Технологическая карта. Окружающий мир. 1 класс. Тема урока: "Как растения расселяются на новые места"
план-конспект урока по окружающему миру на тему

Лысенко Ольга Анатольевна

Технологическая карта. Окружающий мир. 1 класс. Тема урока: "Как растения расселяются на новые места"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7._tehnologicheskaya_karta_no_1_lysenko_o.a.docx39.37 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Как растения расселяются на новые места »

Задачи урока:

- познакомить обучающихся с особенностями распространения плодов и семян в природе,

- выяснить отличительные признаки плодов и семян, распространяемых ветром, животными, человеком.

Формирование УУД:  работа с дидактической иллюстрацией: формулирование предположений на её основе; установление причинно - следственных связей; применение правил и освоенных закономерностей.

Методы и приёмы организации деятельности обучающихся: беседа по иллюстрации учебника,  проведение эксперимента, организация работы  в парах и группах.

Учебные пособия:

- Учебник. Окружающий мир. 1 класс.  Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. (страница 26-27)

- Интерактивное  пособие по окружающему миру  1 класс. (ИП)

Этап урока, цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые  УУД

На базовом

уровне

На повышенном уровне

Индивидуальный маршрут

Организационный момент: организовать целенаправленное внимание на начало урока

Приветствие детей, проверка готовности рабочих мест, наличия необходимых учебных принадлежностей

Перечисление и показ необходимых пособий и принадлежностей

Актуализация знаний: повторить признаки растений, черты сходства и отличия травянистых растений, кустарников и деревьев.

- В разных концах класса прикреплены таблички с условными значками  «деревья», «кустарники», «травянистые растения». У каждого из вас на столе рисунки растений. Возьмите карточку с изображением растения, покажите остальным и подойдите к соответствующей табличке. Оценивайте  аплодисментами правильность ответов одноклассников.

- Что общего у всех растений? А как отличить плод от других частей растений

Самостоятельное выполнение задания

Самостоятельное выполнение задания

Выполнение работы с опорой на образец

Формирование приёмов сравнения, обобщения, классификации

Целеполагание: сформировать представление детей о том, что нового они узнают на уроке и чему научатся

Читает экологическую сказку Н. Осипова

      «На опушке рос дуб - хмурый, ворчливый и жадный. Ничем не хотел с другими делиться. Раз прибежала к нему мышка-норушка и говорит: «Разреши взять у тебя два жёлудя. Один я съем, другой посажу на дальней полянке, чтобы и там рос дубочек».

     А дуб на неё как набросится: « Убирайся, пока цела! Не дам тебе желудей, пусть со мной остаются!» Задрожала мышка от страха, убежала и больше не появлялась. С тех пор никто из зверюшек не отважился приближаться к дубу. Так и жил он в одиночестве. Временами у дуба появлялись желуди. Созрев, они падали на землю, под могучей кроной прорастали. Дубу очень хотелось, чтобы всё его многочисленное потомство было при нем. Но потомству не везло. Всем росткам, появившимся из жёлудей, не хватало места. Они мешали друг другу, глушили друг друга и погибали в малом возрасте.

     Прошли годы. Дуб состарился, затрухлявел и однажды в, бурю, рухнул. Так и не дождался жадный старик своей смены»

- Почему же дуб так и не дождался себе смены?

- Семенам надо странствовать, отправляться в путешествие. Это позволяет им переселяться на новые места, где больше света, тепла и пищи для молодых растений.

- Предположите, какова тема сегодняшнего урока?

- Раскройте  учебник на нужной странице, прочитайте тему урока и  проверьте наши предположения.  

- Определите цель нашего урока?

Рассмотрите условные знаки. Что они нам подсказывают?

Формулируют цель с помощью учителя

Самостоятельно формулируют цель

Повторяет за учителем или учеником, отвечает на вопрос: «Ты согласен с …?»

Мотивация учебной деятельности

Изучение нового материала: работа с разворотом учебника,  используя ЭФУ

Предлагает ответить на вопросы:

- Прочитайте, о чём нас просит рассказать учебник.

