Главные вкладки

    План-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему:
    4 класс. Окружающий мир. "Жизнь леса. Лес - природное сообщество"

    Урок окружающего мира в 4 классе, на котором дети получают понятие о лесе, как природном сообществе. На данном уроке соответственно учебной программе учитель дает учащимся понятие "природное сообщество". В процессе урока учитель использует разные формы работы: индивидуальную, групповую, словесные и наглядные методы, ТСО.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    konspekt_uroka_po_okruzhayushchemu_miru_v_4_klasse.docx23.85 КБ

    Предварительный просмотр:

    4 класс. Окружающий мир.

    Тема. «Жизнь леса. Лес – природное сообщество»

          Цели: сформировать у учащихся представления о лесе, как природном сообществе; познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов; развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания, умение рассуждать, выражать свои мысли.

          Оборудование: плакат со съемными ярусами леса, картинки с изображением животных (население ярусов); аудиозапись звуков леса; видеофильм «Жизнь леса», CD и DVD проигрыватели.

    Ход урока

    1. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.

    На доске и в тетрадях тема: «Жизнь леса. Лес – природное сообщество»

    2. Проверка домашнего задания.

    Актуализация знаний.

    - Почему люди называют землю «кормилицей»?

    - Расскажите о природоохранной деятельности людей в нашем крае, направленной на сохранение почв. (Ответы детей и дополнения учителя.)

    - Что такое плодородие почвы? Как его поддерживать?

    3. Работа по теме урока.

    На предыдущих уроках мы изучали природу лесной зоны.

    - Какие леса вы знаете? (Хвойные – тайга, смешанные, широколиственные.)

    - Обратите внимание на формулировку темы урока: «Жизнь леса. Лес – природное сообщество»

    - «Природное сообщество» - это экологическое понятие.

    - Что такое экология?

    Экология – это наука о доме. Наука экология изучает взаимоотношения организмов со средой обитания.

    - А как вы понимаете слова «природное сообщество»? (Объяснение детей.)

    - В природном сообществе все организмы живут «сообща», совместно. Это значит, что они тесно связаны между собой и приспособлены к совместной жизни.

       Нам необходимо знать о связях в природном сообществе для того, чтобы не нарушить природное равновесие. Так как человек тесно взаимосвязан с природой. Растения и животные необходимы человеку для жизнедеятельности: питание, одежда, жилище.

    - Послушайте, как пишет С. Погореловский о лесе в своем стихотворении.

              Лес

    Здравствуй, лес,

    дремучий лес,

    полный сказок и чудес!

    Ты о чем шумишь листвою

    ночью темной, грозовою,

    что нам шепчешь  на заре

    весь в росе, как в серебре?

    Кто в глуши твоей таится?

    Что за зверь? Какая птица?

    Все открой, не утаи:

    Ты же видишь, мы свои.

                              С. Погореловский

    - Сегодня мы отправимся в путешествие по лесу вместе с Солнечным Лучиком.

    (На доске: на листе ватмана нарисован фон – небо и земля. По мере рассказывания сказки, на фон прикрепляются ярусы с изображением растений. После работы в группах, «заселяем» ярусы животными.)

    - Послушайте сказку. (Фоном звучит запись звуков леса.)

    Проснулся Солнечный Лучик однажды утром и воскликнул:

    - Ах, какое сегодня чудесное утро!

    Посмотрел вниз и увидел лес.

    - А не заглянуть ли мне туда?! – подумал он.

    В следующее мгновение Лучик очутился на листочке старого могучего дуба, затем перепрыгнул на кудрявую красавицу березу, с нее на осину, ель, и так путешествовал по верхушкам деревьев. И вдруг Солнечному Лучику стало очень интересно, а что есть внизу. Он спустился пониже и продолжил путешествие по кустарникам: орешнику, бересклету, жимолости, калине. Потом Солнечный Лучик заметил, что под кустарниками есть растения еще ниже – это кустарнички черники, брусники, различные травы. Он скользнул по траве и заглянул под листочек лесной земляники. Оказалось, что есть растения еще меньшего роста – это мхи и лишайники.

    - Интересно, - подумал Солнечный Лучик.

    - Получается, что спускался вниз по растениям, как по ступеням.

    Сначала высокие деревья – 4 ступень, затем кустарники – 3 ступень, кустарнички и травы – 2 ступень и наконец, мхи, и лишайники – 1 ступень.

