Предмет: окружающий мир Класс: 4 класс Технология деятельностного обучения Тема: «Как человек использует свойства воды».
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Агафонова Светлана Владимировна

Предмет: окружающий мир

Класс: 4 класс

Технология  деятельностного обучения

Тема: «Как человек использует свойства воды».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okruzhayushchego_mira_v_4_klasse_otkrytyy.doc147.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Предмет: окружающий мир

Класс: 4 класс

Технология  деятельностного обучения

Тема: «Как человек использует свойства воды».

Цели:

1.Формировать у учащихся умения работать самостоятельно  с информационными источниками, наблюдать за проведением опытов и выполнять самостоятельно опыты по инструкции,  умения анализировать проделанную работу и делать выводы.

2.Развивать у детей информационные компетентности, исследовательские навыки.

3. Воспитывать у школьников культуру общения при работе в группах.

Оборудование:  компьютер, экран.

Ход урока

 I.Организационный момент

На уроке вам потребуется внимание, терпение и желание учиться. Настраиваемся на работу и с рабочим настроением начинаем урок. Я вам желаю успеха.

II. Проверка домашнего задания.

Начнем наш урок с загадки.

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь,

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем. (Воздух)

-а) Проверяем усвоение изученного материала с помощью вопросов «Почемучки»

  •  Что такое воздух? (смесь газов: азота, кислорода, углекислого газа)

  • Как называется воздушная оболочка Земли? (атмосфера). Ее функция? (защищает нас от губительных космических лучей, от перегрева теплом, исходящим от Солнца, от переохлаждения?

  • Как доказать, что воздух не пустое место ?( помахать веером, книгой перед лицом ).

  • Воздух обнаружили, но я не вижу его. Почему?

  • Что происходит с воздухом при нагревании? (расширяется) Где человек использует данное свойство? (первые воздухоплаватели летали на воздушных шарах)

  • Почему не падают самолеты, вертолеты? (если развить большую скорость, то на воздух можно опереться)

  • Почему при ударе мяч отскакивает от пола? (упругость)

  • Почему окна делают с двойными рамами? (  благодаря низкой плотности

воздух плохо проводит тепло. Сами стекла не защищают от холода, они лишь удерживают прослойку воздуха ,и в квартирах сохраняется тепло)

  • Почему в сильные морозы птицы сидят нахохлившись?

б) индивидуальная работа на карточках

III. Актуализация знаний.

                                                                     

- Есть в нашей жизни вещество, без которого не прожить ни одному живому существу. Как вы думаете, о чём я говорю?

-Название этого ценного, незаменимого вещества «спряталось» в тесте по теме «Воздух», предлагаю вам его выполнить.(Приложение 1)

-Это вода.

Вы слыхали о воде? Говорят, она везде

В луже, в море, в океане,

и в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

в лес туманом заползает.

Ледником в горах зовётся, лентой серебристой вьётся.

Мы привыкли, что вода – наша спутница всегда.

Без неё вам не умыться,

ни наесться, ни напиться!

Смею вам я доложить: без воды нам не прожить!

  - Согласны с этим утверждением?

IV. Постановка учебной задачи.

 - Да, без воды нам не прожить. С этим не поспоришь. И это на уроке мы сегодня докажем.                                                                                                            

а) Повторение ранее изученного (беседа)

- Давайте вспомним, что вы знаете о воде?

Групповая работа (2мин)

- Ребята, поделитесь  своими знаниями со всеми. Запишите в колонку «Знаем».

Знаем

Хотим узнать

Узнали

- Как вы считаете, всё ли вы назвали? Что бы вы хотели еще узнать? Запишите вопросы в колонку с вопросом «Хотим  узнать»

б) Сообщение цели урока.

Проблемный вопрос: Где и как человек использует свойства воды?

-Это и  будет тема нашего урока. Как вы думаете, с чего начнем?

Переходим к поиску ответов на поставленные вопросы.

Для этого я вас приглашаю в научную лабораторию. На время урока вы станете маленькими учёными. Чем занимаются учёные?

Задают вопросы

Ищут ответы на эти вопросы

Наблюдают, проводят опыты (исследуют)

Проверяют свои догадки.

В нашей лаборатории работают четыре научные группы. Выберите в своих группах:

старшего научного сотрудника (проводит опыты) (ученик получает бейджик)

помощника (читает задание)

Все остальные – эксперты (наблюдают, делают записи)

А я буду руководителем ваших лабораторий.

Результаты исследований будем заносить в схему « Фишбоун»

Вода – это жидкость. С этим связаны ее наиболее важные свойства .

