"Золотое кольцо России" конспект урока по окружающему миру
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Демьяненко Мария Алексеевна

Урок по теме «Золотое кольцо России» проводится в 3 классе. Это первый урок большой темы «Путешествие по городам и странам». При проведении этого урока мною использованы такие методы и приемы: постановка проблемного вопроса, рассказ учителя, викторина,  сообщение учеников о городах, работа в группах, заочная экскурсия по городам с заполнением путеводного листа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zolotoe_kolco_rossii.docx38.17 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока. Путешествие по Золотому кольцу России.


Цель: создать у учащихся представление о древних городах Золотого кольца

Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями.

Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к истории Родины, любовь к своей стране.
2. Воспитывать чувство справедливости, коллективизм, умение радоваться успехам товарищей.

Развивающие:
Развивать познавательную и творческую активность учащихся.
Развивать речь, память, мышление, воображение, умение слушать.

Ожидаемые результаты обучения:

-В результате изучения данной темы учащиеся:

-узнают историю создания древних русских городов

-познакомятся с достопримечательностями городов Золотого кольца

 - будут учится работать с информацией, ставить вопросы и отвечать на них


Межпредметные связи на уроке:

География: Общие сведения о городах.
История: Возникновение первых поселений, достопримечательности городов Золотого кольца.

Оборудование:

компьютер, экран, проектор;

мультимедийная презентация;

 путеводные листы у каждой группы;

Плешаков А.А. Мир вокруг нас. 3 класс. 2 часть. - М.: Просвещение, 2009.

карточки с информацией у каждого учащегося;

сообщения учеников

План урока:

Эмоциональный настрой урока

Актуализация знаний.

1) Постановка проблемной ситуации

2) Сообщение темы

Получение новых знаний

1) Викторина

2) Сообщение ученика

3) Рассказ учителя

4) Физкультминутка

5) Работа в группах

6) Слово учителя

7) Легенда

Закрепление полученных знаний

Домашнее задание

Итог урока. Рефлексия.

Урок по теме «Золотое кольцо России» проводится в 3 классе. Это первый урок большой темы «Путешествие по городам и странам». При проведении этого урока мною использованы такие методы и приемы: постановка проблемного вопроса, рассказ учителя, викторина,  сообщение учеников о городах, работа в группах, заочная экскурсия по городам с заполнением путеводного листа

Эмоциональный настрой урока

Какие пожелания будут нашему уроку? (получить знания) Чтобы ваши пожелания оправдались, будем активно работать, слушать и запоминать о чём будут говорить.

Актуализация знаний.

1)Постановка проблемной ситуации.

Сначала решим проблемную ситуацию Как вы понимаете, что такое кольцо? (Украшение, предмет в форме окружности, имеет форму замкнутого круга)

 Какие бывают кольца?  (Обручальное, кольцо для ключей, гимнастические, трамвайное, кольца дыма)

2) Сообщение темы

Сегодня на уроке речь пойдет  о золотом кольце. А  принадлежит оно не отдельному человеку, а целой  нашей стране России. Оно так и называется – золотое кольцо России. Украшено оно российскими самоцветами – городами. Сегодня на уроке мы познакомимся с городами Золотого кольца.

Получение новых знаний

1)Введение в тему

(слайд 2) Посмотрите на план – карту размещения этих городов в Золотом кольце.  Они действительно расположены почти кругом, беря свое начало в столице нашей Родины – Москве.

- Сегодня мы с вами совершим путешествие по городам Золотого кольца, узнаем историю их создания, познакомимся с достопримечательностями древних городов. У вас на парте путеводные листы.  (слайд 3) Точка отправления – город Москва. Готовы  к путешествию?  Узнаем по ответам на вопросы викторины о нашей столице.

