Развёрнутый конспект проблемного урока по окружающему миру. Откуда пришёл шоколад?
презентация к уроку по окружающему миру (1 класс) на тему

 

Благодаря созданию проблемных ситуаций во время урока,  учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формируют с помощью учителя определенные понятия, законы. В результате, у учащихся вырабатываются навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний, развивается внимание, воля, творческое воображение. <?xml:namespace prefix = o /??>

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir_1_klass.doc55.5 КБ
Office presentation icon otkuda_shokolad.ppt385.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БУГУЯНСКАЯ ООШ ИБРЕСИНСКОГО       РАЙОНА       ЧУВАШСКОЙ       РЕСПУБЛИКИ

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

 

УРОК:

ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ В 1 КЛАССЕ

(Урок с проблемными ситуациями)

ТЕМА:

ОТКУДА ПРИШЁЛ ШОКОЛАД?

РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА

                                                                 УЧИТЕЛЬНИЦА НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
                                                              СТЕПАНОВА ВЕРОНИКА ВАСИЛЬЕВНА

2011

УРОК: Окружающий мир

ТЕМА: Откуда берётся шоколад?

ЦЕЛЬ: Расширение кругозора и знаний о растениях используемых человеком, формирование представления о происхождения шоколада,  привитие чувства дружелюбия и взаимопомощи.

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер с медиопроектором, экран, презентация  о происхождение шоколада, сюжетные картинки деревьев, предметные картинки овощи,  раздаточный материал: лото, раскраски, карандаши; продукты из какао: шоколад в разных вариантах, масло, какао со сгущенкой, конфеты.

ХОД УРОКА:

  1. Организационная часть:
  1. Прозвенел звонок весёлый
  2. Наш учитель у доски.
  3. Мы пришли сегодня в школу,
  4. Мы теперь ученики!
  1. Повторение материала прошлого урока:

(Подводящий к знанию диалог представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию нового знания.

 Подводить учеников к новому знанию можно, так или иначе, проработав звено постановки проблемы либо пропустив его вообще.

Приведем пример подводящего от проблемы диалога.)

  1. Посмотрите на картинки (предметные картинки овощей среди них виноград) и подумайте, что здесь лишнее (виноград)
  2. Почему? Объясните свой ответ.                                            

          Мы говорили, что виноград растёт в тёплых странах.

  1. Вспомните и ответьте, растёт ли в нашей местности виноград?
  2. Подумайте и дайте ответ, почему и  у нас можно выращивать виноград?
  3. Ответьте, что такое изюм?
  4. Вспомните, какой он на вкус?
  5. В какие продукты добавляют его?

           Сделаем обобщение наших ответов, я буду начинать предложения вы их                

           продолжите:

  1. Виноград растёт там, где ...(тепло)
  2. Высушенный виноград по - другому это ... (изюм)
  3. Изюм добавляют в ...(кондитерские изделия), и в шоколад.

  1. ФИЗПАУЗА: Мы шли, шли, шли. Шоколадку нашли

                            Мы сели шоколадку съели и дальше пошли,

  1. Изучение новой темы:

На доске картинки деревьев (дуб, берёза, ель, сосна, осина)

  1. Назовите название деревьев.
  2. В первом ряду, какие деревья? (лиственные)
  3. Во втором ряду? (хвойные)
  4. Что делает человек из дуба (мебель, стелет полы), из берёзы – дрова, из ели и сосны стройматериал, из осины – спички.

          Демонстрация дерева какао.  

                - Знаете те ли, как называется это дерево?

(Создаётся проблемная ситуация.  Различие методов состоит в форме возникающей учебной проблемы. При побуждающем диалоге может появиться и тема урока, и вопрос для исследования. При подводящем диалоге и сообщении обычно формулируется тема урока. Поставив учебную проблему любым из названных методов, переходим к организации поиска решения.)

  1. Какое же это дерево и где оно растёт, как же его использует человек?

 (Переходим к следующим этапам учебного процесса - воспроизведению знаний, решению задач или выполнению упражнений. При этом необходимо помнить, что в случае постановки учебной проблемы в форме вопроса требуется: во-первых, вернуться с вновь «открытым» знанием к вопросу и ответить на него; во-вторых, предложить ученикам сформулировать тему урока. Задание на формулирование темы урока также обязательно при подводящем без проблемы диалоге)

          Об этом  мы сегодня узнаем на уроке.

