Главные вкладки

    План-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему:
    Зимующие птицы.Урок-исследование.

    Шальнева Ольга Андреевна

     

     

     

            

     

     

     

     

     

     

     

                                                                                      

     

     

     

     

     

     

    Тема: Зимующие птицы.

    Цель:

    - провести исследование за зимними изменениями в природе, за особенностями жизни птиц в зимнее время года;

    -расширять знания о птицах, зимующих в наших краях, и перелетных.

    Задачи:

     1. Систематизировать и обогатить знание детей о зимующих птицах.

    2. Формирование исследовательских умений:

    - проводить наблюдения;

    - работать с дополнительной литературой;

    - выдвигать гипотезу и делать выводы;

    - представлять результаты исследовательской работы;

    3. Воспитывать заботливое отношение к птицам.

    Планируемые результаты:

     - научатся раз­личать наиболее рас­пространенных зимую­щих птиц;

     - научатся де­лать кормушку из бу­мажного пакета;

     - под­бирать корм для птиц;

     - повторят правила бережного отношения к окру­жающей среде

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    urok_okrmirarmavirno1.zip31.76 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное образование Гулькевичский район Краснодарского края

    Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя

    общеобразовательная школа №8 п. Комсомольский

     «Зимующие птицы». 

    (Урок-исследование в 1 классе ).

            

                                                                                            Учитель начальных классов:

                                                                     Шальнева О.А.

    Тема: Зимующие птицы.

    Цель:

    - провести исследование за зимними изменениями в природе, за особенностями жизни птиц в зимнее время года;

    -расширять знания о птицах, зимующих в наших краях, и перелетных.

    Задачи:

     1. Систематизировать и обогатить знание детей о зимующих птицах.

    2. Формирование исследовательских умений:

    - проводить наблюдения;

    - работать с дополнительной литературой;

    - выдвигать гипотезу и делать выводы;

    - представлять результаты исследовательской работы;

    3. Воспитывать заботливое отношение к птицам. 

    Планируемые результаты:

     - научатся раз личать наиболее рас пространенных зимую щих птиц;

     - научатся де лать кормушку из бу мажного пакета;

     - под бирать корм для птиц;

     - повторят правила бережного отношения к окру жающей среде

     Оборудование:

    -простой карандаш, цветные карандаши , карточки с заданиями для работы в группах

    -используемое оборудование: компьютер, мультимедиапроектор.

    - используемые ЦОР:

    -презентация «Зимующие птицы» , аудиозапись с «разговором» птиц.

    Ход урока:

    I.Организационный момент.

    II.Актуализация знаний.

    - Ребята, сегодня, у нас необычный урок: мы будем учиться проводить исследование. Такой работой обычно занимаются учёные. А вы хотите попробовать? Нам надо выяснить, как птицы зимуют? Я предлагаю вместе подумать, понаблюдать и ответить на этот вопрос. Самое главное в исследовании, это умение всё замечать.

     -  Как часто мы наблюдаем за птицами в небе, любуемся их полетом и мечтаем побывать на их месте. Нам даже снятся такие сны. Какое удивительное ощущение полета, полной свободы . Сердце выскакивает из груди, дыхание замирает! И тут, увы, мы просыпаемся. Скольким людям птицы подарили это счастье чувствовать себя свободными! Может быть, поэтому птицы ближе всех нам по духу, поэтому мы воспеваем это чудо природы в стихах, картинах, сказках.

    Попробуем же сегодня, хоть краешком глаза, частичкой своей души заглянуть в чудесное, загадочное, покрытое тайной царство птиц!

    III.Самоопределение к деятельности.

    - Посмотрите в окно. Какое время года сейчас? Почему вы так думаете?

    - Какие зимние месяцы вы знаете? Каждый месяц имеет свои особенности, которые народ излагал в песнях, стихах, загадках, пословицах.

    - Вспомните, какие стихи вы знаете о зимних месяцах.

    1. В декабре, в декабре

    Все деревья в серебре.

    Нашу речку, словно в сказке,

    За ночь вымостил мороз.

    Обновил коньки, салазки,

    Ёлку из лесу принёс.

    2. Месяц зимний,

    Месяц снежный

    Открывает первым год,

    И со снегом и морозом

    В гости к нам январь идёт

    4. Февраль гуляет на дворе

    И щиплет уши детворе,

    И красит щёки до красна.

    Уйдёт февраль – придёт весна.

    - А какой месяц на дворе?

    IV.Работа по теме урока.

    1.Беседа, работа по учебнику.

    - Что вам известно о птицах, которых вы видели зимой в наших краях? Рассмотрите на рисунке с.74.Чтение статьи.

    - Какие птицы бывают?

    - Почему их называют перелетными? Назовите их.

    - Каких птиц называют зимующими?

    - Что вы можете сказать о жизни птиц зимой.

     2. Практическая работа.Выступления заранее подготовленных учащихся о зимующих птицах.

    - А вот и первая птица  появилась, кто она, узнаете, отгадав загадку

    Хоть я птичка невеличка,

    У меня, друзья, привычка,

    Как начнутся холода

    Прямо с севера сюда.

