по лесной тропе
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме

Конспект внеклассного мероприятия по окружающему миру для начальных классов.Занятие проходит в конкурсно-игровой форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon po_les_trope.doc242.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10»

Внеклассное занятие по окружающему миру

«На лесной полянке»

( Конкурсно - игровая программа )

                                                             Ивашова Т.В.

                                                                  учитель начальных классов

  2011г.

Внеклассное  мероприятие «На лесной поляне»

Цель занятия:

-Углубить знания детей  о растениях и животных леса

Задачи занятия :

-Учить группировать предметы по существенным признакам; закрепить знания правил поведения в лесу.

-Содействовать развитию познавательного интереса учащихся, повышению экологической грамотности школьника.

 - Способствовать воспитанию бережного  отношения ко всему живому вокруг нас.

Оборудование: компьютер,  проектор, альбомные листы, маркеры,  ножницы, игрушки грибов и шишек,   «Цветик-семицветик»,  карточки с вопросами.

-Презентация по теме.

                                                    Ход урока.

1.Организационный момент 

  а)тренинг-настрой на занятие

                                                    В жизни много интересного ,но пока нам неизвестного

                                                     Будем думать, рассуждать и о многом узнавать.

   Б)правила поведения на занятии

                                                    Каждый день- всегда, везде,

                                                    На занятии иль в игре-

                                                     Смело, четко говорим

                                                     И тихонечко сидим.

- Сегодня я приглашаю вас в гости в удивительный дом. Много на нашей земле разных чудес: и высокие горы, и ледяные моря ,и жаркие пустыни. Но, пожалуй, самое большое чудо-это тот дом ,о котором мы сегодня будем говорить. Если зайдешь в этот дом, то сколько всего услышишь и увидишь! (Слайды 3- 13)

II.   Актуализация знаний

- Вы любите отгадывать загадки? Отгадав загадку, вы узнаете,  в какой дом мы отправимся.

Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нем.

- Вы догадались, что это?

- Почему мы называем его  домом? для кого это дом?

- Предлагаю заглянуть в этот дом.

В этом доме живут деревья , кустарники , травы, грибы, птицы, звери, насекомые.

Вы отгадали, как называется этот дом? (лес) (Слайд14)

Жители этого дома приглашают нас в гости и мы отправляемся на лесную полянку, чтоб выявить знатока леса.    ( Слайд 15)

Чтоб веселей была дорога- мы споём песню.

Исполнение песни "Идём мы вслед за песенкой"

Идём мы вслед за песенкой

Тропинкою лесной.

Нам клёны машут весело

Зелёною листвой.

Припев:

Лес, лес – до небес.

Полон сказочных чудес.

Будь светлым, радостным,

Любимый добрый лес!

У нас за каждой веточкой

Друзья найдутся тут –

И зайчики и белочки

Навстречу нам бегут.

Припев:

Пусть ветры эту песенку

По свету разнесут,

Пусть будет также весело

Везде, в любом саду.

Ученики читают стихотворения 

С этим другом прямо с детства                                                                                                            Познакомиться спешим.                                                                                                                               Здесь нас ждут деревья, травы,                                                                                             Муравьишки - малыши.                                                                                                                                   Нам зелёной веткой машет                                                                                                                             Наш знакомый добрый друг.                                                                                                                               С ним земля милей и краше,                                                                                                                               С ним красивее вокруг!

Здравствуй, лес, дремучий лес                                                                                                                           Полон  сказок и чудес.                                                                                                                                        Ты о чём шумишь листвою                                                                                                                          Ночью тёмной, грозовою?                                                                                                                                       Что там шепчешь на заре,                                                                                                                                Весь в росе, как в серебре?                                                                                                                           Кто в глуши твоей таится?                                                                                                                                  Что за зверь? Какая птица?                                                                                                                               Всё открой не утаи,                                                                                                                                             Ты же видишь, мы свои!  

 - Вы любите играть?

 Давайте  на лесной полянке поиграем в  игру «Жители леса»,  я буду называть жителей этого дома, а  вы  показывать движениями ,к какой категории они относятся:

если дерево-        качаемся

если кустарник-  приседаем

если ягода-      наклоны к земле

если птица-     машем руками

если зверь-      прыгаем

(Береза, лисица, кукушка, масленок, малина, подосиновик, сосна,  дятел ,бабочка, земляника, ель, кузнечик ,белка, комар, медведь,  черника, груздь, глухарь)

Разделимся две команды «Сосна» и «Дуб» и  сейчас отправимся в путешествие «На лесную полянку»

     Представление команд ( пояснение названия и эмблемы )

Команда «Сосна»  Сосны до неба хотят дорасти, небо ветвями хотят подмести                                                                                  чтобы в течение года ясной стояла погода.

