Планирование по окружающему миру по УМК "Гармония", 3 класс
календарно-тематическое планирование (окружающий мир, 3 класс) по теме

Ситникова Наталья Валерьевна

Планирование для 3 класса по окружающему миру по УМК "Гармония"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzh._mir.doc171 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к календарно-тематическому планированию по окружающему миру

для 3 класса, УМК «Гармония»

на 2010-2011 учебный год

Статус документа

Примерное календарно-тематическое планирование по окружающему миру составлено на основе:

1.   Федерального компонента государственного стандарта общего образования.

2.   Примерной программы по окружающему миру.

3.   Методических рекомендаций О.Т. Поглазовой к учебнику «Окружающий мир» для 3 класса, в 2-х частях, «Ассоциация XXI   век», 2009

4.   Базисного учебного плана 2004 года.

Структура документа

Примерное календарно-тематическое планирование включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса; требования к уровню подготовки выпускников.

Основная цель.

        Сформировать у учащихся представление об изменениях, происходящих в окружающем мире: в природе, в обществе и жизни людей.

Задачи:

1.   Формировать у учащихся представление о сезонных изменениях в живой и неживой природе, в жизнедеятельности людей, а также изменения, наблюдаемые во время развития человеческого, растительного и животных организмов.

2.   Знакомить   с историческими сведениями о сезонных занятиях и обычаях наших предков и их изменениях с течением времени.

3.   Воспитывать экологически грамотное и бережное отношение к окружающей среде.

4.   Развивать наглядно-образного и рационально-логического мышления , умение наблюдать,   анализировать,   характеризовать,   сравнивать,   объединять  объекты окружающего  мира в  группы;  умение рассуждать,  высказывать  собственные предположения и мнения, проверять их разными способами.

Место предмета в базисном учебном плане.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения окружающего мира на этапе начального образования отводится не менее 68 часов из расчета 2 часа в неделю.

Примерное календарно-тематическое планирование составлено на 68 часов из расчёта 2 часа в неделю.

Основные особенности курса окружающего мира для четырёхлетней начальной школы:

1.   Классифицировать окружающие предметы и явления.

2.   Обобщать полученную информацию в простых схемах и таблицах.

3.   Осваивать новый способ познания окружающего мира - опытно-экспериментальный.

Общая характеристика процесса обучения окружающего мира в 3 классе.

В курсе окружающего мира 3-ого класса знания о многообразии окружающего мира дополняются представлениями об изменчивости окружающего мира, о наличии закономерностей этих изменений, о тесных связях изменений живой и неживой природе, о преобразующей природу деятельности людей.

Содержание программы.

1.   Разнообразие изменений в окружающем мире.

2.   Осенние изменения в природе и в жизни человека.

3.   Тела и вещества.

4.   Свойства воздуха, воды и почвы.

5.   Зимние изменения в природе и жизни человека.

6.   Организм человека и его здоровье.

7.   Развитие животных и растений.

8.   Весна - утро года.

9.   Изменение быта и культуры наших предков.

10. Впереди - лето.

Прогнозируемый результат обучения (умения и навыки):

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать учащиеся, оканчивающие третий класс, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс начальной школы. Эти требования структурированы по трём компонентам: «знать/понимать», «уметь» «осознать».

     

Требования к уровню подготовки третьеклассников.

Обучающиеся должны знать:

1.   смысл понятий: тело, вещество, молекула, клетка, орган, организм; природное явление, погода, осадки, ветер, дождь, гроза, радуга, туман, роса, иней, снегопад, метель,   ледостав,   ледоход,   капель,   круговорот;   листопад,   линька,   спячка, гнездование; прошлое и настоящее, исторический источник, исторический центр, предки, род, племя, дружина, князь, городище, кремль, крестьянин, ремесленник, купец;

2.   причины   изучаемых   природных   явлений   в   живой   и   неживой   природе; экологических проблем, связанных с природными стихиями и деятельностью людей;