    Кто же это? (синица)

    Ученик: «Головка у этой птички в черной шапочке, крылья и хвост темные, а грудка ярко-желтая, будто в желтый жилетик нарядилась. Летом она питается жучками, червячками, а зимой ест все: и разные зернышки, и крошки хлеба, и вареные овощи. Но больше всего охотница она до свежего несоленого сала».

    Учитель: С раннего утра до сумерек стайки синиц выискивают укрывшихся на зиму, оцепенелых от стужи насекомых, расклевывают зимующих гусениц и коконы бабочек, аккуратно выбирают из-под коры и из гниющих пней яйца тлей, очищают наши леса от вредителей.

    Хотя синичек и много видов, у всех у них много общего. Все они остаются зимовать и лишь редко перекочевывают на небольшие расстояния. Синичка поедает столько корма, сколько весит сама. Многие синички осенью и зимой заготавливают корм про запас. Свои гнёзда обычно устраивает в дуплах дятла. Иногда гнёзда синичкам делают люди и называют их синичниками. В них птицы ночуют.

    - Как красив, удивителен мир с высоты птичьего полета. Вот бы и нам посмотреть!             V.Физкультминутка (имитация полета птицы).

    Давайте мы с вами руками помашем,

    И что-нибудь птичье давайте мы скажем.

    А вдруг это будет? А вдруг мы взлетим?

    Давайте попробуем, что мы сидим?

    VI.Продолжение работы.(выступлений).

    - А эту птичку знают все.

    Чик-чирик! К зернышкам прыг!

    Клюй, не робей! Кто это? (воробей)

    Ученик: «Воробей самая распространенная и многочисленная птица. Небольшая серенькая птичка за одно лето трижды выводит свое потомство! Каждый раз в гнезде 5-6 желторотых птенцов. Выкармливают своих детей воробьи только насекомыми. А аппетит у воробьят отменный! Огромную пользу приносят воробьи, очищая поля, сады и огороды от вредных насекомых. Но любит воробей и семечки, и зерно, и ягоды. Ему вовсе невдомек, что не для него сеяли. Целые воробьиные стаи собираются на токах, воруя выращенные зерна. - «Вора бей! Вора бей!» - кричали люди, отгоняя непрошенных гостей. Отсюда и название – воробей».

    Прослушивание сообщений о вороне, снегире.

    Просмотр презентации «Зимующие птицы».

    VII. Физкультминутка. Игра «Мы птицы»

    Учитель: Встаньте в круг.

    Девочки и мальчики

    Вокруг себя повернитесь,

    В зимующих птиц превратитесь.

    Дети поворачиваются вокруг себя, надевают шапочки с изображением птиц.

    Учитель: Сейчас я загадаю вам загадки. В круг вылетает та птица, о которой загадка.

    1.Озорной мальчишка

    В сером армячишке

    По двору гуляет,

    Крошки собирает.

    2.Раздается громкий стук

    Среди веток тук да тук.

    Чистишь дерево, приятель?

    Тук-тук-тук ответил ...

    3.А вот маленькая птичка –

    Желтогрудая певичка,

    Звонко песенку поет,

    Сало вкусное клюет.

    4.Известная персона,

    А зовут ее ... (ворона)

    5.Красногрудый, чернокрылый

    Любит зернышки клевать.

    С первым снегом на рябине

    Он появится опять.

    6.Вещунья белобока

    А зовут её ..

    Учитель: Но быстро зимний день кончается,

    Птичьи игры прекращаются.

    Зимующие птицы вокруг себя повернитесь

    В мальчиков и девочек превратитесь.

    Ученики снимают шапочки с изображением птиц и садятся на места.

    VIII. Беседа (о корме для птиц, о видах кормушек).

    - А как вы думаете, о чём разговаривают птицы зимой? Давайте перенесёмся в зимний лес и послушаем их голоса. (Включается аудизапись)

    - Что выражают птичьи голоса? (тревогу, веселое пение, радость, беспокойство, зов о помощи).

    - Почему вы так думаете? Объясните.

    Вывод: Птицам холодно и голодно зимой.

    - Конечно, зимующие птицы могут сами найти себе корм, но будет лучше, если вы им поможете .

    -Посмотрите, какие бывают кормушки (слайды). А эти кормушки смастерили наши ребята! Молодцы! После урока мы развесим эти кормушки, положим корм  и этим поможем нашим пернатым друзьям!

    - А чтоб понять, как чувствуют себя птицы зимой, посмотрим сценку под названием «Доживем до весны», которые подготовили  наши девочки.

    IХ. Сценка «Доживем до весны».

    Появляется взъерошенный воробей:

    Ой, спасите! Караул!
    Кто в меня снежком пульнул?
    Эти скверные мальчишки
    Жить мешают воробьишкам.
    То снежками, то рогаткой!
    А ведь нам и так не сладко!

    Появляется синичка:

    Бр- р! Какой мороз трескучий!
    Где бы спрятаться получше?
    Замерзаю на лету!
    Может быть, согреюсь тут?

