Конспект урока окружающего мира "Грибы- особое царство природы"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

 

Цели. Сформировать у учащихся представление о грибах как особом царстве природы.

- Показать тесную связь живой и неживой природы.

-Формировать у детей знания  о правилах поведения в природе.

-Способствовать развитию познавательного интереса.

-Расширять кругозор учащихся, развивать эмоциональную сферу.

-Формировать общеучебные умения и навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon 2.zip13.15 КБ

Предварительный просмотр:

Хрусталёва Татьяна Олеговна

МОУ «Сланцевская СОШ №3»

Педагогический стаж 30 лет

Высшая квалификационная категория.

Урок окружающего мира.

3 класс

УМК « Школа России»

Учебник :А . А. Плешаков « Мир вокруг нас.»М., Просвещение 2009г

 Тема: Грибы - особое царство природы.

Цели. Сформировать у учащихся представление о грибах как особом царстве природы.

- Показать тесную связь живой и неживой природы.

-Формировать у детей знания  о правилах поведения в природе.

-Способствовать развитию познавательного интереса.

-Расширять кругозор учащихся, развивать эмоциональную сферу.

-Формировать общеучебные умения и навыки.

Оборудование.  Демонстрационный материал: иллюстрации грибов, мультимедийное сопровождение.

Тип урока : Объяснение нового материала.

Ход урока.

1. Организация класса.

Чтоб природе другом стать, тайны все её узнать, Слайд 1

 Все загадки разгадать, вы учитесь наблюдать.

 Будем вместе развивать в себе внимательность.

 А поможет всё узнать наша любознательность.

-Слово предоставляется дежурным. Ребята расскажут о погоде , о своих наблюдениях и впечатлениях.

( Сегодня ясная солнечная погода. Температура воздуха 14 градусов выше ноля. Золотом сверкают осенние деревья. Лёгкий ветерок подхватывает разноцветные листья и кружит в воздухе. Я очень люблю золотую осень.)

-Я надеюсь , что у всех хорошее настроение , и мы порадуем друг друга отличной работой.

2. Актуализация знаний.

Посмотри , мой милый друг,

Что находится вокруг.

Небо светло- голубое    Слайд 2

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,  Слайд 3

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава, Слайд4

Горы, воздух и листва, Слайд 5

Птицы, звери и леса, Слайд 6

Гром ,туманы и роса, Слайд 7

Человек и время года- Слайд 8

Это всё вокруг…     ( природа) Слайд 9

- Ребята, какая бывает природа?

( Природа бывает живая и неживая.) Слайд 10

-Посмотрит на иллюстрацию, назовите элементы живой природы.

(Белка, собака, дерево, бабочка, берёза, цветы.) Слайд 11

- Докажите свой выбор.

( Живое рождается, питается, растёт, имеет потомство и умирает.)

- На какие группы мы разделим эти элементы живой природы?

(Царство животных и царство растений ) Слайд 12

3. Изучение нового материала.

а). Постановка проблемы и выдвижение гипотез.

Чтобы догадаться о теме сегодняшнего урока, угадайте загадку.

Землю пробуравил,

Корешок оставил.

Сам на свет явился,

Шапочкой прикрылся.

(гриб)

-Правильно, ребята, а как вы догадались?

(У гриба есть шляпка. Он растёт из земли.)

Давайте вернёмся к нашей схеме. К какой природе отнесём?

( К живой природе )

Обратимся ко второй схеме. К какому царству живой природы относятся грибы?

(К царству растений , так как они растут на земле.)

-Чтобы в этом убедиться , необходимо сравнить грибы с растением.

- Какие знания нам могут помочь?

( Мы должны сравнить строение гриба и растения.)?

б)   Поиск решения проблемы .Знакомство со строением гриба.

-Рассмотрите рисунок. Что вы можете сказать о внешнем строении гриба? Слайд 13

( Одна часть гриба находится над землёй, другая – под землёй.)

- Из чего состоит надземная часть?

( Из ножки и шляпки.)

- По ножке к шляпке продвигаются питательные вещества, которые

гриб берёт из почвы. Ножка и шляпка – это плодовое тело.

-Из чего состоит подземная часть?

( Из множества корешков ,похожих на паутину.)

-Какое бы вы ей дали название?

( Паутинка, ажурная косынка.)

-Подземная часть гриба называется «грибница».

-Нити грибницы создают сложную подземную паутину, а на её сплетениях пробивается вверх новое плодовое тело.

- Почему же грибы часто растут группами?

( У них одна грибница.)

в) Вывод.

