Использование исследовательской деятельности младших школьников на уроках окружающего мира.
материал по окружающему миру по теме

Одной из ведущих технологий стандартов второго поколения становится исследовательская деятельность учащихся как в учебном процессе, так и во внеурочной деятельности. Чтобы получить планируемые результаты, на уроках окружающего мира я, в частности, учу ребят использовать естественно - научные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных и письменных высказываниЙ. Мы проводим много экскурсий и походов,изучая историю и достопримечательности родного района.Не забываем и о здоровьесберегающих технологиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        В последние годы в системе образования произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и пути их реализации. Появился новый термин «универсальные учебные действия» (УУД). Он означает умение учиться, т.е. способность учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию, совокупность способов действий учащихся, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

        В результате у выпускников начальной школы должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УДД как основа умения учиться. Выпускники приобретут первичные навыки работы с информацией, смогут осуществлять поиск информации, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать полученные данные.

        В связи  с этими требованиями одной из ведущих технологий стандартов второго поколения становится исследовательская деятельность учащихся как в учебном процессе, так и во внеурочной деятельности.

        Чтобы получить планируемые результаты, на уроках окружающего мира я, в частности, учу ребят использовать естественно - научные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных и письменных высказываний.

        Поэтому в конце изучения тематических разделов учащиеся, используя различные справочные издания, Интернет, дополнительную литературу, готовят мини-сообщения и выступают с ними перед одноклассниками. Так, после изучения темы « Планеты Солнечной системы» проводится проектное исследование « Планеты внешнего и внутреннего круга». В своих сообщениях учащиеся, рассказывая о расположении  планеты относительно Солнца, о массе планеты, о силе тяжести, температурных условиях и т.д., делают выводы о том, как бы чувствовал себя человек на той или иной планете.

        Работа с такого рода литературой даёт возможность проводить викторины на темы, вызывающие у учащихся повышенный интерес: на знание лекарственных трав, съедобных и ядовитых грибов, растений и животных, занесённых в Красную книгу, и т.п.

        На основе составленной рабочей программы с включением регионального компонента я использую в работе пособие Щербашиной Л.Д. и Бочкарёвой И.В. « Моя Адыгея», где собран замечательный материал для изучения нашей малой родины, помогающий детям осознавать ценность родной природы и необходимость нести ответственность за её сохранение.  Сначала учащиеся, распределившись на группы по интересам, выбирают из книги тему, которая вызвала у них особый интерес. Затем они ищут материал по этой теме в других источниках. В конце проделанной работы ребята выступают с подробным сообщением перед другими группами. Ребята рассказывают о том, где нашли информацию, делятся адресами сайтов, дают друг другу ознакомиться с изученной литературой - книгами, хрестоматиями, энциклопедиями, распечатанными материалами из Интернета. Мы проводим выставки работ, рисунков.

        Перед проведением экскурсий учащиеся готовят материал по теме, которой посвящена экскурсия. Например, походы по ущелью ручья Руфабго,  по хребту Унакоз к пещерам древнего человека, посещение Хаджохской теснины и т. д. помогли ребятам познакомиться с легендами Майкопского района.  Свои наблюдения и впечатления ребята отражают в сочинениях по результатам экскурсий и походов, в фотовыставках, в стенгазетах.

        Сейчас особое внимание в системе образования обращается на сохранение здоровья обучающихся. Здоровье признано ценностью современного общества, сохранение здоровья - одним из приоритетов деятельности школы. Роль школы в вопросах здоровьесбережения велика, поскольку дети проводят в школе значительную часть дня, именно в школьный период формируется здоровье человека на всю  последующую жизнь. Не случайно в рамках стандартов второго поколения частью новой образовательной программы школы должна стать программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

Пособие для учителей и учащихся начальных классов « Наш организм», написанное преподавателями АГУ Щербашиной Л.Д. и Хасановой Н.Н., помогает учащимся лучше узнать строение человеческого организма, понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения. При работе с данным пособием учащиеся проводят ряд практических наблюдений за работой разных органов, систем органов, составляют индивидуальный режим дня, следят за тем, чтобы их питание было правильным, учатся оказывать посильную первую медицинскую помощь.

В конце каждого класса я провожу интегрированные проверочные работы. Итоговое оценивание целесообразно проводить в форме накопленной оценки на основе синтеза всей накопленной за четыре года обучения информации об учебных достижениях ребенка как в чисто учебной сфере (освоение основных понятий, предметных учебных навыков и т.п.), так и в междисциплинарной области (умение сотрудничать, выполнять различные учебные роли, первичные навыки работы и саморегуляции, первичные навыки планирования и проведения небольших исследований, навыки работы с информацией и т.п.), а также данных, подтверждающих индивидуальный прогресс ребенка в различных областях.

        Источниками данных служат заполняемые по ходу обучения листы наблюдений, дифференцированная оценка наиболее существенных итогов обучения, результатов промежуточных проверочных работ (результатов тестирования) и различные папки работ учащихся – портфолио.

                                Список литературы:

1.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / ( А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володирская и др.); под ред. А.Г. Асмолова.- М. : Просвещение,2008.

2.Планируемые результаты начального общего образования / ( Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др. ) ; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010.

3.Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 1-4 классы. Логинова О.Б., Яковлева С.Г.. Просвещение, 2011.

4.Моя Адыгея. Краеведческое пособие для учителей и учащихся начальных классов. Щербашина Л.Д., Бочкарева И.В. Майкоп;.издательство Адыгейского университета, 1997.

5.Наш организм. Пособие для учителей и учащихся начальных классов. Щербашина Л.Д., Хасанова  Н.Н. Майкоп, издательство МП «Качество», 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Опыт использования элементов проблемного обучения на уроках окружающего мира, как одно из средств активизации познавательной деятельности младших школьников"

Опыт использования элементов проблемного обучения на уроках окружающего мира, как одно из средств активизации познавательной деятельности младших школьников.Климова Ольга Александровнаучитель на...

Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроке окружающего мира.

Индивидуальный исследовательский проект  "Морские дельфины" по теме урока окружающего мира в  3 - м классе "Морские животные"....

Исследовательская деятельность учащихся на уроках окружающего мира

Данная работа представляет собой анализ возможностей учебников для 1-4 классов по курсу "Окружающий мир" / Авторы  А.А.Вахрушев, руководитель; О.В.Бурский, А.С.Раутиан, Д.Д.Данилов, С.Т.Тырин, Ку...

Опыт работы "Использование технологии проектного обучения на уроках окружающего мира как средство самореализации младших школьников"

Применение технологии проектной деятельности способствует развитию коммуникативных умений младших школьников, определённой  "интеллектуальной  зрелости", опыта развёрнутой, содержательной, д...

Организация исследовательской деятельности обучающихся на уроках окружающего мира

Статья по организации исследовательской деятельности обучающихся начальных классов на уроках окружающего мира...

"Проектно – исследовательская деятельность учащихся на уроках окружающего мира"

Доклад на тему "Проектно – исследовательская деятельность учащихся на уроках окружающего мира"...