Методическая разработка по охране окружающей среды. Устный журнал "Пернатые друзья"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

Якимова Ольга Антиповна

Методическая разработка.Окружающий мир.

"Пернатые друзья"

Устный журнал для обучающихя начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ustnyy_zhurnal.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Охраняйте родную природу!»

(Окружающий мир. Материал  для 1-4 классов)

                                       

Задачи: воспитание бережного отношения к природе;

               формирование у учащихся системы  знаний о                                        

               птицах родного края (Кузбасса).

Цели: обогащение знаний обучающихся о зимующих птицах,

развитие наблюдательности, памяти, логического мышления,

уточнение понятий «Перелётные и зимующие птицы».

Оборудование: звукозапись «Голоса птиц», рисунки птиц (зимующих и улетающих осенью на юг), книжная выставка «Рассказы о птицах»,

Плакаты: пословицы о бережном отношении к природе, народные приметы.

Устный журнал «Пернатые друзья»

1й ведущий.    

    Ребята! Мы получили последний номер журнала «Пернатые друзья» Этот журнал необычный: он говорящий и звучащий. Его странички могут рассказать нам много нового и интересного о зимующих птицах. Давайте перелистаем страницы этого журнала. Открываю 1 страницу. Как она называется? Один  из участников громко читает «Репортаж с лесной опушки»

2й ведущий.

  Сейчас мы услышим репортаж с лесной опушки, где собрались лесные обитатели. (Птицы сидят кружком.) 

Давайте послушаем, о чем они говорят.

Первая птица, у которой я взял интервью, сидела на стволе дерева. Она очень красивая: перья красные, жёлтые, чёрные и белые. Клюв у птицы прямой, гранёный и очень красивый. Кто вы? (Дятел встаёт, проходит перед ребятами, давая  возможность им полюбоваться и рассмотреть разнообразие красок своего костюма).

Дятел:      Хоть я не молоток, по дереву стучу,

                 В нём каждый уголок обследовать хочу.

                 Хожу я в шапке красной и акробат прекрасный.

1й ведущий.             Кто же это? Вы догадались?

Дети: Это дятел.

2й ведущий.

        Вы большой пёстрый дятел. Какое разнообразие красок в вашем костюме!  Вряд ли у кого найдешь такое сочетание. Это о вас говорят: «ДЯТЕЛ - ЛУЧШИЙ ДРУГ ЛЕСА».

Отгадайте загадку «Не дровосек, не плотник, а лучший в лесу работник».

Дятел:

  Да, это обо мне. Вся жизнь моя проходит на деревьях. Здесь я добываю себе корм из-под коры деревьев, так как пищей мне служат личинки жуков и насекомых, живущие в корне и древесине. Достаю я их своим тонким языком, который может высовываться изо рта на 10-12 см. Язык у меня липкий и имеет на конце маленькие шипы. Мелкие насекомые прилипают к языку, а больше всего нанизывается на острый кончик языка. Питаюсь я так же семенами хвойных деревьев. Ноги у меня приспособлены к лазанию по стволам деревьев. На ногах имеются острые когти, которые помогают мне прочно держаться за кору деревьев.

1й ведущий.

Как внимательный врач, дятел осматривает. Выстукивает. Выслушивает каждое дерево. Если дерево заражено, дятел принимается долбить его. По следам работы дятлов можно узнать, здоров ли лес.

Но этого мало: дятел в лесу не только врач, но и плотник. За свою жизнь он выдалбливает десятки дупел. Дупло служит домиком, в котором поселятся на летний сезон скворцы, мухоловки, горихвостки. Синицы и многие другие очень полезные птицы.

Дятел. А что вы ещё знаете обо мне, ребята?

 Дети. Вы умеете на пнях устраивать кузницы. Закладываете в щели пня шишки и разбиваете клювом. Добывая семена хвойных деревьев для питания, вы посадите новый лесочек.

 

Дятел. Молодцы ребята! За хорошие ответы на мои вопросы награждаем памятными медалями. (Самые активные ребята получают медальки с изображением дятла).

2й ведущий.

 Кто это так бойко перескакивает с одного сучка берёзки на другой?  (Звукозапись голоса синицы. Кто это распевает протяжно и звонко в солнечный полдень свою песенку: «Синь-синь-синь»? И как будто повторяет, прислушайтесь…

Синичка: (Встаёт и говорит) «Скинь кафтан, скинь кафтан».

