Конспект урока окружающего мира "Жизнь в пресных водах" 1 кл. УМК "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру

Глушенкова Наталья Владимировна

Конспект урока окружающего мира "Жизнь в пресных водах" 1 кл. УМК "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Тема: Жизнь в пресных водах

Цели деятельности учителя:  формирование представления о жизни пресноводного водоема, ознакомить с растительным и животным миром пресноводных водоемов, с ролью человека.

Планируемые результаты

Предметные: Знать понятие «пресноводный водоем»

Уметь различать водоемы, их обитателей и растений

Личностные: Осознавать роль человека в природе

Тип урока: «Открытие» нового знания

Оборудование: Учебник  «Школа России» «Окружающий мир» 4кл., 1 ч.,  рабочая тетрадь, атлас- определитель, презентация


Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

 Прочитать стихотворение

Ну-ка проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок.

Все ль на месте, все в порядке?

Книжка, ручка и тетрадка?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку 5

 

Л:самоопределение

Р: целеполагание

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный: беседа

Наглядный:демонстрация презентации

Словесный: беседа

Беседа.

- Знаниями о луге поделитесь, друзья.

  Каждый дома трудился не зря.

- Почему луг называют природным сообществом?

- А теперь давайте поиграем с вами в игру «Узнай меня»

Учитель читает, а ответы появляются на слайде презентации.

- Это очень ценный злак – кормовое растение с тонкими волосками и мелкими колосками, образующими метелку.(Мятлик)

- Это растение узнают по мелким треугольным плодам, которые похожи на сумки. (Пастушья сумка)

- Он звонко поет. (Перепел)

- Этот житель – санитар, питается падалью, для своих личинок выкапывает в землю мертвых животных. (Жук-могильник)

- Ее назвали в честь врача-героя греческих мифов. В настоящее время это редкое животное. (Махаон)

- Луг – это природное сообщество, потому что растения, животные, грибы и микроорганизмы живущие на лугу, тесно связаны между собой. Например, растения, погибающие осенью, за зиму при участии бактерий, перегнивают. А на их месте вырастают новые.

Отвечают.

П: анализ, осознанное и произвольное построение речевого высказывания

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой, точностью; аргументация своего мнения и позиции; учет разных мнений

III. Постановка учебной задачи

Словесный: беседа

- Послушайте стихотворение и добавьте последнее слово.

- Тихо плещется вода,

Ряска, лилии, рогоз,

И кубышка, и тростник,

Есть беззубка, прудовик,

Водомерка вот бежит-

Бурно жизнь кипит в нем.

Это пресный….(водоем)

- О чем будем сегодня говорить на уроке?

Учитель записывает тему на доске: «Жизнь в пресных водоемах»

- Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

- Что мы будем делать для достижения этой цели?

Слушают.

- Водоем.

- О жизни в водоемах.

- Узнать о животных и растениях в водоемах, об их взаимосвязи.

- Работать по учебнику, в тетради. Работать в группах, парами, будем рассуждать, делать выводы, доказывать свою точку зрения.

П: анализ, сравнение, обобщение, аналогия

П: постановка и формулирование проблемы; структурирование знаний

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения; учет разных мнений.

IV. Открытие нового знания

Словесный: беседа

Практический: работа с учебником и рабочей тетрадью

Практический: работа с атласом-определителем

Словесный: беседа

Наглядный: демонстрация презентации

Практический: работа с тетрадью на печатной основе

Словесный: беседа

Практический: работа с учебнком

Словесный: беседа

Динамическая пауза

2 мин.

- Вспомним, что водоемы по происхождению делятся на две группы. Какие?

- О каких водоемах мы будем говорить на уроке?

- Теперь давайте поработаем в парах.

- Внимательно рассмотрите фотографию на стр. 178 учебника. Опишите водоем. (спросить 2-3 пары)

- Какие растения растут в водоемах?

- Давайте поближе познакомимся с этими растениями. Выполним задание №2 на стр. 178 учебника.

Работают с атласами- определителями.

- Что интересного узнали из атласа- определителя?

Рассказ учителя сопровождается показом презентации (растения)

- На берегах водоема растет череда, это лекарственное растение запоминается тем, что его семена – колючки, цепляющиеся за одежду.

- Стрелолист можно узнать по листьям. Они похожи на стрелы с большими широкими наконечниками, в высоту растение достигает одного метра.