Слушайте внимательно.                                                                                                                                                      

      Сообщение учителя. Это дерево приносит плоды, и из этих плодов человек научился делать какао-порошок (демонстрация какао-порошка). Позже из какао порошка люди научились делать  …?

 (Существуют два вариан та выдвижения гипотез на уроке: последовательный и одновременный. В первом случае сначала выдвигается и проверяется одна ошибочная гипотеза, потом другая — и так вплоть до появления решающей гипо тезы. Во втором случае все гипотезы (и ошибочные, и решающая) вы двигаются сразу, и лишь затем начинается проверка.)

      Презентация о происхождении шоколада. Слайды с 1 по 6 (В слайде № 3 проблемная “ошибочная” ситуация)

ФИЗПАУЗА: Пальчик о пальчик стук да стук…

4. Закрепление:

              - Поиграем в игру лото  “Соедини цепочку”. У вас на партах лежат листочки,  вы должны будете вдвоём, т.е. в парах выполнить  задание.

  1. составьте правильную цепочку происхождения шоколада.
  2. (работа в парах и индивидуальный подход)

5. Подведение итогов урока:

  1. Что нового узнали на уроке?
  2. Назовите, что изготавливают из плодов дерева какао?
  3. Демонстрация продуктов из какао.

6. Организационный конец урока.

Р.S.  1. Практическая работа. Надо найти слово “какао” на этикетках шоколадных изделий.

2. Каждый придумывает новое название и рисунок для этикетки своего шоколада.

3. Детей угощают вкусным шоколадом.

 ВЫВОДЫ ПО УРОКУ: На уроке дети знакомятся с какао-порошком, узнают, что он происходит из какао-бобов, что дерево какао  растёт в Южной Америке, получают сведения о том, что его пока невозможно выращивать в нашей местности. Делают выводы, что шоколад полезен при умеренном употреблении и  в настоящем шоколаде должен присутствовать какао-порошок.

C:\Documents and Settings\y\Мои документы\МОИ УРОКИ\С.В.В.урок\Урок С.В.В\УРОК.doc

При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он доводит в необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий, систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факты и организует их учебно-познавательную деятельность так, что на основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формируют с помощью учителя определенные понятия, законы. В результате, у учащихся вырабатываются навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний, развивается внимание, воля, творческое воображение.

Психологической наукой установлена определенная последовательность этапов продуктивной деятельности человека в условиях проблемной ситуации:

I. Проблемная ситуация

          II. Проблема

         III. Поиск способов ее решения

         IV. Решение проблемы

Полный цикл умственных действий от возникновения проблемной ситуации до решения проблемы имеет несколько этапов:

        возникновение проблемной ситуации;

        осознание сущности затруднения и постановки проблемы;

        нахождение способов решения путем догадки или выдвижения  предложений и обоснование гипотезы;

        проверка правильности решения проблем

Структура проблемного урока

Цель урока

Этапы урока

Творческие звенья деятельности учащихся

З

Н

А

Н

И

Е

 введение

постановка

учебной проблемы

формирование вопроса или темпы урока

 

поиск решения

открытие субъективно нового знания

воспроизведение

выражение решения

выражение нового знания в доступной форме

реализация продукта

представление продукта учителю и классу

Общие функции проблемного обучения:

  1. усвоение учениками системы знаний и способов умственной практической деятельности;
  2. развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей учащихся;
  3. формирование диалектико-материалистического мышления школьников (как основа).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру "Откуда в снежках грязь?"

Урок по окружающему миру "Откуда в снежках грязь составлен с применением элементов проектной технологии....

конспект урока по окружающему миру "Откуда берется снег и лед"

Путем практического исследования и моделирования природных объектов и явлений вывести свойства снега и льда. Развивать творческие способности, познавательный интерес к учебной деятельности на осн...

Конспект урока по окружающему миру "Откуда в снежках грязь"

Открытый урок по окружающему миру в 1 классе. Школа России....

Конспект урока по окружающему миру "Откуда берется и куда девается мусор?", 1 класс

Открытый урок в рамках проведения межпредметной недели, посвященной году экологии в России...

Конспект открытого урока по окружающему миру «Откуда в наш дом приходит электричество» в 1 классе.

Конспект открытого урока по окружающему миру    «Откуда в наш дом приходит электричество» в 1 классе.Цель: раскрыть роль электричества в быту.Задачи: ●  формировать пре...

Конспект урока по окружающему миру "Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?"

Тема: Урок-путешествие. Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?Практическая работа: проведение опытов, показывающих загрязнение воды и ее очистку...