    Замечает воробья:

    Чик-чирикин! Что с тобой?
    Ты взъерошенный такой!
    Может, кто тебя обидел?
    Или ты кота увидел?

    Воробей:

    Ой, соседка! Тише! Тише!
    Видишь там троих мальчишек
    Бессердечных, злых и грубых?
    Хорошо им в теплых шубах,
    В шапках, в куртках меховых!
    Еле вырвался от них!

    Синичка:

    Я, сосед, с тобой согласна!
    Птичья жизнь зимой ужасна!
    Против нас мороз, бураны,
    Да еще и хулиганы!
    Нас выслеживают кошки,
    И во рту с утра не крошки!
    Червячков и мошек нет,
    А без них какой обед?
    Ой, как трудно жить на свете!
    Что нам делать? Кто ответит?

    Появляется сорока:

    Добрый день, синичка! Здравствуй!
    Чик - чирикин, как дела?
    Ой, не терпится похвастать-
    Я сегодня принесла
    Сногсшибательную весть:
    Будет всем нам, что поесть:
    Рассказала мне подружка
    Про какие-то кормушки.
    Дескать, дети есть такие-
    Ну, совсем, совсем не злые,
    А, как раз наоборот,
    Помогают птицам! Вот!

    Воробей недовольно:

    Перестань трещать сорока,
    О еде, о жизни легкой,
    Да еще о добрых детях.
    Сказки нет глупей на свете!
    Не поверю никогда,
    Будто где-то ждет еда!
    Никому мы не нужны.
    Эх, дожить бы до весны:

    Сорока возмущенно:

    Чик – чирикин , Ты не прав!
    Разузнала я вчера:
    Эти славные ребята
    Называются юннаты.
    Так летим же в школьный сад,
    Ведь кормушки там висят.
    Их, поверьте, там немало.
    Есть на них зерно и сало,
    Крошки хлеба и пшено!

    Воробей недовольно:

    Нет, не верю все равно!

    Синичка задумчиво:

    А вот я бы полетела.
    Что-то кушать захотела
    Я еще два дня назад.
    Кто со мною в школьный сад?

    Воробей:

    Так и быть, я полечу-
    Я всю зиму есть хочу.

    Все улетают. Через некоторое время появляются не спеша, синичка и воробей.

    Синичка:

    Ах, какой чудесный пир!
    Я теперь люблю весь мир!
    Был жестоким день обычный,
    Оказалось, не со зла.
    Людям я не безразлична!
    Я нужна им! Ну, дела!

    Воробей:

    Да, в саду я убедился:
    На сороку зря сердился.
    И теперь уж наяву
    До весны я доживу!
    А весной мы дружно вместе
    Будем петь вам, люди, песни,
    Защищать от злой беды
    Огороды и сады.
    Ведь на сытый-то желудок
    Нам, пернатым, ерунда
    И любое время суток,
    И снега, и холода!
    Обращается к синичке:
    Ты со мной согласна?

    Синичка:

    Да!Я, сосед, с тобой согласна!
    Как на свете жить прекрасно!

    ХI. Рефлексия.

     - Оцените свою работу.

    ХII. Итог.

    - Наше исследование подошло к концу.

    -Что интересного вы узнали на уроке? Чему вы научились на уроке?

                                                                         

                                                                            знаю

                                         

    Расскажите по схеме:      Я                          запомнил                                                          

                                                                         смог                                                  

    - Что же помогло сегодня на уроке вам так хорошо определять зимующих и перелетных птиц? (Практическая работа)

    - Перечислите  перелетных и зимующих птиц. Какую помощь мы должны оказывать зимующим птицам?

    -Ну а теперь мы пойдем  развесим несколько кормушек возле школы и будем подкармливать птиц, а остальные вы с родителями повесите возле своих домов. Спасибо всем за работу.

    Литература:

     1. А.А. Плешаков «Окружающий мир», 1 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч. М.: Просвещение, 2011г.

     2. Интернет-ресурсы.


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты уроков в начальной школе

    Урок по окружающему миру в 4 классе. Тема:Луг-природное сообщество.

    Урок по окружающему миру проводился в 4 классе. На уроке широко представлена работа в группах...

    Презентация урока Математики 3 класс "Деление нуля на число"

    Презентация урока Математики 3 класс "Деление нуля на число"...

    Календарно - тематическое планирование 2 класс УМК Школа России

    Готовые календарно - тематические планирования для 2 класса УМК Школа России...

    "Имя прилагательное". 2 класс.

    Разработка урока по русскому языку. ...

    Календарно - тематические планирования 1 класс УМК Школа России

    Готовые календарно - тематические планирования для 1 класса  УМК Школа России по всем предметам...

    Программа дополнительного образования по технологии.

    Программа дополнительного образования по технологии может быть использована для работы с обучающимися 7 - 10 лет....

    математические задания и конспекты уроков по математике

    математические задания и конспекты уроков по математике...

    Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России"

    Готовые  рабочие программы с 1 по 4 класс по всем предметам...

    Внеклассное мероприятие."Овощи наших огородов"

    Внеклассное мероприятие."Овощи наших огородов"...