Рассмотрите центральный рисунок разворота учебника «Как растения расселяются на новые места?» Какие растения здесь изображены? Назовите плоды, семена этих растений. Пользуясь рисунками- подсказками, расскажите как путешествуют семена репейника.  

-Проверим ваши предположения, просмотрев видеосюжет ИП.

- Обратите внимание на второй рисунок- подсказку. Зачем птица несёт плоды? Расскажите, помогают ли птицы расселению растений?

-Посмотрите  видеосюжет о том,  как это происходит.

– Что вы видите на третьем рисунке-подсказке?  Следующий видеосюжет о переселении растений с помощью муравьёв.

– Рассмотрите центральный рисунок разворота учебника (с. 22–23). Как вы думаете, почему здесь изображен ручей?  О путешествии по воде некоторых семян и плодов вы узнаете в видеосюжете.

- Как распространяются семена с помощью ветра, мы узнаем из хрестоматии, прослушав рассказ «Как деревья с ветром дружат»

- Расскажите, как путешествует крылатка клёна.

Отвечают на вопросы с использованием иллюстраций

Самостоятельно формулируют выводы. Высказывают свои предположения о том, как расселяются растения

Показывает нужную иллюстрацию

Выявление способов расселения растений на новые места на основе наблюдений и обобщения жизненных знаний и опыта детей

Практическая работа в парах

Предлагает выполнить практическую работу в парах. ДМ

Учитель раздаёт учащимся плоды клёна и ясеня. Контролирует выполнение работы.

- Выясните, чьи плоды с семенами улетят дальше?

 

Рассматривают рисунок-подсказку в учебнике и показывают друг другу, как путешествуют крылатки клёна и ясеня. Высказывают свои предположения в паре.

Работают самостоятельно, консультантами.  Делают выводы

Выполняет работу в паре или с помощью консультанта

Формирование умения работать в парах и группах, учитывая позицию собеседника

Первичное закрепление изученного: формирование учебных действий по использованию правила

Предлагает провести эксперимент ДМ.  

-На столе у меня лежат плоды с семенами разных растений. Проведите эксперимент и выясните, как могут расселиться эти семена. (Семена репейника, орехи  ягоды калины, рябины, крылатки клёна, липы и др.)

Рассматривают семена, проводят эксперимент, обсуждают возможные способы перемещения плодов с семенами  

Работают самостоятельно, консультантами.  Делают выводы

Выполняет работу в паре или с помощью консультанта

Применять правила и освоенные закономерности.

Организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

Задание рубрики «Длительное наблюдение»

Учитель обращает внимание­ школьников на задание рубрики «Длительное наблюдение» в учебнике.

Расскажите по рисунку, что необходимо приготовить для проведения наблюдения?

Учитель показывает детям заготовленный полиэтиленовый пакет с землей.

-Через неделю мы проверим, переносятся ли семена на подошвах обуви человека

Рассматривают рисунок, отвечают на вопросы учителя.

Самостоятельно планирую наблюдение.

Опора на образец

Подведение итогов урока: проверить усвоение нового материала

Расскажите, что нового узнали на уроке? Достигли мы с вами  поставленной нами цели?

Расскажите о путешествиях плодов и семян в нашем крае.

Ответы на вопросы учителя

Самостоятельные высказывания

Использование опорных карточек

Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели

Рефлексия: формировать умение делать самоанализ своей деятельности

О чем мы сегодня с вами говорили?

Какие цели ставили на урок? Мы их достигли? Какое открытие вы сделали на уроке? 

-Проанализируйте свою работу на уроке. Кто из вас выполнял все задания легко и успешно? Кому встретились трудности, но он их смог преодолеть? Ребята, а кто не доволен своей работой на уроке и почему?  Как вы думаете, что необходимо сделать в дальнейшем для успешной работы ?

Ответы на вопросы учителя

Самостоятельные высказывания

Помощь при оценивании результатов своей деятельности. Продолжить предложение: « Материал урока мне был интересен /скучен, полезен/ бесполезен.»

