Рабочая программа по окружающему миру 3 класс УМК "Планета Знаний"
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме

Горелкина Любовь Владимировна

Рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру 3 класс УМК "Планета Знаний"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_3_klass_okr_mir.docx34.66 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к рабочей программе по окружающему миру

     Данная рабочая программа по окружающему миру в 3 классе на 2011 – 2012 учебный год составлена на основе общеобразовательной программы   «Планета знаний» (под общей редакцией И.А.Петровой), допущенной Министерством образования и науки РФ; государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом МО РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» и в соответствии с новым федеральным базисным учебным планом, утверждённым приказом МО РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана для начального общего, основного общего и среднего (полного) и среднего (полного) общего образования» и адаптирована к ШУП 3 класса на 2011 – 2012 учебный год.

     Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом, в который входят учебник «Окружающий мир » (2 части), рабочие тетради, методические рекомендации автора учебника ( авторы Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапова ).

     По базисному плану на программу отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю. В основе программы лежит « Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года», определяющая необходимость целенаправленной и систематической работы для достижения следующих целей

  • систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;
  • формирование элементарных представлений о природе, человеке и обществе их взаимодействия;
  • знакомство с методами изучения окружающего мира;
  • формирование самостоятельной познавательной деятельности;
  • воспитание бережного отношения к природе.

Реализацию регионального компонента на уроках окружающего мира во втором классе планируется проводить при работе над темами «Природа вокруг нас» (растения и животные – обитатели водоёмов, бережное отношение к природе родного края), «Люди вокруг нас» (этика и культура поведения человека в обществе, роль общения с другими людьми в развитии человека). 

    Таким образом, данная рабочая программа по окружающему миру для 3 класса:

  • соответствует ФГОС;
  • сохраняет особенности программы по окружающему миру для 3 класса, разработанной Г.Г.Ивченковой, И.В.Потаповой.

Содержание программы.

«Окружающий мир»      (68 ч)

         

   Природа вокруг нас (8часов)

Горные породы как полезные ископаемые. Некоторые доступные для наблюдения свойства полезных ископаемых: песка, глины, гранита, известняка. Использование важнейших полезных ископаемых человеком. Добыча и охрана полезных ископаемых.

Почва и ее состав: перегной, песок, глина, вода, воздух. Главное отличие почвы от горной породы — плодородие. Как образуется почва. Значение и охрана почвы.

О царствах живой природы (16 ч)

Четыре царства живой природы — растения, животные, грибы, бактерии.

Отличие живых существ от тел неживой природы. Основные среды обитания живых существ: наземно-воздушная, водная, почвенная, другие живые существа.

Первые представления о растении как организме.

Органы растения: корень, побег, цветок и плод, их значение в жизни растения. Вещества, из которых состоит растение.

Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые.

Как человек научился выращивать растения. Предки культурных растений.

Питание и дыхание растений. Испарение воды листьями растений. Размножение растений. Расселение плодов и семян. Развитие растений из семени.

Значение растений в природе и жизни человека. Влияние деятельности человека на мир растений. Редкие и исчезающие растения своей местности. Охрана растений.

Первые представления об организме животного. Отличие животных от растений.

Разнообразие животных: черви, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.

Как человек приручил животных. Наши домашние животные и их предки.

Как животные воспринимают окружающий мир. Передвижение, дыхание, питание, размножение и развитие животных.

Значение животных в природе и жизни человека. Необходимость бережного отношения к животным. Меры по охране животных.

Грибы, особенности их строения и разнообразие. Значение грибов в природе и жизни человека.

Бактерии, их значение в природе и жизни человека.

Человек (10 ч)

Человек — часть живой природы. Общее представление об организме человека. Отличие человека от животных. Окружающая среда и здоровье человека.

Кожа. Гигиена кожи. Первая помощь при ранениях, ушибах, ожогах, обморожении.

Скелет, его значение для организма. Осанка и здоровье. Как сохранить правильную осанку. Мышцы. Работа мышц. Значение физической культуры и труда для укрепления мышц.