3.   2—4 признака смены сезона в неживой и живой природе, изменения погоды; изменений в состоянии растительного, животного и человеческого организмов;

4.   2-4 примера изучаемых групп растений и животных;

5.   старинных и современных социальных объектов и предметов быта и культуры; использования свойств воздуха, воды, почвы; отрицательного и положительного влияния деятельности людей на окружающую среду; факторов здорового образа жизни и профилактических мер предупреждения заболеваний, вредных и полезных привычек; экологические проблемы своей местности и пути их решения;

6.   условия,   необходимые для жизни человеческого,  растительного,  животного организмов и последовательность их развития;

7.   правила безопасного поведения в природе в разные сезоны, экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой, правила личной гигиены;

8.   способы сохранения и укрепления своего здоровья; сохранения чистоты воздуха, воды, плодородия почвы; сохранения исторической памяти;

9.   наблюдаемые свойства воздуха, воды, почвы, снега, льда (цвет, прозрачность, вкус, запах, твёрдость, рыхлость, текучесть, летучесть, упругость, пластичность);

10.  функции органов человеческого и растительного организмов;

понимать:

- значение Солнца, воздуха, воды, почвы, растений, животных для всего живого на Земле;

-  в природе непрерывно происходят круговороты веществ, это надо учитывать и не загрязнять окружающую среду;

-   природа  нужна  человеку  не   только  для   существования,   но   и  для   проявления эстетических чувств, создания художественных произведений;

-  окружающий мир изменяется с течением времени, и изменения,    происходящие в природе, в жизни человека и общества, доступны наблюдению и изучению;

- человек, преобразуя природу, изобретая новые строительные материалы, средства связи и передвижения, орудия труда, должен осознавать необходимость и важность бережного отношения к природе, старинным рукотворным объектам;

- опыт предков необходимо изучать, чтобы жить в гармонии с природой и людьми, надо уважительно относиться к культуре наших предков, беречь их традиции, сохранять историческое наследие для будущих поколений людей.

Умения, формируемые в процессе обучения:

-  описывать погодные явления в разные времена года, сезонные изменения в жизни растений и животных, в деятельности людей; твёрдое, жидкое и газообразное состояния вещества, свойства изученных тел и веществ, строение и функционирование органов растения, человека; цикл развития цветкового pactения, стадии развития насекомых, рыб, птиц, земноводных; изменения, происходящие в жизни людей с течением времени (в течение года, столетий), старинный город, старинную одежду, старинные предметы быта и орудия труда,

уклад жизни наших предков, занятия крестьян, ремесленников и их детей;

-    сравнивать,    анализировать,    обобщать,    классифицировать   изучаемые   объекты окружающего мира, называя их существенные признаки, сходства и различия;

-  объяснять причины круговорота воды в природе, природных явлений и сезонных изменений в неживой и живой природе; взаимосвязи неживой и живой природы, человека и природы, человека и общества; роль факторов неживой природы и живых организмов в создании   почвы,   роль   растений   на  Земле,   для   животных,   человека;   зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; проведённые наблюдения и опыты, называя их цели, условия проведения и полученные результаты; устройство и назначение изученных приборов, старинных предметов быта и орудий труда; влияние хозяйственной деятельности людей на окружающую среду и необходимость её защиты;

-  приводить примеры природных и социальных явлений, се зонных явлений в неживой природе и изменений, происходящих в жизни живых  организмов; стадий развития животных; тел, веществ, их свойств и превращений; использования свойств воздуха, воды, почвы, негативных последствий деятельности людей; органов человеческого организма и их  функций,  полезных  и   вредных  привычек,   влияющих  на  собственное  здоровье; исторических источников, археологических находок, изделий ремесленников, старинных предметов быта, орудий труда, обычаев и праздников наших предков;

-  наблюдать природные явления, сезонные изменения в природе и в жизни человека с целью выявления их причин, условий, последовательности и особенностей их протекания; систематически вести фенологические наблюдения и отражать их в дневнике наблюдений; за ростом и развитием растений и животных; исторические памятники, старинные предметы,   сравнивать   их   с   современными   изделиями   человека,   описывать   их особенности;

