«Родной край – часть большой страны»
методическая разработка (окружающий мир, 4 класс) на тему

 

Класс:  4 класс

Тема: Растениеводство

Тема урока: «Растениеводство в нашем крае»Тип урока: обобщающий

Продолжительность занятия: 1 урок (45 минут).

 

Цели урока:

1.     Сформировать представление учащихся о растениеводстве в нашем крае.

2.     Познакомить с отраслями растениеводства (полеводство, овощеводство, цветоводство, плодоводство).

3.     Сформировать понятие «сорта культурных растений» на основе характерных свойств.

4.     Расширить знания учащихся о растениях нашего края.

5.     Создать организационные условия для развития у учащихся умений анализировать, сравнивать, классифицировать познавательные объекты.

6.     Содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета.

7.     Формировать эмоционально-ценностное отношение к природе родного края, основанное на соблюдении нравственных норм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okruzhayushchego_mira_v_4_klasse.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 4 классе

Раздел: «Родной край – часть большой страны»

Тема: «Растениеводство в нашем крае»

Дата проведения 21.12.11 г.

Цели урока:

  1. Сформировать представление учащихся о растениеводстве в нашем крае.
  2. Познакомить с отраслями растениеводства (полеводство, овощеводство, цветоводство, плодоводство).
  3. Сформировать понятие «сорта культурных растений» на основе характерных свойств.
  4. Расширить знания учащихся о растениях нашего края.
  5. Создать организационные условия для развития у учащихся умений анализировать, сравнивать, классифицировать познавательные объекты.
  6. Содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета.
  7. Формировать эмоционально-ценностное отношение к природе родного края, основанное на соблюдении нравственных норм.

Оборудование: запись звуков «Плеск реки о берег»; гербарий растений; схема «Растениеводство»; тесты-задания в двух вариантах; жетоны и задания для групповой работы; презентация «Растениеводство в нашем крае»; план работы в четверках; календарь погоды для рефлексии; микрофон.

Ход урока:

Образователь- ные задачи этапа учебного занятия

Содержание учебного занятия

Методы и приемы обучения

Время (мин)

1. Организационный этап.

Психологически подготовить детей к общению на уроке.

Приветствие;

Проверка подготовленности;

Организация внимания.

Рапорт дежурных.

Внимание! Проверь дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке:

Книжки, ручки и тетрадка.

1

2. Этап проверки выполнения домашнего задания.

Установить правильность, полноту  осознанность выполнения домашнего задания. Выявить пробелы в знаниях и способах деятельности.

Выяснить степень усвоения знаний учебного материала. Определить типичные ошибки и причины их появления.

- Вспомните, что мы узнали на прошлом уроке, какую тему изучали? (Жизнь пресного водоема)

- Какой раздел мы продолжаем изучать? (Родной край – часть большой страны)

- Сейчас вы получите тестовые задания «Природное сообщество водоема», проверьте правильность выполнения, если справились на отлично, то поставьте смайлик.

1 вариант

1. Найди лишнее название:

а) рогоз, ряска, стрелолист, береза;

б) бобр, жаба, выдра, ондатра;

в) водомерка, жук-плавунец, карась, комар;

г) щука, сом, карась, дельфин.

2. Составь схему «Животные водоема», допиши по 2 названия животных водоема.

моллюски

земноводные

насекомые

грызуны

рыбы

пти-цы

3. Вставь пропущенные слова, чтобы получилось верное высказывание.

Растение, имеющее листья-стрелы с большими

наконечниками, называются…(стрелолист). 

Животное-грызун, хорошо плавает, строит плотины, его хвост похож на весло. Это - …(бобр). Санитарами пресных водоемов считают…, …(рака, беззубку). С водоемами связана жизнь птиц - …, …(цапель, уток). 

2 вариант

1. Найди лишнее название:

а) рогоз, ряска, стрелолист, береза;

б) бобр, жаба, выдра, ондатра;

в) водомерка, жук-плавунец, карась, комар;

г) щука, сом, карась, дельфин.

2. Составь схему «Животные водоема», допиши по 2 названия животных водоема.

моллюски

земноводные

насекомые

грызуны

рыбы

пти-цы

3. Вставь пропущенные слова, чтобы получилось верное высказывание.

Растение с плавающими на поверхности водоема листьями и желтыми цветами – это …(кубышка). Детеныши лягушки – это…(головастики).Живым фильтром водоема называют - … (моллюсков).Хищниками пресных водоемов являются …, … (щука, водомерки, жуки-плавунцы).

- Почему водоем является природным сообществом?

- Какую роль в водоеме играют растения?

- Как люди могут нарушить природное равновесие в водоеме? Сделайте вывод.

Запись звуков природы «Плеск реки о берег»;

тестовые задания «Природное сообщество водоема»;

смайлики для самооценки.

3. Этап подготовки учащихся к работе на основном этапе учебного занятия.

Обеспечить мотивацию учения, принятия детьми целей урока. Актуализация субъектного опыта учащихся.