Команда «Дуб».  Дуб дождя и ветра  вовсе не боится. Кто сказал, что дубу страшно простудиться?                            Ведь до поздней осени  он стоит зелёный. Значит дуб выносливый, значит закалённый.

Конкурсно -игровая  программа  «Цветик -семицветик»(слайд 16)

Чья команда быстрее дает ответ-та и получает балл. Названия  лесных заданий написаны на лепестках цветка.         

                                           I. Лесная  аптека. (слайд17)

1. Ты натёр ногу в пути? Как облегчить боль?

( Приложить лист подорожника).

 2.  Свежие листья какого растения прикладывают при ссадинах, ожогах и укусе насекомых?  

( Листья подорожника).

  3.   Какая  ягода заменяет лимон?

( клюква, содержит лимонную кислоту).

  4.   Плоды каких кустарников очень богаты витамином С?

( Чёрной смородины, шиповника).

 5.   Какие болезни лечит красавица -  берёзка?

(Почки берёзы используют как мочегонное,  потогонное и желчегонное средство.)

II. «Остроглаз» (слайд 18)

1. Какая птица умело подражает голосом многих птиц?      (Скворец.)

2.У птенцов рот ярко-красный или оранжевый. Почему?

(Кричат голодные птенцы. Привлеченные красным цветом (сигнал тревоги) птицы-родители суют корм в раскрытый клюв.)

3.На стволе березы кольцом ряд отверстий. Чья работа?

(Дятел весной пил березовый сок.)

4. Кто кукует у кукушки?     (Самец.)

5.Почему листья с ветвей у верхушек деревьев опадают  последними?

(Они самые молодые, дольше живут.)

6. Почему погибнет лес, если вырубить все старые деревья?                                                                           (На молодых деревьях еще недостаточно семян для восстановления новой поросли.)

III.  «Маленькие тайны природы» (слайд19)

1.Какое дерево «переодевается» становясь то серо-серебристым, то зеленым?

(Осина. Это дрожат ее листочки. Листья осины дрожат даже в безветренную погоду, так как черешки у них в верхней части сильно сплющены.)

2.Известно, что новорожденных зайчат зайчиха покормит и на трое-четверо суток оставляет одних. Зайчата затаиваются, хотя дрожат: мышцы работают, выделяют тепло. Почему зайчонка не учует никакой зверь?

(На теле зайчонка нет потовых желез – они расположены на подошвах лап, а лапки зайчонка подбирает под себя.)

3.Какой зверь самый чистоплотный? 

(Барсук. Около норы всегда чисто, туалет – глубокие ямки – барсук устраивает в нескольких метрах от норы. Когда ямка заполняется, барсук зарывает ее и делает новую. Уходя на охоту, он очищает шерстку от прилипшей к ней земли, распрямляет примятые в норе волоски.)

4.Почему яркую божью коровку птицы не клюют?

(Она выделяет едкую жидкость. Раз попробовав, птица запоминает яркого жучка.)

5.   На муравейник опустился дрозд, вытянул крылья в сторону и сидел несколько минут.  Для  чего?  

(Принимая «муравьиную ванну», птица освобождается от паразитов – муравьи опрыскивают тело птицы остро пахнущей муравьиной кислотой.)                                                                                                            

                                         IV. Зелёный  друг. (слайд20)

1.Лесоводы иногда называют берёзу доброй няней ели. Почему?

( Всходы ели  под пологом молодого березняка не гибнут от заморозков и от обжигающих лучей  солнца).

2.Почему у сосны нижние ветви отмирают, а ели нет?

( Сосна  -  светолюбивое дерево).

3.Почему погиб лес, когда вырубили  старые дуплистые деревья?

( В дуплах старых деревьев гнездятся  птицы, живут  летучие мыши, поедающие опасных для леса насекомых).

4. Какое растение называют  северной         мимозой?

( Кислицу. За то , что от ярких  солнечных лучей, от капли  дождя листочки складываются и «вянут», как у мимозы стыдливой).

5.Название  какого ядовитого растения леса связано с названием птицы?. Зверя?

(Вороний глаз.  Волчье лыко).

                                     V.  «Лесная забава» (слайд 21)

Игра "Собери быстрее"   Содержание игры.

