План-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему:
4 класс. Окружающий мир. "Жизнь леса. Лес - природное сообщество"

Повжик Оксана Вячеславовна

Урок окружающего мира в 4 классе, на котором дети получают понятие о лесе, как природном сообществе. На данном уроке соответственно учебной программе учитель дает учащимся понятие "природное сообщество". В процессе урока учитель использует разные формы работы: индивидуальную, групповую, словесные и наглядные методы, ТСО.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_po_okruzhayushchemu_miru_v_4_klasse.docx23.85 КБ

Предварительный просмотр:

4 класс. Окружающий мир.

Тема. «Жизнь леса. Лес – природное сообщество»

      Цели: сформировать у учащихся представления о лесе, как природном сообществе; познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов; развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания, умение рассуждать, выражать свои мысли.

      Оборудование: плакат со съемными ярусами леса, картинки с изображением животных (население ярусов); аудиозапись звуков леса; видеофильм «Жизнь леса», CD и DVD проигрыватели.

Ход урока

1. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.

На доске и в тетрадях тема: «Жизнь леса. Лес – природное сообщество»

2. Проверка домашнего задания.

Актуализация знаний.

- Почему люди называют землю «кормилицей»?

- Расскажите о природоохранной деятельности людей в нашем крае, направленной на сохранение почв. (Ответы детей и дополнения учителя.)

- Что такое плодородие почвы? Как его поддерживать?

3. Работа по теме урока.

На предыдущих уроках мы изучали природу лесной зоны.

- Какие леса вы знаете? (Хвойные – тайга, смешанные, широколиственные.)

- Обратите внимание на формулировку темы урока: «Жизнь леса. Лес – природное сообщество»

- «Природное сообщество» - это экологическое понятие.

- Что такое экология?

Экология – это наука о доме. Наука экология изучает взаимоотношения организмов со средой обитания.

- А как вы понимаете слова «природное сообщество»? (Объяснение детей.)

- В природном сообществе все организмы живут «сообща», совместно. Это значит, что они тесно связаны между собой и приспособлены к совместной жизни.

   Нам необходимо знать о связях в природном сообществе для того, чтобы не нарушить природное равновесие. Так как человек тесно взаимосвязан с природой. Растения и животные необходимы человеку для жизнедеятельности: питание, одежда, жилище.

- Послушайте, как пишет С. Погореловский о лесе в своем стихотворении.

          Лес

Здравствуй, лес,

дремучий лес,

полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

ночью темной, грозовою,

что нам шепчешь  на заре

весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь, мы свои.

                          С. Погореловский

- Сегодня мы отправимся в путешествие по лесу вместе с Солнечным Лучиком.

(На доске: на листе ватмана нарисован фон – небо и земля. По мере рассказывания сказки, на фон прикрепляются ярусы с изображением растений. После работы в группах, «заселяем» ярусы животными.)

- Послушайте сказку. (Фоном звучит запись звуков леса.)

Проснулся Солнечный Лучик однажды утром и воскликнул:

- Ах, какое сегодня чудесное утро!

Посмотрел вниз и увидел лес.

- А не заглянуть ли мне туда?! – подумал он.

В следующее мгновение Лучик очутился на листочке старого могучего дуба, затем перепрыгнул на кудрявую красавицу березу, с нее на осину, ель, и так путешествовал по верхушкам деревьев. И вдруг Солнечному Лучику стало очень интересно, а что есть внизу. Он спустился пониже и продолжил путешествие по кустарникам: орешнику, бересклету, жимолости, калине. Потом Солнечный Лучик заметил, что под кустарниками есть растения еще ниже – это кустарнички черники, брусники, различные травы. Он скользнул по траве и заглянул под листочек лесной земляники. Оказалось, что есть растения еще меньшего роста – это мхи и лишайники.

- Интересно, - подумал Солнечный Лучик.

- Получается, что спускался вниз по растениям, как по ступеням.

Сначала высокие деревья – 4 ступень, затем кустарники – 3 ступень, кустарнички и травы – 2 ступень и наконец, мхи, и лишайники – 1 ступень.

- Почему же в лесу есть такие ступени?

 Лучик размышлял вслух и вдруг из кроны дерева услышал скрипучий голос – это был старый мудрый Ворон.

- Я отвечу на твой вопрос.

И вот о чем поведал Ворон.

В лесу все растения между собой дружат. Одним растениям требуется много света, другим – меньше, а третьи могут жить только в тени. Мхи и лишайники не любят много света и их скрывают травы. Над травами и кустарничками возвышаются кусты, которые спокойно переносят затенение, а выше всех поднимаются растения, которые любят много света – светолюбивые растения.

Так все растения в лесу образуют ярусы.

- Сколько ярусов насчитали вы? (4)

Лучик насчитал 4 яруса. А Ворон продолжил свой рассказ.

