Урок окружающего мира в 1 классе "Как растения расселяются на новые места»
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) по теме

Урок окружающего мира в 1 классе "Как растения расселяются на новые места» по учебно- методическому компплекту " Перспективная начальная школа "

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okruzhayushchego_mira_v_1_klasse.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

              Урок окружающего мира в 1 классе «Как растения расселяются на новые места»

      Цели урока: 1. Познакомить учащихся с различными способами распространения плодов и семян растений (с помощью ветра, животных, человека)

                           2.Раскрыть биологическое значение приспособления растений к распространению семян.

                           3.Развивать познавательный интерес, наблюдательность.

Оборудование:

                         1.Таблица «Части растений»

                         2. Рисунки деревьев, кустарников, травянистых растений.

                         3.Рисунки животных: белка, сойка, кедровка, коза.

                         4. Образцы плодов и семян - по одному комплекту на парту.

   

                                                              Ход урока

  1. Организационный момент

Прозвенел звонок,

      Начинается урок

      Все за парты сядем дружно,

      Начинать работу нужно.

  1. Актуализация знаний.
  1. Сообщение синоптика (работа в календаре природы)
  2. Фронтальная работа                                                                                       Учитель. На прошлом уроке мы говорили о растениях. На какие группы можно разделить растения? (игра «Растения»)

  - Возьмите у меня на столе рисунки растений и прикрепите к табличкам с условными значками «деревья», «кустарники», «травянистые растения»

 Чем отличаются эти растения в природе?

        Дети. Высотой, формой, стеблями, листьями, плодами. Особенно надо обращать внимание на стебли этих растений.

       Учитель. А что общего у трав, кустарников и деревьев?

       Дети. У всех у них есть корень, стебель, листья, цветки, плоды и семена. (Работа с таблицей « Части растений»  покажите части на таблице.)

       Учитель. Как отличить плоды от луковиц и клубней?

       Дети. Плоды появляются на том месте цветков, а внутри плодов – семена.

       Учитель. Относится ли яблоко к плодам?

       Дети. Да, так как оно появляется на месте цветка, а внутри семена.

    Учитель. Есть ли у картофеля семена?

     Дети. Есть, на месте цветков, а клубни семенами не являются.

  1. .Физкультминутка

Игра «Да»-«Нет»

При ответе «да» дети делают хлопок над головой, при ответе «нет» ученики разводят руки ладошками вверх и как бы говорят: «А вот и нет!»

  Вопросы : а) Плоды образуются на листьях? (нет)

                    б) Плоды находятся внутри семян? (нет)

                    в) Из семян укропа вырастает травянистое растение? (да)

                    г) Внутри клубня картофеля есть семена? (нет)

                    д) У всех растений есть корни? (да)

                    е) Из семян картофеля вырастет клубника? (нет)

  1. Сообщение темы и цели урока.

     Учитель. А сейчас я хочу для вас прочитаю сказку Н. Осипова. Слушайте её внимательно, а то не сможете ответить на мой вопрос.

      На опушке рос дуб - хмурый, ворчливый и жадный. Ничем не хотел с другими делиться. Раз прибежала к нему мышка-норушка и говорит: «Разреши взять у тебя два жёлудя. Один я съем, другой посажу на дальней полянке, чтобы и там рос дубочек».

     А дуб на неё как набросится: « Убирайся, пока цела! Не дам тебе желудей, пусть со мной остаются!» Задрожала мышка от страха, убежала и больше не появлялась. С тех пор никто из зверюшек не отважился приближаться к дубу. Так и жил он в одиночестве. Временами у дуба появлялись желуди. Созрев, они падали на землю, под могучей кроной прорастали. Дубу очень хотелось, чтобы всё его многочисленное потомство было при нем. Но потомству не везло. Всем росткам, появившимся из жёлудей, не хватало места. Они мешали друг другу, глушили друг друга и погибали в малом возрасте.

     Прошли годы. Дуб состарился, затрухлявел и однажды в, бурю, рухнул. Так и не дождался жадный старик своей смены.

    Учитель. Почему же дуб так и не дождался себе смены? (ответы детей)

    Учитель. Семенам надо странствовать, отправляться в путешествие. Это позволяет им переселяться на новые места, где больше света, тепла и пищи для молодых растений.

  1. .Открытие новых знаний и первичное закрепление.                      Учитель. Летом и осенью мы собирали урожай в своих садах и огородах. А откуда там появились растения?

     Дети. Посадили люди.

     Учитель. Я тоже ребята посадила весной на своем участке редиску, петрушке, помидоры и другие овощи. Но однажды среди молодых всходов салата и укропа я обнаружила лужайки из желтых шариков одуванчика.

 - Откуда взялись одуванчики в саду, ведь я их не сеяла? (Ответы детей)

 - Эти семена - путешественники. Специально их никто не сеет. Все мы любим, дуть на белые шапочки одуванчиков, и радуемся, когда легкие парашютики летят и опускаются на землю. (Рассматриваем рисунок одуванчика)  Парашютик (или зонтик)- это плод одуванчика. Так дикорастущие растения приспособились к расселению с помощью ветра.