1)  Викторина  (проверка ранее полученных знаний)

 Москву называют столицей. Столица — это главный город страны. Сегодня Кремль – место работы Президента Российской Федерации. Что извещает о присутствии в Кремле Президента? (флаг)  (слайд 4)

- Кто основал Москву? (Юрий Долгорукий)   (слайд 5)

 -Самый большой в мире колокол находится в Кремле. Его называют Царь-колокол. Но он к тому же и самый молчаливый. Что послужило тому, что голоса этого колокола никто никогда не слышал? (пожар)  (слайд 6)

 -Когда отливали Царь-колокол, случился пожар. Чтобы потушить огонь, в литейную яму, где находился колокол, стали лить воду. Колокол треснул. От него откололся огромный кусок, и колокол навеки остался немым.

 -Кремль славится еще одним чудом – огромной пушкой. Как и колокол, её называют Царь-пушкой. Отлил ее в Москве Андрей Чохов. Вместе со своим помощником он сначала сделал модель пушки, потом целый год готовил форму для её отливки. Из чего была сделана модель Царь-пушки? Какой материал использовал мастер? (воск)   (слайд 7)

 -У стен Кремля расположилась большая площадь. Она называется «Красная», то есть красивая. Это главная площадь страны. На Красную площадь выходят проездные ворота главной башни Кремля. На башне находятся главные часы страны – они показывают самое точное «московское время». Как называется главная башня Кремля? (Спасская)   (слайд 8)

 -В честь победы над татарами, которое долгие годы притесняли Русскую землю, царь Иван Грозный приказал храм построить. А назвали храм Покровский собор. Но москвичи дали храму другое имя. Назовите имя московского юродивого (чудаковатый, безрассудный, малоумный), которое носит храм. (Василий Блаженный)   (слайд 9)

2) Сообщение ученика   (рассказ о Сергиевом Посаде)

 - Замечательно, молодцы. Рассаживаемся поудобнее и отправляемся в путь. До первого города всего 60 километров на северо-восток – это  Сергиев Посад.  (слайд 10)

 - Нашим гидом будет…( Тот, кто сопровождает туристов и показывает им какие-либо достопримечательности)

В 14 веке два брата решили стать отшельниками (тот, кто отказывается от общения с людьми, с внешним миром) В глухом лесу, неподалеку от города Радонеж они построили себе хижину и стали там жить. Один из братьев не выдержал уединения и вернулся домой. А второй - Сергий, прозванный Радонежским, остался. (слайд 11) Он основал здесь большой монастырь. Монастырь – это место, где живут и работают монахи или монахини, люди, которые решили посвятить свою жизнь служению Богу.

Прошло много лет и у Сергия появились соседи-монахи. Но не только монахи, вся Россия прослышала о старце, мечтая жить рядом с таким святым человеком.  Так на свет появился Сергиев Посад. Сейчас на месте хижины Сергия располагается Троице  Сергиева Лавра, которая признана главным монастырем России. (слайд 12)  Здесь находится уникальная библиотека рукописных книг, иконы великого Андрея Рублева. На весь мир знаменита его икона «Троица». (слайд 13)

Мы покидаем Сергиев Посад, напишите название города в путеводном листе, вспомните историю создания и достопримечательности.

3) Рассказ учителя   (информация о Переславле –Залесском)

Мы снова садимся в автобус и продолжаем путе шествие. Следующий город – Переславль- Залесский. (слайд 14)  Этот город был основан тем же человеком, который основал Москву, помните кто это?

Одна из главных ценностей Переславля Залесского – уникальное Плещеево озеро. (слайд 15) Глубокое, с прохладной чистой водой, оно притягивает своим спокойствием и изумительной красотой. На его берегу лежит Синий камень – громадный валун, которому поклонялись наши предки-язычники (Народ, почитающий традиции и богов). (слайд 15) Камню приносили жертвы, с ним связано много легенд. На берегу этого «русского моря», так называют Плещеево озеро, 860 лет тому назад князь Юрий Долгорукий приказал основать город – крепость Переславль, путь к которому лежал через густые леса, отчего к его названию прибавилось прозвище «Залесский». Стены храма – богатыря – Спасо – Преображенского собора стойко перенесли монголо-татарское нашествие. (слайд 16)  За три года враги захватывали Переславль шесть раз! Горицкий Успенский монастырь находится на возвышенности, на горе (отсюда и название) у южного берега Плещеева озера. (слайд 17)  Благодаря своему местонахождению он виден отовсюду.