Определять качество и уровень усвоения учебного материала

*В адаптационный период, когда ребенок «учится» быть школьником, очень важно создать для него образовательную среду, соответствующую его возрасту и возможностям. Дети седьмого года жизни с трудом сохраняют внимание и могут продуктивно работать сидя не более 5—7 минут. Но если процесс познания прерывается «физминуткой», снижается произвольное внимание. После окончания «физминутки» внимание детей надо вновь организовывать. Учет этих двух условий требует особого планирования времени урока и организации его содержания. Так, например, через 5—7 минут, когда дети уже устали сидеть, урок можно не прерывать, но предложить детям задание, выполнение которого невозможно, если каждый из детей не встанет и не подойдет к столу учителя (к доске или демонстрационному столу). Групповые формы работ также рассчитаны на передвижение детей по классу, а опыты дети могут выполнять стоя и т.д. Этот  прием  обучения мы условно назвали «ДМ — динамический момент урока» (Окружающий мир [Текст] : 1 кл. : Методическое пособие / О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. — М.: Академкнига/Учебник)

«На  опушке  рос  дуб  – хмурый,  ворчливый  и  жадный.  Ничем  не  хотел  с

другими  делиться.  Раз  прибежала  к  нему  мышка-норушка  и  говорит:

«Разреши взять у тебя два желудя.  Один я  съем, другой посажу  на дальней

полянке, чтобы и там рос дубочек». 

А дуб на нее как набросится: «Убирайся, пока цела! Не дам тебе желудей,

пусть со мной остаются!». 

Задрожала мышка от страха, убежала и больше не появлялась. С тех пор

никто  из  зверюшек  не  отваживался  приближаться  к  дубу.  Так  и  жил  он  в

полном  одиночестве.  Временами  у  дуба  появлялись  желуди.  Созрев,  они

падали  на  землю  и  тут  же,  под  могучей  кроной,  прорастали.  Дубу  очень

хотелось,  чтобы  все  его  многочисленное  потомство  было  при  нем.  Но

потомству не везло.  

Всем  росткам,  появившимся  из  желудей,  не  хватало  места.  Они  мешали

друг другу, глушили один другого и погибали в малом возрасте. 

Прошли  годы.  Дуб  состарился,  затрухлявел  и  однажды,  в  бурю,  рухнул.

Так и не дождался жадный старик себе смены». 

 Почему же дуб так и не дождался себе смены? (Ответы детей.) 

  Семенам  надо  странствовать,  отправляться  в  путешествие.  Это

позволяет им переселяться на новые места, где больше света, тепла и пищи

для молодых растений.

«На  опушке  рос  дуб  – хмурый,  ворчливый  и  жадный.  Ничем  не  хотел  с

другими  делиться.  Раз  прибежала  к  нему  мышка-норушка  и  говорит:

«Разреши взять у тебя два желудя.  Один я  съем, другой посажу  на дальней

полянке, чтобы и там рос дубочек». 

А дуб на нее как набросится: «Убирайся, пока цела! Не дам тебе желудей,

пусть со мной остаются!». 

Задрожала мышка от страха, убежала и больше не появлялась. С тех пор

никто  из  зверюшек  не  отваживался  приближаться  к  дубу.  Так  и  жил  он  в

полном  одиночестве.  Временами  у  дуба  появлялись  желуди.  Созрев,  они

падали  на  землю  и  тут  же,  под  могучей  кроной,  прорастали.  Дубу  очень

хотелось,  чтобы  все  его  многочисленное  потомство  было  при  нем.  Но

потомству не везло.  

Всем  росткам,  появившимся  из  желудей,  не  хватало  места.  Они  мешали

друг другу, глушили один другого и погибали в малом возрасте. 

Прошли  годы.  Дуб  состарился,  затрухлявел  и  однажды,  в  бурю,  рухнул.

Так и не дождался жадный старик себе смены». 

 Почему же дуб так и не дождался себе смены? (Ответы детей.) 

  Семенам  надо  странствовать,  отправляться  в  путешествие.  Это

позволяет им переселяться на новые места, где больше света, тепла и пищи

для молодых растений.

«На  опушке  рос  дуб  – хмурый,  ворчливый  и  жадный.  Ничем  не  хотел  с

другими  делиться.  Раз  прибежала  к  нему  мышка-норушка  и  говорит:

«Разреши взять у тебя два желудя.  Один я  съем, другой посажу  на дальней

полянке, чтобы и там рос дубочек». 