Кровеносная система, ее значение. Необходимость укрепления органов кровообращения.

Дыхательная система. Гигиена дыхания. Предупреждение простудных заболеваний.

Пищеварительная система, ее значение. Гигиена питания. Зубы и уход за ними.

Выделение. Значение удаления из организма ненужных и вредных продуктов жизнедеятельности.

Органы чувств, их значение и гигиена.

Нервная система, ее значение в организме человека. Гигиена нервной системы. Эмоции и темперамент.

Человек в обществе (34 ч)

Народы, живущие на территории России. Национальные обычаи, традиции.

Города России. История возникновения. Имя города, символы города. История города в памятниках и достопримечательностях.

Москва — столица России. Герб Москвы. Москва в исторических памятниках.

Государственные символы России. История происхождения герба, флага, гимна. Государственные награды.

Основной закон страны. Конституция. Права и обязанности ребенка. Как устроено наше государство. Органы власти.

Экскурсии: ориентирование на местности, знакомство с разнообразием неживой и живой природы в окрестностях школы, изучение влияния деятельности человека на природу.

Основные требования к уровню знаний и умений учащихся

Учащиеся должны знать:

что такое явление природы;

что такое горизонт, линия горизонта, основные и промежуточные стороны горизонта; устройство компаса;

о трех состояниях воды в природе и переходе воды из одного

состояния в другое;

о круговороте воды в природе;

легко определяемые свойства воды (3—4);

о водоемах (река, озеро, море);

о значении воды в жизни человека, необходимости ее охраны

и рационального использования;

легко определяемые свойства воздуха (3—4);

состав воздуха (азот, кислород, углекислый газ, примеси);

о необходимости охраны воздуха от загрязнения;

что такое горные породы и полезные ископаемые;

  • свойства 3—4 полезных ископаемых, их использование человеком;
  • о необходимости бережного использования полезных ископаемых;
  • о почве, ее значении и необходимости охраны;
  • о четырех царствах живой природы;
  • об органах растений и их значении;
  • особенности размножения и развития растений;
  • о некоторых группах растений и их отличительных признаках;
  • об отличительных признаках основных групп животных;
  • особенности передвижения, питания, размножения и развития животных;
  • некоторые взаимосвязи между компонентами неживой и живой природы;
  • о влиянии человека на живую природу и необходимых мерах ее охраны;
  • названия важнейших органов человека и их функции;
  • основные правила личной гигиены;
  • какие народы живут на территории России;
  • символику своего города;
  • столицу России;
  • государственные символы России;
  • как называется главный закон страны;
  • как устроено наше государство;

Учащиеся должны уметь:

  • находить стороны горизонта по Солнцу и компасу;
  • различать наиболее распространенные растения (5—6);
  • различать наиболее распространенных животных (7—8);
  • проводить наблюдения и простые опыты, фиксировать их результаты;
  • устанавливать некоторые связи между организмами и средой их обитания;
  • приводить примеры положительного и отрицательного отношения человека к природе;
  • выполнять правила личной гигиены;
  • оценивать свое поведение в природе;
  • выполнять правила поведения в природе; находить на карте город (село), в котором они живут; рассказывать о главных символах государства; рассказывать о символах своего города; рассказывать о главных достопримечательностях своего города;
  • рассказывать об основных правах и обязанностях ребенка. Учащиеся могут знать:
  • о значении бактерий в природе и жизни человека; об особенностях питания и дыхания растений; об условиях прорастания семян;

ОЦЕНКА

ДОСТИЖЕНИЙ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

освоения основной образовательной программы

начального общего образования

         В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в ГОУ МБОМУ разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.

        Особенностями системы оценки являются:

  • комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
  • использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
  • оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
  • оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
  • сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
  • использование персонифицированных процедур  итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;
  • уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
  • использование накопительной системы оценивания, характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений (Портфель достижений или иные формы);
  • использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами  таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;
  • использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.  