Постановка учебной проблемы, темы урока, формулировка целей урока, показ практической значимости.

Учитель предлагает послушать стихотворение удмурдского поэта Флора Васильева.

-К уроку Алиса получила индивидуальное задание. Прослушайте внимательно, вы должны будете ответить на вопрос.

Читает стихотворение Соколова Алиса.

К красоте равнодушным он не был,

Тот, кто легким движеньем руки,

Как осколки бездонного неба,

Бросил в спелую рожь васильки.

В этом желто-зеленом море –

Синие островки.

Смотрит небо взглядом влюбленным

На детей своих, на васильки.

Синий цвет не полезный, не хлебный,

Есть другие цветы и цвета,

Но бывает порою целебной

Бесполезная их красота.

Понимаю, что сорняки,

Но как поле они украшают,

Голубые глаза – васильки.

- О каких растениях рассказывается в стихотворении?

- К каким группам относятся эти растения?

- Какие растения называются культурными, а какие – дикорастущими?

- За разведение культурных растений и их выращивание отвечает наука растениеводство. 

- Каково значение этого слова?

Кошкарева Лиза нашла в словаре В.Даля значение слова «Способствовать растению, плодить, кормить, холить, давать множиться и дозревать».

- Сделайте вывод, какая тема нашего урока?

- Как вы думаете, зачем нам знать о растениеводстве нашего края?

Обсудим вместе! Из каких источников мы можем узнать о растениеводстве?

Чтение стихотворе-

ния;

словарь В.Даля;

карта мыслитель-ной деятельности, заполнение уголка «Сегодня на уроке»

4. Этап усвоения новых знаний и способов деятельности.

Обеспечить воспроизведение, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала.

Организовать внимание.

Сообщить основные идеи изучаемого материала.

Обеспечить усвоение методики воспроизведения изучаемого материала (выводы).

- Прочитайте стр.201- 206 с пометами.

Обсудим вместе! 

- Что вы узнали из текста?

 - Составим план изучения темы урока:

1) Как возникло растениеводство?

2) Познакомимся с отраслями растениеводства.

3) Какие культурные растения выращивает каждая отрасль растениеводства.

4) Каковы особенности растениеводства в нашем крае.

- Назовите отрасли растениеводства. Составьте таблицу.

- Как возникло растениеводство? (Люди отбирают, сохраняют, сортируют, сеют лучшие семена, выводят новые сорта).

- Внимательно посмотрите презентацию и определите какие культуры выращивает каждая отрасль.

Работа в учебнике (инсет);

представле-ние основного материала в словесной и классифика-ционной таблице;

презентация «Отрасли растениевод-ства в нашем крае»

5. Этап первичной проверки понимания изучаемого материала.

Установить осознанность изучаемого материала. Выявить пробелы первичного осмысления изученного.

Организовать деятельность учащихся по воспроизведению существенных признаков изученных познавательных объектов. Развивать познавательный интерес, умения использовать научный метод познания – наблюдение.

- Выполните задания в группе.

- Как называется ваша отрасль?

Полеводы

Овощеводы

Плодоводы

Цветоводы

Задания для Полеводов:

  1. Перечислите, какие растения выращивает ваша отрасль. Как называются эти культуры.
  2. Где выращивают эти растения.
  3. Что получают из каждого растения.

Задания для Овощеводов:

  1. Перечислите, какие растения выращивает ваша отрасль. Как называются эти культуры.
  2. Где выращивают эти растения.
  3. Какое значение для человека имеют овощные культуры.

Задания для Плодоводов:

  1. Перечислите, какие растения выращивает ваша отрасль. Как называются эти культуры.
  2. Где выращивают эти растения.
  3. Как человек использует плодовые культуры.

 Задания для Цветоводов:

  1. Перечислите, какие растения выращивает ваша отрасль. Как называются эти культуры.
  2. Где выращивают эти растения.
  3. Зачем человек выращивает цветы.

 Работа в группах (формирование по жетонам: яблоки, помидоры, колоски, цве-точки);

правила поведения групповой работы

Указать на бережное отношение к хлебу!

Физкультми-нутка

Нива, моя нива,

Нива золотая.

Зреешь ты на солнце,

Колос наливая.

По тебе от ветра-

Словно в синем море

Волны так и ходят,

Ходят на просторе.

6. Этап закрепления знаний и способов деятельности.

Обеспечить закрепление памяти учащихся, знаний и способов деятельности, которые им необходимы для самостоятельной работы. Повысить уровень осмысления, понимания материала.

Организовать деятельность по самостоятельному применению изученных знаний.

  1. Выполните задание в тетради с.68 №1
  2. Огадайте загадку и допишите ответ в задание №1 (название растения к отрасли, которая занимается его выращиванием).