2й ведущий. Ребята, вы узнали эту птицу?

Ребята. Это синица.

Синица.           Да, я синица.

                          Пусть я птичка-невеличка.

                          У меня, друзья, привычка:

                          Как начнутся холода,

                          Прямо с севера, сюда!

Меня можно увидеть не только в лесу, но и в городских парках, я маленькая, как воробышек. У меня чёрная шапочка, жёлтая грудка, зелёная спинка и острый чёрный клюв. Я охотно поселяюсь в старых хвойных лесах. Место для гнезда выбираю в старом пне или занимаю пустые дупла, сделанные лесным плотником-дятлом.

Зимой поедаю семена ели, сосны и других растений.

2й ведущий.

Эта птица встречается чаще других зимующих птиц. Летом она питается насекомыми, уничтожая большое количество вредителей сада и леса. Зимой синицы перекочёвывают ближе к селениям и городам. Часто синицы прилетают на балконы и расклеивают завёрнутые продукты, любят они несолёное сало.

Зимой трудно найти синицам пищу и потому надо устраивать для них «столовые». К кормушке, куда насыпают сухой корм, можно привязывать кусочки сала.

Синица. Ребята, посмотрите, что за маленькая птичка сидит рядом со мной?

2й ведущий.  На ветвях, украшенных снежной бахромой,

                        Яблоки румяные выросли зимой.

                        Яблоки румяные весело снуют.

                        Гусениц мороженых, яблоки клюют.

Снегирь.   Я – снегирь. Уверен, что вы меня узнали сразу по моей красной грудке. Я частый гость зимой в ваших лесах. Не случайно моё имя связано с первым снегом. Посмотрите, какой у меня толстый, чёрный клюв. Им я вылущиваю семена ягод черёмухи, можжевельника и рябины. Охотно поедаю семена берёзы. Голос у меня скрипучий, а иногда издаю и мягкие звуки «фью-фью».

1й ведущий.

А что это за стайка маленьких сереньких птичек сидит на дереве и на дороге и жалуется на голод «Чуть жив, чуть жив»?

Воробей. Маленький мальчишка в сереньком пальтишке  

                 По дворам шныряет, крохи собирает.

                 Что я за птица, на месте не сидится?

Дети. Это серый воробей.

Воробей.  Голодом страшна зима птица, а не холодом. Сыта птаха– и тепло ей под пухом и перьями. Вы думаете, от нас, воробьёв мало пользы?

Нет, мы главные защитники – сторожа парков, садов, огородов. Своё потомство мы выкармливаем насекомыми и их личинками, принося большую пользу человеку.

2й ведущий.

 Спасибо вам, птички! Много интересного рассказали вы о своей жизни зимой. Что вы можете пожелать ребятам?

Синица.

Не забывайте о нас ребята, зимой. Устраивайте птичьи столовые. Помогайте пережить нам трудное время. А мы привыкнем к вашей кормушке и не улетим весной в лес. Будем спасать ваши сады и огороды от насекомых.

2й ведущий.

Следующая страница журнала – музыкальная. По звукам определите птиц.

1. Стук по дереву.  (Звучит дробь дятла. Ребята показывают сигнальную карточку с нарисованным дятлом)

2.  Звучит звукозапись - голос синицы.

3. Звуки «Чик-чирик». (Воробей).

(Ведущие награждают ребят за правильные ответы).

1й ведущий.  Молодцы, ребята! Голоса птиц вы знаете и хорошо справились со всеми нашими заданиями.

2й ведущий.

Открываем третью страницу нашего журнала. На этой странице много необычного и занимательного. Здесь помещены народные приметы, загадки и стихотворения о наших пернатых друзьях.

Народные приметы:

1. Если сороки и вороны зимой садятся на верхушки деревьев – будет мороз.

2. Летом ласточки и стрижи летают над самой землёй – будет дождь.

3. Соловей поет всю ночь – в ясной солнечной погоде.

4. Воробьи дружно расчирикались – к оттепели.

5. Дикие гуси летят на юг -  зима на дворе.

6. Осенью птицы летят на юг низко – к холодной зиме; высоко – к тёплой  осени.

1й ведущий.

Викторина.

Вы увидели в лесу гнездо птицы. Как сохранить его? (Не вытаптывать траву у гнезда, если оно на земле, не трогать яйца руками, не брать в руки птенцов.)