Используемая литература и Интернет-ресурсы:

  1. Обучение в 3 классе по учебнику «Окружающий мир» Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова : программа, методические рекомендации, тематическое планирование/Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов.-М.:АСТ Астрель, 2011.
  2. http://www.uchportal.ru (тематическое планирование)
  3. http://www.bashmakov.su (контрольные работы, методические рекомендации, тематическое планирование)
  4. http://www.pro shkolu.ru (тематическое планирование)

  1. Учебник: Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапова Окружающий мир. Учебник для четырёхлетней начальной школы. АСТ Астрель Москва 2011

Календарно-тематическое планирование.

                                    Количество часов в неделю: 2 часа

Количество часов в год:   68 часов

Дата

Тема

Стр. учебника

1

Что нас окружает.

6-7

2

Экскурсия «Знакомство с разнообразием неживой и живой природы в окрестностях школы».

8-9

3

Экскурсия «Изучение влияния деятельности человека на природу».

4

Что такое горизонт. Ориентирование по Солнцу.

10-12

5

Ориентирование по компасу и местным признакам.

12-14

6

Экскурсия «Ориентирование на местности».

7

Явления природы.

15-17

8

Свойства тел и веществ.

18-23

9

Закрепление

22-23

10

Свойства воды в жидком состоянии.

26-27

11

Вода-растворитель.

28-30

12

Свойства льда, снега и пара.

30-33

13

Родники.

34-35

14

Водоемы (река, озеро, море, пруд, водохранилище).

35-38

15

Облака, роса, туман, иней, изморозь.

38-41

16

Круговорот воды в природе.

41-42

17

Использование и охрана воды.

43-46

18

Значение воздуха для жизни. Состав воздуха

47-50

19

Свойства воздуха.

51-53

20

Ветер.

54-55

21

Охрана воздуха.

56-57

22

Горные породы. Полезные ископаемые.

58-61

23

Песок, глина, гранит, известняк.

62-65

24

Добыча и охрана полезных ископаемых.

66-67

25

Почва.

68-75

26

Четыре царства живой природы.

78-79

27

Строение растений.

80-84

28

Разнообразие растений.

85-86

29

Дикорастущие и культурные растения.

87-88

30

Жизнь растений.

89-92

31

Размножение и развитие растений.

93-96

32

Охрана растений.

97-98

33

Строение животных.

99-100

34

Разнообразие животных

101-105

35

Домашние и дикие животные.

106-108

36

Как животные воспринимают мир.

109-111

37

Передвижение и дыхание животных.

112-115

38

Питание животных.

116-119

39

Размножение и развитие животных.

120-123

40

Охрана животных.

124-125

41

Грибы и бактерии.

126-129

42

Человек — часть живой природы.

6-10

43

Кожа — наша первая «одежда».

11-15

44

Скелет.

15-18

45

Мышцы.

19-21

46

Кровеносная система.

22-25

47

Дыхание.

26-30

48

Питание.

30-35

49

Органы чувств.

35-37

50

Нервная система.

38-41

51

Эмоции и тем

41-43

52

Народы нашей страны.

50-52

53

Традиции народов нашей страны.

53-56

54

Путешествие по ленте времени

57-60

55

Города и села.

61-64

56

Названия городов.

65-69

57

Кремль — центр города.

69-75

58

Улицы города.

76-79

59

Герб — символ города.

80-83

60

Памятные места городов

84-87

61

Современный город

88-89

62

Москва-столица России

92-95

63

Наше государство. Что такое государство

96-100

64

Конституция- основной   закон страны.

101-104

65

Права ребёнка

105-108

66

Государственный герб России

109-110

67

Государственный флаг России

110-113

68

Государственный гимн России

Государственные награды

113-125


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Планета Знаний"

Предмет «Окружающий мир» изучается в начальной школе с 1 по 4 класс. Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6-10 лет целостного представления о мире и месте человека...

рабочая программа по окружающему миру (УМК"планета знаний) 1 класс

рабочая программа по окружающему миру(УМК"планета знаний) 1 класс...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Планета знаний"

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и примерной п...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...