Росло – красно, цвело – бело,

А снял зерно – почти черно. (Гречиха, полеводство)

В садочке есть плод,

Он сладок, как мед,

Румян, как калач,

Но не круглый, как мяч,-

Он под самой ножкой

Вытянут немножко. (Груша, плодоводство)

Закутан ребенок во сто пеленок. (Капуста, овощеводство)

Солнце жжет макушку,

Хочет сделать погремушку. (Мак, цветоводство)

На клумбе у окошка

Посажена картошка,

Цветы ее огромные

И светлые, и темные. (Георгин, цветоводство)

Посадили зернышко,

Вырастили солнышко. (Подсолнечник, полеводство)

Три сестры. Летом зеленые,

К осени одна краснеет, 

Другая белеет, а третья чернеет. (Смородина, плодоводство)

Не корень, а в земле;

Не хлеб, а на столе;

И к пище приправа,

И на микробов управа. (Чеснок, овощеводство)

3. Выполнение заданий в тетради с.69 №2, №3 4. Взаимопроверка (отметить «+» правильно выполненные задания).

4. Работа в четверках по плану (наблюдение за гербарием). Глазунова Настя (корреспондент) возьмет у каждой группы интервью.

        

Работа в тетради;

творческое задание

(загадки);

работа в паре (взаимопро-верка);

работа в четверках (гербарии)

План:

  1. Название растения
  2. Признак, по которому его можно отнести к оределен-ной отрасли
  3. Какую пользу растение приносит человеку

Игра Интервью для газеты «Сельская жизнь»

7.Этап обобщения и систематизации знаний.

Обеспечить формирование целостной системы знаний, установление внутренних и межпредметных связей.

Организовать деятельность по переводу отдельных знаний в целостную систему знаний и умений.

Проверить сформированность общеучебных умений.

Проведение диктанта:

  1. Овощи выращивают не только на полях.
  2. Зерновые культуры выращивают только на полях.
  3. Плодоводство – это отрасль, которая выращивает овощи.
  4. К полевым культурам относится подсолнечник.
  5. Зерна ржи и пшеницы похожи формой и цветом.

Проверка диктанта, коррекция выявленных недостатков.

Ответы: +, +, -, +, -.

- О каких отраслях растениеводства вы узнали на уроке?

Проблема! Обсудим вместе!

- От чего зависит хороший урожай? (от природных условий края, от плодородия почвы, от погодных условий, от вида почвы и т.д.)

- Назовите профессии, связанные с растениеводством.

- Что обозначают цвета флага Белгородской области? Почему на гербе зеленое поле?

- Нужно ли нам знать о растениеводстве в нашем крае? Зачем?

Сделайте выводы.

Графический диктант

(если утверждение верное, учащиеся ставят «+»; если утверждение неверное, знак « - ».

Мы должны уважать труд людей!

  1. Этап подведения итогов занятия.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

Содействовать развитию у учащихся умения осуществлять самоконтроль и самооценку.

- Какие задания сегодня выполняли?

- Какой вид работы понравился больше всего?

- Что нового ты узнал сегодня на уроке?

Отметить учащихся кто отличился.

Заполнение листка обратной связи.

Сообщение учителем и самими учащимися.

9. Этап информации о домашнем задании.

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания, способа выполнения домашнего задания.

Мотивирование.

Инструктаж.

  1. Подготовить сообщение о культурном растении, выращиваемом на территории Белгородской области (по рядам), мы соберем их в книгу.
  2. Познакомьтесь с устройством теплицы или парника и рассказать нам. *
  3. Прочитать с. 201 – 207, устно ответить на вопросы.

10. Рефлексия.

Инициировать усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.

Мобилизировать детей на рефлексию своего поведения.

Обеспечить развитие у учащихся умения занять любую позицию по отношению к своей или чужой деятельности.

- Если вам было интересно, комфортно, вы узнали много нового, то прикрепите к календарю ясной погоды свой жетон.

- Если вы испытывали трудности, вам было неинтересно, вы хотели, чтобы вам помогли, то прикрепите свой жетон к календарю пасмурной погоды.

«Календарь погоды»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родной край - часть большой страны

В методической работе содержится материал о Чувашской Республике...

Родной край – часть большой страны

Открытый урок по окружающему миру "Родной край – часть большой страны"...

«Родной край – часть большой страны» урок по окружающему миру в 4 классе

Цель: обобщение знаний по разделу «Родной край – часть большой страны».Задачи: Формировать у обучающихся умения систематизации и обобщения полученных знаний, применения их на практике....

Презентация к уроку окружающего мира " Родной край - часть большой страны"(г.Курск)

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Родной край-часть большой страны"...

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе "Родной край-часть большой страны.Курский край." УМК "Школа России"

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе, УМК "Школа России". Автор  А.А.Плешаков....

Урок. Родной край-часть большой страны.

Урок. Родной край-часть большой страны....

Родной край - часть большой страны. Водоёмы нашего края. 4 класс

Выкладываю презентацию к уроку "Родной край - часть большой страны. Водоёмы нашего края" в 4 классе. План-конспект урока размещу позднее...