окружающий мир 3 класс
рабочая программа (окружающий мир, 3 класс) по теме

Панькина Ирина Витальевна

Окружающий мир 3 класс к системе учебников "Начальная школа ХХI века" автор Виноградова Н.Ф.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3._okr_mir.docx33.86 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе авторской программы Н. Ф. Виноградовой (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 2-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 160 с.).

Программа рассчитана на 68 часов.

Программа обеспечена следующим методическим комплектом:

– Виноградова, Н. Ф. и др. Окружающий мир: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – 2-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 128 с.: ил. – (Начальная школа XXI века)

– Виноградова, Н. Ф, Поглазова, О. Т. Учимся познавать мир: 3 класс: Рабочие тетради к учебнику. –  М.: Вентана-Граф, 2010. (Начальная школа XXI века).

Форма итоговой аттестации обучающихся – тестовые задания.

В авторскую программу изменения не внесены.

Темы, содержание которых не соответствует требованиям государственного стандарта, отнесены в графу «Элементы дополнительного содержания» календарно-тематического планирования.

Цели обучения

Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

 развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

 освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;

 воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Тематическое планирование

п/п

Наименование раздела программы

Тема урока

Количество часов

Тип

урока

Элементы содержания

Требования к уровню
подготовленности

учащихся

Вид

контроля

Элементы дополнительного содержания

Домашнее  задание

Дата проведения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

Введение

Где и когда ты живешь?

1

Комбини-рованный

Человек – член общества. Россия – наша Родина. Символика России

Знать название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города; государственную символику России

Текущий

Тысячелетие. прошлое, настоящее, будущее

Подготовить сообщение «Символика города, в котором живем»

2

Земля – наш общий дом

Солнечная система

1

Комбини-рованный

Живая и неживая природа. Солнце

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь различать объекты живой и неживой природы

Текущий

Солнце – небесное тело, источник света, общее представление
о влиянии на земную жизнь.
названия планет

Учебник, с. 13–15.
Р. т. 1 ,
с. 4, № 5

3

Земля – планета Солнечной системы

1

Комбини-рованный

Земля – планета. Форма, размер Земли

Текущий

Меридианы и параллели. Полюса, экватор, Северное и Южное полушария

Учебник, с.  32–33.

Р. т. 2, с. 5

4

Изображение Земли

1

Комбини-рованный

Глобус как модель Земли. географическая карта. историческая карта

Текущий

Масштаб

Учебник, с.  34–36

5–6

Условия жизни на Земле

2

Комбини-рованный. Экскурсия

Условия жизни на Земле: свет, тепло. Явления природы: смена дня и ночи, смена времен года

Текущий

Солнце – источник света и тепла для всего живого на Земле. Экваториальный пояс. Арктический пояс

Учебник, с. 17–21

7

Вода – условие жизни на Земле

1

Комбини-рованный

Условия жизни на Земле: вода. Охрана природных богатств

Текущий

Учебник,

с. 22–25.

Р. т., с. 6–7, № 14–16

8

Воздух – условие жизни на Земле

1

Комбинированный

Условия жизни на Земле: воздух. Охрана природных богатств

Текущий

Кислород, углекислый газ

Учебник,
с. 26–28

9

Почва – среда жизни организмов

1

Комбини-рованный

Почва¸ наблюдения в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов

Текущий

Почва, ее значение для жизни человека. Состав почвы. Глина, песок, воздух, ил. Перегной, гумус

Р. т., с. 11, № 31

10

Почва – среда жизни организмов

1

Комбинированный

Почва. Охрана природных богатств

Текущий

Плодородие как главное свойство почвы

Р. т.,

с. 12–13

11

Растительный мир Земли

Растения встречаются повсюду

1

Комбинированный

Особенности растений разных мест обитания

Знать некоторые особенности растений разных мест обитания

Тематический

Растения жарких стран, влажных лесов и болот, пустынь, тундры, тенистых лесов, кустарных гор, лугов.