Дети строятся в две колонны (по группам).

На полу в зале лежат грибы и шишки. В руках первого участника корзинка. Одна команда собирает шишки, а другая – грибы. По команде первые участники бегут и собирают по одному предмету, возвращаются и передают корзину следующему. Побеждает команда, которая быстрее соберёт.

VI  Лесные секреты (слайд 22)

Каждая команда готовит интересное сообщение о природе из жизни животных.  Сообщение начинается словами: «А знаете ли вы, что…?»

Команда «Сосна».  Знаете ли вы, что

 -самый сильный из насекомых – жук-носорог. Сам весом 14г, может тащить груз 1кг580г.

- сова уничтожает за лето до тысячи мышей, этим спасает 1т хлеба

-  1га леса за день поглощает 250кг углекислого газа, выделяет 200кг кислорода.

-   Небольшой хвойный лес за год отфильтровывает 35 тонн пыли, а такой же лиственный лес – 70 тонн.

 Команда «Дуб».

- Кукушка за 1ч может съесть 100 гусениц.

- Пчеле, чтобы собрать 100кг мёда понадобиться облететь 1000000 цветков.

-Летучая мышь съедает за ночь до 200 малярийных комаров. Этим  спасает людей.

- Хвоинка ели живет на дереве 7-9 лет. После чего падает, и на ее месте вырастает новое дерево.

VII  «Охрана природы» (слайд 23)

1.Почему не в каждом лесу растут лишайники?

(Лишайники растут лишь там, где чистый воздух.)

2.Почему особенно весной и в начале лета нельзя шуметь в лесу, включать магнитофоны, разжигать костры?

( Шум, запах дыма пугают лесных обитателей, заставляют птиц бросать гнезда, зверюшек искать укромные места.)

3.Вы увидели гнездо птицы. Как сохранить его?

(Не вытаптывать траву у гнезда, если оно на земле, не трогать яйца руками, не брать в руки птенцов.)

4.Каковы причины лесных пожаров?

(Непотушенный костер, окурок, молния.)

5.Какая охота разрешается в лесу в любое время года?

(Фотоохота.)

отгадывание кроссворда «Охраняй лес» (слайды24-35)

нарисуйте свой знак для леса (слайд 36)

ПОДВЕДЕНИЕ  ИТОГОВ-

Что нового узнали на занятии?

-Что вас удивило?

-Что показалось особенно интересным?

-На какие вопросы вы ещё хотели бы получить ответ на следующих уроках?

-Для чего мы провели это мероприятие?

-Нарисуете  дома плакат на тему: «Охрана лесов» 

Ученики читают стихотворение 

Посмотри, мой юный друг,  что находится вокруг.                                                                                       Небо светло-голубое, солнце светит золотое.

Ветер листьями играет, тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава, горы, воздух и листва.


Гром, туманы и роса, человек и время года –
Это все вокруг природа. Все, что нужно, год от года
Нам дает сама природа.


И поэтому все мы жить не можем без воды,
Без растений и животных, без красивых гор высоких.

 
Без лесов, полей и рек  жить не может человек.
Так давайте сбережем  наш родной природный дом!.

Награждение (слайд 38)    

-Молодцы, спасибо за работу! (слайд 37)    

                                                                       

 

     

           

             

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

по лесной тропе

презентация к внеклассному мероприятию по окружающему миру для начальной школы...

Лесной тропой к крепкому здоровью

Внеклассное мероприятие по здоровьесберегающим технологиям с применением ИКТ. Мероприятие было проведено на районном семинаре для руководителей ОУ....

Игра-путешествие"По лесным тропинкам"

Игра-путешествие"По лесным тропинкам"...

Путешествие по лесной тропинке

Экологическое мероприятие   «Путешествие по лесной тропинке» можно проводит  на кружковых занятиях с детьми начальных классов.  Данное мероприятие проводится с целью развития эколо...

Игра-путешествие "По лесным тропинкам"

Игра проводилась в рамках Недели природоведения между командами двух классов (параллель 2-х классов)...

Конспект обощающего урока по окружающему миру "По лесным тропинкам"

Данный урок может быть использован в любом УМК при закреплении материала по теме "Лесная природная зона". Урок проводится в форме соревнования....

«Путешествие по лесной тропинке»

Пояснительная записка. Экологическое мероприятие   «Путешествие по лесной тропинке» можно проводит  на кружковых занятиях с детьми начальных классов.  Данное мероприятие...