Недалеко от Горицкого монастыря расположен другой монастырь, Троицкий Данилов. (слайд 17) В Переславле-Залесском  родился князь Александр Невский. ( слайд 18) После смерти он был причислен к лику святых. В центре города на Красной площади была построена церковь Александра Невского. (слайд 18)

В конце 17 века на берегу Плещеева озера царь Петр I приказал заложить корабельные верфи. 1 августа 320 лет тому назад  первые корабли были торжественно спущены на воду. До наших дней уцелел лишь один такой корабль – бот «Фортуна», который хранится в музее на Плещеевом озере. (слайд 19)

А ещё в этом городе есть замечательный  «Музей чайника». Посмотрим  видеоролик о нём.

Отметим на путеводном листе название города, вспомним что слышали и видели и отправляемся дальше в путь.

4) Гимнастика для глаз

Сядьте поудобнее в креслах, отдохнём.  Представьте себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний – в левый верхний, в правый нижний. Ещё раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата. Покорчим рожи. Изобразить мордочку ёжика -губки вытянуты вперёд - влево – вправо – вверх – вниз, потом по кругу в левую сторону, в правую сторону.

5) Работа в группах  (информация о Ростове)

Следующий город - Ростов Великий. (слайд 20) Разделимся на 2 группы,  каждая получит информацию о городе.        Возьмите конверт, прочитайте её..

Самоконструкция:  Индивидуальная работа.        I группа.

Город Ростов – один из самых древних в Золотом кольце, и уже в давние времена его с уважением называли Великим. Самая замечательная часть города – Ростовский кремль, это крепостная стена для защиты города от врагов.  (слайд 21)За белыми стенами Кремля  видны многочисленные купола церквей. Ростовские колокола известны во всем мире. В 17 веке было отлито 13 колоколов. Самый большой колокол «Сысой» весит  примерно 32 тонны. Отражаются в воде купола и плывет над озером перезвон колокольный. Это не просто звон, а настоящая музыка. И, чтобы услышать ее, приезжают люди со всех сторон, из дальних стран.

 - Слушаем Ростовский колокольный звон (слайд 21)

II группа

А еще славится ростовская финифть – эмаль, применяющаяся при художественной росписи металлических изделий. Тонкая медная пластинка покрывается с обеих сторон слоем эмали (специальная краска). Затем на эмаль наносили рисунки, узоры. Расписной эмалью украшали столовую посуду, оружие. Фабрика «Ростовская финифть» и сейчас выпускает броши, серьги, шкатулки и другие сувениры. Секреты ростовской финифти передаются мастерами из поколения в поколение (слайд 22)

Социоконструкция: 

 Обсудите в парах информацию, поделитесь вопросами. Посоветуйтесь в группе.        

Миниафиширование:  Заслушивание представителей групп.        

Запишите  на путеводных листах название города, вспомните, чем он вам запомнился и едем дальше.

6) Слово учителя   (информация об Угличе)

Этот город стоит на реке Волге. В этом месте она изгибается, течёт углом. Наверное поэтому и город называется Углич. Здесь мы делаем короткую остановку в Угличском Кремле. В 16 веке в Угличе погиб младший сын Ивана Грозного, девятилетний Дмитрий. На месте гибели царевича была возведена Церковь «на крови»: Угличский кремль. (слайд 24)

 - Отметьте название города  и отправимся дольше по Золотому Кольцу.

7) Легенда   (информация ученика об Ярославле)

От Ростова Великого недалеко до жемчужины Золотого кольца -  Ярославля.  (слайд 25) Послушайте легенду.

