамотности»  мы с ребятами смотрели и обсуждали мультипликационный сериал «Смешарики».

   Каждая серия посвящена своей теме: инвестициям, кредитам, планированию бюджета и покупок, сбережениям, страхованию, защите прав потребителя.

   В настоящее время на «Учи.ру» проходит олимпиада  по финансовой грамотности и предпринимательству. Ребята активно включились в данную работу. Также на данной образовательной платформе можно посмотреть онлайн-урок  Михаила  Матуты – руководителя Службы по защите прав потребителей. Тема: «Как не потеряться в мире финансов и достичь своих целей: пять правил».

    Обучение основам финансовой грамотности – это необходимый этап полноценного развития ребёнка. Знания о мире финансов помогут ему в дальнейшем сформировать правильное отношение к деньгам и разумное экономическое поведение.

 

СЛАЙД №20

    Формирование функциональной грамотности обучающихся невозможно без электронно-образовательных ресурсов, которые применяю при подготовке к урокам и внеклассным мероприятиям.

СЛАЙД №21

Учебное пособие для подготовки к ВПР и Комплексным метапредметным работам.

СЛАЙД №22                   Спасибо за внимание.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете по теме "Метод проектов во внеурочной деятельности" (из опыта работы)

Выступление на педагогическом совете по теме "Метод проектов во внеурочной деятельности" ставит своей целью не только поделиться опытом, но и рассказать о моделях обучения (пассивной, активной и интер...

Выступление на тему: «Формы работы на уроках письма и развития речи по повышению мотивационной сферы обучающихся с интеллектуальными нарушениями в начальных классах» (из опыта работы).

Материал раскрывает основные формы работы на уроках письма и развития речи по повышению мотивационной сферы обучающихся  с интеллектуальными нарушениями в начальных классах...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по формированию, развитию и/или оценке функциональной грамотности обучающихся начальной / основной школы

Аннотация проектаОсновная идея проекта: если научить ребенка в начальной школе способам получения знаний, то он будет успешно овладевать общеучебными и познавательными компетентностями, была принята в...

Обмен опытом «Формирование функциональной грамотности обучающихся с ОВЗ в рамках логопедического воздействия»

Современные школьники должны обладать широким спектром знаний, применимых в реальной жизни.Функциональная грамотность- это отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в обществ...

Формирование функциональной грамотности обучающихся в 1-4 классах (из опыта работы)

Требования стандарта таковы, что наряду с традиционным понятием «грамотность», появилось понятие «функциональная грамотность».  Функциональная грамотность младш...