-  экспериментировать, выполнять простые опыты по определению физических свойств воздуха, воды, почвы, снега, льда; для наблюдения за   последовательностью развития цветкового растения; проводить измерения температуры воздуха, воды, тела человека, пульса; исследовать с помощью лупы строение семени и его проростка, поверхность кожи человека;

- осуществлять поиск учебной информации в источниках разного типа (рассказ учителя, иллюстрация, модель, учебный, научно-популярный, художественный текст, словарь, СМИ, видеофильм, диафильм, схема, таблица, собственные наблюдения, эксперимент);

-  представлять результаты учебно-познавательной деятельности в разных формах (аргументированный ответ на вопрос, описание изучаемого предмета по предложенному плану, восстановление неполного учебного текста, с помощью рисунка, условного знака, простой модели, схемы, таблицы, участвуя в дидактической и ролевой играх);

-  формулировать  и обосновывать правила экологически грамотного и безопасного поведения   в   природе,   во   время   чрезвычайных   погодных   явлений,   нравственного поведения в быту и обществе; факторы здорового образа жизни, правила личной гигиены;

-   создавать творческие работы на заданную тему (рисунки,  аппликации, модели, поделки,   небольшие   сочинения,   сообщения  с   использованием     дополнительных  и интересных фактов);

-  оценивать деятельность людей в различных сферах, поведение людей с точки зрения социальных и нравственных норм; свою деятельность (успех, неуспех, ошибки, умение сотрудничать, принимать мнения и варианты решения одноклассников), высказывая свои суждения, предположения, аргументы.

Согласовано                                                                Рассмотрено

Зам. директора по УВР                                                на заседании МО

Урванцева И.В.                                                            протокол № …… от

«…….» ………………г.                                                «……»………………….г.

Календарно - тематическое планирование

уроков окружающего мира  УМК «Гармония»

Класс:  3 Б

Учитель: Ситникова Наталья Валерьевна

Количество часов за год 68;  за триместр 20; в неделю 2 часа.

п\п

Содержание

Беседы по ОБЖ

Коли, часов по теме

Первый триместр (20 ч.)

Изменение в природе и в жизни человека

8

1

Урок правовых знаний.

2

Земля - наш общий дом. Урок - экскурсия.

Правила поведения в парке.

3

Все изменяется под Солнцем.

Как одеться в дождливую погоду.

4

Времена года.

5

Природные явления и погода.

Правила безопасного поведения во время сильного ветра.

6

Необычайные природные явления.

Как вести себя во время грозы.

7

Тепло и холод.

Правила обращения с ртутным термометром.

8

Прогноз погоды.

До свидания, лето, здравствуй, осень!

4

9

Осень в природе. Урок- экскурсия.

10

Осень в живой природе.

11

Осенняя пора.                    

Охрана здоровья осенью.

12

Обобщающий урок по теме «Осень в природе».                        

Путешествие в мир веществ.

7

13

Тела и вещества.

14

Удивительные открытия.

Полезные и болезнетворные бактерии. Чего боятся болезнетворные растения. 

15

Воздух и его свойства. Практическая работа №1.

16

Движение воздуха.

17

Замечательное вещество - вода.

Какую воду можно пить.

18

Превращения воды.

19

Как происходит круговорот воды в природе.

Резерв:

1

Итого:

20

Согласовано                                                                Рассмотрено

Зам. директора по УВР                                                на заседании МО

Урванцева И.В.                                                            протокол № …… от

«…….» ………………г.                                                «……»………………….г.

Календарно - тематическое планирование

уроков окружающего мира  УМК «Гармония»

Класс:  3 Б

Учитель: Ситникова Наталья Валерьевна

Количество часов за год 68;  за триместр 24; в неделю 2 часа.

п\п

 

Содержание

Беседы по ОБЖ

Колич.

часов по теме

Второй триместр (24 ч.)

4

1

Как происходит круговорот воды в природе.