Учебник, с. 46–48

12

Растительный мир Земли

Какие растения живут на Земле

1

Комбинированный

Живая и неживая природа (различие, краткая характеристика объектов живой и неживой природы)

Знать общие условия для жизни живых организмов

Текущий

Организм. Признаки организма (питание, дыхание, рост, размножение)

Учебник, с. 59–60

Р. т.,
с. 14–15

13

Растения и человек

1

Комбинированный

Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Дикорастущие и культурные растения, их различия на пример растений родного края

Уметь различать объекты живой и неживой природы; различать части растения, отображать их в рисунке (схеме); приводить примеры разных групп растений (2–3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни

Текущий

Лекарственные растения. Ядовитые растения

Учебник, с.50–53

14

Разнообразие растений
на Земле

1

Комбинированный

Деревья, кустарники, травы, их наблюдение в ближайшем окружении, нахождение отличительных признаков
(с использованием сравнения)

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе; ухода за растениями; оценивать воздействие человека на природу, выполнять правила поведения в природе; удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о растениях родного края, страны

Тематический

Водоросли, мхи, папоротники,

хвойные и цветковые растения

Учебник, с. 54–59.

Р. т., с. 14–15

15

Разнообразие растений
на Земле

1

Комбинированный

Растения родного края

Текущий

Дикорастущие растения

Учебник,

с. 49.

Р. т., с. 16

16–18

Растения – живые тела (организмы)

3

Комбинированный

Части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена). Деревья, кустарники. Травы, нахождение отличительных признаков

Текущий

Побег

Учебник,

с. 60–66

19

Как питается растение

1

Обобщающий

Текущий

Учебник

с. 61–64

Р. т., с. 18

20

Размножение растений

1

Комбинированный

Растения: части растений (плоды и семена)

Текущий

Размножение растений

Учебник,

с. 67–68

21

Продолжительность жизни растений

1

Комбинированный

Растения

Текущий

Однолетние, двулетние и многолетние растения

Учебник,

с. 71–72

22

Охрана растений

1

Комбинированный

Роль растений в природе и в жизни людей, бережное отношение человека к растениям

Текущий

Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений Красной книги

Учебник,

с. 78–84

23

Бактерии. Грибы

Бактерии.

Грибы

1

Комбинированный

Какие бывают бактерии. Что такое гриб

Тематический

Отличие грибов от растений. Съедобные и несъедобные грибы (узнавание). Правила сбора грибов

Учебник, с. 38–44

24

Животный мир Земли

Животные – часть природы. Роль животных в природе

1

Комбинированный

Животные и их разнообразие: насекомые, рыбы, птицы. Звери. Роль животных в природе

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов

Текущий

Цепи питания. Место животных и растений в цепи питания

Учебник, с. 86–88

25

Животные и человек

1

Комбинированный

Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным

Уметь различать объекты живой и неживой природы; приводить примеры разных групп животных (2–3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни

Текущий

Цепи питания

 Р. т., с. 20, № 58, 59, 60

26

Разнообразие животных

1

Комбинированный

Животные и их разнообразие: насекомые, рыбы, птицы, звери. Различие групп животных по существенным признакам, легко выделяемым во внешнем строении

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для ухода за животными; оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и ее участия в ее охране

Текущий

Фауна. одноклеточные, многоклеточные. насекомые – беспозвоночные животные

Учебник, с. 88–89

27

Позвоночные животные: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся

1

Комбинированный

Животные и их разнообразие: насекомые, рыбы, птицы, звери. Различие групп животных по существенным признакам, легко выделяемым во внешнем строении

Текущий

Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся – позвоночные животные

Учебник, с. 108–118

Р. т., с. 22

28

Птицы и зве-
ри – позвоночные животные

1

Комбинированный

Животные и их разнообразие: насекомые, рыбы, птицы, звери. Различие групп животных по существенным признакам, легко выделяемым во внешнем строении

Текущий

Оседлые птицы, кочующие, перелетные

Учебник, с. 119–127

29

Животные – живые тела (организмы)