Это удивительное  свойство воды, с которым сейчас познакомимся,  открыл известный древнегреческий ученый… Кто знает его имя?  (Архимед)

Я вам предлагаю просмотреть видеофрагмент с опытом и ответить на  мои

вопросы.

V. Изучение нового материала.

Опыт№1 – выталкивающая сила (видеоролик)

-Как вы думаете, сколько воды вылилось из стакана? (Масса равная массе груза на резинке)

-Почему грузик на резинке поднялся вверх? (На него действует сила, направленная вверх?)

-Что это за сила? ( работа со статьей учебника, стр.83)

-Это выталкивающая сила направлена вверх и равна массе вытесненной воды. Это и есть закон, который открыл древнегреческий ученый.

Проведём опыты: стакан с водой, кусок дерева, ключик, камень.

 -опустим в стакан с водой кусок дерева (он не тонет)

 -опустим в стакан с водой камень (он тонет)

 -опустим в стакан с водой железный ключ (он тонет)

Делают вывод: дерево выталкивается на поверхность, потому что весит меньше вытесненной воды, а железо и камень тонут, так как их вес больше, чем выталкивающая сила.

 -Тогда возникает вопрос, а почему не тонет корабль, корпус которого сделан из железа? (Работа со статьёй учебника)

Делают вывод: подводная часть корабля заполнена воздухом, который вытесняет очень большой объём воды и очень мало весит, но если в его корпусе появится пробоина, то трюм заполнится водой, и корабль пойдёт ко дну.

- Можно ли это свойство воды как-нибудь использовать? (Выслушиваем ответы детей.)

                                                                                                                                                    

Опыт №2 – закон сообщающихся сосудов

Архимедом было  замечено еще одно свойство воды, которое было названо законом сообщающихся сосудов.

                                                                                                                                Объясните, почему оно так называется и где человек использует это свойство?

( Работа со статьей учебника, стр. 84)

Рассмотреть рисунки. Что видите на них? Что всех их объединяет?

Какое свойство воды помогает работе водяного колеса в водяной мельнице или турбине на гидроэлектростанции. (Работа со статьёй учебника)

 Делают вывод: под действием силы тяжести вода всегда стекает в сторону понижения. Течение воды – большая сила.

Физкультминутка

Льется чистая водица

Мы умеем сами мыться,

Порошок зубной берем,

Крепко щеткой зубы трем.

Моем шею, моем уши,

После вытремся по суше.

Раз, два – выше голова.

- О каких свойствах воды говорится в физкультминутке? (Вода – растворитель, текучесть воды.)

У воды еще есть  немало свойств. Хотите их узнать? Тогда продолжим.

Недавно мне на глаза попалась сказка, в которой содержался вопрос, на который вы, я думаю, поможете мне ответить.  

                                                                    Сказка .                                                                            Два осла шли по дороге с кладью. Один был  навьючен солью, а другой ватой.

Первый осел  едва передвигал ноги, так тяжела была его ноша. Второй осел шел весело и легко. Вскоре животным пришлось переходить речку. Осел, навьюченный солью, зашел в воду и стал купаться: он  то ложился в воду, то снова становился на ноги. Когда осел вышел из воды, ноша его стала гораздо легче. Другой осел, глядя на первого, тоже стал купаться. Но чем дольше он купался, тем тяжелее становилась его поклажа. Почему же ноша первого осла после купания стала легче?

Выдвигаем гипотезы.

Опыт №3 –  вода-растворитель – предлагается провести самостоятельно детям по инструкции

Перед вами стаканы, что в них? (Вода.)                                                                    Что вы можете сказать об этой воде? (Цвет, запах, вкус.)                                             Вы уверены, что вода без вкуса? Попробуйте.                                                          Почему эта вода имеет вкус? (Растворили там сахар, соль.) Что значит, растворили соль или сахар в воде?

- Опустите в воду следующие вещества – мел, песок, масло.

    Вывод: Вода хороший  растворитель, но некоторые вещества, например, масло, не могут растворяться до конца.

-Где мы это свойство используем в жизни? (беседа по картинкам, рассуждения детей)

     В природе очень мало чистой воды. А для питья и прочих нужд человека, да и животных нужна чистая вода. Как сделать воду чистой?

Рассмотрите рисунок в учебнике стр. 86 и скажите, как можно получить пресную воду?

Опыт №4 – вода несжимаема – демонстрация учителем

Проведём опыт:

  1. возьмем шприц
  2. наберем в него воды
  3. заткнем пальцем отверстие у шприца
  4. надавим с другого конца шприца

- Что произошло?

-Смогли ли мы сжать воду?

