Конспект урока окружающего мира по теме "Жизнь пресного водоема" 4кл
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Козлова Валентина Викторовна

Конспект урока окружающего мира по теме "Жизнь пресного водоема"  4класс автор учебника Плешаков А.А. Урок проводится в компьютерном классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okr_mir_4kl.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира

Тема: Жизнь пресного водоема.

Цели:

  • Обобщить знания учащихся о природном сообществе.
  • Развивать наблюдательность, речь детей, мышление (учить рассуждать, размышлять над полученной информацией).
  • Воспитывать интерес к природе, любовь к родному краю
  • Заложить основы экологического воспитания.

Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями мысли, а не одной памятью.

Л.Н. Толстой

Ход урока  

 (3-7 слайды на среднем компьютере демонстрирует учитель,Дети сидят на своих рабочих местах)

 Организационный момент          Слайд 3  (высказывание Л.Н.Толстого)

- Как понимаете эти слова?

-Сегодня на уроке мы будем думать, узнавать новое, использовать знания, полученные ранее.

  Актуализация опорных знаний     

- Тему урока вы назовете сами, выполнив следующее задание

МОРЕ, ПРУД, РЕКА, ОЗЕРО, ВОДОХРАНИЛИЩЕ                                                     Слайд 4

  • Что общего у этих понятий? (Водоемы)
  • Назовите лишнее слово.( Река )
  • На какие две группы можно разбить эти водоемы? ( Искусственные, естественные, соленые и пресные)

- Сегодня на уроке мы поговорим о пресных водоемах, об их животном и растительном мире.    

                                                                                                                                                Слайд 5

- Какие типы пресных водоемов вы знаете?(река, озеро, ручей, пруд, канал, водохранилище)

-Какой водоем вы видите на фотографиях? (озеро. т.к. водоем окружен лесом, в нем много растений, нет течения)                                                                                                        Слайд 6,7

.-Давайте понаблюдаем, как протекает жизнь в этом озере. Сначала поговорим о растениях водоема.

Я прошу вас вспомнить и назвать органы растений.                            Слайд 8   ( за компьют по 2 уч)

Растение
Корень
Лист
Стебель
Цветок
Плод

Первая группа садится за парты, вторая остается за компьютерами

  Работа по теме урока

- Растения водоемов разнообразны по своему строению и положению в воде.

.- На какие группы можно разбить растения водоемов в зависимости от их положения в воде?

  • Растения, свободно плавающие на поверхности;                              
  • Растения, находящиеся полностью под водой;
  • Растения, у которых погружена в воду только нижняя часть.

Заполнение таблиц «Растения водоемов» (1 группа- за партами читают статью учебника с194,  2 -  за компьютерами карточки с информацией о растениях)

.                                                                                                                                         Слайд 9

                                                         Растения водоема

Плавающие на поверхности

            Под водой

Под водой только нижняя часть

(на поверхности воды)

Ряска, водокрас, кубышка, кувшинка

(Ряска - очень маленькое растение, часто образует на поверхности светло- зеленый ковер. Листочки похожи на плоские лепешечки овальной формы, размером меньше ногтя. От нижней части лепешечки отходит в воду тонкий маленький корешок.

Водокрас – листья овальные, собраны в розетку. От каждой розетки отходит в воду пучок коротких корней. Летом у водокраса появляются небольшие белые цветки с тремя лепестками.

Кубышка желтая, кувшинка белая – растения, которые имеют плавающие листья, но при этом их корневища прикреплены ко дну. Цветки кувшинки вечером закрываются и погружаются в воду, а рано утром всплывают на поверхность и раскрываются.

   (под водой)                                             .                                                           Слайд 10

 Элодея, роголистник, рдест, зеленые водоросли (Кислород, нужный для дыхания, углекислый газ и питательные вещества они получают из воды, а не из почвы.)

  (под водой только нижняя часть)                                                               .                                                                                              Слайд 11

Камыш, рогоз, стрелолист

-Назовите, чем отличаются сухопутные растения от растений водоемов.

-Как вы думаете, какую роль выполняют растения в водоеме?(пища и дом для животных, вырабатывают кислород, необходимый для дыхания животных, обитающих в водоемах)

Первая и вторая группы меняются местами

Загадки:

1.Ползает наоборот,                                 2 У родителей и деток вся одежда из монеток (рыбы)

Задом наперед,                                         3.На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно (сом)

Всё под водой                                            4. У кого глаза на рогах, а дом на спине? (улитка)

Хватает клешней.(рак)                               5. Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик                  (                                                                                                                                     (стрекоза)

-Богат и разнообразен животный мир водоема. Животные есть в водоеме везде: на поверхности и

на водных растениях.