На какой же вопрос нам необходимо ответить?

( К какому царству природы относятся грибы.)

- Сравните строение гриба и растения . Сделай вывод.

( Грибы имеют другое строение.)

- Грибы – особое царство природы. Слайд 14,15

г)разнообразие грибов.

-Прочитайте слова:

рамария, ежовик, трихоглассум, гастеромицеты. Слайд 16

Что вы можете сказать об этих словах?

( Это, какие - то названия, это названия грибов.)

Царство грибов очень разнообразно. Учёные насчитывают около 100 тысяч разных видов грибов.

- О разнообразии грибов нам расскажет Аня.

Сообщение. Слайд 17-20

Долгое время грибы считались низшими растениями, однако выяснилось , что они столь своеобразны, что должны быть выделены в особое царство. Учёным известно около 100 тысяч видов грибов. Грибы очень разнообразны по размерам (от микроскопических особей до экземпляров весом несколько килограммов) и форме. Среди них есть съедобные и смертельно ядовитые , Мясистые цветы и микроскопическая плесень ,паразиты и хищники. Существуют грибы , которые внесены в Красную книгу России. Они нуждаются в особой охране. Грибы играют огромную роль в природе.

д) Работа с учебником. Слайд 22

-Ребята , о чём нам Аня не рассказала?

( О роли грибов в природе).

- Предлагаю каждой  группе поработать с учебником и подготовить опорные слова для сообщения о значении грибов в жизни леса.

( дети работают в  группах )

-Проверяем выполнение работы цепочкой. Каждая группа называет один тезис. Другая дополняет и т. д.

(Способствуют образованию перегноя, грибы – лесные санитары, помогают деревьям всасывать воду и соли, грибами питаются животные, некоторые являются  лекарством , употребляются в пищу людьми .)

е) Игра « Грибники»

- А теперь давайте посмотрим, какие вы грибники. Знаете ли вы грибы?

-Я загадываю загадку , вы называете гриб и находите его среди иллюстраций. ( на доске предметные картинки )

- На пеньке растут в лесу

  Очень дружные ребята.

  Называют их …( опята )

А этот красавец на беленькой ножке

Он в красненькой шляпке

На шляпке горошки. (Мухомор )

 Серенькие шапки

 Рябенькие ножки

 Под берёзками растут.

  Как их зовут? ( подберёзовик )

 

Средь молодых сосенок

В блестящей тёмной шапочке

Растёт грибок…( маслёнок)

Растут в лесу сестрички

Рыжие ….(  лисички)

Люблю я в разных шапках быть

То в жёлтой, то в зеленоватой,

То в красной, то в сероватой.

Собирай ,не мешкай.

Это…(сыроежки)

Я стою на ножке тонкой,

Я стою на ножке гладкой,

Под коричневою шапкой

С  нежной бархатной прокладкой.    (боровик)

У него невзрачный вид,

Воланчик  на ножке его не украсил.

Ты не трогай этот гриб.

Учти - он очень ядовит.

Не бери его с полянки.

Это…( бледная поганка)

-Какие грибы вы ещё знаете?

(Подосиновик, груздь, волнушка, моховик.)

- Молодца, знаете много грибов.

-А теперь положим наши грибы в корзинку.

- Почему вы не все грибы положили?

 ( Мухомор и бледная поганка –ядовитые грибы, Они опасны для здоровья человека.)

Сценка.

Сидит  боровик и отгоняет прутиком  бегающих вокруг поганок.

Поганки пытаются утащить плакат с нарисованными ядовитыми грибами.

Боровик.

Эй , ребята , подходите

Хорошенько посмотрите!

В белых точечках убор

Одевает мухомор.

А поганка – бахрому –

Вдруг понравится кому.

Этот вот опёнок ложный.

Отравиться ими можно.

(Поганки схватили таблицу. Боровик обращается к залу.)

Боровик.

Как же мне прогнать поганок,

Этих шустрых хулиганок.

Помогите мне, друзья!

Учитель.

-Слушай, средство знаю я.

 Назовите- ка , друзья,

Имена грибов съедобных.

( Учитель ещё раз достаёт из корзины съедобные грибы,  дети называют их.  По мере того как дети называют грибы, поганки убегают.)

Боровик.

Много знаете грибов.

Победили всех врагов.

А теперь прошу сказать ,

Как их надо собирать?

Ж) Работа в группах.

- Ребята , чтобы не навредить своему здоровью и не нанести вред природе необходимо знать правила сбора грибов.

-Каждая группа читает  о том как собирать грибы и придумывает значки , которые помогут запомнить эти правила.