2

Плодородный слой земли. Практическая работа №3.

3

Обитатели почвы.

Правила безопасного поведения при встречи со змеёй.

4

Почва- кормилица.

Идет волшебница зима

5

5

Урок- экскурсия «Зима в природе».

6

Растения зимой.

7

Зимняя пора в жизни животных

Мы и животные.

8

Как зимовали наши предки.

9

Январь - зиме середина.

Правила безопасного поведения на горке.

Развитие живых организмов

12

10

Организм человека.

Как вести здоровый образ жизни.

11

Надежная опора и защита.

Что делать при травмах костей и суставах.

12

Верные помощники - мышцы.

Как развивать мышцы

13

Органы дыхания.

Что опасно для органов дыхания.

14

Органы пищеварения.

Как беречь пищеварительную систему.

15

Как питались наши предки.

16

Удивительная жидкость - кровь.

Как следует заботиться о сердце.

17

Органы очистки организма.

Как ухаживать за кожей.

18

Органы чувств.

Как беречь зрение.

19

Нервная система.

Что опасно для нервной системы.

20

Как лечились наши предки.

Лекарственные травы. Чем полезна баня?

21

Проверяем свои знания.

Резерв:

3

Итого:

24

Согласовано                                                                Рассмотрено

Зам. директора по УВР                                                на заседании МО

Урванцева И.В.                                                            протокол № …… от

«…….» ………………г.                                                «……»………………….г.

Календарно - тематическое планирование

уроков окружающего мира  УМК «Гармония»

Класс:  3 Б

Учитель: Ситникова Наталья Валерьевна

Количество часов за год 68;  за триместр 24;  в неделю 2 часа.

п\п

Содержание

 

Беседы по ОБЖ

Колич.

часов по теме

Третий триместр (24 ч.)

1

Нервная система. 

Что опасно для нервной системы.

2

2

Как лечились наши предки.

Лекарственные травы. Чем полезна баня?

Навстречу весне

11

3

Весна света.

4

Развитие животных.

5

Стадии развития насекомых.

Чем полезны и вредны муравьи.

6

Развитие цветковых растений.

7

Корни и стебли растений.

8

Листья растений.

Лекарственные травы. Их польза.

9

Для чего цветет цветок.

10

Весна воды, тепла и цвета.

Как одеться весной.

11

Обобщающий урок по теме «Навстречу весне».

Как жили наши предки

8

12

История вокруг тебя. Как узнают о прошлом.

13

Природа в жизни наших предков.

Польза вечерних прогулок.

14

Уклад жизни на Руси.

15

Жизнь на селе в старину.

16

Старинные города.

Правила поведения в общественных местах.

17

Торговое дело на Руси.

18

Одежда наших предков.

19

Как учились дети в прошлом.

Правила поведения в школе.

20

Экскурсия в парк по теме: «Весенние изменения в природе»

Профилактика простудных заболеваний.

21

Итоговый урок-игра.

Резерв:

3

Итого:

24


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа России"

Окружающий мир, ОБЖПлешаков А.А. 3 класс68часов.№датаООМОБЖ1 Что такое природа? 2 Многообразие природы. Экскурсия №1 по теме урока 3 Человек 4 Общество 5 М...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 1 класса по УМК "Начальная школа 21 века"

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 1 класса по УМК "Начальная школа 21 века", в котором показаны предметные, личностные результаты, УУД по каждому уроку....

Календарно-тематическое планирование уроков Окружающего мира в 3 классе.(Плешаков А.А.)

p { margin-bottom: 0.21cm; } Тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) составлено на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 год...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе (1-4) по учебнику «Окружающий мир» Плешаков А.А.

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе (1-4) по учебнику «Окружающий мир» Плешаков А.А.  ч.1, ч.2. из расчета 2 часа в неделю, всего в год  66 часов...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа XXI века" с учетом непройденных тем в первом классе в связи с досрочным окончанием учебного года в 2019-2020 учебном году

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа XXI века" составлено с учетом непройденных тем в первом классе в связи с досрочным окончан...