                                                            Животный мир водоемов

Птицы и млекопитающие

Живут на растениях

 Обитают в толще воды

На поверхности воды

-Можно ли водоем назвать природным сообществом? Почему?

-Как живут обитатели водоема? (сообща)

(В водоемах для жизни хватает места и пищи всем : и растениям и животным, птицам, рыбам, пресмыкающимся, зверям. Все они помогают друг другу выжить. Это как одна цепочка. Порвется звено, исчезнет один из видов, постепенно будут исчезать и остальные).

V Экологическая проблема

-Много человеку пользы приносит вода, а вот как он к ней относится.

1) Сценка.

Автор: - Сидели на пустынном берегу озера 3 рыбака и ловили рыбу. (Сидят 3 ребёнка с удочками) - Задёргался поплавок у одного, дёрнул он удочку и выловил старый башмак

1 рыбак: Вот так - так!.

- Задёргался поплавок у второго – выловил он бутылку из-под сока.

2 рыбак: Вот это – да-а!

- Тут и у третьего клевать стало – выловил он маленькую рыбку.

3 рыбак: Ух, ты!

- Жалко стало ему рыбку, решил отпустить её. Но тут рыбка взмолилась человеческим голосом.

Рыбка: Не отпускай меня назад в речку! Лучше кинь в аквариум с чистой водой. Моченьки больше нет жить в озере!

- Почему рыбка не захотела оставаться в воде? Ведь вода – её родной дом!

2) - «Матушка-природа» сегодня вновь прислала нам «цепь», но не питания.

- Рассмотрите её внимательно, подумайте, что нам хотела рассказать «Природа» и как называется эта цепь?

- Это «цепь загрязнения».

- О чём она предупреждает?

- Что вы можете предложить по охране водоёмов.

- В классе развешаны высказывания. Какие из них вы бы отнесли к знаку «МИНУС», а какие – «ПЛЮС»?

1.  Мусорить на берегах.
2. В водоёмы не бросать отходы.
3. Не мыть машины в водоёмах.
4. Не сбрасывать промышленные отходы.
5  Вырубать леса по берегам водоёмов.
6. Ограничить вылов рыбы.
7. Не рыбачить сетями и во время нереста.
8. Разрешить неограниченную рыбалку.
9.Угли от костра сбрасывать в воду, чтобы не загорелся лес.

V Рефлексия

- С каким настроение вы уходите с урока?

- Дополните предложения:

«Теперь я знаю…»     «Теперь я умею…» (предложения записаны на доске)

V. Творческое задание на дом.

Напишите сочинение на одну из предложенных тем:

  • “На воде и под водой жизнь увидим мы с тобой”
  • “Пресноводный водоем  - им всегда и стол и дом”
  • “Водоемы – колыбель жизни”

КОНСПЕКТ УРОКА ПО КУРСУ                         «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

                С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ППС

     (ПРОГАМНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СРЕДСТВА)

                         

4 класс

  Учебник: Плешаков А.А. «Мир вокруг нас»

Учитель: Козлова В.В.                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира по теме "Жизнь пресного водоёма" для 4 класса

Конспект урока окружающего мира по теме "Жизнь пресного водоёма" (УМК "Школа России", 4 класс)...

Конспект урока окружающего мира "Пресный водоём и его обитатели"

Цель деятельности учителя: формирование представления о пресном водоёме как сообществе, искусственно созданном человеком.Планируемые результаты      Предметные: - знать растен...

Конспект урока окружающего мира 3 класс. Тема: "Пресные водоёмы и его обитатели". УМК «Перспективная начальная школа».

Конспект урока окружающего мира 3 класс. Тема: "Пресные водоёмы и его обитатели". УМК «Перспективная начальная школа»....

Конспект урока окружающего мира "Пресный водоём и его обитатели" (3 класс, Перспективная начальная школа)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема урока: «Пресный водоём и его обитатели» Цели деятельности учителя:            Форми...

Конспект урока окружающего мира "Обитатели пресных вод" (УМК Начальная школа XXI века, 2 класс)

Тема: «Обитатели пресных вод»Цели деятельности учителя: формирование представлений об обитателях пресных водоемов; знакомство с представителями пресных водоемов, их особенностями.Планируем...

Конспект урока окружающего мира "Птицы - жители водоема" (УМК Начальная школа XXI века, 2 класс)

Тема: «Птицы – жители водоема»Цели деятельности учителя: формирование представлений о птицах, которые живут на водоемах; знакомство с птицами – жителями водоема.Планируемые рез...

Конспект урока окружающего мира "Жизнь в пресных водах" 1 кл. УМК "Школа России"

Конспект урока окружающего мира "Жизнь в пресных водах" 1 кл. УМК "Школа России"...