При проверке каждая команда рассказывает правило по своим значкам.

-Давайте определим лучшую командную работу, оформим и поместим в экологический уголок.

З) домашнее задание

Каждый ученик выбирает себе задание.

- стр.118 пересказ статьи о строении и значении грибов в природе;

- стр.121 рассказать о правилах сбора грибов по значкам.

-стр. 122 задание №2 Чтение дополнительной литературы.

- Подготовь описание нескольких грибов. Постарайся точно передать их признаки. Можно сочинить загадки.

4. Подведение итогов работы.

- Что нового необычного узнали?

-В чём испытали затруднение?

- Что было бесполезным, неинтересным ?

- Что было интересным, увлекательным ?

- На этом наш урок закончен. Слайд 23

-Давайте беречь каждую травинку в поле, каждую берёзку в лесу, радоваться чистому небу, ясному солнышку и радовать друг друга.

Литература.

  1. Плешаков А.А. Мир вокруг нас: учебник для 3 класса четырехлетней начальной школы.- М.: Просвещение, 2009.

  1. Плешаков А.А. 100 заданий по природоведению. Рабочая тетрадь для 3 класса.- М.Вита- Пресс,2007.

  1. Плешаков А.А. От земли до неба: атлас – определитель для начальной школы.- М.: Просвещение, 2007.

  1. Плешаков А.А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классовю_М.:.Просвещение,2006.

  1. Плешаков А.А., Румянцев А.А. Великан на поляне, или первые уроки экологической этики: книга для учащихся 3 класса. - М.: «АСТ-Пресс школа»,2007

  1. Тихомирова Е.М. Книга для учителя по предмету «Окружающий мир» 3 класс.- М.:»Экзамен»,2006.

Самоанализ проведённого урока.

Цели урок достиг. Дети открыли новое знание о том, что грибы относятся к особому царству природы. Реализация развивающих, воспитательных и образовательных задач проходила в комплексе. Содержание было отобрано в соответствии с задачами урока, программой, особенностями класса. В ходе урока использованы разнообразные приёмы и методы. Особое место на уроке отведено методам развивающего обучения.

Перед детьми была поставлена проблема. В ходе беседы вышли на противоречие. Поиск решения шёл через выдвижения гипотез. Проверяли свои предположения в ходе беседы, наблюдений. Дети сами сформулировали новое знание. На протяжении всего урока  было использовано много заданий развивающего характера: сгруппируй,  докажи, объясни , оцени , сравни, сделай вывод. В течение урока дети активно сотрудничали с учителем и друг с другом в ходе групповой работы. Для активизации познавательной деятельности использовались дидактические игры, игровой сюжет, задания творческого характера. Урок имел большую практическую направленность. Детям необходимо было запомнить, как выглядят  те или иные грибы, уметь их правильно собирать, не навредив своему здоровью и окружающей среде. Особое место на уроке занимает мультимедийное сопровождение. Использование мультимедиа  способствовало  повышению интереса к предмету , вызвало эмоциональный отклик. Большое внимание я уделяла развитию речи учащихся, а именно : полноте и доказательности ответов, обогащению словаря, эмоциональности. В ходе урока я работала над формированием общеучебных умений и навыков.

Работая в группах, формировались коммуникативные умения. Дети учились самостоятельно работать с книгой. Задания проблемного характера способствовали формированию интеллектуальных умений и навыков. Дети учились навыкам самоконтроля.

Благодаря разнообразным видам деятельности в течение всего урока поддерживалась  высокая работоспособность и активность ребят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира "В царствое грибов" 3 класс

Конспект урока окружающего мира в 3 классе по программе УМК "Начальная школа 21 века" . Автор Н. Ф. Виноградова....

Конспект урока окружающего мира «Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды»

Конспект урока окружающего мира 3 класс УМК "Перспектива"...

Конспект урока окружающего мира, тема "Богатства природы", 1 класс

Образовательная система "Школа 2100". Урок соответствует требованиям ФГОС....

Конспект урока окружающего мира. Тема: «Полна природа удивленья»

Педагогическая цель: создавать условия для формирования первоначального представления о живой и неживой природе, наблюдения за явлениями окружающей природы; способствовать развитию внимательности и на...

Конспект урока окружающего мира по тема "Природа. Разнообразие природы."

Конспект урока  окружающего  мира по тема "Природа. Разнообразие природы."...

Конспект урока окружающего мира по теме "Природа. Разнообразие природы"

Конспект урока окружающего мира по теме "Природа. Разнообразие природы"...