- Вероятно, ты заметил молодые, подрастающие деревца. Их нельзя отнести ни к одному ярусу, так как есть малыши и повыше и пониже – это подрост. Если подроста много – это хорошо, так как это будущий лес.

- Сколько ярусов вы насчитали? (Четыре)

- Какие растения составляют  1 ярус (самый нижний)? (Лишайники, мхи)

- Какие растения составляют  2 ярус? (Травы)

- Какие растения составляют  3 ярус? (Кустарники: жимолость, бересклет, крушина, калина)

- Какие растения составляют  4 ярус? (Дуб, береза, осина, ель, сосна)

- Растения какого яруса являются светолюбивыми? (4)

- Растения какого яруса являются теневыносливыми? (3, 2, 1)

      Но что за лес без животных?! Животные леса также приспособлены к жизни в нем, они тесно связаны между собой и с растениями.

- Помогите Солнечному Лучику познакомиться с животными, населяющими лес.

 Работа в группах.

(Разделить класс на 3 группы)

Пользуясь учебниками  с. 36 - 37, обсудить и составить список животных леса:

  1. Обитающих на деревьях (Белки, птицы, насекомые)
  2. Ведущих наземную жизнь (Заяц, лиса, волк, медведь, лось, лягушка и т.д.)
  3. Обитающих в почве (Кроты, личинки, черви)

Составьте цепи питания.

После выполнения задания представители от групп докладывают результаты работы. Учащиеся делают записи в тетрадях.

4. Физкультминутка.

     Вспомните правила поведения в лесу. Слушайте утверждения и если это можно делать – хлопайте, а если нельзя – топайте.

- Можно ходить по траве

- Можно ломать деревья

- Можно отдыхать в лесу

- Можно жечь костры

- Можно слушать птиц

- Можно громко говорить, кричать в лесу

- Можно ходить по тропинкам

5. Продолжение изучения новой темы.

Подводя итог этой работы, «населяем» схему ярусов.

Проговариваем названия животных каждого яруса. Размещаем изображения животных в крону деревьев, на поверхности земли, в почву.

Выясняем, как передвигаются, чем питаются, как защищаются от врагов эти животные, в чем видна их приспособленность к условиям жизни.

- Еще об одних обитателях леса мы забыли сказать. Послушайте загадку, догадайтесь, о чем идет речь.

И на горке, и под горкой,

Под березой, и под елкой, хороводами и в ряд

В шляпках молодцы стоят.

                                       (Грибы.)

- Как вы думаете, лесу нужны грибы? (Ответы детей.)

Работа по учебнику  с. 39

 - Прочитайте текст в учебнике «Нужны ли лесу грибы?» и ответьте на вопросы:

1) Как грибы связаны с лесными растениями?

2) Как грибы связаны с животными леса?

3) Каким образом грибы поддерживают круговорот веществ в лесу?

Прочитайте на с. 40 «О лесной подстилке и микробах»

- Из чего образуется лесная подстилка?

- Какая польза от нее для почвы? Для животных?

6. Закрепление изученного.

Просмотр видеофильма «Жизнь леса».

- Приведите примеры природного равновесия в лесу.

7. Подведение итогов урока.

- Почему лес называют природным сообществом?

Выставление оценок.

Домашнее задание

Прочитать текст, ответить на вопросы «Проверь себя» (с. 41)

Выполнить задание № 1 (с. 41)


По теме:
методические разработки, презентации и конспекты уроков (начальная школа)

Природоведение в 4 классе «Жизнь леса. Лес – природное сообщество»

 Цель:формирование представлений о лесе, как природном сообществе.Задачи:познакомить с разнообразием лесных обитате...

Жизнь леса. Лес-природное сообщество.

Цели: Познакомить детей с понятием «природное сообщество». Закрепление знаний учащихся об особенностях природы леса...

конспект урока "Окружающего мира" в 4 классе по теме"Лес - природное сообщество. Жизнь леса"

Конспект урока с презентацией, который можно использовать при обобщение темы....

Конспект урока. Окружающий мир. 4 класс. Этажи леса. Лес - природное сообщество.

Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления....

Жизнь леса. Лес — природное сообщество

 Cформировать представления учащихся о лесе, как природном сообществе; ознакомить с разнообразием лесных обитателей...

План-конспект по окружающему миру по теме "Жизнь леса. Лес - природное сообщество"

Урок окуржающего мира в 4 классе, на котором дети знакомятся ярусами леса, лесной подстилкой, микроорганизмами, ролью гр...

Эко урок «Жизнь луга. Луг – природное сообщество».

  Задачи урока: Обучающая:   познакомить учащихся с разнообразием живых  организмов луга, с ролью ...

"Лес-природное сообщество. Леса нашего края. Охрана лесов. Изображение знаков "Берегите природу"

Интегрированный урок."Окружающий мир, краеведение, экология,изо." Знакомство с природой нашего округа Югра, охрана лесно...