А дуб на нее как набросится: «Убирайся, пока цела! Не дам тебе желудей,

пусть со мной остаются!». 

Задрожала мышка от страха, убежала и больше не появлялась. С тех пор

никто  из  зверюшек  не  отваживался  приближаться  к  дубу.  Так  и  жил  он  в

полном  одиночестве.  Временами  у  дуба  появлялись  желуди.  Созрев,  они

падали  на  землю  и  тут  же,  под  могучей  кроной,  прорастали.  Дубу  очень

хотелось,  чтобы  все  его  многочисленное  потомство  было  при  нем.  Но

потомству не везло.  

Всем  росткам,  появившимся  из  желудей,  не  хватало  места.  Они  мешали

друг другу, глушили один другого и погибали в малом возрасте. 

Прошли  годы.  Дуб  состарился,  затрухлявел  и  однажды,  в  бурю,  рухнул.

Так и не дождался жадный старик себе смены». 

 Почему же дуб так и не дождался себе смены? (Ответы детей.) 

  Семенам  надо  странствовать,  отправляться  в  путешествие.  Это

позволяет им переселяться на новые места, где больше света, тепла и пищи

для молодых растений.

«На  опушке  рос  дуб  – хмурый,  ворчливый  и  жадный.  Ничем  не  хотел  с

другими  делиться.  Раз  прибежала  к  нему  мышка-норушка  и  говорит:

«Разреши взять у тебя два желудя.  Один я  съем, другой посажу  на дальней

полянке, чтобы и там рос дубочек». 

А дуб на нее как набросится: «Убирайся, пока цела! Не дам тебе желудей,

пусть со мной остаются!». 

Задрожала мышка от страха, убежала и больше не появлялась. С тех пор

никто  из  зверюшек  не  отваживался  приближаться  к  дубу.  Так  и  жил  он  в

полном  одиночестве.  Временами  у  дуба  появлялись  желуди.  Созрев,  они

падали  на  землю  и  тут  же,  под  могучей  кроной,  прорастали.  Дубу  очень

хотелось,  чтобы  все  его  многочисленное  потомство  было  при  нем.  Но

потомству не везло.  

Всем  росткам,  появившимся  из  желудей,  не  хватало  места.  Они  мешали

друг другу, глушили один другого и погибали в малом возрасте. 

Прошли  годы.  Дуб  состарился,  затрухлявел  и  однажды,  в  бурю,  рухнул.

Так и не дождался жадный старик себе смены». 

 Почему же дуб так и не дождался себе смены? (Ответы детей.) 

  Семенам  надо  странствовать,  отправляться  в  путешествие.  Это

позволяет им переселяться на новые места, где больше света, тепла и пищи

для молодых растений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 1 классе "Как растения расселяются на новые места»

Урок окружающего мира в 1 классе "Как растения расселяются на новые места» по учебно- методическому компплекту " Перспективная начальная школа "...

Как растения расселяются на новые места"

Урок по окружающему миру  в 1 классе по программе " Перспективная начальная школа"....

Конспект урока окружающего мира "Как растения расселяются на новые места."

Урок-исследование по окружающему миру для учащихся 1 класса умк "Перспективная начальная школа."...

Урок по окружающему миру в 1 классе по теме "Как растения расселяются на новые места", "Перспективная начальная школа"

Урок построен согласно требованиям ФГОС. К уроку необходимо приготовить семена различных растений: ягод, семян-крылаток, репейника, желудей, которые можно собрать предварительно на экскурсии. Для пров...

К уроку по окружающему миру "Как растения расселяются на новые места "

Упражнения для проверки в конце урока или для повторения на следующем уроке.http://LearningApps.org/display?v=pw5mdh5ut01...

урок окружающего мира в 1 классе «Как растения расселяются на новые места»

Главные  методы  на уроке формирования новых знаний- проблемный и частично-поисковый, исследовательский. Дети выступают в роли исследователей....

Конспект урока окружающего мира "Как растения расселяются на новые места".

Урок направлен на создание условий для ознакомления учащихся с особенностями распространения плодов и семян растений (с помощью ветра, животных, человека) в природе; ребята выяснят отличительные приз...