1

Комбинированный

Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, зерноядные, всеядные)

Текущий

Учебник, с. 91–93

30

Жизнедеятельность животных

1

Комбинированный

Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища)

Текущий

Жабры, легкие, трахея. Органы выделения

Учебник, с. 94–95

31

Размножение животных

1

Комбинированный

Размножение разных животных (млекопитающих, птиц, рыб)

Текущий

Признаки всех живых существ
(размножение)

Учебник, с. 96–98

32

Поведение животных

1

Комбинированный

Особенности внешнего вида, питания, размножения животных

Текущий

Особенности поведения животных. Органы чувств у животных

Учебник, с. 100–102

33

Как животные приспосабливаются к условиям жизни

1

Комбинированный

Текущий

Цепи питания. Природные сообщества родного края

Учебник, с. 98–100

34

Охрана животных

1

Комбинированный

Роль животных в жизни людей. Бережное отношение человека к животным. Охрана животного мира.

Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Правила поведения в природе

Тематический

Красная книга России, ее значение, отдельные представители животных Красной книги

Учебник, с. 135–136

35

Наша Родина: от Руси до России

Древняя Русь

1

Комбинированный

Восточно-славянские племена

Знать потомков восточных славян, показывать на карте союзы племен

Текущий

Происхождение названия «Русь»

 Учебник
(ч. 2),
с. 6–8

36

Древнерусское государство

1

Комбинированный

Киев – столица Древнерусского государства. Владимир Красное Солнышко, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах

Уметь показывать на карте территорию Древнерусского государства, столицу, крупные города

Текущий

Возвышение Киева среди других городов

 Учебник
(ч. 2),
с. 9–13

37

Московская Русь

1

Комбинированный

Москва – столица государства. Иван IV Грозный – первый русский царь

Уметь  показывать на карте территорию  Московской Руси, города, вошедший в ее состав

Текущий

Венчание на царство

Учебник
(ч. 2),
с. 14–17

38–39

Российская империя

2

Комбинированный

Петр I Великий.   Санкт-Петербург – новая столица России.

Екатерина II Великая. Последний российский император Николай II

Текущий

Создание русского флота

Учебник
(ч. 2),
20–22

Учебник
(ч. 2),
с. 25

43

Какими людьми были наши предки?

1

Комбинированный

Забота о ближнем. Прием гостей. Отдых

Знать обычаи приема гостей, отдыха

Текущий

Картина
Г.К. Михайлова «Игра в жмурки»

Учебник
(ч. 2),

с. 38–41

44

Жилища

1

Комбинированный

Жилища славян: полуземлянка, изба, хата-мазанка. Каменные дома

Текущий

Картина А.М. Васнецова «В горнице древнерусского дома московских времен»

Учебник
(ч. 2),
с. 41–47

45–46

Одежда

2

Комбинированный

Изготовление одежды (обувь, головные уборы)

Текущий

Картины

А.Г. Венецианов «Гумно»,
К.П. Брюллов «Портрет княгини
Е. П. Салтыковой»,
П. А. Федотов «Сватовство майора»

Учебник
(ч. 2),

с. 48–49

Учебник
(ч. 2),

с. 54–55

47

Русская трапеза

1

Комбинированный

Традиции в разные исторические времена

Знать чем питались крестьяне

Текущий

Трапеза

Учебник,

с. 56–58

48

Русская трапеза

1

Комбинированный

Традиции в разные исторические времена

Знать чем питались в богатых домах

Текущий

Картина

И.И. Машков «Снедь московская: хлебы»

Учебник, с.58–59

49–50

Во что верили славяне

2

Комбинированный

Отдельные наиболее важные события общественной

Тематический

Религия. Язычники. Православие

Учебник
(ч. 2),

с. 60–64.

Учебник
(ч. 2), с.65–69–70

51

Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи)

Что такое земледелие?

1

Комбинированный

Картины труда, традиций людей в разные исторические времена

Знать название нашей страны и ее столицы.