Какая охота разрешается в природе в любое время года? (Фотоохота)

Какая птица умело подражает голосам многих птиц?» (Скворец)

Прилёт какой птицы означает начало весны? (Прилёт грача)

Название какого ядовитого растения леса связано с названием птицы? (Вороний глаз)

1й ведущий.  

Поиграем в игру. Она называется «Перелётные и зимующие птицы».

Называю зимующую птицу – вы должны присесть, если перелётную, которая улетает на юг – поднять руки вверх. Все встали, играем!

Птицы нашего края: снегирь, галка,  ворона, грач, ласточка, дикая утка, журавль, воробей, синица, стриж, свиристель, клёст, кукушка, дрозд, жаворонок, сова.

2й ведущий.  Какие вы знаете загадки о зимующих птицах?

Загадки.  (Загадывают заранее подготовленные ученики).

Он щебечет  «Чик – чирик!»

Серый, ростом невелик.

Скачет по дорожке,

Ищет зёрнышки и крошки.

Что с опаскою глядишь?

Что на крышу не летишь?

Я не трону, не робей.

Эй,  пугливый… (воробей).

«Тук-тук-тук!» - поутру

Носом долбит он кору.

Сколько пользы этот нос

Нашим яблоням принёс!

Эта птица -  молодчина:

Выбирает всех личинок,

Ну, а чтоб жилось тепло,

Мастерит себе дупло.

Много времени потратил

На своё жилище … (дятел).

Вот опять гнездо себе

Мастерит в печной трубе.

И туда, на крышу дома,

Тащит ветки и солому.

Натаскает ваты, пуха –

Хорошо птенцам и сухо.

Вот смекалка так смекалка!

Это что за птица? … (Галка).

Ей на месте не сидится:

Всё летает целый день.

Суетится, суетится,

Целый день звенит: «Тень, тень!»

Угадай-ка, что за птица?

То весёлая … (синица).

(Победители получают награды)

1й ведущий.  

Ребята, надеемся, что вам понравился наш устный журнал.

О птицах советуем прочитать следующие книги:

(Рассматривают выставку книг.)

(Список литературы заготовлен на плакате.)

В. Бианки «Наши птицы»;

К. Киршина «Двор непуганых птиц»;

Н. Николаев «Случай на Маныче»;

Е. Чарушин «Никитка и его друзья»;

В. Кудрявцев «Таинственный похититель»;

Н. Сладков «Трясогузкины письма»;

В. Бианки «Чей нос лучше?».

2й ведущий.   

Закрываем последнюю страничку нашего журнала. До новых встреч!

Составитель:  Учитель МКС(К)ОУ «С(К)О

 школа- интернат №6 VIII вида» г. Гурьевска

Кемеровской области Якимова О.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока Окружающего мира Николаевой Елены Рудольфовны Класс: 3 Тема: Экология. Агрессивная экологическая среда. Программа: «Школа России» Автор учебника: А. А. Плешаков

I. Основная часть1. Методическое обоснование темы.2. Методические рекомендации по проведению урока.3. План урока4.Дидактический материал к уроку (можно не выделять в виде приложений).5....

Методическая разработка урока окружающего мира "Твои друзья"

Урок о дружбе, взаимопомощи, о любви к природе. Разработка сопровождается презентацией...

Методическая разработка урока английского языка по теме «Друзья по переписке» во 2 (втором) классе общеобразовательной школы

Методическая разработка урока английского языка по теме «Друзья по переписке» во 2 (втором) классе общеобразовательной школы с цклью формирования навыков чтения и работы с текстом; развитиякоммуникати...

Методическая разработка по окружающему миру на тему "Ты и твои друзья"

Эту разработку я представляла на конкурс "Учитель здоровья", прошла в 3 тур и стала дипломантом. Подойдет для 2 класса. Урок интересен разнообразными формами и методами работы. Приятного про...

методическая разработка урока окружающий мир «Ты и твои друзья» 2 класс

Данный урок разработан для проведения на районном методическом объединении.Материал позволяет создать условия для развития представления о понятиях «друг», «дружба», умения выс...

КВН в 3-4 классах по ознакомлению с окружающей средой "Наши крылатые друзья - птицы"

Мероприятие проводится в 3-4 классах. В ходе КВН ребята повторяют изученный ранее материал и знакомятся с новыми понятиями....