    - Почему же в лесу есть такие ступени?

     Лучик размышлял вслух и вдруг из кроны дерева услышал скрипучий голос – это был старый мудрый Ворон.

    - Я отвечу на твой вопрос.

    И вот о чем поведал Ворон.

    В лесу все растения между собой дружат. Одним растениям требуется много света, другим – меньше, а третьи могут жить только в тени. Мхи и лишайники не любят много света и их скрывают травы. Над травами и кустарничками возвышаются кусты, которые спокойно переносят затенение, а выше всех поднимаются растения, которые любят много света – светолюбивые растения.

    Так все растения в лесу образуют ярусы.

    - Сколько ярусов насчитали вы? (4)

    Лучик насчитал 4 яруса. А Ворон продолжил свой рассказ.

    - Вероятно, ты заметил молодые, подрастающие деревца. Их нельзя отнести ни к одному ярусу, так как есть малыши и повыше и пониже – это подрост. Если подроста много – это хорошо, так как это будущий лес.

    - Сколько ярусов вы насчитали? (Четыре)

    - Какие растения составляют  1 ярус (самый нижний)? (Лишайники, мхи)

    - Какие растения составляют  2 ярус? (Травы)

    - Какие растения составляют  3 ярус? (Кустарники: жимолость, бересклет, крушина, калина)

    - Какие растения составляют  4 ярус? (Дуб, береза, осина, ель, сосна)

    - Растения какого яруса являются светолюбивыми? (4)

    - Растения какого яруса являются теневыносливыми? (3, 2, 1)

          Но что за лес без животных?! Животные леса также приспособлены к жизни в нем, они тесно связаны между собой и с растениями.

    - Помогите Солнечному Лучику познакомиться с животными, населяющими лес.

     Работа в группах.

    (Разделить класс на 3 группы)

    Пользуясь учебниками  с. 36 - 37, обсудить и составить список животных леса:

    1. Обитающих на деревьях (Белки, птицы, насекомые)
    2. Ведущих наземную жизнь (Заяц, лиса, волк, медведь, лось, лягушка и т.д.)
    3. Обитающих в почве (Кроты, личинки, черви)

    Составьте цепи питания.

    После выполнения задания представители от групп докладывают результаты работы. Учащиеся делают записи в тетрадях.

    4. Физкультминутка.

         Вспомните правила поведения в лесу. Слушайте утверждения и если это можно делать – хлопайте, а если нельзя – топайте.

    - Можно ходить по траве

    - Можно ломать деревья

    - Можно отдыхать в лесу

    - Можно жечь костры

    - Можно слушать птиц

    - Можно громко говорить, кричать в лесу

    - Можно ходить по тропинкам

    5. Продолжение изучения новой темы.

    Подводя итог этой работы, «населяем» схему ярусов.

    Проговариваем названия животных каждого яруса. Размещаем изображения животных в крону деревьев, на поверхности земли, в почву.

    Выясняем, как передвигаются, чем питаются, как защищаются от врагов эти животные, в чем видна их приспособленность к условиям жизни.

    - Еще об одних обитателях леса мы забыли сказать. Послушайте загадку, догадайтесь, о чем идет речь.

    И на горке, и под горкой,

    Под березой, и под елкой, хороводами и в ряд

    В шляпках молодцы стоят.

                                           (Грибы.)

    - Как вы думаете, лесу нужны грибы? (Ответы детей.)

    Работа по учебнику  с. 39

     - Прочитайте текст в учебнике «Нужны ли лесу грибы?» и ответьте на вопросы:

    1) Как грибы связаны с лесными растениями?

    2) Как грибы связаны с животными леса?

    3) Каким образом грибы поддерживают круговорот веществ в лесу?

    Прочитайте на с. 40 «О лесной подстилке и микробах»

    - Из чего образуется лесная подстилка?

    - Какая польза от нее для почвы? Для животных?

    6. Закрепление изученного.

    Просмотр видеофильма «Жизнь леса».

    - Приведите примеры природного равновесия в лесу.

    7. Подведение итогов урока.

    - Почему лес называют природным сообществом?

    Выставление оценок.

    Домашнее задание

    Прочитать текст, ответить на вопросы «Проверь себя» (с. 41)

    Выполнить задание № 1 (с. 41)