Уметь: показывать на карте некоторые города России. Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для удовлетворения познавательных интересов

Земледелие. Земледелец

Учебник
(ч. 2),

с. 72–77

52

О крепостных и помещиках

1

Комбинированный

Картины быта, труда

Крестьяне, помещики

Учебник
(ч. 2),

с. 77–79

53–54

Что такое ремесло

 2

Комбинированный

Картины быта, труда

Текущий

Ремесло, ремесленники. Умелый, талантливый, творческий

Учебник
(ч. 2),

с. 79–80, 82

Учебник
(ч. 2),

с. 86–87

55

Русская ярмарка

1

Экскурсия в музей

Картины быта, труда и культурной жизни России. Выдающиеся люди разных эпох

Текущий

Учебник
(ч. 2),

с. 81

56

Русская ярмарка

1

Комбинированный

Картины быта, труда. Выдающиеся люди разных эпох

Текущий

Учебник
(ч. 2),

с. 83–86

57

О гончарном круге, керамике и фарфоре

1

Комбинированный

Картины быта, труда

Текущий

Учебник
(ч. 2),

с. 88–89

58

О веретене, прялке и ткацком станке

1

Комбинированный

Картины быта, труда

Текущий

Учебник
(ч. 2),

с. 90–91

59

Русские оружейники

1

Комбинированный

Картины быта, труда

Текущий

Учебник
(ч. 2),

с.91–95

60–61

О фабриках, заводах, капиталистах и рабочих

2

Комбинированный

История Отечества. Картины быта, труда

Текущий

Фабрики, заводы, капиталисты, рабочие. Товар

Учебник
(ч. 2),

с. 96–97

Учебник
(ч. 2),

с. 99–101

62

Открытия, которые совершил человек в XIX-XX веках (пароход)

1

Комбинированный

История Отечества. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной жизни России

Текущий

Картина

И. Е. Репин

«Бурлаки на Волге»

Учебник
(ч. 2),

с. 103–104

 63

Открытия, которые совершил человек в XIX-XX веках (автомобиль)

 1

Комбинированный

История Отечества. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной жизни России

Текущий

Учебник
(ч. 2),

с. 105–108

64

Открытия, которые совершил человек в XIX–XX веках
(самолет)

1

Комбинированный

История Отечества. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной жизни России

Текущий

Картина

А.А. Дейнека «Никитка – первый русский летун»

Учебник
(ч. 2),
с. 108–112

65

Время космических полетов

1

Комбинированный

Текущий

Учебник
(ч. 2),

с. 113–116

66–67

 

Уроки обобщения

Путешествие по старинным

русским городам

 

2

 

Комбинированный

 

Господин Великий Новгород. Московия. Владимир. История Отечества: наиболее

важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена

Итоговый

 

68

Россия ХХ –XXI веков

1

Комбинированный

Итоговый


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".

Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...

Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".

Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....

Программа по окружающему миру3 класс

Программа по окружающему миру для 3 класса УМК "Гармония" не ФГОС. Содержит пояснительную записку, тематическое планирование....

Предмет: окружающий мир Класс: 1 Тема урока: «О дружбе»

Место урока в теме: первый урок в разделе «Я и другие люди»Тип  урока: открытия новых знанийЦель и ожидаемый результат: Формировать понятие дружба и вывести правила дружбы.(Цель урока одна. Ее фо...

Предмет: окружающий мир Класс: 4 класс Технология деятельностного обучения Тема: «Как человек использует свойства воды».

Предмет: окружающий мирКласс: 4 классТехнология  деятельностного обученияТема: «Как человек использует свойства воды»....

Предмет: окружающий мир Класс: 1 класс Тип урока: урок получения новых знаний Вид урока: урок-исследования

План урока (этапы)УУД1. ОрганизационныйЛичностные-самоопределение2. Мотивационный  Познавательные:логические (сопоставление) расширение кругозора, умение находить ответы на вопрос...