- А это сусак зонтичный и горец земноводный.

- В толще воды плавают мельчайшие водоросли, благодаря им вода в озере имеет зеленый оттенок.

- А сейчас выполним задание № 1 на стр. 82 рабочей тетради.

        

- Каким вы представляете животный мир водоема? Каких животных водоема вы можете назвать?

- Выполним задание № 3 на стр. 178 учебника.

- Кто смог правильно назвать всех животных водоема?

- Предлагаю прочитать статью в учебнике и узнать новую информацию о природном сообществе пресных вод.

- Что нового вы узнали?

- Как живут обитатели водоема?

- Как поэтому можно назвать водоем?

Включается видео «Чубарики» Самолет

- Водоемы бывают естественные и искусственные. А еще пресные и соленые.

- Пресные водоемы- это реки, озера, болота, ручей. Искусственные водоемы- это пруд, канал, водохранилища.

Открывают учебник. Рассматривают фотографию. Отвечают.

Отвечают.

Выполняют.

- Что кувшинку в народе называют белой водяной лилией, она нуждается в охране. Кубышка растет не только в озерах и прудах, но и в реках, ее тоже надо охранять. Корни кубышек и каувшинок находятся на дне водоема, а широкие листья плавают на поверхности.

Слушают. Смотрят.

Открывают рабочие тетради, выполнят задание(записывают названия растений водоема, которое им удалось определить, подчеркивают те из них, которые доводилось видеть в природе.

Ответы.

Ответы.        

Читают.        

Отвечают.

- Они живут сообща.

- Пресноводное ообщество

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения; учет разных мнений.

V.Первичное закрепление во внешней речи

Словесный: беседа

Работа с загадками.

- Ползает наоборот –

Задом наперед,

Все под водой

Хватает клешней. (Рак)

- У родителей и деток

Вся одежда из монеток. (Рыбы)

- На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно. (Сом)

- Хвостом виляет,

Зубаста, а не лает. (Щука)

- У кого глаза на рогах,

А дом на спине? (Улитка)

- Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик. (Стрекоза)

- Пестрая крякушка

Ловит лягушек. (Утка)

- Рак.

- Рыбы

- Сом

- Щука

- Улитка

- Стрекоза

- Утка

П: анализ, синтез; осознанное построение речевого высказывания; построение логической цепи

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Л: осознание ответственности за общее дело;

П: построение логической цепи рассуждений, доказательств; выполнение действий по алгоритму

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический: работа в тетради на печатной основе

Работа с рабочей тетрадью на печатной основе

- Выполните задание № 4 на стр. 83

Открывают. Выполняют. Коллективная прверка

П: анализ, сравнение, синтез, обобщение, аналогия.

VII. Включение в систему знаний

Словесный: беседа

 Домашнее задание

Прочитать текст на стр. 178- 186 учебника

Рабочая тетрадь стр. 84 № 6

Слушают, записывают

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный: беседа

- Оцените свои достижения на уроке

- Вспомните, какие задачи мы поставили перед собой в начале урока. Все ли мы выполнили?

Достают один из смайликов и объясняют свой выбор.

Отвечают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру 2 класс тема "Россия на карте" УМК "Школа России" + презентация

Конспект урока по окружающему мируТема урока: «Россия на карте». Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с картой России; формирование первоначальных умений, связанные с ч...

Конспект урока по окружающему миру, тема: «Золотое кольцо России. Плёс, Суздаль, Владимир» (3 класс, УМК "Школа России")

Цель деятельности учителя: ознакомление обучающихся с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями.Планируемые результаты:Предметные:-уметь находить на карте города Золото...

Конспект урока-монопроекта "Жизнь пресного водоема"

quot;Жизнь пресного водоема" - это урок-монопроект, который направлен на формирование образовательных компетенций (информационных, проектировочных, коммуникативных, рефлексивных, креативны...

Конспект урока окружающего мира на тему "Трудовой фронт России", 4 класс, УМК "Школа России" + презентация

Цели деятельности учителя: формирование у обучающихся представлений об истории Трудового фронта России; ознакомление с изменениями, которые произошли в России и Челябинской области.Планируемые результ...

Конспект урока окружающего мира "Пресный водоём и его обитатели"

Цель деятельности учителя: формирование представления о пресном водоёме как сообществе, искусственно созданном человеком.Планируемые результаты      Предметные: - знать растен...