   Учитель. Так как же переселились одуванчики на мой участок? (Путешествуют с помощью ветра) Не только одуванчик расселяется с помощью ветра.

   Практическая работа.

   На партах наборы семян растений (клена, березы, ясеня)

  - Рассмотрите семена растений. Есть ли у них парашютики? Как же они расселяются? Обратите внимание на семя клена, на что оно похоже? ( На воздушный винт вертолета) Падая с дерева, он быстро вращается. Падение замедляется, и ветер может унести семя подальше от дерева.

  1. . Работа по учебнику.

   Дети рассматривают  центральный рисунок разворота учебника «Как растения расселяются на новые места?»  Рассматриваем репейник и голову собаки, к шерсти которой прицепились плоды. Делаем вывод о том, что некоторые растения расселяются в природе с помощью своих колючих плодов с крючками, зацепками. Они цепляются за каждого, кто проходит мимо (за собаку, козу, корову, одежду человека), и таким образом «проезжают» немалое расстояние, прежде чем упадут на землю и прорастут.

   Учитель. Зачем птица несет плоды?

  Дети. Семена и плоды служат кормом для некоторых птиц.

  Учитель. А помогают ли птицы расселению растений?

  Птицы в полете могут уронить семена, а еще животные прячут корм про запас, а часть затем прорастает

  Учитель. А еще семена путешествуют иногда в желудке животных, а затем выходят вместе с пометом. А затем прорастают.

 Учитель. Распространять семена помогают также насекомые. Рассмотрите рисунок муравья, несущего семя. Семена, которые переносят муравьи, богаты вкусным и питательным маслом. Часть семян съедается, а часть выносится вместе с мусором наружу. Так расселяются в природе семена фиалки, чистотела, медуницы, хохлатки.

  Учитель. Посмотрите на рисунок ручья. Плоды и семена некоторых растений, как крохотные лодочки путешествуют по воде. Стоит водоплавающей птице поплескаться в воде, как к ее оперению прилипнут семена. Перелетев в другое место семена, подают на землю и прорастают. Таким образом, происходит расселение растений

  1. Физкультминутка.

  Учитель. – Представим, что мы легкие семена.

Сдунул ветер нас с цветка (дуют)

И поднял над облака (встают на носочки)

Мы летим, летим, летим,

Приземлится, не хотим (кружатся)

Вертолетики у клена

Ветерок с собой зовет (манят за собой)

Мы расправим руки-крылья (руки в сторону)

И отправимся в полет,

Как настоящий вертолет (изображают вертолет)

Только ветер стал стихать

Всех на землю опускать (медленно приседают)

Мы на место сядем тоже

И занятие продолжим (садятся на место)

  1. .Закрепление.

  Учитель. Мы сегодня узнали, как расселяются растения. Выполним практическую работу. Рассмотрим семена рябины, дуба, репейника, подсолнечника, клена, череды. Как вы думаете, каким способом они распространяются в природе.

    Учитель. А все ли семена прорастут на новых местах?

Вывод:  Часть семян погибнет. Всем семенам придется вести жестокую борьбу с растениями, которые поселились раньше, также очень важны условия, в которые попадут семена.

   Учитель. Обратите внимание на задание рубрики «Длительное наблюдение» в учебнике: соскрести грязь с подошв обуви, положить ее в полиэтиленовый пакет, пакет закрыть и оставить на неделю в теплом месте.

(показ пакета с землей, но лучше, чтобы опыт удался, надо взять землю из леса или огорода) Цель данного наблюдения: переносятся ли семена на подошве человека.

  1. Итог урока.

  Что вы сегодня нового узнали на уроке? (узнали, как растения распространяются на новые места) Как же они расселяются?

  Молодцы! Надеюсь, вы запомнили это и сможете поделиться своими знаниями с родителями.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как растения расселяются на новые места"

Урок по окружающему миру  в 1 классе по программе " Перспективная начальная школа"....

Конспект урока окружающего мира "Как растения расселяются на новые места."

Урок-исследование по окружающему миру для учащихся 1 класса умк "Перспективная начальная школа."...

Урок по окружающему миру в 1 классе по теме "Как растения расселяются на новые места", "Перспективная начальная школа"

Урок построен согласно требованиям ФГОС. К уроку необходимо приготовить семена различных растений: ягод, семян-крылаток, репейника, желудей, которые можно собрать предварительно на экскурсии. Для пров...

К уроку по окружающему миру "Как растения расселяются на новые места "

Упражнения для проверки в конце урока или для повторения на следующем уроке.http://LearningApps.org/display?v=pw5mdh5ut01...

урок окружающего мира в 1 классе «Как растения расселяются на новые места»

Главные  методы  на уроке формирования новых знаний- проблемный и частично-поисковый, исследовательский. Дети выступают в роли исследователей....

Конспект урока окружающего мира "Как растения расселяются на новые места".

Урок направлен на создание условий для ознакомления учащихся с особенностями распространения плодов и семян растений (с помощью ветра, животных, человека) в природе; ребята выяснят отличительные приз...

Технологическая карта. Окружающий мир. 1 класс. Тема урока: "Как растения расселяются на новые места"

Технологическая карта. Окружающий мир. 1 класс. Тема урока: "Как растения расселяются на новые места"...