-Какое свойство воды вы наблюдали в этом опыте? ( ничего не получается, так как жидкость несжимаема)

- Где применяется это свойство воды? ( работа со статьей учебника)

       Если в большой цилиндр с поршнем закачать воду через маленькое отверстие, то поршень будет выходить из цилиндра, несмотря ни на какие преграды.

Делают вывод: это свойство используют в технике: на его основе создан гидравлический пресс и домкрат.

Посмотрите на схему и перечислите удивительные свойства воды. Какой вывод можно сделать после заполнения её?

Какой вывод сделаем? ( Человек использует свойства воды постоянно в повседневной жизни)

VI. Закрепление.

Так вот она, какая вода! Это очень ценное, полезное вещество. Вода относится к полезным ископаемым.

Как вы думаете, много ли воды на земле?

     Вода занимает ¾ поверхности земного шара. Можно ли эту воду употреблять в пищу, в быту? Пресная вода составляет всего 3 процента от общего количества водной массы Земли.

А знаете ли вы, что:

  • За последние 60 лет водопотребление в мире увеличилось в 5 раз.

  • 114-230 литров воды уходит во время приема 5-минутного душа.

  • На чистку зубов уходит 9 литров воды, на мытьё посуды – 91 литр.
  • Человек ежедневно использует 230 л воды.

  • При неисправности крана с самой тоненькой струйкой воды за сутки может уйти в канализацию до 150 литров чистейшей питьевой воды.

  • Знаете ли вы, что после 10-минутного душа уходит столько воды, сколько нужно 200 детям каждый день?

Тревожные факты

  • В настоящее время человечество использует 3,8 тыс. км3 воды ежегодно, причём  максимально увеличить потребление пресной воды человечество может только до 12 тыс. км3.

  • Потребление пресной воды растёт ежегодно и достаточно быстрыми темпами. Уже при нынешних темпах потребления воды, её может хватить только на ближайшие 25-30 лет.

 – Какой вывод сделаете из прочитанной информации?

Вывод: Воду нужно беречь!

– Об этом мы с вами поговорим на следующем уроке.

А теперь ответьте на вопросы:

  1. Можно ли воду нести в решете?
  2. Как можно использовать силу водопада?
  3. Какое свойство используется на рисунках?

VII. Итог урока

- Что нового и полезного узнали для себя на уроке?

-Что больше всего понравилось на уроке?

-Какое задание показалось трудным?

-Оцените свою работу на уроке ( я работал хорошо и с удовольствием)

-Кому бы вы сегодня сделали комплимент и сказали молодец.

Выставление оценок:

  - за работу по карточкам

  - за активную работу

  -за тестирование

VIII.Домашнее задание   

                                                                                                                                                                     Мы с вами познакомились лишь с малой частью знаний о воде. Предлагаю вам дома продолжить исследовательскую деятельность и поработать с энциклопедиями. Вам нужно

  1. Найти информацию о воде:  о необычных свойствах воды, стихи, пословицы, рецепты по очистке воды, интересные факты о   воде.

  1. Чтение по учебнику.стр.84 -88

В заключении я хочу сказать:

Человек, запомни навсегда

Символ жизни на Земле – вода!

Экономь её и береги

Мы ведь на планете не одни!

Спасибо за работу на уроке!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока с презентацией. Тема: "Как человек использует свойства воды"_4 класс_программа "Школа 2100".

Формирование познавательных УУД на уроках окружающего мира. Программа "Школа 2100"....

План - конспект урока - исследования по окружающему миру "Как человек использует свойства воды", 4 класс

Урок носит научно-исследовательский характер и проходит в форме игры. Учащиеся попадают в научную лабораторию, проводят опыты, исследуют свойства воды. Знакомятся с законами Архимеда. На протяжении вс...

Урок окружающего мира в 4 классе. Как человек использует свойства воды.

Расширить представление учащихся о значении воды  через актуализацию имеющихся и получение новых знаний об основных свойствах воды и ее роли в жизни и деятельности человека....

План - конспект урока окружающего мира для 4 класса "Как человек использует свойства воды"

План - конспект урока окружающего мира для 4 класса (образовательная система "Школа 2100") по теме "Как человек использует свойства воды"...

Учебно-методический материал к уроку окружающего мира в 4-м классе "Как человек использует свойства воды"

Технологическая карта урока окружающего мира в 4-м класса "Как человек использует свойства воды" по программе "Школа 2100"...

Урок окружающего мира. Тема: Как человек использует свойства воды. 4 класс.

Презентация для урока Окружающего мира по теме "Как человек использует свойства воды" На данном уроке проводятся опыты с водой....

Тема: «Как человек использует свойства воды»

Конспект урока по окружающему миру на тему: «Как человек использует свойства воды»....