 « Плыл как-то по Волге - реке князь Ярослав да всматривался вдаль. Смотрит: С одной стороны берега низкие, а с другой - возвышается холм с крутыми склонами. "Хорошее место для крепости," - решает князь и начинает закладывать город, который был назван его именем - Ярославль. На гербе Ярославля изображен медведь.  Его появление там связано с легендой. Русский князь Ярослав Мудрый шел с дружиной, осматривая свои земли. Дорога была глухой, заросшей лесом. Князь отстал от дружины, и вдруг из-за оврага появилась медведица и бросилась на него. Не растерявшись, он успел ударить ее топором. В память об этом событии Ярослав построил церковь. А вскоре на том же самом месте заложил новый город - Ярославль, символом которого стал медведь» (слайд 26)

В Ярославле множество церквей. Собор Спасо-Преображенского монастыря – старейшее из сохранившихся зданий Ярославля. (слайд 27) В центре города стоит памятник Федору Григорьевичу Волкову. Этот человек создал в Ярославле первый в России общедоступный театр. Ярославль называют родиной русского театра. (слайд 28)

Закрепление полученных знаний

Первый день экскурсии закончился. Разделитесь на группы, обсудите что вы видели, что узнали, сформулируйте вопросы для своих товарищей.

Я тоже приготовила для вас вопросы.

  1. Этот город назван в честь святого Сергия Радонежского (Сергиев Посад).
  2. Этот город, как и Москва, основан Юрием Долгоруким (Переславль-Залесский).
  3. В этом городе родился князь Александр Невский  (Переславль-Залесский).
  4. Главный монастырь России Сергиева Лавра находится  в …(Сергиев Посад).
  5.  Знаменитая на весь мир  икона Андрея Рублёва называется…  («Троица»)
  6.  Сюда приезжают послушать колокольный перезвон. ( Ростов)
  7. Этот город назван так потому, что река, на берегу которой он стоит, в этом месте «изгибается», течет «углом» (Углич).
  8. В этом городе часто бывал Петр I приказал заложить корабельные верфи, место постройки кораблей  (Переславль-Залесский).
  9. Этот город славится своей финифтью (Ростов).
  10. На гербе этого города изображён медведь  ( Ярославль)
  11.  Первый общедоступный театр был создан в … (Ярославль)

Домашнее задание

Итог урока. Рефлексия

Понравилась вам экскурсия?  Какие впечатления получили? Хотите продолжить наше путешествие?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 3 классе. Тема "Золотое кольцо России". Урок иллюстрирован презентацией.

Урок - путешествие по городам Золотого кольца России знакомит учащихся с крупными старинными городами, их историей, экономикой, культурой....

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: Золотое кольцо России. 3 класс. 1 урок.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: Золотое кольцо РоссииЦели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о городах России, которые называются золотым кольцом.Планируемые резул...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: Золотое кольцо России. 3 класс. 2 урок.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: Золотое кольцо РоссииЦели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о городах России, которые называются золотым кольцом.Планируемые резул...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: Золотое кольцо России. 3 урок. 3 класс.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: Золотое кольцо РоссииЦели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о городах России, которые называются золотым кольцом.Планируемые резул...

Конспект урока окружающего мира "Золотое кольцо России. Урок 1 "

​КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема: Золотое кольцо России.Цели деятельности учителя: формирование знаний у обучающихся, о древних городах, которые образуют Золотое кольцо России.Планируемые ре...

Конспект урока окружающего мира "Золотое кольцо России. Урок 2."

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУТема: «Золотое кольцо России» Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с городами, входящими в «Золотое кольцо России» и их досто...

Конспект урока по окружающему миру"Золотое кольцо России", 1 урок (Школа России, 3 класс)

Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с городами Золотого кольца России и некоторыми ихдостопримечательностями. Планируемые результаты:Предметные:- знать города, входящие в Золотое кол...